Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С учётом интересов сотрудников…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Счетной палате РФ проведен анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — военные пенсионеры).
Оценка пенсионного обеспечения военных пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан
Общая численность военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, согласно данным, предоставленным в ходе проведения мероприятия министерствами и ведомствами (без учета численности пенсионеров ФСБ России) по запросам Счетной палаты Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода постоянно росла. Так, в 2002 г. общее количество пенсионеров составляло 1 780 116, в 2004 г. — 1 879 102, а в 2006 г. — 1 915 076, или на 7,6% больше, чем в 2002 г. Таким образом, хотя размеры средних пенсий за выслугу лет и по инвалидности на протяжении всего исследуемого периода выросли, направления изменения этого показателя по сравнению с покупательной способностью (ПС) средней заработной платы в стране были противоположными. Если покупательная способность средней зарплаты постоянно (кроме 2006 г.) росла достаточно высокими темпами, то ПС указанных видов пенсий с 2003 г. снижалась.
Покупательная способность пенсии по случаю потери кормильца в Минобороны России и МВД России фактически не обеспечивала уровня физиологического выживания и при этом имела общую тенденцию к снижению.
Показательным представляется сравнение темпов роста средних размеров пенсий военных и гражданских пенсионеров, обслуживаемых ПФР.
Одной из основных задач государственной политики в области пенсионного обеспечения является пенсионное обеспечение различных слоев населения. Для каждого слоя населения, предусмотрены свои основания для назначения пенсионного обеспечения и учетом данного факта, нормативно – правовая база пенсионного обеспечения населения составляет огромный массив от законодательной базы в сфере пенсионного обеспечения Российской Федерации.
На сегодняшний день, как и во все времена, главным гарантом соблюдения прав в сфере пенсионного обеспечения является Конституция РФ. В основном законе, фундаментальным положением выступает ст. 39. Данная статья гласит, что:
— каждому гражданину РФ, гарантировано социальное и пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
— государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом;
— поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
К сожалению, зачастую бывают такие ситуации, что сотрудники ОВД, при осуществлении своих полномочий погибают. В таких случаях, государство, берет на себя роль кормильца семьи сотрудника служившего в ОВД. Роль кормильца семьи, в лице Государства, обуславливается назначением материальной помощи семье погибшего сотрудника ОВД, а именно пенсии по потере кормильца[16].
Итак, пенсия по случаю потери кормильца семьям назначается, если кормилец, сотрудник ОВД, умер (погиб) во время исполнения служебных обязанностей, а так же, в срок, не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие получения какой либо травмы или заболевания, полученных, так же, при исполнении служебных обязанностей. Если же кормилец, то есть сотрудник ОВД погиб в период получения пенсии, то данная пенсия выплачивается семье этого сотрудника.
Таким образом, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) сотрудников ОВД, которые состояли на иждивении этих сотрудников. Однако, существуют такой факт, что некоторые члены семьи получают данный вид пенсии в независимости от нахождения на иждивении данного сотрудника. Такими членами семьи являются:
– нетрудоспособные дети;
– нетрудоспособные родители и супруги, но только в случае того, что они потеряли источник финансовых средств, к существованию, после смерти сотрудника ОВД.
Так, нетрудоспособными членами семьи, можно назвать[17]:
— детей, братьев, сестер, внуков, в возрасте до 18 лет, или же старше 18 лет, но будучи инвалидами. Так же, в данную категорию включаются дети старше 18 летнего возраста проходящие обучение на очной форме.
— родителей (отец, мать), и супруга, при достижении ими определенного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, либо являются инвалидами;
— супруга или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, которые заняты уходом за нетрудоспособными членами семьи умершего сотрудника ОВД, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
— дед и бабушка, при условии, что более нет лиц, которые могут их содержать и ухаживать за ними.
Здесь так же, хотелось бы отметить, ряд тех, кто может получать данный вид пенсии:
— супруги умерших сотрудников ОВД, по причинам, перечисленным выше имеют, так же, право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Так же, данной пенсии достойны лица, которые ухаживают за нетрудоспособными членами семьи, такими как – дети умерших (погибших) сотрудников ОВД, не достигшие 8-летнего возраста, в независимости от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они службу или нет.
— Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми.
— Так же, дети, не достигшие 18 лет, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.
— Отчим и мачеха, так же полноправно могут получать пенсию по потере кормильца, так же как мать и отец, но только при условии того, если умерший сотрудник ОВД находился у них под опекой или на попечении не менее 5 лет.
— Так же, пасынок и падчерица имеют равное право получать пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.
Здесь хотелось бы отметить, что в соответствие со ст. 36 данного закона, устанавливается следующий размер пенсии по потере кормильца[18]:
а) семье умершего сотрудника ОВД, по причинам, перечисленным ранее- 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По той же самой схеме, определяется пенсия по потере кормильца в независимости от причины смерти сотрудника ОВД, семье умершего являвшейся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
б) семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 данного закона, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
На основании ст.36 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, предусмотрена формула для расчета пенсии по потере кормильца. Рассмотрим данную формулу посредством приведения примера[19].
Итак, старший оперуполномоченный (оклад по должности = 17 898,00 руб.), майор полиции (оклад по званию = 12 475,00 руб.), выслуга лет в ОВД – 14 лет (процентная надбавка за выслугу лет = 20%). Погиб при исполнении служебных обязанностей.
Пенсия = (17 898,00 + 12 475,00 + (17 898,00 + 12 475,00) × 20%)) × 73,68% × 50% = 13 427,30
Итог, данного примера, пенсия по потере кормильца составит 13 427,30 руб.
Таким образом, проанализировав все виды пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, можно сказать, что в Российской Федерации, предусмотрена материальная поддержка почти на все случаи жизни.
Таким образом, проанализировав пенсионное обеспечение сотрудников ОВД, можно сделать вывод, что система пенсионного обеспечения сотрудников ОВД осуществляется посредством множества нормативно – правовых актов.
Так, современное законодательство, которое регулирует пенсионное обеспечение сотрудников ОВД в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки и инновации с целью обеспечения их достойного существования в нынешнее время.
Конечно, большая часть законодательства о системе пенсионного обеспечения сотрудников ОВД показывает достаточно высокий уровень жизнеспособности данной категории лиц, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет выявить некоторые проблемы законодательства и противоречия, существующие в данной области правового регулирования.
Проблемной стороной, в сфере пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, является факт, что до сих пор в России нет единого основополагающего правового акта, регулирующего государственную политику по социальной защите и пенсионному обеспечению военнослужащих.
Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования. Конечно, принятые под самый занавес прошлого года, законы с соответствующими подзаконными актами, привело к разительным переменам в уровне доходах военных пенсионеров.
В ходе данной работы, была выполнена цель исследования — обширное исследование отдельных видов пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, таких как: пенсии по выслуге лет, инвалидности и потри кормильца, посредством выполнения следующих задач:
- Анализ понятия пенсионного обеспечения сотрудников ОВД;
- Анализ НПА, регулирующих пенсионное обеспечение сотрудников ОВД;
- Анализ форм пенсионного обеспечения сотрудников ОВД;
Основания для получения льготной пенсии в МВД
Действующее законодательство предусматривает следующие основания для назначения льготной пенсии сотруднику органов внутренних дел:
- Служба в органах внутренних дел, если совокупный срок такой службы соответствует установленному законом минимальному стажу
- Достижение возраста выхода на пенсию сотрудника полиции по достижении определенного возраста путем сложения трудового стажа по гражданской профессии и учитывая выслугу лет в МВД, что должно соответствовать не менее 25 годам трудового стажа. К указанной категории отнесены также лица, которые не могут проходить службу связи с получением травмы или по состоянию здоровья
Лица, имеющие право для назначения пенсии МВД:
- Сотрудники ОВД
- Работники органов по контролю за оборотом наркотиков
- Лица, проходящие службу в противопожарных органах
Насколько повысят пенсии
Пенсионеры МВД РФ в 2021 году ждут повышения пенсии с 1 октября 2019 года. В общей сложности индексация составит 7,75%. Она будет состоять из нескольких частей.
Согласно ст. 43 Закона РФ №4468-I от 12.02.1998г. назначаемые вышедшим на законный отдых полицейским пенсии исчисляются из денежного довольствия лиц, несущих службу.
Согласно положений Распоряжения Правительства РФ №415-р от 13.03.2019г. предусмотрена индексация оплат труда сотрудников органов внутренних дел с 1 октября на 4,3%.
Отдельно на совещании у президента РФ было принято решение повысить пенсии на 2% и эта норма заложена в закон о Федеральном бюджете на последующие два года. Кроме того, повысятся пенсии за счет того, что увеличен процент денежного довольствия для расчета.
В данный момент времени многих сотрудников силовых структур интересует вопрос повышения пенсии в 2021 году. Но к большому сожалению, Правительство не дает четких ответов, поскольку на индексирование пенсии оказывает прямое влияние негативной экономической ситуации по всей стране. Таким образом, можно сказать, что ждать значительных повышений пенсионных выплат сотрудников МВД в 2021 году не придется, ведь власти стараются оптимизировать расходы бюджета. То есть, увеличение пенсионных выплат напрямую связано с внешними показателями, такими как рост цен на нефть, снятие санкций.
Однако хотелось бы отметить, что именно сотрудникам МВД и военнослужащим государство будет в первую очередь поднимать пенсию, поскольку Россия всегда стремится поддерживать военную отрасль страны, защищая государство от потенциальных врагов. Поэтому армия всегда должна получать достойную заработную плату и пенсию. Таким образом, в 2021 году будет повышение пенсионных отчислений пропорционально показателям инфляции.
Калькулятор пенсии МВД: сделайте точный расчет или задайте вопрос
Специально для сотрудников МВД Российской Федерации, вышедших на пенсию, предоставляем удобный калькулятор. Пенсия полицейских считается по-другому, чем у обычных граждан. Так что, чтобы не запутаться наверняка в этих сложных операциях, предлагаем на расчет свой калькулятор. Ниже будет описание во всех подробностях, как им пользоваться.
Стоит понимать, что законы не стоят на месте, и, возможно, где-то мы немного ошиблись. Этот калькулятор стоит применять для примерной оценки размера своей будущей пенсии – с этим калькулятор точно не ошибется.
Внимание! Уважаемый читатель, если Вы заметили какую-то неточность, у вас появился вопрос или дополнение – смело пишите комментарий. Поможем, чем сможем. Не откажемся и от благодарности. Спасибо!
А пока разберем всю механику пользования.
Каков размер выплат и особенности расчета
Сотрудники МВД могут рассчитывать на досрочный уход на отдых и пенсионное обеспечение. Величина будущих начислений зависит от многих факторов:
- общий период выслуги;
- должность;
- присвоенное звание;
- размер денежного довольствия.
Помимо прочего будут действовать следующие надбавки и доплаты:
- ;
- достижение преклонного восьмидесятилетнего возраста;
- достижение преклонного возраста и наличие инвалидности первой группы; .
Окончательный расчет осуществляется по определенной формуле, которая выглядит следующим образом:
- пмвд – величина пенсии за выслугу лет;
- дд – денежное довольствие;
- нвл – надбавка пенсионеру за выслугу лет, которая зависит от срока службы;
- дв – количество лет службы сверх положенных 20 лет;
- пк – понижающий коэффициент.
Субъекты РФ также имеют право устанавливать привилегии для пенсионеров МВД. Конкретные льготы зависят от региона проживания. К примеру, в столице и Московской области предусмотрено возмещение коммунальных услуг, льготное протезирование зубов и проезд на муниципальном транспорте. В Санкт-Петербурге действует льгота по подключению стационарных телефонов, а в Свердловской области пенсионеры освобождаются от необходимости платить транспортный налог.
Важно: данные привилегии в 2020 году в целом относятся ко всем пенсионерам, а не только к сотрудникам МВД. Некоторые регионы устанавливают указанные льготы только для ветеранов труда. Тем не менее, бывшие работники органов внутренних дел могут получить данные преференции быстрее за счет кадровой службы МВД.
Пенсионное обеспечение за выслугу лет
Рассмотрение отдельных видов пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов следует начать с пенсии за выслугу лет. Данный вид пенсии назначается большинству сотрудников, оставляющих службу.
Исследователи в области права социального обеспечения сходятся в определении пенсии за выслугу лет — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью независимо от возраста, выплачиваемая, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.1 Именно с признаком назначения пенсии только за выслугу лет по определенной специальности исторически связано выделение данного вида пенсионного обеспечения.2
Необходимо отметить, что развитие законодательства о пенсиях в России традиционно связано с пенсиями, назначаемыми лицам, состоявшим на государевой службе. Первое нормативное закрепление подобного обеспечения было осуществлено во времена Петра І в Морском уставе и преимущественно относилось к морским чинам и членам их семей. При этом различалось обеспечение вдов и сирот и собственно пенсионное обеспечение чинов, зависевшее исключительно от милости государя. Случаями назначения пенсии являлись увечье служивого человека либо его смерть. Основные положения устава впоследствии были применены к прочим отраслям государственной службы. При Екатерине II обеспечение впервые было распространено на лиц, которые оставляли службу по выслуге установленного числа лет. Развитие пенсионного законодательства потребовало со временем объединения всех пенсионных законоположений в один общий для всех служащих в государстве пенсионный устав, коим стал Пенсионный Устав 1827 г. Основные его положения, в частности, сводились к следующим: а) право на пенсию имеет всякий беспорочно прослуживший определённое число лет, а по смерти его — семейство умершего; б) размер пенсии ставился в зависимость от места, занимаемого служащим, и числом прослуженных лет; в) время в военных походах и морских кампаниях считалось вдвое, т. е. один год за два; г) пенсии выплачивались за счёт государственной казны.
При этом пенсия рассматривалась как вознаграждение, даруемое Правительством тем из служащих и их семействам, которые приобрели на неё право беспорочной службой в течение установленного числа лет, т. е. назначение пенсии зависело от объективных факторов в отличие от пенсии, назначаемой по особым Высочайшим указам.
Как видно, советское, а затем и российское законодательство о пенсионном обеспечении за выслугу лет основывается на положениях, установленных в Российской Империи. Круг обеспечиваемых был достаточно широк — это и военнослужащие и гражданские служащие министерств и ведомств, преподаватели учебных заведений, служащие медицинских учреждений. В большей своей части категории лиц, подлежащих пенсионному обеспечению за выслугу лет, были восприняты советским законодательством, а позже и современным российским.
Общие положения, на которых строится современное пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов, в том числе за выслугу лет, были сформулированы в 40-х годах прошлого столетия.2 Традиционно, сотрудники правоохранительных органов в области социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, приравнивались к военнослужащим, что, впрочем, не всегда позволяло учитывать специфику их деятельности при исчислении выслуги лет, дающей право на пенсию.
Само слово «выслуга» указывает на службу как род общественно — полезной деятельности людей, который и закладывается в основании права на пенсию, и соответственно, на служащих как лиц, осуществляющих данную деятельность. В литера туре содержатся основные черты службы как человеческой деятельности. К ним отнесены: 1) объект воздействия служащего в процессе труда — человек, 2) средством воздействия на которого выступает информация как особый предмет труда служащего, 3) способ воздействия — служащий воздействует на личность прямо и непосредственно. К специфике деятельности служащих отнесено также то, что они непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства; обычно заняты умственным трудом; работают возмездно, получают заработную плату; занимают должности в легальных организациях, работают на профессиональной основе.
В зависимости от источника финансирования различают служащих следующих организаций: 1) государственных, 2) муниципальных, 3) частных, 4) международных. При этом служащие государственных организаций рассматриваются как государственные служащие в широком понимании — это индивидуальные субъекты права, осуществляющие государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют, к примеру, социально-культурный характер, их осуществляют служащие медицинских, образовательных и других учреждений).2 Ю. Н. Старилов предлагает также использование термина «публичная служба», которым бы охватывались служащие публичных учреждений, т. е. лица, находящиеся на публичной службе или на службе у юридического лица публичного права. Таким образом, публичная служба включала бы в себя профессиональную деятельность по исполнению полномочий различных субъектов публичного права: федеральных органов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образуемых ими органов, учреждений, предприятий.3 При этом в законодательстве можно встретить примеры, когда государственными служащими признаются работники государственных учреждений, например, учреждений уголовно — исполнительной системы, научных и образовательных учреждений, входящих в систему того или иного правоохранительного органа, т. к. они целиком и полностью реализуют государственные функции.
Порядок увольнения сотрудника из органов внутренних дел
Чтобы оформить пенсию по выслуге лет из силовых структур, требуются определённые условия. Они регламентированы законом.
Для этого должен быть:
- Выработан максимальный стаж для возможности получения военной пенсий, который составляет 20 лет.
- Достигнут служащим пенсионный возраст, определённый для сотрудников силовых структур, то есть 45 и более лет.
- Стаж общего характера 25 и более лет, и именно на службе в органах МВД 12,5 лет минимально.
С 2011 по 2021 годы социальная защита сотрудников в отставке обеспечивалась Федеральным Законом № 247. С апреля 2018 туда внесены некоторые изменения. Они касаются увеличения стажа. Его предполагается увеличить на пять лет. В итоге вместо 20 человек прослужит в органах МВД 25 лет.
Служащего обязаны оповестить об отставке за два месяца до обозначенной даты прекращения контракта. При прекращении трудовых отношений служащему с выслугой 20 лет и более положена к выплате одноразовая сумма, равняющаяся его 7 окладам на этот день.
Изъявляя желание уволиться из органов, служащий имеет право пройти ВВК в рамках Положения № 565 Правительства России. Выводы медиков помогут определить состояние здоровья человека и возможность дальнейшей службы в силовых структурах. Комиссия призвана определить категорию заработанных за время службы болезней, ранений и их последствий. Исходя из вывода врачей, можно будет обрисовать основание для прекращения трудовой деятельности.
Предлагаем ознакомиться: Увольнение беременой в декретном отпуске
Для проведения врачебной комиссии необходимо придерживаться порядка прохождения ВВК в МВД при увольнении на пенсию:
- ВВК следует провести за 60 дней до увольнения.
- Извещения о дате разрыва контракта и медосмотра выдаются одновременно.
- Если врачебный осмотр не пройден сразу, его можно будет пройти после отставки в течение одного года. Для этого придётся обратиться в кадровую службу по месту службы.
Пример расчета пенсионного пособия полицейскому
Для расчета пенсионного пособия служащего в качестве примера потребуются сведения следующего плана:
- Должностной оклад зам. начальника ОВД – 22 740 руб.
- Оклад за звание «майор» – 12 860 руб.
- Профессиональный стаж – 24 года (надбавка 1,3).
ДД = (22 740 12 860) * 1,3 = 46 280 руб./мес
Пенсия по стажу сотрудника МВД:
- половина от ДД – 23 140 руб.;
- за каждые 4 года сверх 20 лет по 3%/год – 23 140*0,03*4= 2 776,8 руб.
23 140 2 776,8 = 25 916,8 руб.
25 916,8 * 0,7223 = 18 719,7
(0,5 * ДД) (0,01 * (ОВТС – 25) * ДД) * 0,7223
Таким образом:
- 4 394 руб. – за 27 лет стажа по 10% за каждый год сверху 25 лет.
- Совместно с ДД – 23 140 4628 = 27 768 руб.
- С коэффициентом 0,7223 итоговый размер составит 20 056 рубля/мес.
В качестве образца приводится расчет пенсии полицейского в 2020 году.
Исходные данные:
- оклад по должности заместителя начальника ОВД – 21840 рублей в месяц;
- оклад по специальному званию (майор полиции) – 11960 рублей в месяц;
- выслуга лет – 24 года (надбавка 1.3).
ЕДД= (21840 11960) *1.3=43940 рублей
Районный коэффициент отсутствует, а в год выхода в отставку коэффициент снижения 0.7223.
Рассчитать пенсионное пособие по полицейскому стажу:
- 50% от ЕДД составляют 21970 рублей;
- дополнительно за 4 года сверх 20 лет по 3% в год – 21970*0.03*4=2636.4 рубля;
- в итоге 21970 2636.4=24606.4 следует умножить на 0.7223 – окончательная величина составит 17773.2 рубля ежемесячно.
(0,5 * ЕДД) (0,01 * (ОВС – 25) *ЕДД) * 0,7223
В рассматриваемом варианте:
- за 27 лет стажа по 10% за каждый год сверх 25 лет – 4394 рубля;
- вместе с ЕДД – 21970 4394=26364;
- с учетом коэффициента 0.7223 итоговая сумма 19042 рубля каждый месяц.
Для лучшего понимая схем расчета выплат нужно привести образцы расчета пенсий военнослужащих МВД РФ.
К числу исходных данных отнесены:
- гражданин занимал должность заместителя начальника ОВД и имел оклад в размере 21840 рублей;
- звание при выходе на пенсию – майор, за которое предусмотрен оклад 11960 рублей;
- по выслуге лет МВД он имеет 24 года (в данном случае надбавка составит 1,3 балла).
После этого применяется формула расчета довольствия, выплачиваемого каждый месяц.
В результате подстановки нужных значений в приведенную формулу получается 43940 рублей. Эта сумма рассчитана с учетом того, что не установлено районного коэффициента.
Когда у лица есть гражданская выработка, то применяется другая формула для расчета. Для примера можно взять стаж в размере 27 лет.
(0,5 * Д) (0,01 * (ОВС – 25) *Д) * 0,7368, где:
- Д – величина довольствия;
- О – общий стаж.
В данном случае за указанное количество выработки прибавляется по 10%, что отработано более 25 лет. Сумма получится равной 4394 рублям. Если сложить ее с довольствием, то получится 26364. При учете отраженного коэффициента значение составит 19042 рубля ежемесячно.
Медицинские льготы отставникам МВД
Пенсионеры МВД получают медицинские услуги на общих основаниях. Бесплатное лечение и лекарства предоставляются в ведомственных госпиталях. Для получения бесплатной медицинской помощи отставники обращаются в профильные учреждения системы МВД. Преференция доступна 1 раз в год.
При получении льготной путевки в санаторий пенсионер оплачивает 25% ее стоимости. Если путевка приобретается для близких родственников, оплатить придется по 50%. Стоимость железнодорожного проезда до медицинского учреждения оплачивается МВД. Минимальный срок пребывания в санатории – 14 дней. Период лечения может быть увеличен до 45 дней по решению медицинской комиссии.