Задайте вопрос дежурному юристу,

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задайте вопрос дежурному юристу,». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Глава 16 нк рф устанавливает 13 видов налоговых правонарушений и размер денежных взысканий (штрафов) за их совершение:

  1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

  • При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

  • При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

    • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления такой деятельности, но не менее 20000 рублей.

    • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

    1. Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии налогоплательщиком счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    2. Непредставление налоговой декларации в налоговый орган

      • Без отсутствия признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей;

      • В течение более 180 дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня.

      1. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

        • При отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

        • При совершении в течение более одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 15000 рублей.

        • Повлекшее занижение налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

        Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или счетов-фактур, либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

        1. Неуплата или неполная уплата сумм налога

          • В результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);

          • в результате умышленного совершения выше перечисленных действий влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

          1. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

          2. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

          3. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в частности:

            • запрашиваемых документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ;

            • документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения налогового законодательства, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

            1. Ответственность свидетеля

              • Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении влекут взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

              • Неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

              1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

                • Отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

                • Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

                1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

                  • При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей;

                  • При повторном несообщении в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

                  1. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

                  Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игровой бизнес, а при совершение тех же деяний более одного раза – в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

                  Налоговые нарушения и размеры штрафов

                  Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

                  Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

                  Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

                  Штрафы за нарушения в предпринимательской деятельности, установленные Главой 14 КоАП РФ

                  КБК Статья КоАП Нарушение
                  182 1 16 01141 01 0001 140 ст. 14.1 Предпринимательская деятельность без государственной регистрации, специального разрешения или лицензии
                  182 1 16 01141 01 0005 140 ст. 14.5 Неприменение ККТ
                  150 1 16 01141 01 0054 140 ст. 14.54 Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда

                  Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

                  Объектом данного правонарушения являются определенные полномочия органов налоговой направленности по реализации учета налогоплательщиков с целью налогового регулирования. В случае, нарушения срока постановки на учет в налоговом органе посягает на установленный налоговым законодательством порядок управления в сфере налогов. Обязанность органов налогового характера вести в определенном установленном порядке учет налогоплательщиков установлена подписью 3 статьи 32 пункта 1 НК.

                  Объективная сторона проявляется в конкретном нарушении со стороны налогоплательщика по отношению к установленному сроку подачи заявления о постановке на учет в орган налоговой направленности. У налогоплательщика есть определенная обязанность встать на налоговый учет установленный статьей 23 пунктом 1 подписью 2 НК, нарушение которой и показывает наличие объективной стороны этого правонарушения.

                  Читайте также:  Как вновь созданная IT-организация должна отражать численность работников в РСВ

                  Определенными критериями появления у субъектов правоотношений налогового характера обязанностей постановки на учет определяются 83 статьей НК, опираясь на которую налогоплательщики подлежат налоговому учету в органах налоговой направленности по конкретному месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту проживания лица физического характера и по месту нахождения принадлежащего им средств транспортного передвижения и недвижимого имущества. Кодексом налогового характера также предусматриваются и другие основания постановки на учет налогоплательщиков.

                  Замечание 2

                  Организация, в составе которой находятся определенные обособленные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в органе налоговой направленности по месту пребывания каждого своего обособленного подразделения.

                  Что касается особенностей процесса постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и зарубежных организаций, то они определяются Минфином России.

                  Федеральная служба налоговой

                  Налоговая служба Федерального характера согласно 31 статье пункту 3 НК имеет полное право на утверждение форм заявлений о постановке на учет налоговой направленности, соблюдение которых является обязательным для налогоплательщиков. Тем не менее, ответственность налогового характера, бывает только в тех случаях, когда не поддаются в установленный срок определенные заявления о постановке на налоговый учет. Поэтому, сам факт подачи в орган налоговой направленности заявления с просьбой о постановке на налоговый учет является подтверждением выполнения соответствующих обязанностей самим налогоплательщиком. Во время установления объективной стороны налоговых правонарушений, предусмотренных в 116 статье НК, стоит учитывать положения 84 статьи пункта 1 НК, согласно которым форма заявления о постановке на учет устанавливается ФНС России. Когда происходит подача заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, сама организация одновременно с данным заявлением представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, в свою очередь подтверждающих создание такого обособленного подразделения.

                  Замечание 7

                  При подаче заявления предприниматель индивидуального характера вместе с заявлением о подаче на учет представляет определенное свидетельство о регистрации государственной направленности в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия данной частной практикой, и представляет такие документы, которые могут удостоверить личность налогоплательщика, и подтвердить регистрацию по месту проживания.

                  Добросовестное соблюдение налогоплательщиком своих обязанностей по постановке на учет налогового характера заключается в своевременной подаче необходимого заявления. Из-за этого несоблюдение, которое устанавливается ФНС России в форме заявления и непредставление или неисполнение представления других документов, которые рассматриваются в 84 статье пункте 1 НК, документа нормативного порядка налоговых органов, не образуют какой-либо объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

                  В практике хозяйственной деятельности у налогоплательщиков время от времени появляются такие ситуации, которые влекут за собой прекращение обязанностей по постановке на учет налоговой направленности до момента истечения срока такой постановки. Обстоятельства, которые влекут прекращение обязанностей по учету, вполне могут появиться в процессе ликвидации обособленного подразделения организации; отчуждения недвижимого имущества или средств транспортного передвижения, подлежащих налогообложению, а также в иных ситуациях аналогичных этой.

                  Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, который при этом содержит признаки правонарушителя, что предусматривается в 116 статье пункте 1 НК, считается оконченным по истечении последнего дня срока, который был установлен для процесса подачи заявления о постановке на учет самого лица, недвижимого имущества или транспортного средства.

                  Правонарушение, которое предусматривается в 116 статье пункте 2, можно считать оконченным после того, как пройдет 91 день с момента окончания срока подачи заявления о постановке на учет в органе налоговой направленности.

                  Привлечение к ответственности налогового характера лица по 116 статье пункту 2 исключает его привлечение к ответственности по пункту 1 той же самой статьи.

                  Вывод

                  Отсюда следует, что объективная сторона составов, которые описаны в 116 статье НК, проявляется в свойственном бездействии потенциального налогоплательщика в виде неисполнения им своей обязанности о подаче в определенный законом срок заявления в орган налогового характера, о постановке на учет по месту нахождения подразделения, которое является обособленным, по месту жительства и также принадлежащего физическому лицу или организации имущества недвижимого характера, или средств транспортного передвижения, подлежащих налогообложению.

                  В роли субъекта, который в свое время приступает срок постановки на учет в органе налоговой направленности, может быть организация или какое-либо физическое лицо, обязанное самостоятельно заявить в налоговый орган о постановке на учет самих себя, средств передвижения или имущества, которое является недвижимым.

                  Субъективная же сторона правонарушения, которое разбирается, характеризуется виной в форме конкретного умысла.

                  Ответственность за что было совершено нарушение определенных правил срока постановки на учет в органе налоговой направленности не имеет никакой зависимости от статуса правового характера самого налогоплательщика, а также последствий непостановки на учет и характера просрочки исполнения обязанности по процессу подачи заявления о постановке на учет налогового характера. Налоговая санкция выражается в виде определенного штрафа, размер которого по первой части обычно рассматриваемой статьи составляет сумму 10 тысяч рублей, а по второй 10% от доходов, которые были получены в течении указанного промежутка времени в результате данной деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

                  Ответственность за это нарушение непредставления налоговой декларации предусмотрена в статье 119 Налогового кодекса РФ. Причем независимо от срока опоздания с декларацией размер штрафа – 5% от неуплаченной суммы налога, но не более 30% от неперечисленной суммы налога по декларации и не менее 1000 рублей.

                  Эта норма статьи 119 Налогового кодекса действует со 2 сентября 2010 года. При этом, если фирма не представила в налоговую инспекцию декларацию, а налог перечислила, штраф будет минимальный – 1000 рублей (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37- 7/16376@).

                  ПРИМЕР

                  Фирма должна была сдать декларацию по НДС за III квартал 2011 года не позднее 20 октября, но сделала это только 25 ноября. Таким образом, задержка составила два месяца: один полный (с 20 октября по 20 ноября) и один неполный (с 20 по 25 ноября).

                  По декларации фирма должна уплатить 10 000 руб., к 25 ноября компания должна уплатить 2/3 от этой суммы. Сумма штрафа составит 667 руб. (6666 руб. × 5% × 2 мес.), но размер штрафа не может быть меньше 1000 руб., поэтому компания должна заплатить 1000 руб.

                  Организация может потребовать уменьшения размера штрафа, наложенного до 2 сентября 2010 года за не вовремя сданную декларацию. Дело в том, что после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ порядок расчета штрафов стал более либеральным. Он имеет обратную силу в части начисления санкций (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Первоначально ФНС сделала невозможным применение этой нормы на практике (п. 1 письма ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС- 37-7/16376@), но впоследствии изменила свою позицию.

                  Пунктом 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ установлено, что если редакция Налогового кодекса, действующая со 2 сентября 2010 года, предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее действовавшая редакция, то за нарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф согласно последней редакции.

                  Взыскание «старых» штрафов (назначенных до 2 сентября 2010 года) производится только в части, не превышающей максимального размера санкций согласно редакции, действующей со 2 сентября 2010 года.

                  Кроме того, ФНС России в письме от 15 марта 2011 года № ЯК-4-8/3962 обязала все инспекции пересчитать суммы предъявленных до 2 сентября 2010 года, но еще не взысканных штрафов. А суммы, взысканные начиная с этой даты без учета изменений законодательства, зачесть или вернуть.

                  Следовательно, если у фирмы есть задолженности по начисленным до 2 сентября 2010 года, но не взысканным штрафам, она имеет право обратиться в свою налоговую инспекцию для перерасчета санкций. Это касается, в частности, компаний, которые до сих пор судятся с налоговиками.

                  Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто и когда должен платить

                  Оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса инспекция может только в том случае, если не представлены налоговые декларации, иначе говоря, документы, в которых приведены расчеты налогов исходя из фактической налоговой базы за истекший налоговый период.

                  Но по некоторым налогам нужно платить авансовые платежи, которые представляют собой часть налога, уплаченную ранее (авансом). Расчет таких платежей декларацией не считается.

                  Чтобы наказать фирму (предпринимателя) за непредставление документов, отличных от налоговых деклараций, в том числе и расчетов по авансовым платежам, налоговики могут применить лишь статью 126 Налогового кодекса (непредставление документов, необходимых для налогового контроля). Штраф по этой статье – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

                  Однако зачастую инспекторы не разделяют понятий «налоговая деклара��ия» и «расчет авансовых платежей» и применяют одни и те же санкции.

                  Такие действия следует оспаривать в вышестоящей инстанции и в суде.

                  В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

                  В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

                  Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

                  За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

                  Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

                  Предоставление информации

                  Одним из распространенных видов налоговых правонарушений считается несоблюдение субъектом сроков направления в ИФНС сведений об открытии/закрытии банковских счетов. За такое деяние в НК установлен штраф размером 5 тыс. руб.

                  Непредставление плательщиком декларации в ИФНС по месту учета налагается взыскание – 5 % от налога, подлежащего перечислению в бюджет, согласно отчету. Штраф взимается за каждый неполный или полный месяц с даты, установленной для передачи документов в контролирующий орган. При этом величина взыскания не должна быть больше 30 % от суммы налога и меньше 100 р. Эта санкция применяется, если в действиях плательщика не выявлено признаков налогового нарушения.

                  Если субъект не предоставляет декларацию более 180 дн. с даты окончания срока, установленного для ее сдачи по закону, с него взыскивается штраф – 30 % налоговой суммы, указанной в документах, и 10 % от нее же за каждый неполный или полный месяц просрочки. Вторая часть штрафа вменяется со 181 дня.

                  Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав

                  Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

                  Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

                  Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.

                  Ответственность за налоговые правонарушения: определение, виды — Контур.Бухгалтерия

                  Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

                  По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

                  Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).

                  Уголовная ответственность предпринимателя за неуплату налогов юрлицом

                  Какие действия считаются налоговым преступлением и как избежать ответственности, если правонарушение уже допущено?

                  Любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, резидентства и структуры, взаимодействует с Федеральной налоговой службой РФ по вопросам исчисления налогов, сборов и их уплаты.

                  А потому каждый собственник бизнеса должен знать: в каком порядке налоговая служба обязана уведомить о начисленных пенях и штрафах, что считается налоговым преступлением и в каком случае удастся избежать уголовной ответственности, несмотря на допущенное правонарушение. Эти вопросы и будут рассмотрены в статье.

                  К налоговым преступлениям относятся правонарушения в сфере экономической деятельности, перечисленные в ст. 198–199.4 УК РФ. Основные поводы для возбуждения уголовного дела указаны в ст. 140 УПК РФ: это заявление о преступлении либо сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении, полученное из других источников.

                  Наличие достоверной и цельной информации, указывающей на признаки преступления, – основание для возбуждения уголовного дела.

                  Однако из-за латентного характера налоговые преступления имеют свою специфику: уголовные дела возбуждаются после длительной проверки, в процессе которой собираются и анализируются данные о составе преступления.

                  Материалы и акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего проверку, или его заместителем.

                  По результатам их рассмотрения руководитель или его заместитель принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе от привлечения к ответственности).

                  Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направить информацию в уполномоченные следственные органы при наличии одновременно следующих условий:

                  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
                  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
                  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены в полном объеме в течение 2 месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
                  • размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления.

                  Информация направляется в следственные органы в течение 10 дней со дня выявления инспекцией обстоятельств, указанных выше. После получения материалов следователь должен сделать вывод о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела, т.е. есть ли признаки состава преступления в действиях или бездействии налогоплательщика.

                  Уголовные дела чаще возбуждаются по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 199 и 199.2 УК РФ. Другие статьи по налоговым преступлениям можно отнести к категории неработающих: сложно доказать факт совершения правонарушения.

                  Читайте также:  Вступление в наследство после смерти по завещанию

                  Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в крупном и особо крупном размерах.

                  Крупным размером в данной статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая 15 млн руб. за период трех финансовых лет, а особо крупным размером – сумма, превышающая 45 млн руб.

                  Следовательно, задолженность (недоимка) в сумме менее 15 млн руб. не будет образовывать состава преступления, и возбуждения уголовного дела удастся избежать.

                  При задолженности в размере более 15 млн руб., но не превышающей 45 млн руб., может быть возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 199 УК РФ.

                  Это преступление небольшой тяжести, а значит, срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 2 лет с момента его совершения. Например, если в 2021 г. была выявлена неуплата за 2017 г. на общую сумму 20 млн руб.

                  , то уголовное дело не подлежит возбуждению в связи с истечением сроков давности, пусть при этом и имеются все признаки состава преступления.

                  Неуплата, превышающая 45 млн руб., может образовывать состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ. Оно относится к категории тяжких, а потому срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет.

                  Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам.

                  Таким образом, о наличии состава преступления по этой статье можно говорить, только если: имеется задолженность по уплате налогов, которая выявлена налоговыми органами; при этом должнику выставлено требование об уплате, но он умышленно препятствует принудительному взысканию задолженности (например, путем открытия нового расчетного счета, «вывода» денежных средств через кассу, получения денежных средств через расчетные счета третьих лиц). Состав преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, образуется, когда размер недоимки по налогам, сборам, страховым взносам равен стоимости сокрытого имущества в крупном размере или превышает ее. Крупным размером в этой статье признается задолженность, превышающая 2 млн 250 тыс. руб., а особо крупным – 9 млн руб. Преступление, предусмотренное ч. 1 статьи, относится к категории небольшой тяжести – срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 2 лет с момента его совершения. Преступление, предусмотренное ч. 2 статьи, относится к категории средней тяжести – срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 6 лет с момента его совершения.

                  Чтобы избежать привлечения к ответственности за перечисленные преступления, суммы недоимки, пеней и штрафов должны быть уплачены исключительно в полном объеме. Причем закон позволяет погасить задолженность и после возбуждения уголовного дела.

                  Исследование, проведенное сотрудниками юридической фирмы «Селютин и партнеры», показывает, что уголовные дела, возбуждаемые по ч. 1 ст.

                  199 УК РФ, составляют примерно 60% от всего объема дел по налоговым преступлениям. Около 25% – это дела, возбужденные по ч. 2 ст. 199 УК РФ. 10% – дела, возбужденные по ст. 199.2 УК РФ.

                  И всего лишь около 5% составляют дела, возбужденные по иным налоговым преступлениям.

                  Столь высокий процент дел, возбуждаемых по ч. 1 ст. 199 УК РФ, обусловлен тем, что Законом от 1 апреля 2020 г. № 73 в примечание этой статьи внесены изменения, определяющие крупный и особо крупный размеры сумм неуплаченных налогов. Так, в старой редакции ст. 199 УК РФ ответственность по ее ч.

                  1 наступала при неуплате налогов в сумме от 5 до 15 млн руб. Если сумма выходила за эти пределы, уголовное дело возбуждалось по ч. 2 данной статьи. В настоящее время ответственность по ч. 1 наступает при неуплате суммы от 15 млн руб., а по ч. 2 – от 45 млн руб. Вот и получаем: уменьшилось количество дел по ч.

                  2, но увеличилось по ч. 1.

                  Что касается небольшого количества дел, возбужденных по ст. 119.

                  2 УК РФ, то здесь необходимо отметить, что налоговые органы не способны своими силами провести проверку, которая дала бы основания для возбуждения уголовного дела.

                  А привлекаемые для участия в проверке сотрудники УЭБиПК МВД чаще не обладают достаточными познаниями и опытом, позволяющими собрать все элементы, образующие состав преступления.

                  Избежать привлечения к уголовной ответственности помогут несколько простых правил:

                  • вовремя исполняйте обязанность по уплате налогов;
                  • не допускайте сокрытия своего дохода;
                  • если возникла недоимка и были начислены пени и штрафы, обязательно уплатите сумму в полном объеме.

                  Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

                  Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

                  Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

                  Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

                  Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

                  За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

                  В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

                  Что такое налоговое правонарушение и ответственность за него

                  Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

                  По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

                  Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).


                  Похожие записи:

                1. Добавить комментарий