Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрольная работа по экономике 9 класс (с ответами)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
- Фискальная — формируют государственный бюджет
- Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
- Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
- Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).
По уровню взимания
- Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
- налог на прибыль
- налог на добавленную стоимость
- акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
- доходы от капитала
- подоходный налог ( он единый – 13 %)
- взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
- госпошлина
- лесной налог
- водный налог и др.
- Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
- налог на имущество организаций
- дорожный налог
- транспортный налог
- налог с продаж и др.
Системы налогообложения
Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.
Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.
Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.
Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.
Виды налоговой ставки
Налоговая ставка – это величина налога, которая приходится на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли и так далее).
Налоговая система в России
Основными принципами формирования налоговой системы в нашей стране являются:
- Обязательность уплаты налогов.
- Удобство и простота налоговой системы для налогоплательщиков.
- Гибкость налогов, их изменение в условиях изменяющегося хозяйства.
- Невозможность двойного налогообложения.
- Прогрессивное и льготное налогообложение.
Российское налогообложение имеет трехуровневую систему и состоит из:
Уровень налогообложения | Виды налогов |
Федеральные налоги и сборы (выплачивают все граждане РФ). | – налог на добавленную стоимость; – акциз; – налог на доход физического лица; – государственная пошлина; – налог на прибыль предприятия; – единый социальный налог; – налог на добычу полезных ископаемых; – водный налог. |
Региональный налог (выплачивают все люди, проживающие в определенном регионе). | – налог на имущество предприятия/организации; – налог на игорный бизнес; – транспортный налог; |
Местные налоги (выплачиваются жителями города/поселения). | – налог на имущество физических лиц; – земельный налог. |
Тест с ответами: «Налоги и налогообложение»
1. Какими бываю налоги по способу взимания?
А) прямые и косвенные+
Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, на действии
В) общегосударственные и местные
Г) кадастровые, декларационные и предыдущие
2. В чем различие между налогом и сбором согласно НК РФ?
А) различие в том, что налог представляет собой обязательный, безвозмездный платеж, а сбор – обязательный взнос, взимаемый за совершение юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов+
Б) налог и сбор – идентичные понятия
В) различие в том, что поступившие в бюджет налоги могут быть использованы на любые государственные (муниципальные) нужды, а сборы могут использоваться на строго определенные цели
3. Кем является конечный потребитель, на которого переложен налог?
А) источником налога
Б) носителем налога+
В) субъектом налога
Г) налоговым окладом
Д) объектом налога
4. Какой налог с рекламы?
А) косвенный
Б) общегосударственный
В) местный+
Г) универсальный
5. Функции налогов:
А) фискальная и политическая
Б) фискальная и социальная
В) экономическая и политическая
Г) фискальная и экономическая+
6. Какой из п налогов полностью попадает в федеральный бюджет?
А) Акцизы
Б) налог на имущество организаций
В) НДС+
Г) налог на прибыль организаций
7. Что относится к реальным налогам?
А) подоходный налог
Б) пошлина
В) налог на землю+
Г) НДС
8. Виды ставок:
А) твердые, пропорциональные и прогрессивные
Б) твердые, адвалорные и комбинированные+
В) пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
9. Прямые налоги – это
А) налоги, взимаемые при совершении определенных действий
Б) налоги на потребление
В) налоги на доходы и имущество+
Г) налоги на отдельные товары и услуги
Д) налоги, по которым плательщику точно известна налоговая база
10. При помощи реализации какой функции налогов пополняется государственная казна?
А) стимулирующей
Б) фискальной+
В) регулирующей
Г) контрольной
11. Косвенные налоги – это
А) налоги, уменьшающие величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятиятоваров или тариф за услугу
Б) налоги на доходы и имущество
В) налоги на товары и услуги, включаемые в качестве самостоятельного элемента в цену+
Г) налоги на переход собственности от одного лица к другому
12. Какие бывают принципы налогооблажения?
А) политические, экономические и юридические
Б) политические, юридические и организационные
В) экономические, юридические и организационные+
13. Какой налог взимают с владельцев транспортных средств ?
А)косвенный;
Б) прямой;+
В) местный;
Г) универсальный.
Налоги и налогообложение тест+по+налогам
1. До 1999 года выездные налоговые проверки назывались: А) внезапные; Б) документальные; В) активными.
2. Выездные проверки делятся на комплексные и: А) камеральные; Б) узконаправленные; В) тематические.
3. При комплексной выездной проверке проверяется: А) правильность расчетов с бюджетом по всем налогам; Б) правильность расчетов с бюджетом по одному или нескольким налогам; В) правильность расчетов с бюджетом по отдельным вопросам, например по возмещению налога на добавленную стоимость.
4. При тематической выездной проверке проверяется: А) правильность расчетов с бюджетом по всем налогам; Б) правильность расчетов с бюджетом по одному или нескольким налогам, по отдельным вопросам, например по возмещению налога на добавленную стоимость. В) правильность определения налоговой базы по одному налогу.
5. В соответствии с НК РФ предусмотрена периодичность выездных проверок: А) не менее одного раза в два года; Б) не более двух и более по одним и тем же налогам за один и тот же период; В) не менее одного раза в год.
6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться: А) более 3 месяцев; Б) более 2 месяцев; В) более 2 года.
7. Проведение выездной налоговой проверки возложено на: А) Таможенные органы; Б) ФНС; В) Судебные органы.
8. Выездная налоговая проверка проводится: А) по местонахождению организации-налогоплательщика, если нет обстоятельств, которые принимаются при проведении выездной налоговой проверки в налоговых органах; Б) по местонахождению налоговых органов, если нет обстоятельств, которые принимаются при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика; В) только по местонахождению организации-налогоплательщика.
9. Этапы выездной налоговой проверки: А) планирование проверки, предпроверочная работа, проведение документальной проверки, оформление результатов; Б) планирование проверки, организация проверки, мотивация сотрудников налоговой службы и контроль за правильностью и своевременностью уплаты доначисленных сумм налога и пеней; В) планирование проверки, проведение проверки, оформление результатов проверки.
10. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок проводится на основе следующих групп налогоплательщиков: А) предприятия, которые обязательно включат в текущий план проверок и предприятия, которые подлежат первоочередной проверке, но будут включены в план, как только позволят кадровые ресурсы инспекции; Б) предприятия, которые обязательно включат в текущий план проверок и предприятия, которые не обязательно проверять; В) Крупнейшие налогоплательщики и фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений.
11. В число «обязательных» кандидатов на выездную проверку, согласно критерию отбора кандидатов на проверку, входят: А) Крупнейшие налогоплательщики, фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений, и предприятия, которые решили ликвидироваться Б) Предприятия, чья отчетность вызывает подозрение у сотрудников камерального и аналитического отделов; В) Налогоплательщики, которые систематически опаздывают с представлением деклараций и документов, необходимых для налогового контроля.
12. В число «первоочередных» кандидатов на выездную проверку, согласно критерию отбора кандидатов на проверку, входят: А) Крупнейшие налогоплательщики и фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. Б) Предприятия
чья отчетность вызывает подозрение у сотрудников камерального и аналитического отделов, и налогоплательщики, которые систематически опаздывают с представлением деклараций и документов, необходимых для налогового контроля; В) Предприятия, которые решили ликвидироваться.
13. Планирование выездных проверок состоит в: А) определении перечня плательщиков, в отношении которых должны быть проведены проверки в предстоящем квартале; сроков их проведения; видов налогов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, кадровых ресурсов, необходимых для её проведения; Б) формировании информационных ресурсов о плательщиках; анализ результатов камеральной проверки деклараций; анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимой в рамках камеральной проверки; анализ основных финансовых показателей деятельности плательщиков по отраслевому принципу; выбор объектов проверки; составление перечня вопросов проверки; подготовка предложений о предлагаемых затратах времени на проведение проверки, о количестве специалистов, необходимых для проверки, о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных органов; утверждение плана выездных проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением; В) составлении справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
14. Этапами планирования и подготовки проверок являются: А) определение перечня плательщиков, в отношении которых должны быть проведены проверки в предстоящем квартале; сроков их проведения; видов налогов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, кадровых ресурсов, необходимых для её проведения; Б) формирование информационных ресурсов о плательщиках; анализ результатов камеральной проверки деклараций; анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимой в рамках камеральной проверки; анализ основных финансовых показателей деятельности плательщиков по отраслевому принципу; выбор объектов проверки; составление перечня вопросов проверки; подготовка предложений о предлагаемых затратах времени на проведение проверки, о количестве специалистов, необходимых для проверки, о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных органов; утверждение плана выездных проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением; В) составлении справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
15. В целях целенаправленного отбора плательщиков для проведение выездной налоговой поверки, налоговые органы используют как внутренние, так и внешние источники. К информации из внутренних источников относится информация: А) полученная в процессе выполнения налоговыми органами своих контрольных функций; Б) полученная от Минфина России, ГТК России, ФПС России, Банка России, Минюста России и других органов; В) полученная по запросам от энерго- и теплоснабжающих организаций.
16. В целях целенаправленного отбора плательщиков для проведение выездной налоговой поверки, налоговые органы используют как внутренние, так и внешние источники. К информации из внешних источников относится информация: А) полученная в процессе выполнения налоговыми органами своих контрольных функций; Б) полученная от Минфина России, ГТК России, ФПС России, Банка России, Минюста России и других органов; В) полученная налоговыми органами в связи с учетом плательщиков (ЕГРН).
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Принципы построения налоговой системы. Налоговая система — совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.
Вообще, налоговая система любого государства представляет собой:
во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
во-вторых, систему законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;
в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
С известной долей условности первый из названных аспектов может быть назван системой налогов, второй — системой налогового законодательства, а третий — институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуют и не могут существовать сами по себе независимо друг от друга. Они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние — вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.
Структура налоговой системы может рассматриваться в следующих основных аспектах:
с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;
с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
с точки зрения распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов), а также в некоторых других аспектах.
С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и с этой точки зрения представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них, косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции.
В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налоги играют весьма значительную роль, особенно при формировании доходов федерального бюджета.
Структура российской налоговой системы по итогам 2015 г. с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов отражена в таблице 1.
Таблица1
Структура налоговой системы РФ в 2015 г.
Налоги |
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет |
||
в % к итогу |
в % от ВВП |
в % к итогу |
в % от ВВП |
|
Прямые |
34,36 |
8,67 |
9,09 |
1,39 |
Косвенные |
51,70 |
13,05 |
78,27 |
11,94 |
Прочие |
13,94 |
3,52 |
12,64 |
1,93 |
Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. В этой связи представляется, что ежегодные всероссийские налоговые форумы в Торгово-промышленной палате (ТПП) России как раз и являются той площадкой, на которой власть и бизнес могут в режиме диалога выработать конкретные предложения на среднесрочную перспективу развития налоговой системы.
Так, Российские предприниматели, входящие в систему ТПП России, полагают, что первым направлением дальнейшего реформирования налоговой системы должны быть вопросы налогового администрирования. Поправки, предлагаемые предпринимательским сообществом следующие:
— положения, обеспечивающие соблюдение сроков проведения проверок и сроков вынесения решений по ним;
— поправки, предусматривающие ответственность должностных лиц за вынесение незаконных решений и злоупотреблений своими правами.
Второе направление — решение проблем крупнейших налогоплательщиков.
Сегодня в российской экономике сформировалась стабильная группа интегрированных компаний, являющихся основой конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках. Государство могло бы путем некоторого снижения налоговой нагрузки в начальный период внедрения консолидированного налогообложения обеспечить стимулирование развития. Впоследствии за счет роста налогооблагаемой базы произойдет и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Третье направление — совершенствование налогообложения НДС.
Применительно к реформированию НДС нельзя не затронуть и планы Минфина России по организации специальной процедуры регистрации налогоплательщиков. Введение системы «НДС-платеж» предполагает установление сплошного налогового контроля за перечислением сумм налога организациями. Фактически это означает перекладывание контрольных функций государства на банки. На них будут возложены дополнительные обязанности по представлению сведений налоговыми органами в жатые сроки. Очевидно, что такие требования повлекут дополнительные затраты по организации электронных систем обмена данными как для банков, так и для налоговых органов. Не исключено, что в результате дополнительные издержки будут частично переложены на налогоплательщиков.
Четвертое направление — создание налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства, инновационных предприятий. В целях решения данной проблемы ТПП Росси был разработан пакет законопроектов:
— проект ФЗ «О внесении изменения в ст.154 НК РФ». Дело в том, что организации и предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС по товарам, приобретенным у организаций (предпринимателей), применяющих УСН или являющимися плательщиками ЕНВД, которые оказываются исключенными из состава контрагентов. Положения законопроекта позволяют увеличить объем заключаемых договоров купли-продажи товаров между организациями и предпринимателями, применяющими различные режимы налогообложения.
— проект ФЗ » О внесении изменений в ст.346.12 и 346.13 части второй НК РФ», которым для субъектов малого предпринимательства в целях перехода на упрощенную систему налогообложения предлагается установить пороговый валовой доход от реализации в течение 9 месяцев в сумме не более 40 млн. руб. Размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого организации и предприниматели теряют право на применение УСН, устанавливается в сумме 54 млн. руб.
— В результате ожидается двукратный рост числа малых предприятий. Кроме того, возможность применения УСН, получат предприятия более широкого спектра (в т.ч. венчурные и инновационные).
— проект ФЗ «О внесении изменений в ст.346.15 НК РФ», предусматривающий включение в состав расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также на патентование и пр.
Предлагаемые изменения позволят направить часть доходов на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств.
Пятое направление — совершенствование амортизационной политики. Для активизации процессов модернизации устаревшего производственного капитала предлагается рассмотреть возможность предоставления хозяйствующим субъектам права «сверхускоренной амортизации» вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.
В этой связи, организациям разрешается списывать в первый год эксплуатации не 10%, как в настоящее время, а 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования — и до 10 %. Активное применение норм налогового стимулирования позволит организациям увеличить объемы вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, будет способствовать интенсификации обновления устаревшего производственного капитала.
В заключение — о реформировании имущественных налогов. В частности, по налогу на имущество организаций, предлагается предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее 30 млн. руб. на срок не менее 5 лет. Этот шаг позволит дополнительно стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь — высокотехнологичных.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.