Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водителей ждут штрафы с островков безопасности. В ГИБДД все объяснили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.
В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.
Штраф за проезд или разворот на островке безопасности останется прежним и составит 500 рублей. А вот штраф за остановку на островке безопасности будет неодинаковым для разных регионов России. В соответствии со статьей 12.19. КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Однако для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга штраф вырастает до 2500 рублей. Кроме того, местное законодательство позволяет эвакуировать неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянки.
Постановление правительства вступит в силу сразу после его опубликования.
Останавливаться на островке безопасности можно только в экстренных случаях, ввиду крайней необходимости. Это может быть авария или поломка транспортного средства.
Если участок дороги, обозначенный разметкой 1.16.1–1.16.3, попадает в зону действия камеры, контролирующей остановку, то штраф все равно придет. Его можно будет оспорить при наличии доказательств вынужденной остановки. Сотрудники ГИБДД потребуют протокол о ДТП или справку из сервисной станции, осуществлявшей ремонт сломавшейся машины.
Для чего нужен островок безопасности на дороге?
Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:
- 1.16.1 – это прямые параллельные линии разной длины. Используются для обозначения островков, разделяющих потоки разных направлений.
- 1.16.2 – ломаные полосы, чьи вершины направлены в сторону сближения потоков. Применяется для обозначения островков при разделении потока одного направления.
- 1.16.3 – так же ломаные, но их вершины противоположны сближению потоков. Обозначают слияние одностороннего потока.
В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.
Несмотря на запрет для транспорта оказываться на участке, выделенном разметками 1.1 и 1.16.1, некоторые водители умудряются заехать туда во время обгона или перестроения. Или переждать, пока на светофоре загорится разрешающий движение сигнал. Им следует знать, что в этих случаях за островок безопасности ПДД штраф может налагаться по двум статьям КоАП:
- За следование по этому участку водителя накажут по ч.1 ст.12.16. Как минимум он получит предупреждение или заплатит 500 р.
- За остановку или стоянку на нем последует наказание по ч.1 ст.12.19 Кодекса. Оно то же, что предусмотрено за проезд сквозь эту зону. Но если нарушение совершено в столице или Санкт-Петербурге, штраф увеличится до 2500 р.
Несмотря на запрет для транспорта оказываться на участке, выделенном разметками 1.1 и 1.16.1, некоторые водители умудряются заехать туда во время обгона или перестроения. Или переждать, пока на светофоре загорится разрешающий движение сигнал. Им следует знать, что в этих случаях за островок безопасности ПДД штраф может налагаться по двум статьям КоАП:
- За следование по этому участку водителя накажут по ч.1 ст.12.16. Как минимум он получит предупреждение или заплатит 500 р.
- За остановку или стоянку на нем последует наказание по ч.1 ст.12.19 Кодекса. Оно то же, что предусмотрено за проезд сквозь эту зону. Но если нарушение совершено в столице или Санкт-Петербурге, штраф увеличится до 2500 р.
Что это такое? Определение
Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.
Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.
Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.
Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.
Разметка под номером 1.16.1 представляет собой небольшой островок с нанесенными на него линиями. Она встречается на различных участках дорог, например, на трассе при сужении магистрали. Если говорить конкретно об островке безопасности, то они встречаются только на пешеходных переходах. Точнее, посередине пешеходного перехода. Трактовка указана в пункте 2.42 определений ПДД.
Эти островки решают важную задачу — помогают пешеходам безопасно пересечь автомагистраль. Их установка особенно актуальна на дорогах с четырьмя и более полосами. Но в развитых странах, например, во Франции, встретить эту разметку можно и на стандартной двухполосной магистрали.
Для чего же нужна эта разметка? Она определяет участок, где пешеходы могут переждать наплыв автомобилей или дождаться разрешающего сигнала светофора. Поскольку широкие дороги переходить достаточно сложно, а водители не спешат пропускать пешеходов, такие островки спасают немало жизней.
Островок безопасности, как правило, представляет собой неравносторонний треугольник. Он наносится на дорогу белой краской. Важно знать, согласно ПДД, что островок безопасности — это такая разметка, которая может иметь три варианта изображения. Каждый из них пронумерован (1.16.1, 1.16.2, 1.6.3). Первый вариант наносится на участки дороги с целью разделения транспортных потоков, перемещающихся в противоположных направлениях. Разметка 1.16.2 предназначена для проезжих частей с односторонним движением. Третий же вариант принято наносить на участках слияния потоков.
Существует несколько требований к разметке. Она должна быть четко видна всем участникам дорожного движения. Данная зона проезжей части должна быть освещена и очищена от снега и грязи.
В некоторых случаях водители наезжают на островок, чтобы избежать возникновения ДТП. Как правило, после этого они получают по почте постановление с требованием оплатить штраф. Однако в этом случае вовсе не обязательно расставаться с деньгами. Специалисты рекомендуют обратиться в ГИБДД территориального уровня и изложить свое видение ситуации. Но и в этом случае уполномоченные лица не всегда встают на сторону нарушителя. Это обусловлено тем, что островок безопасности является участком для пешеходов. Избегая ДТП, водитель мог совершить наезд на человека, пересекающего проезжую часть.
Спорной является и ситуация касаемо остановки на островке, находящемся вне перекрестков и пешеходных переходов. В ПДД не написано, что парковаться на данном участке запрещено. Однако при наличии сомнений водителям всегда стоит обращать внимание на разметку. Она всегда сплошная. И ее пересечение категорически запрещено.
Важно знать о том, что в некоторых случаях штрафа можно избежать. Но при этом все аргументы должны быть обоснованными. Если водитель докажет, что островок безопасности размещен таким образом, что его наличие, напротив, значительно увеличивает риск возникновения ДТП, штрафа действительно можно избежать.
Упор на это можно делать при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных пунктов:
- На островке были размещены знаки, которые ограничивали видимость.
- Разметка не отвечала требованиям. Например, в непосредственной близости от нее в темное время суток не было организовано искусственное освещение. Или же краска была стерта или незаметна под слоем снега, грязи и пр.
- Островок обозначен не в соответствии с ПДД и государственными стандартами.
Грамотный подход в некоторых случаях поможет избежать штрафа. Однако большее число водителей предпочитает не тратить свое время и расстаться с некоторой суммой денег. В этом случае следует помнить о том, что в первые 20 суток оплатить штраф можно с 50%-ной скидкой.
Прежде всего, островки безопасности предназначены для разделения дороги на две части. Кроме того, они являются участками, на которых могут находиться пешеходы сколь угодно длительное время. Людям, пересекающим проезжую часть, нет необходимости контролировать транспортный поток со всех сторон.
На участках, где нет соответствующей разметки, чаще всего случаются ДТП с участием пешеходов. Это обусловлено тем, что люди не всегда правильно оценивают дорожную ситуацию и стремятся как можно скорее пересечь опасные для жизни зоны. Наличие же островков позволяет перейти половину проезжей части, остановиться и осмотреться, а затем продолжить движение, если это безопасно.
Это две основные функции разметки. Кроме того, островок безопасности на дороге в некоторых случаях вынуждает водителей снизить скорость. Иногда разметка наносится с целью сужения полосы движения. На таких участках нередко формируются искусственные неровности. Кроме того, дорожные рабочие могут установить и светофоры. Таким образом, водитель, подъезжающий к опасному участку, поневоле снижает скорость. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.
Штраф за заезд, остановку и пересечение островка безопасности
Здесь начинаются главные расхождения и трудности. Одну проблему мы уже уточнили – это пересечение сплошной полосы (нарушение действия разметки – ч.1 ст.12.16 КоАП). К санкциям по ней мы еще вернемся, пока же рассмотрим другие возможные нарушения:
- Можно ли парковаться на островке безопасности? Вспомним, что островок напрямую связан с пешеходным переходом. Соответственно, вторым нарушением может быть признана остановка / стоянка (парковка) на островке, как остановка / стоянка (парковка) на пешеходном переходе (ч.3 и 6 ст.12.19 КоАП).
- При этом вполне могут быть применены и санкции за парковку «далее правой полосы», что предусмотрено ч.3.2 той же статьи.
- Статья 8.1 ПДД РФ запрещает разворот на пешеходном переходе. Часть 2 ст. 12.14 КоАП РФ устанавливает за это штраф (к точным цифрам вернемся чуть ниже).
- Статья 11.4 ПДД РФ полностью запрещает обгон на пешеходном переходе. Это относительно недавние изменения в правилах, и в КоАП пока не выделено точной статьи для случая. Однако, в зависимости от обстоятельств, применяется либо уже упомянутое нарушение разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП), либо выезд на встречку (ч.4 ст.12.15 КоАП).
От указанных условий зависит и размер штрафов. В основном они такие:
Нарушение | Штраф | Примечание |
Нарушение действия разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП) | 500 руб. | Так может интерпретироваться выезд на островок безопасности, а также минимальное наказание за обгон по островку. |
Остановка / стоянка на переходе (ч.3 ст.12.19 КоАП) | 1 000 руб. | Внимание: при аналогичных нарушениях, произошедших в Москве или Санкт-Петербурге, применяется часть 6 данной статьи – штраф составит 3000 рублей. |
Остановка / стоянка «далее первого рада» (ч.3.2 ст.12.19 КоАП) | 1500 руб. | |
Разворот на «зебре» (ч.2 ст. 12.14 КоАП) | 500 руб. | К этому может быть приравнен разворот на островке безопасности. |
Выезд на встречную полосу (ч.4 ст.12.15 КоАП). | 5000 руб. или лишение прав до полугода | Таким образом может быть интерпретирован наихудший вариант обгона по островку безопасности. |
Кроме этого, в некоторых обстоятельствах может быть применен совокупный метод наказания по нескольким статьям.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.
Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.
В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.
Что нужно знать о шумовых полосах
Поскольку подобные решения появились сравнительно недавно, о шумовых полосах на автомобильных дорогах знают ещё не все автомобилисты и те, кто только собирается сесть за руль.
Спорить с тем фактом, что уровень безопасности на российских дорогах довольно низкий, бессмысленно. Основная масса дорог находятся в плохом состоянии, а водители активно нарушают действующие правила. Всё это ведёт к одному. А именно к авариям, ДТП, столкновениям, наездам на пешеходов и пр.
Чтобы бороться с такими проблемами, на российских автодорогах начала применяться шумовая разметка, которая наносится на дороги загородного и городского значения. Впервые о внедрении новых систем предупреждения водителей стало известно в 2012 году, когда и было принято решение установки шумовых полос. Фактически это альтернатива уже привычным лежачим полицейским, которые во многом себя не оправдывают, а их реализация стоит достаточно дорого.
В больших городах на дорогах можно встретить «островки безопасности», предназначенные для пешеходов. Они нужны для того, чтобы человек успел переждать, если не успел преодолеть дорогу при разрещающем сигнале светофора. Тем не менее, водители также заезжают в эту зону, за что их ждет штраф или другие меры наказания, о чем стоит рассказать подробнее.
Зачем встают на «островках безопасности». Автомобилисты обычно останавливаются на «островках безопасности», чтобы посмотреть маршрут по карте или же передохнуть в дальней поездке. Однако бывают и случаи, когда владельцы попросту оставляют транспортные средства и уходят. Среди других причин остановки на данных участках можно отметить:
- В центре нет места для парковки
- Необходимо совершить срочный звонок по телефону
- Сломалась машина
- Ожидание кого-то из пассажиров
Наказание за остановку и стоянку в запретной зоне. Стоит сразу отметить, что практически при любых обстоятельствах, остановка на «островках безопасности» приведет к оплате штрафа или эвакуации автомобиля. Встретить зоны для пешеходов можно в местах разделения попутных транспортных потоков, на перекрестках и возле «зебр».
В случае нарушения законодательства автомобилист понесет следующее наказание:
- При остановке транспортного средства в зоне пешеходного перехода оно может перекрыть обзор как водителю, так и пешеходу. По статье 12.19 КоАП РФ штраф составит 1000 рублей
- Если зона оформлена с использованием желтых линий, стоянка там запрещена, автомобиль будет эвакуирован
- Если «островок безопасности» нарисован перед пересечением дорог, автолюбитель пересек сплошную линию разметки, размер штрафа достигнет 500 рублей
- В случае отсутствия в зоне «островка безопасности» знака 3.27, автолюбителя не оштрафуют, стоять в пешеходной зоне можно, но недолго, водителю отходить нельзя
- Если «островок» расположен в зоне расхождения транспортных потоков попутного направления, водителя могут оштрафовать на 500 рублей, если обстоятельства зафиксирует дорожная камера наблюдения
Итог. В больших городах существуют «островки безопасности», предназначенные для пешеходов, которые не успели перейти дорогу вовремя. Тем не менее, водители пренебрегают правилами и оставляют в этой зоне авто.
В итоге подобные действия приведут к штрафу или же эвакуации транспортного средства, в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, следует помнить, что остановка и стоянка в защищенных зонах запрещена и лучше избегать их, чтобы не получить проблемы.
Особое значение имеет то место, куда крепится устройство. Оно должно выдерживать большие нагрузки от 3-тонного прицепа, а с другой стороны, быть безопасным при ударе сзади во время ДТП.
Дело в том, что производители рассчитывают автомобиль на нагрузки при ДТП без фаркопа. Если посмотреть на конструкцию металлического кузова, то можно отметить три главные зоны. Салон защищен жесткой капсулой, призванной сохранять геометрию при ДТП. А вот спереди и сзади размещаются так называемые сминаемые сектора, которые предназначены для погашения энергии ударов. На видеороликах краш-тестов видно, как разбивающаяся машина сначала плющит в гармошку передок, а затем отскакивает, сохраняя целым кокон салона. Таким же образом ведет себя кузов и при столкновениях сзади.
А вот с помощью фаркопа изменяется конструкция кузова. Фаркоп является концентратором нагрузок. Поэтому очень трудно найти по-настоящему безопасные точки крепления в лонжеронах, чтобы те могли выдерживать нагрузки прицепа и правильно складывались бы при ударе.
Что это такое? Определение
Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.
Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.
Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.
Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.
Данный вопрос порождает множество спорных ситуаций. Большинство водителей утверждают, что стоять на островке безопасности можно.
В крупных городах иногда сложно найти на парковке свободные места. В связи с этим некоторые лица оставляют свои транспортные средства на островке безопасности. При этом они абсолютно уверены в том, что за совершением данного действия не последует наложение административной ответственности.
Так можно ли стоять на островке безопасности? Если внимательно изучить ПДД, то можно сделать вывод о том, что данный вопрос никоим образом не регламентируется. Точнее, в документе написано, что зона предназначена для пешеходов. В ПДД нет ни слова о том, что въезд или выезд водителям запрещен. Однако стоянка на островке безопасности запрещена.
Это обусловлено разметкой. Каждый островок безопасности — это конфигурация из сплошных линий. Их, согласно ПДД, пересекать недопустимо. Кроме того, чаще всего островки наносятся в непосредственной близости от пешеходных переходов. На них и ближе чем 5 метров перед ними как остановка, так и стоянка запрещены. Сразу после переходов это допустимо.