Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно провести инвентаризацию нематериальных активов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, НМА являются коммерческими ценностями компании. Соответственно, они направлены сугубо на получение выгоды. В противном случае они не признаются таковыми, также не имеют материальной формы, они невещественные. Но принадлежат предприятию на законных основаниях. Это может быть как полное авторское право, что фактически стоит приравнять к собственности, так и использование по доверенности на временный срок с ограничениями. Данная категория относится к той части имущества, которая не участвует в обороте. Ведь их реализация происходит не один раз, а постоянно за тот срок, что они находятся в собственности. Многократное получение выгоды – вот основная цель. Поэтому, учет проводится, как инвентаризация внеоборотных активов предприятия.
Инвентаризация нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов (НМА) комиссия проверяет:
-
наличие документов, подтверждающих права учреждения на их использование (патентов, свидетельств, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и т. п.);
-
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете.
При выявлении недостач НМА, неучтенных НМА, объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), несоответствия критериям признания их активами оформляются отдельные инвентаризационные описи, которые заполняются с учетом следующих особенностей.
Текущая оценочная стоимость неучтенных НМА определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н. Сведения о такой стоимости, количестве и общей сумме неучтенных объектов отражаются в графах 5, 6, 7, 15, 16 инвентаризационной описи (ф. 0504087).
В отношении объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), информация может быть отражена на основании результатов проведенного теста на обесценение активов в инвентаризационной описи (ф. 0504087):
-
в графе 5 указывается справедливая стоимость объекта (определяется в соответствии с п. 54 – 56 СГС «Концептуальные основы»);
-
в графе 19 отражается информация о проведении теста на обесценение (снижение убытка от обесценения).
Для наглядности покажем, как выглядит итоговая таблица. Ведь проверка учета результатов инвентаризации нематериальных активов – это важная часть, которая проходит в обязательном порядке до внесения своих подписей членами комиссии.
Действие |
Д-т |
К-т |
Учет излишков |
05 |
92 |
Списанная амортизация в связи с излишками ценностей |
06 |
05 |
Списание со стоимостным выражением |
93 |
05 |
Переведено на счет погашения за счет средств финансового ответственного лица |
70 |
93 |
Разница с рыночной ценой и потенциальным балансом при списании за счет финансового ответственного лица |
72 |
73 |
Величина потенциального дохода после реализации возмещения |
70 |
72 |
Полные убытки на основе выявленных фактов |
98 |
95 |
Выявлена безнадежная дебиторская задолженность
Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).
Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.
Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-03-07/2970, от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:
- Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
- Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.
Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-07-11/5018, от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.
Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.
На счетах бухгалтерского учета:
- Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
- Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
- Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
- Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Цель и задачи инвентаризации
Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.
В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:
- фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
- сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
- составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
- определение факторов, повлиявших на расхождение информации.
Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.
Подготовка и оформление инвентаризационных описей.
До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.
Для этих целей используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись). В ней отражается следующая информация:
Графа |
Отражаемая информация |
---|---|
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта нефинансовых активов |
3 |
Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость объекта инвентаризации:
|
6 |
Фактическое наличие (состояние) объектов инвентаризации |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например:
Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например: |
|
|
10 |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11 |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12 |
Балансовая стоимость (сумм) объекта учета |
13 |
Количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов инвентаризации, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:
|
Инвентаризация нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов (НМА) комиссия проверяет:
-
наличие документов, подтверждающих права учреждения на их использование (патентов, свидетельств, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и т. п.);
-
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете.
При выявлении недостач НМА, неучтенных НМА, объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), несоответствия критериям признания их активами оформляются отдельные инвентаризационные описи, которые заполняются с учетом следующих особенностей.
Текущая оценочная стоимость неучтенных НМА определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н. Сведения о такой стоимости, количестве и общей сумме неучтенных объектов отражаются в графах 5, 6, 7, 15, 16 инвентаризационной описи (ф. 0504087).
В отношении объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), информация может быть отражена на основании результатов проведенного теста на обесценение активов в инвентаризационной описи (ф. 0504087):
-
в графе 5 указывается справедливая стоимость объекта (определяется в соответствии с п. 54 – 56 СГС «Концептуальные основы»);
-
в графе 19 отражается информация о проведении теста на обесценение (снижение убытка от обесценения).
Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию излишков хозяйственных материалов
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
Оприходованы |
110536340 |
140110180 |
500 |
Пример 4. В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 1000 руб., в том числе 50 руб. в пределах норм естественной убыли. Рыночная стоимость продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, — 900 руб. Эта сумма добровольно внесена материально ответственным лицом в кассу учреждения. Отражение в бюджетном учете недостачи продуктов питания приведено в табл. 4.
Инвентаризация перед отчетностью за 2021 г.
Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2021 г., связаны:
- с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
- с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
- с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2021 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
- с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.
Действия, предшествующие инвентаризации
Проведение инвентаризации осуществляется постоянно действующими или разовыми комиссиями. Состав организуется из членов и председателя общим числом не менее 3 человек. О начале проведения инвентаризации издается приказ по форме № ИНВ-22. Для постоянно действующих комиссий при проведении обязательных инвентаризаций издание приказа не обязательное условие начала проверки. Приказ регистрируется в книге учета ИНВ-23.
В проведении ревизии НМА в обязательном порядке принимают участие лица, ответственные за учет и хранение активов. Лица предоставляют расписки, включаемые в документы проверки. Документ подтверждает факт:
- Передачи для проведения ревизии документов, использованных при приеме, движении и выбытии НМА.
- Оприходования всех имеющихся в распоряжении лиц активов.
- Списания НМА по срокам выбытия.
При наличии подотчетных сумм, выданных ответственным лицам для приобретения НМА, отчет по которым не сдан в бухгалтерию, об их наличии потребуется также составить расписку.
Нематериальные активы
К НМА относят различные изобретения, товарные знаки, компьютерные программы, какие-либо секреты производства и т.д.
Документ, который закрепил правила учета НМА, — это ПБУ 14/2007. Оно было утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н. Именно этим ПБУ нужно пользоваться при работе с НМА организации.
При проведении инвентаризации НМА проверяют, согласно Приказу Минфина от 13.06.95 №49:
- правильно и вовремя ли были отражены НМА на балансе компании;
- есть ли в компании документы, которые могут подтвердить, что у нее есть права на использование НМА.
Меры, предпринимаемые по результатам проверки
По окончании проверки материалы передаются руководителю на утверждение. Датой окончания проверки служит день подписания документов руководителем предприятия. Полученные данные служат основанием для принятия решения по полученным результатам инвентаризации.
Данные, выявленные в ходе проверки | Принимаемые меры |
Получены показатели полного соответствия результатов проверки с учетов | Действия не принимаются |
Актив, созданные или приобретенный после 2001 года, не отвечает требованию исключительности | Отнести затраты на текущие расходы или счет 97 «Расходы будущих периодов», если использование актива предполагается длительное время |
Выявлен актив, не включенный в данные бухгалтерского учета | Сведения из описи и ведомости служат основанием для постановки объекта НМА на учет |
Выявлен полученный на время объект с истекшим сроком действия договора | Оформляется акт на списание |
Определен объект НМА с моральным износом | |
Выявлена недостача НМА, полученная за счет действий или бездействия виновных лиц | После документального подтверждения виновников недостачи убыток списывается за счет ответственных лиц. |
Выявлена недостача НМА, виновные лица по которой не установлены | Недостача списывается на финансовые результаты |
Для наглядности покажем, как выглядит итоговая таблица. Ведь проверка учета результатов инвентаризации нематериальных активов – это важная часть, которая проходит в обязательном порядке до внесения своих подписей членами комиссии.
Действие | Д-т | К-т |
Учет излишков | 05 | 92 |
Списанная амортизация в связи с излишками ценностей | 06 | 05 |
Списание со стоимостным выражением | 93 | 05 |
Переведено на счет погашения за счет средств финансового ответственного лица | 70 | 93 |
Разница с рыночной ценой и потенциальным балансом при списании за счет финансового ответственного лица | 72 | 73 |
Величина потенциального дохода после реализации возмещения | 70 | 72 |
Полные убытки на основе выявленных фактов | 98 | 95 |
Инвентаризация перед составлением бюджетной отчетности за 2020 г.
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
[adinserter block=”1″]
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
Перевод на баланс прав пользования НМА, учтенных за балансом
Минфин России издал приказ от 7 июня 2021 г. № 85н , которым утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2021-2021 годы. Прежняя программа на 2021-2021 годы утратила силу. Фактически, чиновники пересмотрели сроки вступления в силу основных федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Напомним, стандартизация бухгалтерского учета предполагает наличие законодательных актов, делающих соответствие стандартам обязательным для бухгалтеров различных организаций. В первую очередь, федеральные стандарты бухучета станут обязательным для организаций и учреждений госсектора. Коммерческим организациям также придется руководствоваться ими, чтобы не отходить от единых требований к учету и отчетности.
Для согласования списания к заполненному акту о списании объектов нефинансовых активов ф. 0504104, подписанному комиссией по поступлению и выбытию активов, прикладывают необходимый пакет документов и передают учредителю.
Обратите внимание: раньше ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 заполнялась только, если были обнаружены излишки и недостачи. С 2021 года ее нужно заполнять, если в ходе инвентаризации комиссия выявила основные средства, не соответствующие условиям актива.
Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2021 № 1, по максимальной границе для групп 1–9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2021 № 162н).
- разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям по выявлению активов с признаками обесценения;
- подготовить соответствующие формы учетных документов, в которых будут фиксироваться решения инвентаризационных комиссий по обесценению активов;
- внести соответствующие уточнения в учетную политику по порядку отражения обесценения активов исходя из особенностей деятельности учреждения.
В 2021 были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники в очередной раз скорректировали порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций. Также нововведения коснулись и действующего Единого плана счетов. С января 2021 в ЕПС добавлены новые бухгалтерские счета, названия некоторых старых изменены, а некоторые — вовсе исключены.
Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).
- Реквизиты этого документа: указывается название (приказ, распоряжение или постановление), а также присваивается определенный номер и проставляется дата составления.
- Информацию о предстоящей процедуре: ее причины, элементы пересчета (ОС, НМА, МПЗ, денежные средства или ТМЦ), временной промежуток, который будет охвачен ревизией.
- Состав сотрудников (с указанием должности каждого), которые входят в состав комиссии.
Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.
С 01.01.2021 вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.
Действие Стандарта «Нематериальные активы» распространяется в том числе на права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Выдержка из документа: «Нематериальный актив — объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.»
п. 6 Стандарта НМА
В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:
-
0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
-
0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
-
0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базам�� данных»;
-
0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ):
1. Для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (СПИ) — подстатьи (п.п. 11.5.2, 12.5.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н):
-
352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;
-
452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
2. Для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования — подстатьи (п.п. 11.5.3, 12.5.3 Порядка № 209н):
-
353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
-
453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».
Отметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на РИД, как прежде подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Согласно пункту 9 Стандарта НМА единицей бухгалтерского учета объекта нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и (или) возникающих из договора (государственного (муниципального) контракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего создание, приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).
В качестве одного инвентарного объекта НМА признаются объекты, включающие несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология, иные аналогичные объекты).
Каждому инвентарному объекту НМА присваивается уникальный инвентарный номер. Указанный номер, присвоенный объекту НМА, сохраняется за ним на весь период его учета. Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов НМА вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам нефинансовых активов не присваиваются. Стандарт не содержит исключений для прав пользования нематериальными активами.
Для учета операций по вложениям в объекты учета прав пользования нематериальными активами применяются следующие аналитические счета счета 0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»:
-
0 106 6N 000 «Вложения в права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
-
0 106 6R 000 «Вложения в права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
-
0 106 6I 000 «Вложения в права пользования программным обеспечением и базами данных»;
-
0 106 6D 000 «Вложения в права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».