УИН в платежном поручении с 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УИН в платежном поручении с 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Использование идентификатора было установлено Приказом Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. Это был первый документ, который утвердил использование УИН в качестве реквизитов. Однако когда действовал только этот документ, код использовался в рекомендательном порядке. Необходимость его применения появилась после выхода Приказа Минфина №107 от 12 ноября 2013 года. Соответствующее обязательство связано с формированием системы ГИС ГМП.

Оформление платежки на уплату старых долгов

Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).

Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.

Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.

До 31 марта 2014 года идентификатор указывался в поле «Назначение средств». После этой даты код стал вноситься в поле «22».

Еще один регулирующий документ – ФЗ №210 «О предоставлении госуслуг» от 27 июля 2010 года. Он утвердил идентификатор платежей, который нужен для быстрой доставки средств по назначению.

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П О необходимости внесения в платежное поручение УИН, когда он присваивается получателем средств
Письмо ФНС РФ от 13.03.2017 № ЗН-4-1/4434@ Об обязательном указании ИНН налогоплательщика в платежном документе
Приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н Правила заполнения кода поля 22 платежного поручения

Идентификатор состоит из 20-25 цифровых значений и расшифровывается следующим образом:

  • 1–3 цифры конкретизируют каждый бюджетный трансферт. Так, для денежных переводов в ИФНС — 182;
  • 4 позиция — это всегда 0 (в настоящий момент не применяется);
  • следующие цифры (с 5 по 19) представляют собой индекс или уникальное значение каждого платежа;
  • последняя, 20-я, цифра определяется согласно специальному алгоритму и выступает проверочной величиной.

Уникальный цифровой шифр необходимо указывать при перечислении денежных средств в следующие инстанции:

  • ИФНС;
  • ПФР;
  • ФСС.

Такая длина кода имеет свою причину, потому что все части кода расшифровываются особым образом.

Комбинация цифр Расшифровка
1 — 3 Информация о получателе средств
4 Не имеет обозначения, ставится 0
5 — 19 Индекс документа, показывает номер платежа
20 — 25 Рассчитывается особым образом и является последней комбинацией цифр

Как узнать и где проставить УИН в платежном поручении?

Платежные поручения готовят юридические лица и ИП для перевода средств с расчетных счетов. В Приказе Минфина №107н между этими двумя формами собственности бизнеса не делают различий, поэтому с указанием УИН в платежке нужно действовать следующим образом:

  1. При уплате текущих налогов и других сборов УИН не формируется — об этом указано в разъяснении от ФНС. Так как банк не примет платежное поручение, то в поле идентификатора нужно проставить «0». В таком случае важно в поле 104 вписать код КБК, выбранный из классификатора.

  2. УИН указывают бюджетные организации, когда необходимо внести пени, недоимки или штрафы. В этом случае они формируют извещение с заполненным полем «Индекс документа» или вписывают идентификатор в его верхней части рядом со штрихкодом. В таком случае пропускать УИН нельзя — его нужно обязательно указать в платежке.

В платежном поручении под внесение УИН предусматривается поле №22. Оно располагается в нижней части документа, где находится код, означающий вид оплаты, а также указывается назначение, срок платежа и его очередь.

Читайте также:  О подсудности дел и порядке рассмотрения трудовых споров

Если УИН неизвестен, то нельзя оставлять поле в платежном поручении пустым. Сначала нужно попытаться выяснить идентификатор у бюджетной организации, в пользу которой будет совершен платеж. Так как УИН формируется для каждого взноса в бюджет, то его нужно брать из личного кабинета сайта или приложения, а также из документов, которые оповещают о требующихся платежах.

Если бюджетная организация не сформировала код для оплаты, то в платежном поручении в 22 поле проставляется «0». Пустым его можно оставлять только в том случае, если платежное поручение отправляется через Интернет. При обработке платежей это поле пропускается или система вносит в него отметки, что идентификатора нет.

Расшифровка аббревиатуры УИН следующая – уникальный идентификатор начисления. Данный показатель позволяет отследить денежные потоки, поступающие от организаций, физических лиц, ИП в бюджет РФ.

Идентификатор носит уникальный характер и позволяет совершаемый безналичный платеж идентифицировать в системе ГИС (гос. информационная система).

По номеру можно определить, какое именно назначение у платежа.

До 2014 года данный идентификатор в платежное поручение не вносился. С февраля 2014 такая обязанность появилась.

При этом конкретное числовое значение УИН указывают только при совершении определенных платежей в адрес государства:

  • суммы недоимки по налогам, сборам, взносам после получения соответствующего требования из ФНС или фонда;
  • штрафов и пени по выявленным недоимкам.

В остальных случаях УИН принимает нулевое значение, в том числе и в случае, когда сумма недоимки погашается налогоплательщиком самостоятельно без требования контролирующего органа.

Как заполнить платежное поручение по требованию ФНС?

При заполнении квитанции у плательщиков часто возникает вопрос где брать код УИН. Осложняет ситуацию то, что государством не предусмотрено никакой классификации идентификаторов или специального перечня кодов для каждой организации.

На заметку! Если вы получили письмо с требованием оплатить налог, штраф или госпошлину, идентификатор указывать нужно. Если письма не было и платеж вы осуществляете по своей инициативе, УИН не нужен.

Первым делом нужно выяснить есть ли в уведомлении из государственного или муниципального органа номер УИН. И, если он есть, указать его в квитанции на уплату госпошлины, налога и др. Если УИН не указано, проверьте присутствует ли в верхней части уведомления реквизит «Индекс документа». Если есть, именно его следует указать в платежном документе в качестве кода. Номер индекса формируется по таким же принципам, что и УИН.

Как формируется номер платежа

Уникальный идентификатор — это не набор случайных цифр. Все двадцать знаков имеют значение. Код делится на четыре части:

Таблица 1. Правила формирования идентификатора

Часть номера Что означает
Начальные три символа Номер организации, в которую переводятся средства.
Четвертый символ Всегда имеет одно и то же значение — ноль.
Следующие пятнадцать знаков Номер операции либо индекс документа в базе данных администратора платежа.
Последняя, двадцатая цифра Символ для контроля, который рассчитывается по особому алгоритму.

УИН – что это такое в реквизитах платежного поручения и для чего нужен

УИН — это универсальный идентификатор начисления, который представляет собой код из 20 цифр. Он очень похож по своей структуре на кбк. Но их нельзя путать – это разные коды. Его нужно указывать при заполнении в поле 22 в платежном поручении.

Данный код присваивается начислению, произведенному определенным органом получателю. Он указывается в квитанции или требовании, которое направляется плательщику.

Когда последний формирует платежные документы на перечисление, субъект его должен записать в соответствующем разделе поручения. С помощью этого кода происходит сопоставление начисления и произведенной оплаты.

При указании Уин в платежном поручении перечисление должно быстро пройти в системе бюджетных платежей и попасть именно туда, куда нужно. Ведь, если указан УИН, дополнительные проверки по номерам ИНН, КПП, КБК опускаются системой с целью ускорения зачисления денег.

Кто его должен указывать?

Указывать уникальный идентификатор платежей могут как простые граждане, предприниматели (физические лица), так и юридические лица. Делать это можно при уплате налогов непосредственно в кабинете информационной системы или через банк. При переводе следует учитывать, что платеж через Сбербанк имеет свои особенности.

Если физическое или юридическое лицо заполняет платежные документы на уплату налогов и сборов, срок уплаты которых еще не истек, то оно может не вписывать уникальный идентификатор, а в сроке ввода реквизита вставить нуль. Хотя законом такой способ заполнения строки допускается, при оплате через банк служащий может потребовать заполнения строки 20-значным номером платежа и вправе отказаться принять платеж. Поэтому важно знать, в каких случаях его надо указывать, а в каких это не обязательно.

Читайте также:  со скольки лет можно пить энергетики безалкогольные в россии по закону 2021 году

УИН: что это такое и где его взять

УИН представляет собой записанную без пробелов комбинацию из двадцати или двадцати пяти цифр. Цель реквизита — обозначить какой это вид платежа и правильно его провести. Идентификатор облегчает учет денежных средств, помогает систематизировать информацию о поступающих платежах. Этот код нужен не для плательщика, а для государственных, муниципальных структур, работников банков и сотрудников казначейства.

  1. ИП и организации сами рассчитывают налог, основываясь на собственноручно заполненных фискальных деклараций. В этом случае используется другой идентификатор платежа. Он стоит в графе 104. Если говорить простыми словами, если вы не получали никаких уведомлений с требованием перечислить деньги, идентификатор проставлять не следует.
  2. Физлица погашают имущественные налоги. Но перед этим из фискальной службы приходит специальное уведомление. Здесь также используется свой идентификатор платежа.

УИН – что это такое в реквизитах платежного поручения и для чего нужен

УИН — это универсальный идентификатор начисления, который представляет собой код из 20 цифр. Он очень похож по своей структуре на кбк. Но их нельзя путать – это разные коды. Его нужно указывать при заполнении в поле 22 в платежном поручении.

Данный код присваивается начислению, произведенному определенным органом получателю. Он указывается в квитанции или требовании, которое направляется плательщику.

Когда последний формирует платежные документы на перечисление, субъект его должен записать в соответствующем разделе поручения. С помощью этого кода происходит сопоставление начисления и произведенной оплаты.

При указании Уин в платежном поручении перечисление должно быстро пройти в системе бюджетных платежей и попасть именно туда, куда нужно. Ведь, если указан УИН, дополнительные проверки по номерам ИНН, КПП, КБК опускаются системой с целью ускорения зачисления денег.

Указание этого кода в документе на оплату позволяет своевременно исполнить существующее обязательство. Связано это с тем, что кредитные учреждения сообщают нужную информацию в государственный реестр сведений о платежах, направляемых в государственные структуры, что ускоряет процесс их разнесения.

УИН присутствует в квитанциях не только по налоговым платежам, но и при иных перечислений, например, штраф по уин. Сюда же относится оплата услуг госорганов различных уровней (федеральных, региональных или местных).

Существующая статистика показывает, что применение УИН значительно снизило количество «потерявшихся» платежей.

Внимание! Кроме УИН существует еще код УИП — уникальный идентификатор платежа. Он также записывается в поле 22 платежного документа. Однако, применяется этот код к небюджетным платежам, которые производятся в рамках заключенного между сторонами соглашения.

Для чего необходимо поле 22

Давайте разберемся, код 22 в платежке — что это и как используется? Каждое платежное поручение состоит из множества полей, которые необходимо заполнять соответствующей информацией. Например, в область 3 вносится номер платежного документа, в четвертую — дата, а наименование плательщика указывается в ячейке № 8.

С 31.03.2014 в бланке платежных поручений введено новшество — шифр под номером 22. Платежка с полями 2020 года уже включает идентификатор. Обязанность указывать его закреплена Приказом Минфина РФ № 107 от 12.11.2013.

Заполняя в платежке поле 22, код присваивайте тем платежам, которые направляются в контролирующие органы и государственные внебюджетные фонды — ИФНС, ПФР, ФСС.

Многие ответственные за заполнение документов сотрудники задаются вопросом: что такое (платежка) код 22, что писать в данной ячейке? Данное ячейка отведена для уникального цифрового шифра, известного как УИН (уникальный идентификатор начисления) или УИП (уникальный идентификатор платежа). Каждому платежу присваивается свое особо цифровое значение, по которому и будет проводиться тот или иной бюджетный трансферт.

Специальный шифр необходим операторам, обрабатывающим поступления, для ускорения процесса зачисления платежа. Ранее каждая операция проводилась гораздо дольше: нужно было проверять реквизиты организации-плательщика, назначение платежного поручения, КБК, и только после этого перевод зачислялся. После появления уникальных кодов процесс обработки и внесения в базу оплаты стал значительно легче. Если же плательщик ошибется при введении УИН, то уплаченные средства попадут на невыясненные платежи, а далее последует длительная процедура уточнения или возврата переведенных в бюджетные органы денег.

Выводы на 2021 год про УИН

В поле 22 платежки укажите УИН (уникальный идентификатор начисления), если он вам известен (например, указан в требовании инспекции об уплате налога). Он состоит из 20 или 25 знаков, и все они одновременно не могут иметь значение “0”.

В остальных случаях в поле 22 поставьте “0” (ноль) (п. 12 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н, Разъяснения ФНС России), в том числе:

  • при уплате текущих налоговых платежей;
  • при перечислении недоимки не по требованию инспекции;
  • если в требовании не указан УИН.

Всё началось 27 июня 2011 года. Наши законодатели решили облегчить взаимоотношения граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами и организациями, оказывающими соответствующие услуги. В упомянутую нами дату, были внесены две поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Первым изменением было запрещено с 1 января 2013 года требовать от физических лиц и организаций квитанций и платежных поручений, подтверждающих внесение соответствующей оплаты. Например, вы купили или продали квартиру, дом, другую недвижимость, и несёте документы для регистрации перехода прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В составе подаваемых туда документов теперь отсутствует бумажка, подтверждающая оплату вами пошлины. То есть, платить её по-прежнему нужно, конечно. А вот предоставлять квитанцию об уплате, или платежку, вовсе не обязательно. То же самое касается и штрафов за нарушение ПДД, и многих других обязательных платежей. Однако если бы всё было так просто.

В реестре государственных услуг, к примеру, числится и предоставляемая Федеральной налоговой службой услуга по регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответственно Административному регламенту предоставлению данной услуги, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 22 июня (памятное число) 2012 г. № 87н, документ об уплате государственной пошлины за регистрацию не представляется в ИФНС. Оно и понятно, упомянутый нами выше закон это запрещает. Но ведь требуют же налоговики предоставлять им подтверждение уплаты госпошлины! В чём же дело?

Да просто забыли законотворческие работники вместе с депутатами убрать из Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» эту норму. Вот и получается, что один закон и нормативные правовые акты, изданные на его основании запрещают требовать от заявителей квитанции и платежки на уплату госпошлины, а другой закон обязывает их представлять. Но это и не удивительно. Государственная дума плодит законы в таком избыточном количестве, что сами депутаты не в силах уже отслеживать соответствие одних нормативных правовых актов другим. И автоматизированной системы, которая позволяла бы это делать, вводить не хотят (тоже понятно, почему). А налоговики вынуждены действовать по известному принципу – лучше перебдеть, чем недобдеть! Однако вернёмся к нашей теме.

Вторым изменением в закон стало дополнение его Главы 5 Статьёй 21.3. «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах». Вот именно эта система ГИС ГМП и должна теперь поставлять сведения об уплате физическими и юридическими лицами платежей в бюджеты, если обязанность приносить квитанции и платежки отменена.

То есть, как только вы произвели оплату в банке или на почте соответствующей госпошлины, иной платы в бюджет, банковский работник тут же направляет в упомянутую систему сообщение, что такой-то плательщик оплатил конкретную сумму за определенную услугу или иной платеж в бюджетную систему. Но прежде туда же сообщает информацию орган, который начислил данный платеж (если он был начислен). Например, вам начислили штраф в ГИБДД. Тогда, одновременно с выдачей постановления о штрафе, сотрудник ГАИ отправит в ГИС ГМП все данные, необходимые для уплаты штрафа. Но как же система поймет, что это один и тот же платеж? Вот здесь и нужен идентификатор, который позволит обеспечить соответствие начисления и факта его оплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий