Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Типы налогов и их характерные признаки
Признаком федерального налога является его прямое введение и регулирование статьями Кодекса, обязательные характер для всех налогоплательщиков на территории страны. К примеру, НДФЛ платят все физические лица, получившие доход на территории РФ, а сама система сборов построена таким образом, что большая часть физических лиц платит налог не лично, а посредством привлечения к процессу работодателя в качестве налогового агента. Основной особенностью федеральных налогов является их унификация.
Региональные устанавливаются не только Кодексом, но и субъектами федерации. Они не имеют возможности для введения какого-то своего налога, но могут менять ставки существующих и регулировать порядок и сроки уплаты. Региональные налоги могут быть только теми, что установлены положениями ст. 14 НК РФ.
Местные налоги устанавливаются Кодексом и налоговыми нормативными актами законодательных органов муниципальных образований.
Таким образом вводятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они обязательны к уплате на территориях муниципальных образований, где были введены в действие.
Существуют специальные налоговые режимы, которые связаны с приостановлением или полной отменой обязанности оплачивать некоторые местные налоги. Так, специальный режим УСН предусматривает освобождение от налога на имущество физических лиц, которые занимаются предпринимательством, а имущество эксплуатируется ими для его осуществления.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Налоговая «иерархия», представленная в таблице
№/№ |
Налоговый уровень |
Налоговый перечень |
1. |
Федеральные налоги |
налог на добавленную стоимость; |
2. |
Региональные налоги |
имущественная пошлина организаций; |
3. |
Местные налоги |
земельная пошлина; |
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды налогов по методу взимания
Все налоги по методу взимания могут быть двух типов. Бывают виды налогов прямые и косвенные:
- При прямом методе налог взимают с любого дохода (прибыли) или имущества. Субъект и объект налогообложения при этом совпадают, а процент ставки напрямую будет зависеть от стоимости имущества или размера дохода. Прямые налоги в строгом порядке должны платить все граждане нашей страны, а обложению при этом подлежит доход (прибыль организации) или имущество. Они появились намного раньше косвенных. Сейчас к ним относятся несколько выплат: подоходный налог, налог на прибыль от деятельности организации (предприятий), имущественный налог, налог на получение наследства или дарения (налог начинают выплачивать при вступлении в право наследования) и налог на добычу природных ресурсов (добыча и использование полезных ископаемых). Для такого налогообложения объектом всегда будет доход или имущество. Каждый гражданин нашей страны обязан регулярно выплачивать прямой налог, иначе судебные приставы будут привлекать нарушителя к ответственности и назначать ему соответствующие санкции и штрафы.
- Косвенные виды налогов являются прибавкой к установленной цене продукта или услуги, которые мы приобретаем. Компания производит продукт на своем предприятии и устанавливает на него цену вместе с надбавкой, которую потом отдает в бюджет страны. Этот вид налога бывает разделяется на: налог на добавленную стоимость (прибавка к цене продукта), акцизы (например, за алкогольную продукцию) и таможенные пошлины.
Отмена ЕНВД с 2021 года — дело решенное. Единый налог на вмененый доход прекратит свое существование с 1 января 2021 года. Это следует из Федерального закона от 02.06.2016 № 178-ФЗ.
Так как налог на ЕНВД вмененый, то есть он заранее известен и не зависит от доходов, то налоговая нагрузка бывших вмененщиков изменится, причем для многих в сторону увеличения.
Обратите внимание, что если вы не подадите заявление в ФНС о выборе другого спецрежима взамен ЕНВД, то налоговики вас автоматом переведут на общий режим. Чтобы этого не произошло, нужно подать заявление. Про все изменения для ухода с ЕНВД на патент читайте в статье журнала «Упрощенка» Изменились правила перехода с ЕНВД на УСН и патент
Статьи по теме в журнале «Упрощёнка»
Вместо ЕНВД ИП или компания с 1 января 2021 года могут перейти на:
- упрощеннную систему налогообложения (УСН)
- патент (только для ИП). ИП могут прейти на патент, если его виды деятельности есть в перечне
- общую систему налогообложения (ОСН)
Минфин нашел способ сделать переход ИП с ЕНВД на другие режимы более удобным. Так, Минфин добавил новые виды деятельности, для которых можно применять патентную систему налогообложения. Кроме того, новации позволяют уменьшить размер налогов по ПСН на сумму страховых платежей и пособий, как это действует в случае с ЕНВД. Предприниматели, у которых работают наемные сотрудники, смогут уменьшить стоимость патента только наполовину. Для тех, кто обходится без наемных работников, подобных ограничений нет. Они могут совсем не платить налоги, если это допускает размер выплаченных страховых взносов.
ИП на ЕНВД с 1 января 2021 года смогут купить льготные патенты. Это следует из законов от 23.11.2020 № 372-ФЗ, 373-ФЗ, 374-ФЗ.
Для ИП, которые переходят с ЕНВД на патент, будут действовать особые патенты на периоды с 1 января по 31 марта 2021 года для четырех видов деятельности — розничная торговля, общепит, автостоянки и автосервисы. Купить их смогут те ИП, которые применяли ЕНВД по этим видам деятельности в 4 квартале 2020 года.
Также для компаний и ИП, которые переходят с ЕНВД на УСН, установили переходные правила. ЕНВД за IV квартал можно уменьшить на взносы и пособия, которые фирма или ИП заплатят после 31 декабря 2020 года за работников, занятых в видах деятельности на вмененке. Стоимость сырья и материалов, которые купили и оплатили на ЕНВД, а списали в производство уже на УСН, можно учесть в расходах после перехода на упрощенную систему.
Еще одно знаковое изменение — расширение видов деятельности на патенте. Теперь в НК РФ виды деятельности на патенте лишь рекомендованы. А каждый регион сможет выбрать из этого списка свои или дополнить его. Так, вместо 63 видов деятельности в НК РФ для патента будет предусмотрено 80 видов деятельности.
Среди нового бизнеса на ПСН:
- услуги по предоставлению во временное владение/пользование мест для стоянки авто, по хранению автомобилей на платных стоянках, кроме штрафных автостоянок;
- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
- размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.
Для того, чтобы перейти на УСН с 2021 года, вам нужно будет сделать два действия.
С 1 января 2021 года будет увеличен федеральный и региональный МРОТ. Он вырастет с 12 130 до 12 792 рублей. Поэтому зарплату надо поднять, подробности в статье журнала Повысьте зарплату до нового МРОТ. А значит, вырастет налоговая нагрузка. Ведь с зарплаты уплачивается НДФЛ (ставка 13%) и страховые взносы (ставка 30%).
С 1 января 2021 года увеличится предельная база по страховым взносам (постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 N 1935). Это зарплата за год, с которой платятся взносы в ПФР и ФСС. А значит, и взносов бизнес будет платить больше.
В связи с проведенной индексацией предельные базы для расчета страховых взносов в 2021 году такие:
- В ПФР — 1 465 000 рублей — с суммы превышения нужно платить взносы по ставке 10%
- В ФСС — 966 000 рублей — с суммы превышения взносы не уплачиваются
Размер лимита для расчета взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в 2021 году не установлен.
Теперь вам известны основные налоги, их виды и функции. Настало время обсудить любопытную особенность. Она свойственна российской системы налогообложения и касается налога на доходы физических лиц. В средствах массовой информации активно транслируется информация о низкой ставке в размере тринадцати процентов.
Однако при этом довольно высокая нагрузка ложится на фонд оплаты труда, из которого работодатели обязаны осуществлять отчисления на выплату пенсий, больничных и прочих социальных гарантий со стороны государства. Фактически данные средства вычитают из зарплаты сотрудников, но последние нередко об этом не знают.
Это связано с тем, что все отчисления выполняет работодатель, так как он исполняет функцию налогового агента. Учитывая, что общий размер отчислений довольно высок и составляет более тридцати процентов, возникает логичный вопрос. Куда идут налоги с заработной платы? Это актуальная тема для каждого сотрудника, который честно выплачивает обязательные взносы.
Федеральные, региональные и местные налоги: таблица
Одной из главных изменений в сфере бухучета стало объединение отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2021 г. Теперь сведения о доходах физлица будут подаваться в отдельном приложении расчета 6-НДФЛ (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Также законодатели утвердили новые перечни медицинских услуг по медицинской эвакуации, паллиативной помощи и дорогостоящего лечения по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов и услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи для социального вычета по НДФЛ (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458).
Льготы IT-компании получили и по страховым взносам (Закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ). Бессрочные пониженные тарифы страховых взносов установлены в размере 6 % на ОПС, 1,5 % на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % на ОМС. Также важным условием применения пониженных тарифов станет категория работодателя, а именно: те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты, а также те, кто является разработчиком изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.
Законодатели установили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. За истекший год организации обязаны заплатить налог не позднее 1 марта следующего года. Срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это закреплено в п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Также, как и с транспортным налогом, для земельного установлены новые сроки уплаты — не позднее 1 марта следующего года, а срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (подп. «б» п. 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Согласно закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ по УСН установлены новые ставки и увеличены лимиты по упрощенке. УСН теперь смогут применять те организации, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.
Также на упрощенке организации смогут применять налоговые каникулы до 2024 года согласно Закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ. Обязательные условия — в регионе принят закон о каникулах, а ИП ведет деятельность в льготной отрасли и зарегистрирован после принятия данного закона.
Что изменится в налогах в 2021 году
Является основным пунктом в Налоговом кодексе, действует на территории РФ с 1992 года. Налогообложению в данном случае подлежит имущество, находящееся в пределах России и являющееся собственностью российских или зарубежных организаций, а именно:
- предприятий и учреждений, которые российское законодательство причисляет к юридическим лицам;
- филиалов и подразделений, которые имеют собственный расчетный счет;
- иностранных и международных организаций, имеющих в собственности имущество на территории РФ.
Отчисления не взимается с:
- земельных участков;
- организаций, связанных с уголовно-исполнительной деятельностью;
- водных и других природных ресурсов;
- имущества, находящегося в ведении федеральных органов и используемого для охранной деятельности и обеспечения правопорядка РФ.
В 2002 году в Налоговом кодексе появилась новая глава, связанная с налогом на транспорт. Налогоплательщиками в данном случае считаются те, на чье имя зарегистрировано одно или несколько транспортных средств. На каждый вид транспорта при этом платеж рассчитывают отдельно. Отчисления производятся ежегодно.
Налогообложению в данном случае подлежат следующие ТС:
- наземный транспорт: машины, автобусы, мотоциклы и т. п.;
- водный: яхты, катера, моторные лодки и т. п.;
- воздушный: вертолеты, самолеты.
Развитие и рост отечественной экономики напрямую зависит от развития ее регионов. Региональная налоговая политика является одной из наиболее значимых частей сложной налоговой системы России и играет важную роль в формировании бюджета страны.
Большую часть региональных доходов от налоговых выплат составляют налоги на имущество предприятий.
Роль данных платежей заключается также в обеспечении надежности и стабильности бюджета РФ. На сегодняшний момент отмечаются трудности и проблемы в сборе и администрировании именно этих налогов, что неблагоприятным образом складывается непосредственно на развитии региональной экономики.
Налоги в бюджет субъектов РФ
Рассматривая в отдельном материале федеральные налоги и сборы мы отмечали, что федеральные налоги и налоги федерального бюджета – не одно и то же. Но ситуация с региональными налогам иная. Все 3 налога субъекта РФ в соответствии с бюджетным законодательством зачисляются в бюджеты субъектов РФ в размере 100% (п. 1 ст. 56 БК РФ).
Кроме того, в бюджеты субъектов РФ идут и некоторые федеральные налоги (полностью или частично) (п. 2 ст. 56 БК РФ).
В бюджеты субъектов РФ поступают, к примеру, следующие федеральные налоги (п. 2 ст. 56 БК РФ):
- региональная часть налога на прибыль, исчисляемая в 2017-2024 гг. по налоговой ставке 17% (п. 1 ст. 284 НК РФ);
- 85% перечисленного налоговым органам НДФЛ;
- 100% акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно;
- 100% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы в рф
- К
федеральным налогам и сборам относятся: -
1)налог
на добавленную стоимость; - 2)акцизы;
-
3)налог
на доходы физических лиц; -
4)налог
на прибыль организаций; -
5)налог
на добычу полезных ископаемых; -
6)водный
налог; -
7)сборы
за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов; -
8)государственная
пошлина. - К
региональным налогам относятся: -
1)налог
на имущество организаций; -
2)налог
на игорный бизнес; -
3)транспортный
налог. - К
местным налогам и сборам относятся: -
1)земельный
налог; -
2)налог
на имущество физических лиц; -
3)торговый
сбор. - ОБЩИЕ
УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ
В РФ - Налог
считается установленнымтолько
в том случае, когда точно определены
налогоплательщики и элементы
налогообложения, а именно: - 1) объект
налогообложения; - 2) налоговая
база; - 3) налоговый
период; - 4) налоговая
ставка; - 5) порядок
исчисления налога; - 6) порядок
и сроки уплаты налога. - В
необходимых случаях при установлении
налога в акте законодательства о налогах
и сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиком.
Согласно
положениям ст. 17 НК РФ при установлении
сборов определяются их плательщики и
элементы обложения применительно к
конкретным сборам.
Установление
налогаозначает принятие
законодательного акта с целью присвоения
наименования налога, отнесение его к
числу федеральных, региональных либо
местных и определение налогоплательщика
и основных элементов налогообложения.
Федеральные
налогиустанавливаются исключительно
положениями НК РФ, нижестоящие органы
представительной власти не могут
изменить ни один элемент федерального
налога.
Водный налог — федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за специальное (с применением сооружений, технических средств и устройств) и/или особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.
Налогоплательщики: юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели), осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами.
Объектами налогообложения считаются следующие виды пользования водными объектами (реками, морями, озерами, прудами, родниками, подземными водами, ледниками):
- забор воды;
- выработка энергии (например, работа ГЭС);
- сплав древесины;
- иное использование акватории (поверхности) водного объекта.
При этом не подлежит налогообложению использование акватории для рыбалки или хождения судов, забор воды для орошения с/х земель, полива садоводческих участков или тушения пожаров, и т. п.
Ставка водного налога зависит от экономического района, месторасположения водного объекта, его типа, наименования, объема забранной жидкости, площади используемой водной поверхности или иных параметров. Льготы не предусмотрены.
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Эти сборы — обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.
Налогоплательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающие лицензией на пользование объектами животного мира на территории России.
К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы, рыбы, крабы, моллюски и т. п., в естественной среде обитания. Ставка сбора зависит от вида животного или рыбы, и устанавливается для каждого вида отдельно. Размер сбора рассчитывается как произведение ставки на количество объектов животного мира.
К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря.
При этом не уплачивают сборы представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России; а также лица не относящиеся к этим народам, но постоянно проживающие в местах, где охота и рыболовство жизненно необходимы.
Также для ряда случаев (самозащита, научные цели), налоговая ставка устанавливается в размере 0 руб.
Сумма сбора, в зависимости от вида биологического объекта, может зачисляться только в региональный бюджет, либо частично еще и в федеральный бюджет.
К примеру: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 20% поступает в федеральный бюджет, а остальные 80% перечисляются в бюджет субъекта РФ. А вот сбор за пользование объектами животного мир полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Подробные разъяснения и дополнительные данные содержатся в главе 25.1 НК РФ.
За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль — 2,7 трлн рублей, НДС — 2,6 трлн рублей, НДФЛ — 2,5 трлн рублей, НДПИ — 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года — поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.
Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. «Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне», — сообщил он.
Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе — на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику — поступило 4,56 трлн рублей — на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ — 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне — на 2,8%, в июле — на 6,1%, в августе — на 14,5%.
Рост поступлений НДФЛ отражает постепенное восстановление уровня доходов граждан
О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.
С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2021 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% — до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% — до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно.
В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. «За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга», — подчеркнул Даниил Егоров.
Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала — 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2021 года — на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки — на сумму более 25 млрд рублей.