Подробности о том, кому продлят срок действия прав, а кому нет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подробности о том, кому продлят срок действия прав, а кому нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.

Нужны ли права на мопед

С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.

Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.

То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.

Требования для получения водительского удостоверения

В 2020 году список может меняться в зависимости от категории необходимого водительского удостоверения на скутер. Перечень требований отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством.

Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2020 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:

  • наличие психических расстройств или расстройств поведения;
  • болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
  • отсутствие конечностей или их деформация;
  • снижение слуха ниже разрешённого уровня.

Кто не сможет воспользоваться услугой

Но, как отмечалось выше, законодательная инициатива коснулась национального удостоверения, поэтому распространяется лишь в пределах РФ. А это означает, что поменять документы, дающие право на вождение авто, придётся тем, кто планирует поездки за границу. Кроме того, есть ещё ряд частых ситуаций, когда нужно менять права:

  • изменилась информация о водителе, например, фамилия;

  • случилась утрата или порча водительского удостоверения;

  • появились ограничения медицинского характера — упало зрение, или появились другие проблемы, влияющие на возможность управления автомобилем;

  • выявлена подделка документа, его недостоверность.

Новые условия для отстранения от экзамена в ГИБДД

1 марта 2023 года вступает в силу актуализированный перечень оснований для приостановления проведения экзаменов. Также указаны причины для проставления выдачи российского и международного водительского удостоверения и проставления обмена иностранного водительского удостоверения. Вот список оснований:

  • истечение срока действия паспорта;
  • истечение срока действия или иного документа, удостоверяющего личность;
  • истечение срока действия медзаключения;
  • неявка на экзамен или для получения водительского удостоверения.

Также актуализирован перечень оснований, по которым могут аннулировать действующие права. Это может случиться в случае:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Если в ГИБДД узнают, о том, что у водителя обнаружено заболевание, которые не было выявлено при медосмотре, водителю предложат заново пройти обследование с получить права уже с учётом нового состояния. К такой ситуации, например, можно отнести порчу зрения.

Новые правила для водителей

Как изменились требования к документам?

Теперь водители автомобилей смогут предъявлять документы в электронном виде. Это касается прав, СТС, полиса ОСАГО и других бумаг. Их теперь можно показывать как в бумажном, так и в электронном виде. Однако нельзя предоставить не в бумажном виде временное разрешение на управление ТС, лицензионную карточку и карточку допуска на транспортное средство для международных перевозок.

Какие новые дорожные знаки появятся?

В правилах дорожного движения в этом году добавляются новые дорожные знаки:

— 3.34 «Движение автобусов запрещено»;
— 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»;
— 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности»;
— 8.26 «Зарядка электромобилей». Указывает на место зарядки электромобилей;
— 6.4 «Парковка (парковочное место)». Изображение на знаке символа таблички 8.8 «Платные услуги» или 8.17 «Инвалиды» указывает на платную парковку или парковку только для машин, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Что касается грузоподъемности плавательного средства, она уже перестала иметь для ГИМС значение с введением новых правил.

На какую лодку не нужны права сегодня? На плавсредство, которое по вышеобозначенным характеристикам не подлежит госрегистрации.

Прежним осталось только обязательство уплаты налога на транспортное средство. Если на вашей лодке стоит мотор мощностью от 5 л.с., вы должны перечислять соответствующий взнос в госказну. Только сегодня всю необходимую информацию вы предоставляете в налоговую инспекцию самостоятельно.

Важно помнить и о том, что если ваше плавсредство не подлежит госрегистрации, вы не обязаны в текущем году проходить техническое освидетельствование.

Читайте также:  С 1 января в Беларуси поднимут пенсии военным пенсионерам

Если вы встретитесь с инспектором, он не имеет права требовать от вас соответствующие документы. Как правило, специалист по надписям на моторе и самой лодке определяет, что перед ним: плавательное средство или же маломерное судно. Максимум, что он может потребовать от владельца лодки, — предоставить доступ к шильде на плавсредстве и его моторе.

Достаточно часто покупают малолитражные скутера за рубежом, потому что, как правило, там они стоят дешевле и практически всегда находятся в лучшем состоянии. Однако, это все подходит для сравнения, если человек приобретает б/у мопед. Если же это новый — его состояние будет естественно отличным от бэушного.

При покупке за рубежом оформляется специальный документ, с помощью которого подтверждается тот факт, что мопед был ввезен в страну легальным образом. Не стоит забывать, что документы о «растаможке» должны быть оформлены на владельца скутера.

После этого можно отправляться на регистрацию транспортного средства в ГИБДД. Там, после всей процедуры оформляется технический талон, и выдаются номера, которые закрепляются сзади. Технический талон является тем документом, который должен быть у водителя всегда при движении по дороге.

Подведя итог, следует сказать, что с 2022 года в соответствии с законом, скутера приравниваются к механическим транспортным средствам (даже малолитражные), а это значит, что они проходят регистрацию в ГИБДД. Это возможно, как с наличием всех документов, так и с их отсутствием. Стоит отметить, что во втором случае процедура является гораздо дольше и сложнее. Также следует запомнить, в соответствии с изменениями в российском законодательстве управлять мопедом можно начиная с 16-ти лет.

Теоретический экзамен

В п. 9 Постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года говорится, что для получения водительского удостоверения категории А1 в 2022 году необходимо сдать теорию и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Выезд в город не осуществляется.

В первую очередь сдается теория. Проверка знаний экзаменуемого проводится посредством ответа на вопросы за компьютером. На экране отображаются билеты и время, оставшееся до конца экзамена. На проведение процедуры даётся 20 минут. В билете содержится 20 вопросов. На каждый из них присутствует от 2 до 5 вариантов ответов. Правильный из них лишь один. Гражданин может самостоятельно выбирать последовательность ответов на вопросы билета. По результатам выставляется оценка «сдал» или «не сдал».

Экзамен на получение водительского удостоверения категории А1 считается проваленным, если человек:

  • допустил три ошибки;
  • не ответил на 2 вопроса в одном тематическом блоке или ответил на них неверно;
  • допустил одну ошибка при ответе на дополнительные вопросы;
  • отказался от прохождения тестирования;
  • пользовался литературой, помощью других лиц, спец. средствами.

Если гражданин не успел дать ответ на один вопрос или допустил ошибку, предоставляются дополнительные 5 минут и добавляются 5 вопросов. Если человек успевает ответить на них правильно, выставляется оценка «сдал». Когда допущены две ошибки, или в установленное время не удалось ответить на два вопроса из разных тематических блоков, предоставляются дополнительные 10 минут. В течение вышеуказанного времени нужно ответить еще на 10 новых вопросов. Если все ответы правильные, выставляется оценка «сдал».

Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?

Несмотря на то, что для мопедов была введена специальная водительская категория (М), ездить на них без прав все же можно. Правда касается это лишь особого типа мототранспорта, который был специально для этого разработан.

Называются такие мопеды мофами (от нем. Mofa – Motor-Fahrrad) и у них конструктивные параметры скорости и мощности двигателя специально подогнаны под возможность езды без прав. Хотя по остальным характеристикам это чаще всего мопеды, мотовелосипеды или электроскутеры, а не велотранспорт.

Делают их в Китае, но в основном не для России и СНГ, а для ЕС, где после введения категории «М», аналогичной российской, появился огромный спрос на подобные ТС. Но все же мофы постепенно появляются и на отечественном моторынке.

Также здесь следует упомянуть и особый вид транспорта – квадрициклы (не путать с квадроциклами). У нас их пока причислили к мопедам, хотя конструктивно многие квадрициклы представляют из себя полноценный маломощный автомобиль («инвалидка» – пример советского квадрицикла). Сегодня же выпускаются модели квадрициклов на электрической тяге с конструктивными параметрами скорости и мощности, подогнанными под возможность езды без прав.

Нестандартные виды электротранспорта

К нестандартным видам электротранспорта можно отнести всевозможные гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, инвалидные электроколяски и т. п. Изначально это были конструктивно тихоходные ТС, но сейчас имеются модели, которые могут развивать скорость значительно превышающую 25 км/ч. То же касается и мощности данного транспорта.

По логике вещей на мощный одноосный и иной электротранспорт нужны водительские права, но по факту работники ДПС пока не обращают внимание на подобные ТС т. к. тут явно нужны законодательные уточнения. То есть пока что на данном транспорте условно разрешено передвигаться без прав, хотя если произойдет ДТП по вине такого водителя, то могут провести техническую экспертизу и ужесточить наказание в отдельно взятых случаях.

Сегодня мы узнали, на какую технику не нужны права, а в каких случаях получить ВУ всё-таки потребуется. Остановимся на наиболее важных моментах:

  • На велотранспорте без прав ездить можно, если его характеристики соответствуют указанным в ПДД ограничениям.
  • Права на велотранспорт вводились в прошлом и вполне возможно, что их введут в будущем.
  • На отдельных видах мототранспорта (мопед-моф, некоторые квадрициклы) допускается езда без прав.
  • Нестандартный электротранспорт (сигвеи, гироскутеры) можно использовать не имея прав.
  • На нестандартные виды мототранспотра как правило нужны права.
  • Для багги ВП требуются в зависимости от вида этого ТС и цели его использования.
  • Для картинга наличие ВП не требуется т. к. этот транспорт используется на закрытых автодромах.
  • Передвигаться на ТС в пределах личного участка можно, если к нему нет доступа иным лицам или иному транспорту.
  • Передвигаться на ТС вне ДОП и прилегающих территорий можно, если эта местность не используется для передвижения иных лиц или транспорта. Однозначного определения по данному вопросу в законодательстве пока нет.
Читайте также:  Расчет жилищной субсидии для военнослужащих

Транспорт, на котором можно ездить без прав

В обычной жизни водителю, забывшему права дома, придется заплатить от 5 до 15 тысяч рублей штрафа. А если за руль сел человек, не имеющий водительского удостоверения вообще, то это уже 30 тысяч из семейного бюджета.

Но если ваше транспортное средство отличается от привычного четырехколесного, можете смело выезжать на проезжую часть без каких-либо документов в кармане.

Не все средства передвижения, оснащенные колесами, считаются транспортными средствами, а люди, управляющие ими, относятся к категории пешеходов, но не водителей. Это:

инвалидные и детские коляски;

санки;

тележки;

самокаты;

скейтборды;

коньки.

Этот список можно продолжить другими приспособлениями для ускорения движения.

Технические новинки – сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса – в законодательное поле пока не включены. И хотя их можно причислить к механическим транспортным средствам, водительские права для управления не нужны. А все эти средства передвижения приравниваются к велосипедам.

Очень может быть, что в скором времени будут внесены поправки в ПДД, и они получат обобщающее название – средства индивидуальной мобильности.

Не требуется документов на право вождения при управлении мотоблоком – пешеходным трактором, а также питбайками – мотоциклами, приравненными к спортивному инвентарю. Но в этом случае нельзя выезжать на них на проезжую часть.

Существует категория мини-авто, которыми также разрешается управлять без наличия водительского удостоверения.

Bellier Jade Classic

Эта двухместная модель весит всего 400 кг. В итальянском компакт-каре объем двигателя составляет 0,5 л. Авто способно развить скорость до 45 км/ч. Спортивная версия Bellier Jade Racing также не требует получения прав для управления.

Bellier B8

Эта модель может иметь дизельные моторы разного объема, но мощность всегда неизменна — 5,4 л. с.

Aixam Minauto

Французский малыш обладает двухцилиндровым дизельным мотором в 8 л. с., но можно заказать и электрический двигатель.

Среди «бесправных» собратьев выделяется самой бюджетной стоимостью.

Aixam Sensation

От предыдущего хэтчбека отличается наличием кондиционера и парктроника. Его собрат Aixam D-Truck – грузовичок, способный перевозить 175 кг груза.

Самое главное изменение касается всего порядка приоритета правил эксплуатации маломерных судов. Вместо старого приказа ГИМС о надзоре за маломерными судами № 502 будет действовать новый приказ МЧС №487 “Об утверждении правил пользования маломерными судами” .

Приказ собрал в своей структуре все правила из разных раздельных постановлений и поправок, и, что важно, сократил и уточнил юридические формулировки. Теперь изучать правила стало гораздо легче, а сами они практически исключают неправильное толкование.

  • Двухколёсный транспорт делится на три категории:

    • М – мопеды;
    • А1 – легкие мотоциклы;
    • А – мотоциклы.

    Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

    Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

    Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

    Также читайте: Как получить права на мотоцикл

    Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

    Для управления велотранспортом не нужны водительские права. Но как понять, что двух или трехколесное средство относится именно к велотранспорту, а не к одной из разновидности мопедов:

    • развивает скорость не более 25 км/ч;
    • мощность двигателя не превышает 0,25 кВТ или он отсутствует вовсе.

    Эти два критерия указывают, на то что техника принадлежит к велотранспорту. И по проезжей части на ней без прав может передвигаться любой человек старше 14 лет. Для всех, кто младше, выезд на дорогу запрещен.

    Также в законе есть еще одна поправка, рассчитанная на велотранспорт, способный развивать скорость выше пороговой. Если на транспорте стоит ограничитель, который срабатывает при достижении указанной планки, то права для езды по трассе не нужны. Хотя на деле сотрудники ГАИ не могут проверить работает ли ограничитель, и как вообще он устроен. Поэтому поправка есть, а ее применение слабенькое.

    Что будет, если объявят всеобщую мобилизацию или новую волну частичной мобилизации?

    Алексей Табалов, юрист и правозащитник, высказался насчет всеобщей или возможной частичной мобилизации в России.

    — Решение о введении мобилизации в России принимает президент. В данный момент Владимир Путин, судя по всему, не намерен останавливать специальную военную операцию на Украине. Мы и сейчас видим, что много раненых, погибших и заболевших военнослужащих. В связи с этим, очевидно, Министерству обороны нужно будет значимое пополнение людей для отправки в зону СВО. Добавлю, что и сейчас продолжается частичная мобилизация, правда, не в том виде, что была в сентябре, но людей всё равно призывают, просто уже всё стихло. Военкоматы работают по всей стране. Ожидается ли вторая волна частичной мобилизации в России? Ответить на этот вопрос трудно, всё зависит от решения властей во главе с Путиным. Что касается всеобщей мобилизации, то, согласно федеральным законам, при ее введении главным ограничением для жителей России станет ограничение свободы передвижения. Первым делом, я думаю, если и введут всеобщую мобилизацию в стране, то у нас сразу же закроют границы. Также в рамках закона о введении мобилизации изменят систему правления в стране в целом. Всё будет нацелено на нужны мобилизации для достижения целей в зоне СВО, то есть этому будут отдавать приоритет. Смогут на законных основаниях изымать транспортные средства у граждан и у органов правления (ранее мы уже рассказывали про мобилизацию транспорта. — Прим. ред.). Также будут введены ограничения ценностей конституции и прав человека, цензура в СМИ, хотя частично она уже введена, — пояснил Табалов.

    Эксперт добавил: если кратко, то при введении всеобщей мобилизации в стране будет примерно то же, что и при частичной.

    — Но лишь с разницей, что подлежать мобилизации будут уже все военнообязанные поголовно (за исключением имеющих право на отсрочку) и будет ограничена свобода передвижения, — подытожил правозащитник.

    Еще один военный юрист Евгений Крылов говорит, что особой разницы жители между частичной и всеобщей мобилизации не заметят.

    — Мобилизация объявляется в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации. Будет то же самое, что и было при частичной. Даже правовые основы и маневры сохранятся. Существенно не поменяется ничего. Будут те же самые основания для отсрочки от мобилизации и основания для освобождения от мобилизации, — сказал Крылов.

    Когда водитель имеет право ездить без прав?

    Езда без водительского удостоверения допустима везде, но лишь в случае, если человек имеет статус обучаемого вождению. В этом случае лицо, занимающееся его обучением, несет ответственность за ученика и соблюдение правил ПДД. В иной ситуации в обязательном порядке необходимо удостоверение, если его наличие предусмотрено для конкретного вида транспортного средства.

    Бытует мнение, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования. Во всех остальных местах правила можно не соблюдать, и езда без удостоверения допустима. Мнение ошибочно. Оштрафовать за передвижение без прав могут в любом месте. В пункте 1.1 ПДД РФ говорится, что правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ.

    Вопросы вызывает возможность езды без прав по автодрому. Он представляет собой закрытую территорию. На ней могут действовать индивидуальные правила, однако их противоречие ПДД недопустимо. Территория не попадает в перечень исключений. Поэтому лицо, выезжающее на автодром на транспортном средстве в 2021 году, для управления которым требуется удостоверение, в обязательном порядке должно иметь его.

    Сложнее всего разобраться, как регулируется езда по местности, на которой отсутствует дорога. В законодательстве отсутствует однозначное пояснение. В пункте 1.2 ПДД РФ приводятся следующие определения:

    1. Дорожное движение – совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
    2. Дорога – обустроенная или приспособленная и применяемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, а также тротуаров, обочин, трамвайных путей, разделительных полос, если они имеют место быть.

    Если исходить из вышеуказанного определения, получается, что движение без прав допустимо. Однако не все инспекторы придерживаются такого мнения. Присутствует утверждение, что дорога начинается там, где происходит движение автомобилей вне зависимости от местности и ее характера. Имеют место быть случаи лишения водительского удостоверения за передачу управления автомобилем в дикой природе, на льду водоема и прочего. Суды подтверждают подобные протоколы.

    Отдельного внимания заслуживают нестандартные виды транспорта. К ним отношение более строгое. Интересная ситуация складывается с однородными мотоблоками. Если механизм используется без прицепа, он не считается транспортом, и удостоверение не требуется. Когда прицеп используется, устройство причисляют к самоходным механизмам. В результате в 2021 году потребуются права тракториста-машиниста для передвижения по дорогам общего пользования. Дополнительно транспортное средство должно быть оснащено светоотражающей или светосигнальной техникой.

    Иногда на дорогах можно встретить Багги. Это компактный автомобиль, который предназначен для передвижения по умеренному бездорожью. В зависимости от цели использования транспортного средства может возникнуть потребность в правах на него. Когда Багги применяются только в спортивных соревнованиях, машины считаются спортинвентарем. Водительское удостоверение на транспорт не требуется. Ездить по дорогам общего пользования на них нельзя.

    Примером выступает автокросс на багги. В РФ их подразделяют на пять классов. Транспортное средство считается спортивным инвентарем. Если происходит выезд на дорогу общего пользования, обязательно потребуются права. Необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории А или А1 в зависимости от особенностей конструкции (постановление Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года “Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами”).

    Карты – небольшие автомобили без кузова с открытыми колесами. Они используются для гоночных соревнований. Мероприятия проводятся на специальных площадках или трассах. Карт может развивать скорость до 260 км\ч. Транспортное средство не предназначено для передвижения по дорогам общего пользования. Потребность в получении прав на транспорт отсутствует. Иногда в гонках участвуют даже восьмилетние дети.

    Иногда транспортное средство собирают в кустарных условиях из запчастей или специальных конструкций-наборов. Собранные машины могут использоваться в качестве спортинвентаря. В этом случае движение по дорогам общего пользования запрещено. Чтобы в 2021 году было предоставлено разрешение на выполнение действия, потребуется осуществить сертификацию и регистрацию.


    Похожие записи:

Добавить комментарий