Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция № 40 Финансовая реформа.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
Суть финансовой реформы
С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.
Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:
- Государство контролировало собственные финансы.
- Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
- Специальные органы контролировали все расходы.
- Государственная Дума получала отчет об операциях.
В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.
Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.
Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.
Результативность финансовой реформы была положительной:
- Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
- Старые чиновники были уволены по указу императора.
- На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.
Денежная реформа 1997-98 гг.
К данной реформе так же подтолкнули избыточная денежная масса, высокая инфляция и общий экономический кризис. Реформа происходила в форме деноминации, обмен старых денег на новые шел по курсу 1000:1. Обмен банкнот происходил плавно, вплоть до 2002 года.
Основной этап деноминации состоялся зимой 1998 года, а летом того же года Правительство объявило дефолт, после чего курс рубля резко рухнул вниз. С тех пор многие граждане стали связывать между собой деноминацию и дефолт, хотя это неправильно, и тогдашняя деноминация не стала причиной невозможности государства выполнять свои обязательства.
В долгосрочной перспективе реформа оказала, скорее, положительное влияние на экономику. Уже в 1999-2000 годах начался экономический рост (хотя неверно связывать его только с деноминацией), на рынке уменьшилась денежная масса, денежный оборот упростился, как и расчеты – наличные и безналичные.
Итоги и значение финансовых реформ
Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.
К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.
Судебная реформа. Кратко
Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения
- Независимость судебной власти
- Единый суд для всех сословий
- Гласность судопроизводства
- Состязательность судопроизводства
- Право сторон и подсудимых на защиту в суде
- Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
- Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
- Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
- Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
- Несменяемость судей
- Обособление прокуратуры от суда
- Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Денежные реформы классифицированы по признакам в зависимости от:
- времени осуществления обменных операций;
- порядка замены денежных знаков;
- масштаба изменений денежной системы;
- метода по осуществлению денежной реформы.
В зависимости от времени осуществления обменных операций:
- однообразные, при которых обмен старых денег на новые происходит в течение 7-10 дней;
- параллельные, при которых обе денежные единицы в течение определенного длительного периода находятся в обращении одновременно.
В зависимости от порядка замены денежных знаков:
- Конфискационного типа, предусматривающие проведение обмена старых денег на новые в пропорциях, дифференцированных в зависимости от количества предъявленных для обмена купюр. Такие реформы могут предусматривать: установление лимита на обмен банкнот, замораживание всех или части депозитов, прекращение валютообменных операций.
- Неконфискационного типа, предусматривающие осуществление обмена денег по единому соотношению для всех субъектов рынка вне зависимости от размера обмениваемой суммы и ее видов – наличных и безналичных.
- полные;
- частичные.
В качестве объектов такого изменения могут выступать: порядок эмиссии денежных единиц, название денежных единиц, масштаб цен, функции органов денежного регулирования.
При полной денежной реформе создается новая денежная система. Она проводится в одном из случаев:
- при изменении форм денег;
- при создании новых государств;
- при создании наднациональных денежных систем.
ФИНА́НСОВЫЕ РЕФО́РМЫ 1862–68
ФИНА́НСОВЫЕ РЕФО́РМЫ 1862–68, преобразования гос. финансовой системы Рос. империи; часть «Великих реформ», проведённых имп. Александром II. Инициатор Ф. р. – гос. контролёр В. А. Татаринов. Преследовали задачи повышения эффективности и планомерности гос. расходов, усиления контроля над ними, борьбы с казнокрадством.
Провозглашена гласность бюджета [4(16).1.1862], гос. роспись доходов и расходов на текущий год подлежала публикации в правительственных периодич. изданиях.
Установлена единая система бюджетного учёта и отчётности [сметные правила от 22.5(3.6).1862]. Подробные ежегодные сметы каждого министерства рассматривались Государственным контролем (учитывалось фактич. исполнение смет предыдущих лет) и Гос. советом, утверждались императором; министерства были обязаны строго соблюдать номенклатуру расходов. В гос. роспись стали включаться все расходы и источники их покрытия, особые капиталы и доходы изымались из ведения министерств и передавались в распоряжение Мин-ва финансов.
Суть финансовой реформы
С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.
Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:
- Государство контролировало собственные финансы.
- Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
- Специальные органы контролировали все расходы.
- Государственная Дума получала отчет об операциях.
В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.
Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.
Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.
Результативность финансовой реформы была положительной:
- Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
- Старые чиновники были уволены по указу императора.
- На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.
Предпосылки и причины проведения денежной реформы
Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег.
В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К примеру, 100 тысяч совзнаков по своей стоимости были равны одной царской копейке. Кроме советских денег, в стране продолжали существовать и царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки» и прочие заменители денег, выпускаемые разными атаманами и правителями.
Денежные отношения все больше замещались обычным натуральным обменом. Введенная карточная система показывала, что в экономике нарушен принцип эквивалентного обмена, деньги уже не являлись мерой стоимости. На рынках активно занимали свое место эквиваленты денег: зерно, соль, самогон и т. д.
В то же время начинается восстановление промышленности и транспортной отрасли, расширяется товарное предложение, разрешается частная торговля, появляются резервы иностранной валюты, растет сеть кредитных учреждений, восстанавливается система налогообложений.
Все это в совокупности требовало оздоровления финансовой сферы.
Краткая биография Александра II
- 1818, 17 апреля — рождение
- 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
- 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
- 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
- 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
- 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
- 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
- 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
- 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
- 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
- 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора Александра III (умер в 1894 году)
- 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
- 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
- 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
- 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
- 1855, 18 февраля — смерть Николая I
- 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
- 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
- 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
- 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
- 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
- 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
Денежная реформа проводится властью, ее легитимность же не является тотальной. М. Аглиетта и А. Орлеан помогают по-новому взглянуть на проблему доверия к деньгам. Суверенитет государства ограничен суверенитетом индивида и других государств. Вопрос о том, что же считать деньгами, не может быть раз и навсегда разрешен. Напротив, деньги всегда связаны со стремлением людей подражать друг другу, что порождает неопределенность и заставляет вести постоянный поиск реального богатства и того посредника, который признается большинством. Каждый индивид и локальное сообщество могут создавать частные деньги. В этом проявляется конкуренция между различными предметами, претендующими на роль денег. Любой централизации угрожает риск фрагментации. В обществе всегда сосуществуют и конкурируют разнообразные формы денег. Подробнее разбирая вопрос доверия, М. Аглиетта и А. Орлеан предлагают разделять три его формы: методическое, иерархическое и этическое4. Первая форма основана на повседневной практике и включает механизм воспроизводства прошлого опыта, т. е. традиции и привычки. Иерархическое доверие зависит от признанности и легитимности самой власти. В свою очередь, эта легитимность может быть обусловлена традицией, религией или демократическими институтами. Политическая власть позволяет устанавливать и менять основные правила взаимодействия, при этом успех изменений будет зависеть от восприятия власти в обществе. Наконец, последняя форма этического доверия показывает ограниченность политической власти над деньгами, поскольку власть каждого государства сталкивается с властью других государств. Проблема доверия поднимается до уровня всего человечества и поэтому затрагивает уже этическое измерение.
Мощным источником иерархического доверия являются символы власти, в частности, типичные изображения на монетах, такие как всадник, поражающий копьем змея. Вера в государя никогда не может быть неизменной, она зависит от религиозных, социальных и экономических изменений. Абсолютное доверие со стороны всего населения страны давало бы абсолютную свободу в денежной политике.
Доверие к реформам определяется как действиями власти, так и альтернативными возможностями, которые есть у населения. На доверие будут влиять действия правителя, который берет на себя определенные обязательства. Степень этого доверия будет тем больше, чем больше провозглашенные цели соответствуют практике проведения реформ, чем больше реформы носят необратимый характер, чем успешнее другие реформы и чем слабее оппозиция. Как показали Д. Норт и Б. Вайнгаст, ограничение власти правителей сбалансированной системой принятия решения (через парламент, независимый суд) также усиливает доверие со стороны торговцев и финансистов5. Институциональная система, в которой власть разделена на исполнительную, законодательную и судебную, повышает степень доверия. Сами действия правителя становятся более регламентированными. Харизматическая власть сменяется безличной, бюрократической, личные решения – процедурами.
Экономическая история действий верховной власти достаточно хорошо изучена. Гораздо меньшее внимание было уделено другой стороне доверия, которая не всегда напрямую зависит от действий правителя, но связана с восприятием и действиями частных лиц, которые могли как создавать частные деньги6, так и отказываться от признания новых денег. Представляет особый интерес, что и в традиционном обществе при монархическом устройстве в денежной сфере все равно сохранялась степень свободы в признании новых денежных знаков. Способность их не принимать немногими приводила к миметическому эффекту7. К этой стороне будет относиться и наделавшая бед монархиям подделка денег. Изготовление фальшивых монет создает опасную конкуренцию для суверена и заставляет активнее прибегать к печатному станку, чтобы сохранить доход казны. Иными словами, большее количество поддельных монет заставляет увеличивать число выпущенных денежных знаков. Особенно выгодные для правителей денежные реформы всегда сопровождались распространением фальшивой монеты.
Следующий вопрос, который возникает при изучении доверия к деньгам, а точнее, денежным знакам – это косвенная количественная оценка этого доверия. Интересно, что ряд параметров, безусловно, как напрямую влияет на вероятность широкого признания новых денежных знаков, так и показывает ту степень, в которой это признание состоялось. В случае с денежной реформой Алексея Михайловича речь шла о введении наряду с серебряными деньгами медных знаков, которые кроме металла ничем не отличались от оригинала. Тем самым серебряные и медные деньги должны были одинаково приниматься и параллельно сосуществовать. Именно этот аспект реформы является главным предметом нашего рассмотрения.
В таком случае представляет интерес разница между номинальной и реальной стоимостью выпущенных знаков или, точнее, между номиналом и рыночной оценкой металла, который содержался в денежном знаке. Это соотношение показывает выгодность подделки, а также степень уязвимости такой параллельной системы. Чем больше эта разница, тем выше выгода от подделки (в сопоставлении с затратами на подделку и суровостью наказания), тем сильнее действие закона Грэшема по вытеснению с рынка «хороших» серебряных денег «плохими» медными. Показателем степени доверия к новым денежным знакам будет являться и обменный курс одного серебряного рубля на медные деньги. При обмене 1:1 можно говорить о высокой степени доверия. Увеличение обменного курса, или лажа8, будет свидетельствовать о снижении д��верия и оказывать давление на его дальнейшее понижение через эффект подражания. Данные об абсолютном и относительном количестве вновь выпущенных денежных знаков позволят понять степень реальных изменений и давления на инфляционные процессы. Причем к предложению новых денежных знаков следует добавить и приблизительные оценки фальшивых денег, если предполагать, что простой крестьянин и торговец не могли безошибочно отличить подделку от оригинала. Тем самым к косвенным показателям степени доверия к новым деньгам можно отнести следующие количественные параметры: разницу между номинальной и реальной стоимостью денежных знаков; динамику обменного курса между старыми деньгами и новыми денежными знаками; предложение новых денежных знаков и связанную с ним динамику цен; и, наконец, количество фальшивых денег.
Действия власти, подрывающие доверие
С самого начала реформы центральная власть предписывала принимать серебряные и медные деньги, не делая никаких различий. Однако сами приказы не доверяли медным деньгам, что напрямую влияло на доверие к иерархии со стороны населения. Народ должен был не делать никаких различий, власть же такое различие четко проводила. Дискриминация медных денег проводилась на нескольких уровнях. Правительство предпочитало и регламентировало прием налогов и других платежей в серебряных деньгах, свободного обмена медных денег на серебро практически не существовало, прямое запрещение коснулось хождения новых медных денег в Сибири и во внешней торговле. Кроме этого, существенное влияние оказала та легкость, с которой медные знаки могли быть изготовлены фальшивомонетчиками. Техника еще была ручной, механические станки появляются лишь при Петре I, степень защиты от подделки была низкой.
Непоследовательность проявлялась в том, что всем предписывалось под угрозой наказания принимать медные деньги, правительство же явно предпочитало серебряные деньги. В грамоте Таможенному голове Бежецкому от 28 июля 1656 г. предписывалось государственные доходы собирать на две трети серебром и одну треть медью, жалованье давалось медью, а «за кабацкое питье, за царские товары, за пошлины и налоги» требовали серебро11.
Казне невыгодно было принимать медные деньги в Сибири, где обычно платили другой валютой – мехами. В грамоте 1657 г. в Илимский острог воеводе Бунакову предписывалось не торговать в сибирских городах медными деньгами, а вносить таможенные и мытные пошлины серебряными деньгами12. Запрещение не могло остановить ввоза медных денег, которыми торговать в Сибири стало выгоднее, чем другими товарами, из-за чего возник дефицит товаров и общий упадок торговли. Регулирование этих процессов со стороны государства было бессильно.
Другие реформы Алексея Михайловича
Для общей репутации царя Алексея Михайловича негативную роль сыграл возросший уровень недоверия и рост оппозиции по всей стране в связи с церковными реформами. В 1654 г. происходит известная «справа книг» Никоном, приведшая к трагическому расколу русского православия. После этого в народе растут эсхатологические ожидания, укрепляется мысль об антихристовой власти. Примечательно, что в основе церковных реформ лежали схожие задачи – необходимость унифицировать обряды и книжные переводы на всей территории возросшего государства. В итоге многие священники и миряне восприняли это нововведение как перемену веры и измену православию. Акты неповиновения, сопровождающиеся самосожжениями и преследованиями, прокатились по всей стране. Это помогло росту оппозиции и недоверию к властям. Логично предположить, что «медный бунт» в Москве имел и религиозные основания, поскольку церковные реформы заставили усомниться в правильности политики властей.
Неудачи преследовали и другие начинания. Например, в 1646 г. была предпринята попытка увеличить налог на соль и тем самым поднять долю косвенных налогов. Она закончилась полной неудачей и бунтом. Уже эти два примера показывают, что в обществе не было единодушия по предпринимаемым нововведениям, значительной силой обладала оппозиция, в восприятии населения одна неудача накладывалась на другую и многие начинания заканчивались неповиновением и бунтом.
Денежная реформа 1947 года
Была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег.
Кроме того, реформа назрела потому, что на оккупированной территории СССР нацисты выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу.
Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранивших их в кубышках. Был разработан вариант изъятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы. Официально реформу увязали отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 году или первой половине 1947 года из-за большой засухи и неурожая в 1946г.
В сентябре 1946г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы.
Благоприятное развитие промышленности и сельского хозяйства (в 1947г. урожай превысил на 58% уровень 1946г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для товарной инвентаризации в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы.