Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительское собрание на тему » Обеспечение безопасности детей — забота общая»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действия, направленные на профилактику детского травматизма, для детей разных возрастных групп будут различными. Так, к примеру, грудные малыши и дети раннего возраста нуждаются в постоянном надзоре со стороны взрослых. Это связано с тем, что они еще не способны осознавать, что такое «опасность». Поэтому, чем младше малыш, тем более тщательным должен быть присмотр за ним.
За последние десятилетия показатели выживания, питания и образования детей существенно улучшились. Однако прогресс в отношении показателей здоровья и благополучия детей в соответствии с Целями в области устойчивого развития (ЦУР) в настоящее время затормозился. На сегодняшний день ни в одной стране не созданы условия, необходимые для того, чтобы каждый ребенок мог расти и иметь здоровое будущее.
Сегодня дети (в возрасте от 0 до 18 лет) сталкиваются с целым рядом новых угроз, связанных с изменением климата, загрязнением, вредным коммерческим маркетингом, нездоровым образом жизни и питанием, травматизмом и насилием, конфликтами, миграцией и неравенством. Их будущее неопределенно, и для устранения этих угроз необходимы срочные меры.
К числу наиболее важных мер, необходимых для защиты детей и обеспечения их будущего, относятся следующие:
- уделять особое внимание детям в рамках всей политики, связанной с Целями в области устойчивого развития;
- принять срочные меры по уменьшению выбросов парниковых газов для борьбы с климатическим кризисом;
- принять многосекторальные меры, координируемые на самом высоком правительственном уровне;
- увеличить финансирование и определить политические приоритеты, касающиеся детей;
- привлекать детей и молодежь к формированию их будущего;
- принять новые национальные и международные правила, направленные на ограничение вредного коммерческого маркетинга, включая Факультативный протокол к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка; и
- улучшить представление данных о здоровье и благополучии детей.
Инвестиции в улучшение здоровья, образования и благополучия детей приносят обществу значительную отдачу. При проведении многих мероприятий каждый доллар, инвестированный в интересах детей, приносит около 10 долл. США, а при проведении некоторых мероприятий – до 20 долл. США. Каждый доллар, вложенный в охрану здоровья, приносит в 20 раз больше в странах с уровнем дохода ниже среднего и в 9 раз больше в странах с низким уровнем дохода. Улучшение здоровья и благополучия в детстве обеспечивает преимущества на всех последующих этапах жизненного цикла и для будущих поколений.
Улица, бесспорно, одно из наиболее травмоопасных мест. Гораздо чаще, чем в доме, дети на улице получают переломы конечностей (28 % случаев), вывихи (12 % случаев), черепно-мозговую травму. Летом существенно возрастает опасность утопления.
К основным причинам уличного травматизма можно отнести плохое состояние пешеходных зон (плохое освещение, гололёд, листопад, неблагоустроенность улиц), нарушение техники безопасности при занятиях уличным спортом, плавании, нахождении на высоте (например, на горке), отсутствие или неисправность ограждений на высотах (в том числе, на мостах), доступность высот (крыш гаражей и зданий, заброшенных строек, недостроев и др.). Также к важным причинам относятся недостаточный присмотр за детьми, слабая воспитательная работа со стороны взрослых.
Профилактика транспортного травматизма
Взрослые обязаны обучить ребёнка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечить безопасность ребёнка в транспорте. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге – с ними всегда должны быть взрослые. Необходимо следить, чтобы дети не выбегали на дорогу, а также не играли и не бегали рядом с проезжей частью.
Крайне важно научить ребёнка правильно переходить дорогу:
1) остановиться на обочине;
2) посмотреть в обе стороны, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
3) переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;
4) идти, но ни в коем случае не бежать;
5) переходить дорогу только в установленных местах и на зелёный сигнал светофора.
Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.
Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространённой причиной травматизма и даже смерти среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребёнка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.
Детей нельзя сажать на переднее сидение машины. При перевозке ребёнка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности.
Кладовая: удушье и падение
Кладовая или гардеробная — манящее ребёнка таинственное место. И не только потому, что в каждом шкафу может скрываться дверца в таинственный волшебный мир, но и потому, что там хранится много всего интересного.
Опасны несколько факторов.
Ребёнок может уронить на себя тяжелые предметы или полки. Минимальная неприятность от этого — сильный испуг. Но могут случаться и переломы, и удушение под кучей вещей, из-под которой у малыша просто не хватит сил выбраться.
Опасны также вещи, часто хранящиеся в кладовках: коробки с мелкими предметами, которые ребёнок может проглотить, старые лекарства, средства от моли в симпатичных упаковках, и даже просто большие пластиковые пакеты, которые дети обожают надевать на голову. Если малыш потом не сможет из такого пакета выбраться, он рискует задохнуться.
Что делать?
Обеспечить прочные запоры на двери в кладовую, и не оставлять детей без присмотра.
Профилактика гриппа, ОРВИ в детском саду и школе во время роста заболеваемости
В октябре-ноябре отмечается рост числа простудных заболеваний. Центры гриппа еженедельно отслеживают количество новых случаев и принимают решение о перечне мероприятий, препятствующих распространению инфекции. В этот период усиливается контроль профилактических мер, от представителей школ, ДОУ, детей, родителей требуется неукоснительное следование рекомендациям. Профилактические мероприятия остаются прежними:
- Регулярное информирование родителей о мерах защиты (стенды, распространение листовок через чаты, обновление контента на сайте ДОУ).
- Контроль работы «фильтров» на входе в детский сад или школу, изоляция детей с признаками ОРВИ;
- Бесперебойное обеспечение учреждения моющими, антисептическими средствами, соблюдение режима обработки, проветривания помещений.
- Регулярные осмотры персонала, отстранение от работы, изоляция лиц с признаками инфекции.
- Отказ от общественного транспорта для коллективной транспортировки учащихся.
- Масочный режим для педагогического состава и вспомогательного персонала учреждения, в том числе и при общении с выявленным ребенком с признаками простуды.
- Ограничение перемещения учащихся по школе, переход на кабинетную систему, отмена занятий, на которых дети из разных классов длительное время находятся вместе.
- Отмена культурно-массовых мероприятий (спортивные состязания, посещение театра, музея, проведение дискотеки).
Если ребенок с признаками ОРВИ выявлен в течение рабочего дня, он направляется в изолятор. А в помещении, в котором он до этого находился, проветривается, проводится влажная уборка с антисептическими средствами, кварцевание с использованием бактерицидных ламп рециркуляторного типа.
Для присмотра и ухода за детьми, которых перевели в изолятор до момента их отправления домой, выделяют медицинских сотрудников. Помогающий персонал должен временно ограничить контакты с коллегами или здоровыми детьми, пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Родители продолжают контролировать, выполняет ли ребенок рекомендации, уделять внимание его закаливанию, следить, чтобы он полноценно питался и достаточно времени проводил на свежем воздухе. По возможности следует избегать посещения мест скопления людей; в случае крайней необходимости – использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию от 1,5 метров.
Безопасность детей в детском саду
Отдавая ребенка в детский сад, обязательно уведомьте воспитателей группы об индивидуальных особенностях его организма. Если ребенок идет в ясельную группу, нежелательно сразу сдавать его на весь день. Начните с нескольких часов, чтобы малыш привык. У более старших детей всегда выясняйте, как они себя чувствуют, какие происшествия были в группе за день. Старайтесь быть в «живом» контакте с воспитателем.
Проведите самостоятельный осмотр группы и садика. Проверьте качество крепления пристенных шкафчиков, плотность окон, отсутствие острых углов и опасных для детей предметов. На территории, где гуляют дети, удостоверьтесь в отсутствии старых деревьев, опасных элементов на детской площадке, ям, торчащих из земли острых труб и т. д. Поинтересуйтесь о мерах противопожарной безопасности. Если забирать ребенка из садика будет кто-то другой, а не вы, оставьте заявление с указанием паспортных данных этого человека.
Кого звать на помощь, и можно ли вести запись беседы?
Дома присутствовать при разговоре с сотрудниками органа опеки могут любые лица, которых законные представители ребенка сочтут нужным пригласить. Потому что это их дом. На территорию органа опеки провести большую «группу поддержки» не удастся.
Полезнее всего пригласить на встречу юриста, специализирующегося на вопросах семейного или имущественного права.
Если претензии органа опеки связаны с вопросами медицинского характера, можно попросить о поддержке лечащего врача ребенка.
Врач нужен еще и в тех случаях, когда состояние здоровья несовершеннолетнего может ухудшиться в момент общения с представителями органа опеки. Например, если у ребенка паллиативный статус.
Официальное общение родителей с сотрудниками органа опеки может быть запротоколировано.
Вести аудио или видеозапись разговора может любое присутствующее при этом лицо.
Информация, полученная в результате аудио или видеорегистрации, может быть использована в суде, даже если участников беседы не предупреждали о записи заранее.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
- скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
- головокружения, головные боли;
- слабая концентрация, рассеянное внимание;
- учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
- одышка;
- обморочные состояния;
- быстрая утомляемость;
- повышенная возбудимость, расстройства сна.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Защита прав и интересов ребенка
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Угрозы: квалификация по закону
Угроза расправой, будь то угроза убийством или тяжким вредом здоровью, квалифицируется по ст. 119 УК. Опасность этого преступления состоит в создании для пострадавшего тревожной обстановки, страха за себя и за своих близких. Созданная путем угрозы психотравмирующая ситуация устрашения пострадавшего уже сама по себе посягает на его здоровье, потому для квалификации поведения преступника по этой статье не зависит от намерений виновного приводить свои угрозы в реальность.
Не имеет значения, угрожают расправой по телефону, при личной встрече или в социальных сетях. Угрожают соседи или коллекторы, кредиторы или начальство, приставы или полицейские, родственники или коллеги. Как и кем были высказаны намерения лишить жизни или причинить вред здоровью тоже не важно, главное – воспринимать такие угрозы как реальные, если объективно есть основания опасаться, что они будут воплощены в жизнь и вы пострадаете (п. 2.1 Постановления КС № 368-О-О от 23.03.2010).
Объективность и обоснованность ваших опасений будет оцениваться полицией с учетом всех обстоятельств высказывания угроз:
Угрозы могут быть разовыми или систематическими, высказанными вам лично или переданы через третьих лиц. Для квалификации противоправного поведения это значения не имеет.
Для применения данной статьи необходимо, чтобы человеку угрожали физической расправой или причинением тяжкого вреда здоровью. Понятие подобных повреждений содержится в статье 111 УК РФ. Это могут быть действия, которые повлекут:
Обещание причинить вред, который не будет классифицирован, как тяжкий, не повлечет уголовной ответственности.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 111 Уголовного кодекса РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»
Важно! Возраст уголовной ответственности по данному преступлению наступает с 16 лет. Поэтому осуждены за подобные действия могут быть только учащиеся старших классов. Однако, если сына или дочь запугивает одноклассник, младше 16 лет, или в его словах не было обещания причинить тяжкий вред, родителям также необходимо предпринять активные действия для пресечения негативного воздействия.
Уголовная ответственность и порядок привлечения к ней
Действующее уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности за осуществление угроз. За данное деяние она предусмотрена ст. 119 Уголовного кодекса РФ.
Часть 1 ст. 119 УК РФ гласит, что уголовно наказуемым является высказывание о намерении совершить действие, направленное на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Справка! Уголовная ответственность наступает только в том случае, если имеются обстоятельства, которые позволяют оценить действительность намерений.
Таким образом, на практике данная норма малоприменима. Это связано с тем, что крайне сложно доказать наличие реальных оснований осуществления данных намерений. Таким образом, предугадать исход дела в данном случае крайне сложно, поскольку многое зависит от его конкретных обстоятельств.
Объектом преступления выступает угроза жизни и здоровью потерпевшего.
Объективная сторона деяния заключается в обещании совершить действия, направленные на причинение крайне негативных последствий для здоровья потерпевшего или лишение его жизни. При этом важным обстоятельством для привлечения к ответственности является наличие действительных возможностей для совершения таких деяний.
Субъектом выступает лицо, которое достигло возраста 16 лет. Таким образом, нельзя квалифицировать в качестве уголовного деяния угрозы, высказанные школьниками, поскольку большинство из них младше указанного возраста.
Субъективной стороной преступления всегда выступает прямой умысел.
Ответственность за данное преступление предполагает лишение свободы на срок до двух лет. Однако на практике суды редко применяют наказание в виде заключения в колонии, назначая обязательные работы или арест.
Часть 2 ст. 119 обладает дополнительными квалифицирующими признаками. Так, установлено, что если угрозы поступают по причине неприязни к определенным социальным, религиозным или национальным группам, а также в отношении лиц, занятых выполнением служебных задач, то степень ответственности значительно выше. За совершение такого деяния предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.
- В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.
- В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
- В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.