Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно чтобы стать стюардессой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стюард и стюардесса – это специалисты рядового состава на воздушных суднах, выполняющие работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом – обеспечивающие их безопасность. Официальное название профессии, которая и будет записана в трудовой книжке и на бейджике – это бортпроводник или бортпроводница.
Особенности профессии бортпроводника
Профессия стюарда/ стюардессы подразумевает очень интересную, с множеством положительных моментов, но в то же время нелегкую работу.
Среди плюсов можно назвать:
- Возможность увидеть мир и побывать в разных уголках планеты, не тратясь на билеты;
- Достойная заработная плата с социальным пакетом, предусмотренными льготами, путевками и отпуском в 45 дней;
- Ранний выход на пенсию – в 45 лет.
Основные минусы относятся к проблемам со здоровьем:
- Сильные физические нагрузки;
- Регулярное изменение временных поясов и климата (поэтому им дается время на акклиматизацию после сложных перелетов).
- Нагрузка на нервную систему: стюарды и стюардессы несут ответственность за всё происходящее на борту самолета.
XVI. Требования к обладателю свидетельства бортоператора
16.1. Обладатель свидетельства бортоператора (далее — бортоператор) должен:
а) быть старше 18 лет;
б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:
правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства; соответствующей практики и правил;
влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна;
возможности человека применительно к бортоператору, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
оборудования воздушных судов;
аварийных ситуаций — безопасность и выживаемость;
организации авиационных работ и воздушных перевозок;
выполнения других специальных обязанностей;
в) пройти стажировку в рейсовых условиях в объеме не менее 30 ч и если необходимо, подготовку на тренажере;
имеет опыт работы, полученный при выполнении функций бортоператора под контролем обладателя свидетельства бортоператора по действиям:
в нормальных условиях;
в особых случаях и альтернативных (резервных) процедурах;
в аварийной обстановке;
выполнения других специальных обязанностей;
г) продемонстрировать способность выполнять в качестве бортоператора обязанности и правила, указанные в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил, а также уметь:
распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;
использовать бортовые системы с учетом характеристик и ограничений воздушного судна;
принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;
осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа;
д) бортоператор должен иметь действующее медицинское заключение второго класса.
16.2. Обладатель свидетельства бортоператора при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 — 1.11 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции бортоператора на любых типах воздушных судов, на которых обладатель свидетельства продемонстрировал знания и умения, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил.
Для проведения практической подготовки кандидатов на получение свидетельства бортоператора обладатель свидетельства бортоператора должен иметь соответствующую квалификационную отметку.
Дистанционное обучение, тестирование и аттестация бортпроводника
- Быстрый результат, без ожидания
- Нет ограничений по возрасту
- ДПО и Профессиональное образование
- С нуля или повышение квалификации
- Диплом, удостоверение, свидетельство гособразца
- Трудоустройство без ограничений
- Дистанционно, без отрыва от работы
Как и где получить удостоверение бортпроводника?
Иерархия в этой профессии такова: начав с бортпроводника III класса, последовательно через II и I классы можно стать сначала инструктором, а затем – начальником службы. Большинство стюардесс достигают максимально I класса.
Трудоустроиться легко, особенно если вы проходите полное обучение при авиакомпании. От вас требуется знание минимум двух языков, среди которых английский, отсутствие проблем со здоровьем, привлекательная внешность и желательно – 45-й размер одежды. Стюардесса обязательно должна быть милой, приветливой и улыбчивой, миниатюрной девушкой. После успешного прохождения курсов вы гарантировано получите эту работу.
Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия “Стюардесса” ваше призвание – не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и
работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите
онлайн-тест на профориентацию
или закажите консультацию “Карьерный вектор”.
На данный момент существует два вида обучения бортпроводников:
- Курсы от авиаперевозчиков.
- Самостоятельные курсы в различных школах.
Курсы от перевозчиков — идеальное решение. Попасть на них можно лишь в том случае, если вы успешно прошли собеседование и вас пригласили на работу. Учиться вы будете бесплатно и, скорее всего, вам даже оплатят стипендию. Правда, после окончания курсов вас заставят подписать контракт на три года, согласно которому вы не сможете уйти по собственному желанию или уволиться. Если это произойдет, то с вас удержат не только стоимость курсов, но и наложат штрафы. Обычно обучение идет на протяжении 2-6 месяцев, каждый будний день с 9 до 17-18 (распорядок может меняться).
Если вам не удалось попасть на бесплатные курсы, то можете записаться в “Школу бортпроводников”. На данный момент они работают на базе:
- технического университета гражданской авиации (Москва);
- авиационно-транспортного училища им. Новикова (Санкт-Петербург);
- университета гражданской авиации (Санкт-Петербург);
- Учебно-тренировочного центра;
- НОУ “Школа Бортпроводников”;
- Jet Service.
Это наиболее известные школы, выпускники которых практически всегда трудоустраиваются. Стоимость такого обучения выходит порядка 40 тысяч рублей, но эти вложения очень быстро окупаются. Школа бортпроводников позволит вам освоить не только общий курс стюардессы, но и получить уникальные специальности по обслуживанию пассажиров. Что нужно для поступления? Только ваше желание, документ о среднем (высшем) образовании, направление от авиакомпании (при наличии) или квитанция об оплате за обучение.
Обратите внимание: авиаперевозчик никогда не потребует с вас оплату за обучение или за размещение анкеты. На рынке трудоустройства очень много мошенников, которые возьмут с вас деньги за бесплатные услуги или просто обманут
Обязательно изучите отзывы о “школе” или работодателе.
Обучение на стюардессу занимает 2-6 месяцев, после чего нужно сдать экзамены
Так как стать стюардессой? Школа стюардесс – это следующий шаг после прохождения собеседования и медкомиссии. Курс обучения рассчитан на месяц или два. Затем следует тридцатичасовая стажировка уже на борту самолета.
Принято считать, что от стюардесс требуют модельной внешности. Требования к фигуре стюардессы продиктованы вовсе не эстетикой, просто слишком маленький рост может помешать помочь пассажирам доставать вещи с верхних полок, а большой вес нежелателен, дабы не перегружать самолет.
В целом практически все авиакомпании устанавливают достаточно строгие требования к парням и девушкам, желающим работать бортпроводниками. По большей части они универсальны. Аэрофлот в этом смысле не исключение – для будущих стюардесс существует такой перечень требований:
- при первичном трудоустройстве соискателю должно быть не менее 18 и не более 26 лет;
- наличие среднего или профессионально-технического образования (вузовский диплом – преимущество);
- безукоризненное здоровье;
- рост от 1,58 метра до 1,9;
- девушка должна носить 46 размер, а парень – 54;
- отсутствие татуировок, шрамов и пирсинга;
- умение плавать – обязательно;
- отсутствие проблем с законом;
- загранпаспорт;
- опыт работы в сфере обслуживания;
- приличный английский;
- идеальная дикция;
- устойчивость к стрессам;
- сообразительность.
Не обладая данными навыками и способностями, не стоит и пытаться стать одной из стюардесс в такой серьезной компании, как Аэрофлот.
Авиационный учебный центр S7 Training с 2004 года готовит настоящих асов профессии бортпроводника. В отличие от других центров, программа здесь на 70% состоит из практики. Слушатели — не только сотрудники авиакомпании S7 Airlines, но и те, кто сам пришел в учебный центр благодаря желанию путешествовать, развивать себя и работать с людьми.
Многие думают, что для работы стюардессой достаточно иметь крепкое здоровье и более-менее знать английский. На самом деле эта профессия требует большого объема навыков, а также постоянного самообразования.
Для начала, чтобы поступить в школу бортпроводников, необходимо пройти конкурс. Критерии могут быть разными, но, как правило, они касаются возраста, состояния организма, качества речи, отсутствия судимостей, и — в некоторых случаях — внешнего вида (например, к учебе обычно не допускают людей с татуировками и пирсингом на лице). Отбор почти всегда включает в себя собеседование, общение с психологом и медкомиссию.
2.2.1. Для допуска к выполнению обязанностей и функций члена кабинного экипажа и с целью поддержания требуемой квалификации членов кабинного экипажа предусматривается наземная подготовка и практическая подготовка на ВС в полёте.
2.2.2. Наземная подготовка в соответствии с целями и задачами конкретного вида, этапа подготовки проводится по форме очных индивидуальных или групповых занятий, и/или тренировок, и/или дистанционной подготовки.
2.2.3. В зависимости от формы устанавливается максимально допустимая численность группы, проходящей подготовку. Установленная численность группы учитывается при планировании инструкторского состава, оборудования, помещений.
2.2.4. Практическая подготовка на ВС в соответствии с целями и задачами конкретного вида подготовки проводится посредством выполнения тренировок и/или проверок (контроля) навыков членов кабинного экипажа на ВС в полёте или на тренажерном устройстве.
2.3.1. При выполнении видов, этапов подготовки предусмотрена промежуточная и итоговая оценки (контроля) знаний и навыков членов кабинного экипажа.
2.3.2. Промежуточная оценка (контроль) знаний проводится методом письменного или устного опроса и/или тестирования по задачам наземной очной (аудиторной) подготовки в ходе проведения такой подготовки. Промежуточная оценка (контроль) навыков проводится посредством отработки функциональных обязанностей члена кабинного экипажа при проведении тренировок навыков на ВС в полёте (если применимо).
2.3.3. Итоговая оценка (контроль) знаний проводится методом контрольного тестирования по видам наземной подготовки реализуемым посредством дистанционной подготовки. Итоговая оценка (контроль) навыков проводятся посредством выполнения функциональных обязанностей члена кабинного экипажа при проведении проверки (контроля) навыков ЧКЭ на ВС в полёте и посредством выполнения практических упражнений, заданий, тренажей при проведении наземной практической тренировки.
2.3.4. Оценка (контроль) знаний в рамках периодической подготовки старшего бортпроводника, периодической подготовки FAI, периодической подготовки по клиентскому сервису проводится в процессе проведения подготовки (промежуточная оценка знаний). Итоговая оценка (контроль) знаний и навыков по вышеуказанным видам подготовки проводится при выполнении функций и обязанностей ЧКЭ на ВС в полете в рамках проверки (контроля) навыков FA, PU, FAI с периодичностью, установленной настоящей программой.
2.3.5. Критериями оценки знаний членов кабинного экипажа и их профессиональных навыков (умений) является:
- своевременность выполнения операций;
- безошибочность выполнения операций;
- правильная последовательность выполнения операций.
2.3.6. Приоритетное значение имеют оценки, определяющие практическую подготовку члена кабинного экипажа, его умение действовать своевременно и безошибочно.
2.3.7. Оценка профессиональных знаний и навыков (умений) ЧКЭ дается при проведении тестов, тренировок и проверки (контроля) навыков — по бинарной системе.
2.3.8. Оценка по бинарной системе знаний и умений, поддающихся количественным критериям, определяется исходя из величины обобщенного количественного критерия, который рассчитывается как отношение количества правильного выполнения операций (ответов) к общему количеству операций в задании (общему количеству вопросов). При этом оценка определяется значением обобщенного критерия:
- от 0,8 до 1,0 (от 80% до 100%) — оценка «Прошёл/Сдал/Pass»;
- менее 0,8 (менее 80%) — оценка «Не прошёл/Не сдал/Fail».
2.3.9. Оценка по бинарной системе знаний и умений, не поддающихся количественным критериям:
- оценка «Прошёл/Сдал/Pass» ставится в том случае, когда ЧКЭ правильно ответил на большинство вопросов, допущенные незначительные ошибки исправил самостоятельно, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач (заданий) в соответствии с требованиями нормативных документов;
- оценка «Не прошёл/Не сдал/Fail» ставится в том случае, если ЧКЭ неправильно ответил на большинство из заданных вопросов, допустил грубые ошибки и после дополнительных вопросов их не исправил, не мог применить свои знания при решении практических задач, показал лишь начальные знания предмета.
2.4.1. Общие методические рекомендации по проведению наземной очной подготовки (очные индивидуальные и групповые занятия):
- провести краткий обзор тематики подготовки;
- зачитать методический материал, разъяснить прочитанный методический материал, убедиться, что все понятно;
- продемонстрировать выполнение в строгом соответствии с установленными процедурами;
- проконтролировать выполнение, скорректировать ошибочные действия;
- провести промежуточный контроль знаний и навыков на предмет усвоения материала;
- оценить результаты, разъяснить ошибки.
2.4.2. Общие методические рекомендации по проведению наземной очной практической подготовки (тренировки):
- провести общий краткий обзор всех упражнений;
- разъяснить сценарий упражнения;
- продемонстрировать выполнение в строгом соответствии с установленными процедурами;
- проконтролировать выполнение, скорректировать ошибочные действия;
- провести контроль знаний и навыков на предмет усвоения материала;
- оценить результаты, разъяснить ошибки.
2.4.3. Общие методические рекомендации по проведению практической подготовки на ВС в полёте — тренировки навыков:
- разъяснить порядок действий, убедиться, что все понятно;
- продемонстрировать выполнение в строгом соответствии с установленными процедурами, убедиться, что все понятно;
- проконтролировать выполнение, скорректировать ошибочные действия;
- оценить выполнение, разъяснить ошибки, объяснить/продемонстрировать повторно (при необходимости);
- провести устный опрос при наличии сомнений относительно теоретических знаний по какому-либо элементу тренировки.
2.5.1. Оборудование, тренажёры и иные средства обучения, требующие определённых документов по их применению для подготовки членов экипажей эксплуатанта, должны быть одобрены в установленном порядке уполномоченным органом РФ в области ГА. Оборудование, тренажёры и иные средства обучения, принадлежащие иностранным организациям, осуществляющим подготовку авиационного персонала эксплуатанта на основе договоров, должны быть одобрены Уполномоченным органом РФ в области ГА.
2.5.2. Оборудование и тренажёры, применяемые при подготовке членов кабинного экипажа, должны адекватно и реалистично обеспечивать имитацию реальных обязанностей и функций члена кабинного экипажа действиям в штатных, нештатных, аварийных ситуациях.
2.5.3. Необходимое оборудование, тренажеры и иные средства обучения, применяемые для подготовки членов кабинного экипажа, прошедших процедуру одобрения в порядке, установленном законодательством РФ, при заключении договора проверяются эксплуатантом посредством проведения аудитов на предмет соответствия требованиям эксплуатанта, требованиям воздушного законодательства и далее с установленной эксплуатантом периодичностью.
2.5.4. Тренажерные устройства, отвечающие требованиям настоящей Программы, описаны в Приложении В.
2.5.5. Организация наземной теоретической (дистанционной) подготовки.
- Наземная дистанционная подготовка реализуется с применением информационно-телекоммуникационных сетей путем дистанционной работы ЧКЭ и включает:
- электронные курсы, разработанные ответственными специалистами эксплуатанта (методические материалы, вопросы для самоконтроля и пробного тестирования, тематический план, список рекомендуемой литературы);
- электронную библиотеку с нормативными документами ГА РФ, документами ИКАО, документами эксплуатанта, конспектами, презентационными материалами, методическими документами производителей авиационной техники;
- систему контроля знаний.
- Материалы наземной дистанционной подготовки размещаются в информационно –телекоммуникационной среде для осуществления непрерывного доступа членов кабинного экипажа.
- Материалы наземной дистанционной подготовки разрабатываются и поддерживаются в актуальном состоянии ответственными специалистами эксплуатанта, по специальным видам подготовки, специалистами, прошедшими соответствующую подготовку и назначенными организационно-распорядительным актом эксплуатанта.
- Контроль за актуальностью материалов наземной дистанционной подготовки ЧКЭ осуществляется назначенным специалистом по закреплённой за ним теме на постоянной основе, в случае изменения нормативных актов (выхода поправки, отмены), выхода новых или отмене действующих нормативных актов, но не реже одного раза в год для каждого вида наземной дистанционной подготовки.
- Время для дистанционной работы с материалами электронных курсов неограниченно. Количество попыток и время для работы с вопросами для самоконтроля неограниченно.
- Вопросы для самоконтроля включают 100% вопросов по каждой теме электронного курса без ограничения времени ответа на вопрос и количества попыток. Пробное тестирование проводится по аналогии с контрольным тестированием: произвольным выбором фиксированного количества вопросов по темам, ограничением времени ответа на вопрос. Количество попыток пробного тестирования неограниченно
2.8.1. К прохождению всех видов подготовок, указанных в настоящей программе, допускаются только обладатели свидетельства бортпроводника ГА РФ, прошедшие подготовку по утверждённой программе и соответствующие требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 147.
2.8.2. Обладатель свидетельства бортпроводника ГА РФ должен:
- быть старше 18 лет;
- пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:
- правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства бортпроводника;
- практика и правила обслуживания пассажиров воздушных судов;
- влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики ВС;
- возможностей человека применительно к бортпроводнику, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
- оборудования воздушных судов;
- аварийных ситуаций и выживаемости;
- организации воздушных перевозок;
- авиационной медицины и оказания первой помощи.
- иметь опыт по действиям:
- в нормальных условиях;
- в аварийной обстановке;
- в особых случ��ях и альтернативных (резервных) процедурах;
- выполнения других специальных обязанностей.
- демонстрировать способности:
- распознавать и контролировать факторы угроз и ошибки;
- использовать бортовые системы с учетом характеристик и ограничений ВС;
- принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;
- выполнять обязанности членов кабинного экипажа;
- осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа.
2.8.3. Член кабинного экипажа допускается до выполнения своих обязанностей и функций если он является обладателем свидетельства бортпроводника ГА РФ и проходит подготовку после которой должен:
- исполнять связанные с обеспечением безопасности обязанности и функции, которые необходимо выполнять члену кабинного экипажа воздушного судна при возникновении аварийной обстановки или в ситуации, требующей аварийной эвакуации;
- уметь пользоваться находящимся на борту аварийно-спасательным оборудованием (спасательные жилеты, спасательные плоты, аварийные трапы и желоба, аварийные выходы, переносные огнетушители, кислородное оборудование и комплекты первой помощи и т.п.);
- знать о последствиях недостатка кислорода, о физиологических явлениях, вызываемых разгерметизацией;
- знать обязанности и функции других членов экипажа воздушного судна в аварийной обстановке в части, необходимой для выполнения обязанностей члена кабинного экипажа воздушного судна;
- знать типы опасных грузов, которые разрешены и запрещены к перевозке в пассажирской кабине, и пройти программу подготовки по опасным грузам;
- знать возможности человека применительно к обязанностям по обеспечению безопасности в салоне воздушного судна, включая вопросы координации действий между членами летного экипажа и членами кабинного экипажа воздушного судна.
3.1.1. Подготовка членов кабинного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей проводится в целях поддержания уровня профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов кабинного экипажа в штатных условиях и особых ситуациях, обеспечивающий требуемый уровень безопасности полетов.
3.1.2. Члены кабинного экипажа не допускаются до выполнения своих обязанностей и функций, если они не прошли подготовку по настоящей главе (Табл. 2-1), которая обеспечивает надлежащую подготовку членов кабинного экипажа для выполнения, возложенных на них обязанностей.
3.1.3. Виды подготовки (Табл. 2-1) разделены на курсы, что позволяет избирательно подходить к прохождению такой подготовки с определенной периодичностью, необходимой для поддержания квалификационных требований к обладателю свидетельства бортпроводника. Каждый курс представляет собой завершенный этап подготовки.
3.1.4. Подготовка членов кабинного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей реализуется посредством наземной подготовки.
3.1.5. После прохождения настоящей подготовки член кабинного экипажа должен подтвердить знания в следующих областях:
- правил и положений, касающихся обладателя свидетельства бортпроводника;
- практики и правил обслуживания пассажиров воздушных судов;
- влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна;
- возможностей человека применительно к бортпроводнику, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
- оборудования ВС;
- аварийных ситуаций и выживаемости;
- организации воздушных перевозок;
- оказания первой помощи.
3.1.6. После прохождения настоящей подготовки член кабинного экипажа должен продемонстрировать способность:
- действовать в нормальных условиях и в аварийной обстановке;
- выполнять другие специальные обязанности;
- распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;
- использовать бортовые системы и оборудование с учетом характеристик и ограничений воздушного судна;
- принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;
- осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа.
3.4.1. Факт прохождения всех видов подготовки члена кабинного экипажа и результат — оценка или заключение — фиксируются в установленном порядке (как пример):
- прохождение периодической наземной теоретической подготовки (контрольное тестирование) – в форме Результата контрольного тестирования;
- прохождение практической очной подготовки (тренировки) в области авиационной безопасности – в Задании на тренировку;
- прохождение тренировки по человеческому фактору и управлению ресурсами экипажа (очно) – в Задании на тренировку;
- прохождение тренировки по оказанию первой помощи на борту ВС (очно) – в Задании на тренировку;
- прохождение тренировки процедур аварийной эвакуации на суше (очно) — в Задании на тренировку;
- прохождение тренировки процедур аварийной эвакуации на воде (очно) — в Задании на тренировку.
Приказ Минтранса РФ от 10.02.2014 N 32
У данной профессии, как и любой другой, имеются свои достоинства и недостатки:
Плюсы:
- Возможность увидеть мир.
- Бортпроводникам и их семьям предоставляется 50% скидка на авиабилеты.
- Высокая заработная плата.
- Возможность практиковать языки с их носителями.
Минусы:
- Быстрое ухудшение здоровья.
- Ненормированный график.
- Отсутствие личной жизни или проблемы в ней.
- Ранний уход на пенсию.
Как видно, стать стюардессой не так сложно, как представляется на первый взгляд. Если вы соответствуете первоначальным требованиям, выдвигаемым авиакомпаниями, то вы уже на пути к успеху. Главное преданность своему выбору и упорство.
Стюард и стюардесса – это специалисты рядового состава на воздушных суднах, выполняющие работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом – обеспечивающие их безопасность. Официальное название профессии, которая и будет записана в трудовой книжке и на бейджике – это бортпроводник или бортпроводница.
В прямые обязанности стюардов и стюардесс входит:
- Встреча и размещение пассажиров;
- Разъяснения правил поведения и безопасности во время пребывания на судне и ознакомление с его устройствами, подготовка пассажиров к полету;
- Организация питания и разнос напитков во время рейса;
- Полная проверка до и после рейса салона самолета на наличие посторонних предметов, контроль санитарно-гигиенических норм;
- Контроль за поведением пассажиров и пресечение конфликтных ситуаций, разъяснение всех интересующих вопросов, которые могут поступать во время рейса от пассажиров;
- Проверка внутренней связи, информирование о времени полета, погоде за бортом и других необходимых пунктах;
- Прием и размещение кухонно-буфетных предметов;
- Заполнение документации на борту.
Школа стюардесс, или Где учат на бортпроводников в России?
Можно пройти конкурсный отбор, поступить и окончить специальные курсы, продолжительность обучения на которых составляет примерно 4-6 месяцев. Такие курсы могут существовать при различных авиакомпаниях. Что касается требований, то они могут отличаться, поэтому информацию об условиях поступления и обучения следует получать непосредственно на таких курсах.
Высшее образование, полученное в авиационном вузе, открывает перед выпускником более широкую перспективу в плане карьерного роста. Здесь речь идет о получении любой авиатехнической специальности, близкой к профессии бортпроводника. Перечень вступительных экзаменов в этом случае будет зависеть от выбранного факультета и, как правило, это будут математика и русский язык.
В России подготовкой стюардесс занимаются следующие учебные заведения:
- Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. маршала А. Новикова.
- Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), в рамках которого действует факультет управления на воздушном транспорте. При университете существует коммерческая «Школа проводников», подготовка в которой основана на стандартах лучших авиакомпаний мира – Люфтганза, Австрийских авиалиний и т. д. В рамках обучения в «Школе проводников» возможно получить редкую специализацию в плане организации обслуживания VIР-пассажиров на чартерных рейсах и самолетах корпоративной авиации.
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
- Авиационный учебный , действующий на коммерческой основе. Центр имеет разветвленную сеть в городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Красноярск и Краснодар). «Школа бортпроводников» имеет несколько программ обучения:
- первичная подготовка,
- повышение квалификации,
- переподготовка.
Федеральное государственное унитарное предприятие Росавиации «Учебно-тренировочный центр» в Санкт-Петербурге. На данном этапе предприятие переживает трансформацию в бюджетное образовательное заведение.
Зарплата бортпроводника в России
Заработные платы в рассматриваемом секторе труда могут значительно разниться между собой, а минимальный и максимальный пределы охватывать довольно широкий диапазон. Размер заработной платы начисляется в зависимости от количества часов, проведенных в полете.
Ежемесячная зарплата стюардессы, которая только начала познавать азы романтической профессии, как правило, колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. Постепенно, в зависимости от качества трудовой деятельности, приобретенных навыков и опыта размер заработной платы увеличивается и может достигать 50-60 тысяч. Труд высококвалифицированных сотрудников авиакомпании оценивается от 80 до 100 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, за добросовестное и качественное выполнение работы предусмотрены дополнительные выплаты и надбавки к основной зарплате.
Требования к стюардессам
Стюардессы являются обслуживающим персоналом как для пассажиров, так и для команды. Такая работа априори предусматривает нестандартные условия труда, требующие высокой стрессоустойчивости и ответственного подхода. Поэтому, для работы необходимо прохождение специализированной подготовки при наличии первоначальных предпосылок для такого вида деятельности.
Итак, желающие попробовать себя в роли стюардесс, должны соответствовать следующим требованиям:
- совершенное владение иностранными языками, английский является обязательным;
- рост и вес в пределах нормы;
- умение оперативно реагировать в нестандартных ситуациях, находить общий язык с темпераментными пассажирами;
- отсутствие видимых татуировок и пирсинга;
- идеальное состояние здоровья;
- хорошая физическая подготовка;
- презентабельная внешность, ухоженный внешний вид;
- военный билет (для стюардов мужского пола);
- владение техникой плавания.
Что касается стюардесс бизнес-классов, то для них критерии отбора несколько выше.
Кто такие стюард и стюардесса
Стюард и стюардесса – это специалисты рядового состава на воздушных суднах, выполняющие работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом – обеспечивающие их безопасность. Официальное название профессии, которая и будет записана в трудовой книжке и на бейджике – это бортпроводник или бортпроводница.
В прямые обязанности стюардов и стюардесс входит:
- Встреча и размещение пассажиров;
- Разъяснения правил поведения и безопасности во время пребывания на судне и ознакомление с его устройствами, подготовка пассажиров к полету;
- Организация питания и разнос напитков во время рейса;
- Полная проверка до и после рейса салона самолета на наличие посторонних предметов, контроль санитарно-гигиенических норм;
- Контроль за поведением пассажиров и пресечение конфликтных ситуаций, разъяснение всех интересующих вопросов, которые могут поступать во время рейса от пассажиров;
- Проверка внутренней связи, информирование о времени полета, погоде за бортом и других необходимых пунктах;
- Прием и размещение кухонно-буфетных предметов;
- Заполнение документации на борту.
Школа стюардесс, или Где учат на бортпроводников в России?
Где учат на стюардессу в России?
На данный момент существует два вида обучения бортпроводников:
- Курсы от авиаперевозчиков.
- Самостоятельные курсы в различных школах.
Курсы от перевозчиков — идеальное решение. Попасть на них можно лишь в том случае, если вы успешно прошли собеседование и вас пригласили на работу. Учиться вы будете бесплатно и, скорее всего, вам даже оплатят стипендию. Правда, после окончания курсов вас заставят подписать контракт на три года, согласно которому вы не сможете уйти по собственному желанию или уволиться. Если это произойдет, то с вас удержат не только стоимость курсов, но и наложат штрафы. Обычно обучение идет на протяжении 2-6 месяцев, каждый будний день с 9 до 17-18 (распорядок может меняться).
Если вам не удалось попасть на бесплатные курсы, то можете записаться в “Школу бортпроводников”. На данный момент они работают на базе:
- технического университета гражданской авиации (Москва);
- авиационно-транспортного училища им. Новикова (Санкт-Петербург);
- университета гражданской авиации (Санкт-Петербург);
- Учебно-тренировочного центра;
- НОУ “Школа Бортпроводников”;
- Jet Service.
Это наиболее известные школы, выпускники которых практически всегда трудоустраиваются. Стоимость такого обучения выходит порядка 40 тысяч рублей, но эти вложения очень быстро окупаются. Школа бортпроводников позволит вам освоить не только общий курс стюардессы, но и получить уникальные специальности по обслуживанию пассажиров. Что нужно для поступления? Только ваше желание, документ о среднем (высшем) образовании, направление от авиакомпании (при наличии) или квитанция об оплате за обучение.
Курсы бортпроводников
Курсы бортпроводников можно закончить самостоятельно в одном из авиационных учебных центров, но проще и дешевле — сразу обратиться в авиакомпанию. Большинство авиакомпаний, базирующихся в Москве, несколько раз в год проводят набор с обучением. Для того чтобы попасть на собеседование, нужно заполнить анкету на сайте авиаперевозчика и ждать приглашения. Собеседование — вовсе не формальность, а важный этап отбора. Приходить на него следует в классическом костюме, который подтвердит серьезность ваших намерений, подчеркнет выгодные стороны внешности и скроет недостатки. Как правило, кандидатов фотографируют, проводят психологическое тестирование, задают вопросы на английском языке, чтобы проверить уровень знаний и иногда предлагают решить различные ситуации, связанные с полетами.
Следующий этап на пути к обучению — ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия). Знатоки советуют к медосмотру готовиться заранее: за несколько месяцев подлечить хронические заболевания, навестить стоматолога и пропить курс витаминов. Серьезные дефекты видимых участков тела, в том числе татуировки, проблемы с сердечно-сосудистой системой и позвоночником, а так же плохое зрение сводят шансы практически к нулю. Еще один из обязательных тестов, — вращение на стуле для проверки вестибулярного аппарата.
Далее кандидаты, получившие допуск к профессии, приступают к интенсивному обучению, которое длится два-три месяца и завершается серией стажерских полетов. Как правило при прохождении отбора через авиакомпанию обучение бесплатное, либо его стоимость частично вычитается из зарплаты. Однако в таком случае с кандидатом заключается контракт, по которому он должен проработать в авиакомпании от 1 до 5 лет.
В этом обзоре:
- Учебный центр «Трансаэро»
- Авиационная школа Аэрофлота
- Ассоциация профессионалов фитнеса
- Школа бортпроводников
- Jet Service
- Учебно-тренировочный центр Внуково
Где | Авиационный учебный центр «Трансаэро» |
стоимость обучения | Обучение за счет авиакомпании, выплачивается стипендия |
Продолжительность | 3 месяца |
Требования | От 18 лет, образование не ниже среднеспециального, загранпаспорт, разговорный уровень английского, умение плавать |
Обучение бортпроводников проходит на действующих самолетах, на бортах, выведенных из эксплуатации, а также в специально оборудованных аудиториях с возможностью дистанционного образования. Аварийно-спасательная подготовка на воде бассейне, где будущие бортпроводники отрабатывают навыки оказания помощи людям, оказавшимся в воде, приемы выживания в водном пространстве, использования индивидуальных и групповых средств спасения на воде. Важная часть подготовки — совместные тренинги и отработка взаимодействия между пилотами и бортпроводниками. Кроме того, бортпроводники учатся самостоятельно проводить эвакуацию в условиях, когда летный экипаж вышел из строя, а также выживать в Арктике, пустыне, тропиках и джунглях. В центре так же можно пройти курсы «Макияж», «Безупречный сервис», «Подготовка бортпроводников по обслуживанию в классе «Бизнес» и в классе «Империал».
Как и где получить удостоверение бортпроводника?
Не удостоверение, оно называется свидетельство бортпроводника.
Такое свидетельство вы сможете получить только в авиакомпании, если устроитесь туда на работу. Если позволяет здоровье, это не так сложно — разные авиакомпании часто проводят наборы, нужно просто следить за информацией.
Для получения свидетельства авиакомпания вас отправит на курсы бортпроводников в специальные школы, у которых есть аккредитация от Росавиации (это важно, так как есть коммерческие школы, например, школа стюардесс «Скай-Джет» и подобные — их документы не имеет никакой юридической силы с точки зрения допуска вас к полетам).
После этого вы под наблюдением инструктора должны будете совершить несколько полетов (точно не помню, около 30-40 полетных часов в общей сложности) в качестве стажера, и после этого вы получите допуск к полетам и вам выдадут свидетельство бортпроводника.
Вы можете до устройства на работу обратиться в одну из школ и пройти обучение на коммерческой основе. Но тут есть нюанс. Школа вам выдаст только документ о ее окончании. Но не предоставит вам возможность налетать тех самых стажерских часов. Поэтому с документом из школы вы опять же придете устраиваться в авиакомпанию, они вам устроят необходимые полеты с инструктором (без них вам никто не проставит допуск к полетам), и на основании свидетельства из школы и документов о провозке вам выдадут свидетельство бортпроводника.
Если вы придете устраиваться на работу уже проучившись в школе, у вас будет некоторое преимущество перед другими кандидатами. Но нужно понимать, что свидетельство от летной школы будет действительно только год (через год большая часть дисциплин требует продления — повторного обучения). Если за этот год вы на работу не устроитесь, то фактически вы зря потратите деньги, так как свидетельство школы станет недействительным.
>Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Основные требования к стюардессам
Разные компании-перевозчики выдвигают к своим будущим сотрудницам различные требования, но многие из них очень похожи. Перед тем как стать бортпроводником Аэрофлота, вам нужно узнать, какие требования предъявляет авиакомпания к кандидатам:
- Возраст от 18 до 26 лет.
- Законченное среднее или среднетехническое образование (предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием).
- Отличное здоровье. У вас должно быть идеальное зрение, давление и различные анализы.
- Рост будущего бортпроводника должен находиться в пределах от 158 до 190 сантиметров. Главное требование — достать до верхней полки, которая находится на высоте в 212 см. Рост в этом диапазоне обусловлен тем, что низкая бортпроводница не сможет самостоятельно снять или положить чемодан на полку, а чересчур высокая будет постоянно нагибаться.
- У бортпроводницы должна быть красивая фигура (рост соответствовать весу). Обычное требование для девушек — 46 размер одежды, для юношей — 54.
- На теле у бортпроводницы не должно быть пирсинга или татуировок. Некоторые авиаперевозчики допускают различные отклонения по этой теме — не должно быть татуировок на видимой части тела либо татуировки на время полета можно заклеить пластырем телесного цвета. Но лучше, если их вообще нет, равно как и шрамов на лице — руках.
- Стюардесса должна уметь плавать. По окончании курсов состоится экзамен, на котором нужно будет проплыть минимум 25 метров.
- Полное отсутствие судимостей (даже условных и погашенных).
- Действующий загранпаспорт.
- Очень желателен опыт работы с клиентами (обслуживания клиентов). Некоторые авиаперевозчики требуют наличия подобного опыта не менее 2 лет.
- Хороший уровень владения английским языком (устный и письменный). Знание других языков — дополнительный бонус при трудоустройстве.
- Коммуникабельность, отсутствие дефектов речи, стрессоустойчивость, адекватность.
Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?
Достаточно часто при знакомстве с авиационными профессиями люди задаются вполне закономерным вопросом: «Чем отличается бортпроводник от стюардессы? Может быть, эти специалисты работают на разных рейсах или в разных условиях?»
На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.
Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.
Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.
Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать
Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.
Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.
Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?
- Знание иностранных языков, английский обязательно
- Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
- Абсолютное здоровье
- Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
- Наличие военного билета для лиц мужского пола
- Хорошая физическая форма, умение плавать
Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:
- Аварийно-спасательные мероприятия
- Внешний вид бортпроводника
- Авиационный английский язык
- Основы первой медицинской помощи
- Водная подготовка
- Основы сервиса
- Основы психологии и конфликтологии
В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.
Где обучают профессии стюардессы
Обучение бортпроводников проводится в специальных школах либо на курсах самих авиакомпаний. Лучше выбирать последний вариант: это гарантирует трудоустройство и бесплатное обучение. Единственный недостаток — заключение контракта, согласно которому стюардесса обязуется отработать в данной компании не менее 2–3 лет.
Школы бортпроводников есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Краснодаре. Обучение длится 2,5 месяца, а стоимость курса вместе с практикой составляет 65 тыс. рублей.
После обучения начинаются стажёрские полёты общей продолжительностью около 30 часов. На протяжении этого времени будущая стюардесса отрабатывает полученные знания на практике, изучает нюансы профессии, наблюдает за более опытными коллегами.
За новичками пристально следят, им задают вопросы и ставят оценки после каждого рейса. Бояться этого не стоит. Чем более насыщенно пройдёт стажировка, тем проще будет работать в дальнейшем. Во время первых полётов нужно активно включаться в процесс, задавать интересующие вопросы наставникам, выполнять задания действующих бортпроводников.
За стажировкой следует строгая комиссия для допуска к полётам. Чтобы пройти её, нужно хорошо зарекомендовать себя в период обучения и овладеть всей необходимой информацией.