Минтранс обновит транспортные накладные и переведет их в электронный формат

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтранс обновит транспортные накладные и переведет их в электронный формат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Преимущества перехода на электронные транспортные накладные для бизнеса

У электронного формата есть как плюсы, так и минусы. Для удобства собрали их в таблицу.

Плюсы Минусы

Быстрый обмен документами.

Расходы на подключение к ЭДО — в среднем около трех тысяч рублей в год.

Доступ к документам из любого места и с любого устройства.

Расходы на ПО для работы с электронными накладными — стоимость зависит от тарифов поставщика.

Экономия на доставке и бумаге.

Некоторые предприниматели недовольны тем, что перевозки с электронными документами стали более прозрачными.

Быстрая передача данных в налоговую и расчет НДС.

Быстрый поиск нужного документа при проверке, его корректировка.

Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

ЭТрН создаёт отправитель груза в информационной системе и заверяет квалифицированной электронной подписью (КЭП). Документ содержит 4 основных титула:

  1. Сведения об участниках перевозки, условиях договора, водителе, грузе, сопроводительных документах.

  2. Сведения о приёме груза перевозчиком.

  3. Сведения о приёме груза грузополучателем.

  4. Сведения о сдаче груза перевозчиком грузополучателю.

Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?

К обмену ЭТрН уже сейчас подключаются логистические, транспортные и экспедиторские компании разного масштаба. Даже для небольших компаний внедрение ЭДО в бизнес-процессы становится очень выгодным.

Например, внедрение ЭТрН даёт такие выгоды:

  • Отказ от бумаги. Одна транспортная накладная может включать от нескольких единиц до нескольких десятков листов, а распечатать её нужно как минимум в трёх экземплярах. Несложно представить, сколько сэкономит компания, оформляя ЭТрН, которые не нужно дублировать на бумаге.

  • На 70 % сокращается время на обработку документов. Все участники грузоперевозки могут вести онлайн-контроль изменения статуса документа.

  • ЭТрН увеличивает скорость подписания документов и получения оплаты до 90 %.

  • До 1 % сокращаются ошибки ручного ввода данных и человеческого фактора в обработке документов.

  • На 100 % снижается риск утери или порчи документов.

  • Отпадает необходимость организовывать физический склад для хранения перевозочных документов — они хранятся в электронном архиве. И получить доступ к нужному документу можно в любое время и из любой точки мира.

Подписание электронной транспортной накладной

Транспортную накладную подписывают три субъекта (пп. 4 п. 3 Постановления Правительства от 30.11.2021 г. № 2116):

  1. грузоотправитель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения);
  2. перевозчик (водитель);
  3. грузополучатель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения).

Если имеется договор транспортной экспедиции, то от лица грузополучателя электронную транспортную накладную подписывают:

  • экспедитор, принявший груз во владение. Одновременно нужно поставить отметку — «Является экспедитором»;
  • заказчик услуг по транспортировке (грузовладелец), когда экспедитор не принял груз во владение, в т.ч. когда заказчик транспортировки самостоятельно погрузил товар.

Разделы новой транспортной накладной

Число разделов новой формы уменьшится с 17 до 12.

Разделы транспортной накладной

до 01.03.2022

после 01.03.2022

1. Грузоотправитель

1. Грузоотправитель

1а. Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости) 1а. Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)
2. Грузополучатель 2. Грузополучатель
3. Груз 3. Груз
4. Сопроводительные документы на груз 4. Сопроводительные документы на груз (при наличии)
5. Указания грузоотправителя 5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки
6. Прием груза 6. Перевозчик
7. Сдача груза 7. Транспортное средство
8. Условия перевозки 8. Прием груза
9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению 9. Переадресовка (при наличии)
10. Перевозчик 10. Выдача груза
11. Транспортное средство 11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)
12. Оговорки и замечания перевозчика 12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)
13. Прочие условия
14. Переадресовка
15. Подписи сторон
16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)
17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков
Читайте также:  Как получить 450 000 рублей на погашение ипотеки многодетным семьям

Общие условия к заполнению ТН

  1. Все разделы транспортной накладной заполнять обязательно, за исключением случаев, когда раздел имеет отметку “(при необходимости)” или “(при наличии)”. Если нет информации или основания для заполнения отдельных строк (граф) транспортной накладной, в них могут быть поставлены прочерки
  2. Заверять транспортную накладную печатью не надо. Это не предусмотрено ее формой. Отсутствие печати в транспортной накладной налоговых рисков не влечет. Но и наличие печати ошибкой не будет.
  3. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной по форме согласно приложению N 4 к Постановлению 2116
  4. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем (лицом, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство), грузополучателем (уполномоченным им лицом) и перевозчиком (водителем). Водителю не допускается действовать от имени двух сторон договора перевозки.
  5. Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
  6. В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
  7. К реквизитам, которые необходимо указать в разделах 1 “Грузоотправитель”, 1а “Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)”, 2 “Грузополучатель”, 4 “Сопроводительные документы на груз” (при наличии), 6 “Перевозчик”, 7 “Транспортное средство”, 8 “Прием груза”, 9 “Переадресовка” (при наличии), 12 “Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)” относятся:
    – для юридического лица – полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона;
    – для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителей), номер телефона.
    При этом если в разделе 8 “Прием груза” лицо, осуществившее погрузку груза (лицо – владелец объекта инфраструктуры пункта погрузки), совпадает с лицом, указанным в разделе 1 “Грузоотправитель”, на бумажном носителе в реквизитах указывается только наименование.
  8. К реквизитам, которые необходимо указать в отношении подтверждающих (сопроводительных) документов, относятся ИНН составителя документа, наименование документа, дата и номер документа.
  9. В случае замены транспортного средства, указанного в транспортной накладной, и (или) водителя перевозчик уведомляет стороны договора перевозки о такой замене, о ее причинах до момента подачи транспортного средства под выгрузку, если иное не предусмотрено договором перевозки, с указанием в транспортной накладной дополнительных сведений о произведенных заменах в составе информации, предусмотренной разделами 6 “Перевозчик” и (или) 7 “Транспортное средство”
  10. В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении бумажной транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. п. 19, 21 ФСБУ 27/2021, Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33):
    1) ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
    2) вносят корректную запись;
    3) делают оговорку “исправлено” и указывают дату исправления;
    4) заверяют исправления подписями составивших накладную лиц с указанием их фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
  11. Масса груза определяется следующими методами:
    а) взвешивание (определение разницы между массой транспортного средства после погрузки и перед погрузкой по общей массе или взвешиванием поосно);
    б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него и (или) данных измерительных приборов, имеющих регистрацию как средство измерения и прошедших периодическую поверку в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”.

Назначение транспортной накладной и ТТН

Для чего нужна транспортная накладная? Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.

ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете — накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства.

ТТН служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).

С 1 сентября 2022 года ЭТрН применяется в добровольном порядке. Срок обязательного применения ЭТрН в настоящее время не определен, потому что переход на электронный формат накладной может вызвать серьезные сложности.

Главное препятствие — к ГИС ЭПД одновременно должны подключиться все три участника перевозки: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Если один из них не подключился к системе, то сформировать ЭТрН невозможно. Сложнее всего будет убедить грузополучателя. Ему транспортная накладная для бухгалтерского и налогового учета фактически не нужны. Товар приходуется на основании накладной, УПД и пр. Транспортная накладная — лишь дополнительный документ, косвенно подтверждающий получение груза.

Преимущества и недостатки электронной транспортной накладной

В числе плюсов — сам документ проще составлять, передавать заказчику, все ошибки можно исправлять онлайн. Хранить виртуальные накладные удобнее — документы теперь просто находятся в электронном архиве. Также с электронными накладными значительно легче отслеживать перемещение груза — все этапы отражаются в системе ЭДО. При работе с электронными документами возможна более быстрая передача данных в налоговую и расчет НДС. Нельзя не сказать и об экономии на бумаге и доставке документов.

Сам Минтранс считает, что внедрение электронных транспортных документов полезно, поскольку:

  • сократит издержки предпринимателей при перевозках за счет снижения показателей простоя, повышения эффективности бизнес-процессов, управляемости бизнесом, снижения трудоемкости оформления перевозочных документов;
  • сократит издержки по ведению документооборота;
  • упростит обмен данными между предпринимателями и госорганами, например, ФНС, которая нужные ей документы получает напрямую из системы;
  • даст участникам перевозок возможность взаимодействовать в электронном виде в любое удобное время в формате «единого окна».

Также, по оценкам министерства, электронный формат снизил бы затраты на оформление грузоперевозок «классическим образом» в общей сложности на 16 млрд. рублей.

Из минусов можно отметить расходы на подключение к ЭДО, а также расходы на ПО для работы с электронными накладными.

Как видим, плюсов существенно больше.

Что включает в себя электронная транспортная накладная

Электронная транспортная накладная включает в себя следующие файлы:

  • Файл обмена информации грузоотправителя. Состоит из сведений об участниках перевозки, о существенных условиях договора перевозки, о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе (водителях), сведений о грузе и сопроводительных документах на него, а также о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство.
  • Файл обмена информации перевозчика о приеме груза к перевозке. Состоит из сведений перевозчика в отношении принятия вверяемого груза и фактических обстоятельств погрузки груза в транспортное средство.
  • Файл обмена информации грузополучателя. Состоит из дополнительных сведений грузополучателя о приеме груза от перевозчика, а также о фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки.
  • Файл обмена информации перевозчика о выдаче груза грузополучателю. Состоит из дополнительных сведений перевозчика в отношении выдачи вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельств такой выдачи.
  • Файл обмена информации о переадресовке. Состоит из сведений об изменении конечного пункта доставки груза и (или) сведений о новом грузополучателе.
  • Файл обмена информации о заменах водителя (водителей) и (или) транспортного средства. Состоит из сведений о транспортном средстве и (или) водителе (водителях) при перевозке груза.
  • Файл обмена информации перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. Состоит из сведений о стоимости перевозки груза (установленной плате), порядке расчета платы за перевозку груза.
  • Файл обмена информации грузоотправителя о подтверждении факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. Состоит из информации перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

Организации не будут напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота (ЭДО). Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Организация сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:

  1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
  2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
  3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
  4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. Отказ в приемке, замечания вносятся с дополнительные поля системы.
  5. Подписанная Грузополучателем накладная видна Грузоотправителю и перевозчику в системе.
  6. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
  7. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
Читайте также:  30.10.2022 Выплата алиментов на детей 2023 года — последние новости

— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.

Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.

В изначальных своих разъяснениях МАРТ рекомендовал пользоваться перечнем, установленным постановлением МАРТа от 5 июня 2018 г. № 46, а для дополнительного уточнения — постановлением статкомитета от 28 августа 2020 г. № 76.

В разъяснениях, вышедших чуть позже, МАРТ уже рекомендует пользоваться этими двумя актами в совокупности и если, исходя хотя бы из одного из этих актов, товар «может быть отнесен к группе, подгруппе, классу, категории …» и т.д., то такой товар, с точки зрения МАРТа, относится к категории регулируемых товаров в соответствии с постановлением № 713.

В очередных разъяснениях МАРТ указывает на исключение, когда запасные части для легковых автомобилей могут не подпадать под действие постановления № 713.

То есть, с одной стороны, нет четкого и однозначного перечня товаров, на которые распространяется действие постановления № 713, поскольку есть отсылки к иным актам, а с другой стороны, МАРТ своими разъяснениями постоянно что-то меняет.

Выскажите свое мнение по поводу регулирования цен на изготовление мебели, пошив одежды по индивидуальным заказам.

Это работы, на них Постановление 713 не распространяется.

Однако в разъяснениях, вышедших 2 ноября, МАРТ указывает, что если вещь по индивидуальному заказу изготавливается из материалов исполнителя и/или исполнитель является собственником изготовленной вещи, то исполнитель в терминах постановления № 713 является производителем и на него требования постановления полностью распространяются.

Поэтому в договоре подряда нужно четко предусматривать, что собственником изготовленной по индивидуальному заказу вещи является заказчик.

Что же является новыми товарами? Мы производим сумки из натуральной кожи. Каждый месяц выпускаем новые модели (новые по дизайну, по цвету и фактуре натуральной кожи). Будут ли новые модели сумок являться новыми товарами, цены на которые необходимо согласовывать?

В соответствии с примечанием к подпункту 3.4 пункта 3 ПСМ 713 под новыми потребительскими товарами понимаются:

1. новая продукция (впервые произведенная продукция), к которой относится продукция:

— впервые произведенная изготовителем;

— не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

— впервые произведенная изготовителем и не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

2. новый вид продукции — продукция, уже производимая ранее изготовителем, но получившая новое обозначение или новое определение (наименование), которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки (обработки).

Как подготовится к ЭДО с электронными транспортными накладными

Переход на ЭДО пройдет спокойно в рабочем режиме, если к нему подготовится заранее. Вот несколько советов, что нужно сделать.

  1. Проверить, как сейчас оформляется отгрузка-приема товаров и составить список работников, участвующих в этом процессе. При необходимость какие-то процессы оптимизировать.
  2. Оформить за счет компании квалицированные подписи для работников. Напоминаем, что трудовое законодательство запрещает, требовать ЭЦП от работника. Лучше всего оформлять подписи через ФНС.
  3. Проверить на каком оборудовании и в каких системах работают сотрудники, отвечающие за отгрузку и доставку грузов. Возможно кладовщикам, водителям или менеджерам нужно будет заменить ПК или докупить смартфоны или планшеты.
  4. Выбрать оператора ЭДО из списка, который утвердить Минтранс (после 1 января 2022 года). Согласовать с оператором возможность интеграции системы с вашей бухгалтерской программой.
  5. Подключится к ГИС электронных перевозочных документов.
  6. Провести обучение или консультирование работников, участвующих в отгрузке-приемке товаров.
  7. Подписать соглашения об обмене электронными документами: одно — с транспортной или экспедиционной компанией, второе – с грузоотправителем или грузополучателем.


Похожие записи:

Добавить комментарий