Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог: кто и сколько должен платить, а кто – нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021 году все владельцы легковых транспортных средств должны были оплатить транспортный налог не позднее 15 декабря в размере 29 рублей. Данный платеж считается авансовым за текущий год. Полную же доплату за 2021 год нужно будет произвести в текущем году не позднее 15 ноября.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога
Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.
Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.
Важно!
В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.
Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:
-
ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
-
в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).
Суммы транспортного налога включаются: · плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; · индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК). |
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |
Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,0 т. (включительно) | 162,0 |
от 1,0 т. до 2,0 т. | 209,0 |
от 2,0 т. до 3,0 т. | 255,0 |
свыше 3,0 т. | 325,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 116,0 |
свыше 0,75 т. | 278,0 |
прицеп-дача (караван) | 116,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 278,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 394,0 |
от 3,5 т. до 12,0 т. | 510,0 |
свыше 12,0 т. | 580,0 |
седельный тягач | 464,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 278,0 |
от 21 до 40 мест | 394,0 |
свыше 40 мест | 510,0 |
Мотоцикл (всех видов): | 70 |
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога
Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
- снятые с учета до 1 июля 2021 года;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
- у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
- у плательщиков — физических лиц — специально оборудованные для использования инвалидами.
Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.
– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.
В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.
Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.
– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.
Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.
Госпошлины больше не будет. Её упразднят, а вместо неё введут транспортный налог. Суть в названии. Если сейчас надо заплатить за допуск к участию в дорожном движении, то в будущем — непосредственно за сам факт владения транспортным средством. Или средствами. Чем их больше, тем выше расходы. Сродни налогу на роскошь. В то же время новый налог коснется и владельцев так называемого автохлама. Машина зарегистрирована в Государственной автомобильной инспекции МВД? Значит, является объектом налогообложения. Не имеет значения, что она, например, давно не эксплуатируется или используется только несколько месяцев в году.
Главная новация — уплату налога отвяжут от прохождения техосмотра.
«Таким образом, будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уклоняются от уплаты государственной пошлины и, соответственно, от прохождения технического осмотра», — пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО.
Какие ставки транспортного налога в год предусмотрены для физических и юридических лиц?
Ставки транспортного налога в 2021 установлены в приложении 27 Особенной части Налогового кодекса РБ.
Вид транспортного средства |
Ставки транспортного налога, рублей |
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ за: |
|
1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 1 тонны |
162 |
более 1 тонны, но не более 2 тонн |
209 |
более 2 тонн, но не более 3 тонн |
255 |
более 3 тонн |
325 |
2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 0,75 тонны |
116 |
более 0,75 тонны |
278 |
3. прицеп-дачу (караван) |
116 |
4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу: |
|
не более 2,5 тонны |
278 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
394 |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн |
510 |
более 12 тонн |
580 |
5. автобус с числом посадочных мест: |
|
до 20 включительно |
278 |
от 21 до 40 включительно |
394 |
свыше 40 |
510 |
6. мотоцикл |
70 |
7. седельный тягач |
464 |
ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ за: |
|
1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 1,5 тонны (а также за легковой автомобиль в отношении которого отсутствует информация о разрешенной максимальной массе) |
61 |
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны |
81 |
более 1,75 тонны, но не более 2 тонн |
102 |
более 2 тонн, но не более 2,25 тонны |
122 |
более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны |
142 |
более 2,5 тонны, но не более 3 тонн |
162 |
более 3 тонн |
223 |
2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 0,75 тонны |
41 |
более 0,75 тонны |
223 |
3. прицеп-дачу (караван) |
41 |
4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу: |
|
не более 2,5 тонны |
162 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
345 |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн |
447 |
более 12 тонн |
508 |
5. автобус с числом посадочных мест: |
|
до 20 включительно |
244 |
от 21 до 40 включительно |
345 |
свыше 40 |
447 |
6. мотоцикл |
41 |
7. седельный тягач |
406 |
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 40 |
Госпошлина индивидуальным предпринимателям начисляется по тарифам для физических лиц.
Если возникают сомнения касательно ставки госпошлины, можно воспользоваться сайтом ГУ «Белтехосмотр».
Отличия нового налога на автомобиль
Транспортный налог не привязан к техосмотру, поэтому допуск к участию в дорожном движении будет выдаваться независимо от его уплаты. Иначе говоря, на станции диагностики не будут требовать квитанцию, подтверждающую перечисление налога в бюджет.
Это обусловлено тем, что начислением данного налога, а также контролем полноты и своевременности уплаты будет заниматься на ГАИ или «Белтехосмотр», а налоговая инспекция.
Транспортный налог платится в будущем году за нынешний (т.е. в 2022 году будут платить те, кто владел транспортным средством в 2021 году), а госпошлина за допуск к участию в движении оплачивалась наперед.
Ставки транспортного налога ниже по сравнению с дорожной пошлиной. Перечисление осуществляется один раз в год для всех категорий механических транспортных средств (дорожный сбор уплачивался сразу за два года для автомобилей в возрасте до 10 лет, которые должны проходить техосмотр раз в два года).
Оплачивать налог нужно в соответствии с извещением, которое будет высылаться налоговой инспекцией по месту жительства или регистрации собственника транспортного средства.
Должностное лицо оператора системы контроля не позднее двух месяцев со дня фиксации факта участия транспортного средства в дорожном движении без внесения платы составляет требование о внесении платы, которое является исполнительным документом. В данном требовании должна быть следующая информация: дата, время, обстоятельства, изображение транспортного средства, зафиксированное техническими средствами, сумма, реквизиты и т.п. по списку (п.10 указа). Такое требование является основанием для формирования базы данных о суммах, подлежащих внесению плательщиками в увеличенном размере. Причем “письмо счастья” может быть как в бумажном виде, так и в электронном, даже в факсимильном – о способе пересылки можно заявить ходатайство. Но здесь есть своя “фишка”. Поскольку требование, как вы прочитали, документ исполнительный, то и предъявить его к исполнению в орган принудительного исполнения можно в течение трех лет со дня составления. По такому принципу работает система платных дорог BelToll.
Вот и дождались: “письма счастья” за техосмотр
С платой за дороги разобрались, переходим к техосмотру. В п. 20 проекта указа сказано:
Участие в дорожном движении транспортного средства без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, установленное по основаниям, указанным в пункте 21 настоящего Указа, влечет наложение штрафа в размере одной базовой величины, а на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо – в размере трех базовых величин.
Далее в документе прописано (п.21), что “привлечение к административной ответственности за участие в дорожном движении транспортного средства без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (техосмотра) осуществляется на основании:
- фиксации проезда транспортного средства по дорогам техническими средствами (камерами фотовидеофиксации);
- постановлением о наложении административного взыскания, вынесенным инспектором ГАИ.
Наконец, удивляют сроки воплощения документа в жизнь. По проекту новая система взимания платы за дороги может быть введена уже 1 апреля, то есть через без малого три месяца. Учитывая, что понадобится внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, плюс создание и объединение электронных баз данных, плюс организация исполнителей всего процесса, просто не верится, что заявленные сроки будут выполнены.
Тем временем в СЗАО “Безопасные дороги Беларуси”, которое является оператором Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима на территории Республики Беларусь, нам пояснили, что по вопросам указа ничем помочь не могут: поскольку в качестве технического исполнителя эта организация на данный момент не определена, то и комментарии давать излишне.
В Министерстве финансов Республики Беларусь, которое является одним из разработчиков проекта документа, посоветовали все предложения и пожелания писать на предназначенную для этого электронную почту, они будут изучаться специалистами министерства.
Свои замечания мы изложили здесь, а пожелание у нас только одно: семь раз подумать и один раз принять.
После детального разбора проекта указа “О платежах за участие в дорожном движении” только и разговоров, что о нем. Скажем так, не совсем этого хотели белорусы, взывавшие к благоразумию властей и принципам справедливости. После “прочтения” документа глазами юриста стало понятно, что, взявшись за совершенствование имеющейся системы, государственная машина преследует прежде всего свой интерес в части повышения собираемости налога. Поэтому главное, на что направлены нововведения, – это реализация принципа неотвратимости наказания, а уж потом всего остального.
За последние годы отказ многих автовладельцев от прохождения техосмотра из-за необходимости платить госпошлину приобрел массовый и даже принципиальный характер. И если поначалу люди высказывались о неприемлемости привязки госпошлины к ТО и установлении “единого тарифа” для всех, включая пенсионеров, то последнее время речь идет уже просто о нежелании платить “этот побор”. И вот появляется проект указа, который, мягко говоря, не добавил справедливости в ощущения, а многих и вовсе загнал в тупик. Ознакомив граждан с новой концепцией заранее, авторы проекта рассчитывают на то, что к дате “икс” те, кто принципиально против сбора, пройдут все стадии принятия неизбежного и все-таки примут новые условия. Пока же люди “зависли” где-то между первыми двумя стадиями – отрицанием и гневом. А это, как известно, хороший мотиватор для поиска альтернативных решений. Неужели изворотливый белорус не придумает для этого хитрого болта свой не менее хитрый ключ? Мы почитали мнения людей на нашем форуме, поговорили с теми, кто сейчас предпочитает не платить, и пришли к выводу, что без боя сдаваться белорусы не намерены. Во всяком случае не сразу.
Зачем платить транспортный налог?
Государственный налог, который оплачивается во время прохождения технического осмотра машины, водители начали оплачивать, начиная с четырнадцатого года. Правительство, таким образом, решило пополнить казну, все вырученные средства от оплаты налогов, а также плата за проезд по платным дорогам, идут на строительство, ремонт дорог. Согласно подсчетам, принятому на двадцатый год бюджету, в государственную казну Беларуси поступит примерно двести семьдесят миллионов белорусских рублей от платы за проезд по платным дорогам, триста три миллиона рублей составят поступления от оплаты транспортного налога.
Из общей суммы около ста пятидесяти миллиона рублей будет разделено по местным бюджетам для ремонта дорог в районе, области. Вначале двадцатого года на рассмотрение был внесен проект об изменениях системы оплаты транспортного налога, поэтому какой будет окончательной ставка транспортного налога в Беларуси 2021 пока неизвестно.
Что такое калькулятор дорожного сбора?
Калькулятор дорожного налога в Беларуси – онлайн-система, позволяющая в любое время рассчитать сумму дорожного сбора (транспортного налога). Для этого достаточно зайти на сайт (ввести в поисковой системе нужный запрос), заполнить поля, указав следующие данные:
- статус владельца транспортного средства (указывается, физическое, юридическое лицо);
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, грузовой тип транспорта, прицеп или полуприцеп, пассажирский автобус);
- вес машины, пассажирского транспортного средства (данную информацию можно посмотреть в техническом паспорте машины).