МРОТ (минимальный размер оплаты труда) c 1 января 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МРОТ (минимальный размер оплаты труда) c 1 января 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя может устанавливаться для работника по соглашению с работодателем в соответствии со ст. 93 ТК РФ. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Таким образом, из норм закона можно сделать вывод, что сравнивать с уровнем МРОТ и МЗП следует заработок сотрудников, принятых в организацию на полную ставку. Если же работник принят на работу на 0,5 ставки, для него заработок с соответствующими доплатами и компенсациями не должен составлять менее 0,5 МРОТ или 0,5 МЗП.

Комментарий к ст. 133 TК РФ

1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».

2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.

4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК).

5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.

7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.

При определении структуры и величины заработной платы своих сотрудников организации должны ориентироваться на минимальный уровень заработной платы в регионе, так называемую МЗП. Во всех регионах страны она различается и по сумме, и по структуре. В одних субъектах РФ минимальный порог устанавливается только для оклада (заработка без компенсаций и доплат), в других – для полного месячного заработка с учетом всех дополнительных выплат. Поэтому универсального ответа на вопрос, чему (какой величине) должен соответствовать оклад работника, на территории РФ не существует. Чтобы избежать административной ответственности и правильно рассчитать минимальную заработную плату сотрудника предприятия в конкретном субъекте РФ, необходимо внимательно изучить действующее на его территории региональное соглашение.



[1] Размер оплаты труда работника за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В каких случаях минимальный заработок может быть ниже МРОТ

Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.

Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).

Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.

Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.

При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).

По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.

Заработная плата ниже МРОТ (МРЗП)

Большинство сотрудников считает, что государство гарантирует сумму, которую они получат за месяц работы – неснижаемый минимум. На самом деле есть случаи, когда заработок окажется меньше, а работодатель ничего не нарушит. Обратите внимание, что я пишу о самых низких пределах, установленных законодательством.

  • Неполное рабочее время. Внимательнее к формулировкам в документах! Если в трудовом договоре указано, что сотрудник нанят на 0.2 ставки, к примеру, то оплата на полную ставку (полностью выполненную норму) должна быть не менее МРОТ (МРЗП), а вот на 0.2, конечно, меньше. Но если работнику установлен график, допустим, три рабочих дня в месяц, то это и есть норма, а значит, за нее положен целый минимум.
  • Больничный. Время нетрудоспособности оплачивается, исходя, в том числе, из стажа работы и ставки. Допустим, в 2020 году сотрудник заболел и вышел на больничный, до нетрудоспособности он работал на 0.5 ставки. Пособие будет рассчитано из заработка за два предыдущих года и ставки 0,5. Может оказаться размер больничного за целый месяц менее МРОТ? Ответ – да, и работодатель не обязан делать доплату.
Читайте также:  Стаж за ребенка-инвалида: при каких условиях он будет учитываться

Кстати! Существуют две позиции в отношении выплат за месяц с больничным: пересчитывается норма рабочего времени сотрудника, и он получает не менее МРОТ за оставшиеся рабочие дни, или считается зарплата пропорционально отработанным дням без сравнения с минималкой. Я придерживаюсь второй точки зрения.

Комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

На основании вышеуказанных правовых актов в состав минимального размера оплаты труда входят:

  • Должностной оклад или иное вознаграждение за работу, исходящее из уровня квалификации сотрудника.
  • Компенсирующие выплаты (в частности, доплата до уровня МРОТ работникам, чьи зарплаты ниже, а также районный коэффициент на территориях, где не спешат исполнять решение Конституционного суда РФ, приведенное выше).
  • Премиальные выплаты.

МРОТ и больничный лист

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается, исходя из МРОТ, в нескольких случаях:

  • При стаже работы сотрудника меньше 6 месяцев.
  • При среднем заработке сотрудника ниже МРОТ.
  • Если заболевший в последние 2 года не имел заработка.
  • Если сотрудник, будучи помещен в стационар, нарушил больничный режим (например, самовольно ушел домой, прервав курс лечения).
  • Если работник пропустил очередной медосмотр (на работах, где он обязателен) и после этого сел на больничный.

Часто задаваемые вопросы

МРОТ законодательно увеличен до прожиточного минимума. Но последний устанавливается каждый квартал и часто – в сторону уменьшения. Значит ли это, что МРОТ может оказаться выше прожиточного минимума?

С 1 мая законодатель ввел гибкую систему определения минимального размера оплаты труда. Федеральным законом № 41-ФЗ от 07.03.2018 установлен МРОТ в 11163 рубля. Эта величина минимальной зарплаты будет действовать до 1 января 2019 года, после чего вступит в силу статья 3 федерального закона № 421-ФЗ от 28.12.2017. В ней указано: МРОТ устанавливается один раз в год с 1 января на уровне прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Причем снизиться нынешний уровень МРОТ не может: если окажется, что прожиточный минимум упал, минимальная зарплата всё равно будет составлять 11163 рубля. Так что в теории МРОТ может оказаться выше прожиточного минимума.

Когда работодатель вправе установить оклад меньше МРОТ

Оклад вправе устанавливаться работодателем меньше показателя «минималки» в случаях, предусмотренных ст. 133 ТК РФ:

  • сотрудник оформлен на неполное рабочее время (рабочий день или неделю), что зафиксировано в трудовом соглашении;
  • работа по совместительству;
  • работником не отработана положенная норма рабочего времени, например в результате прогула;
  • не выработана норма выработки или труда, а также если работник допустил в работе брак;
  • временная нетрудоспособность (больничный). В этом случае оплачиваются только фактически отработанные дни;
  • простой производственного процесса не по вине работодателя;
  • уход в отпуск за собственный счет.

Другой комментарий к статье 133.1 Трудового Кодекса РФ

Трудовой кодекс дополнен данной статьей с 1 сентября 2007 г. Часть 1 этой статьи предоставляет субъектам РФ право устанавливать региональный размер минимальной заработной платы региональным соглашением о минимальной заработной плате. Возможность устанавливать региональный МРОТ, но региональными законами, появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. Однако воспользовались таким правом всего несколько субъектов РФ.

В то же время ряд субъектов РФ (в частности, Москва, Волгоградская, Воронежская области) устанавливали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. С 1 сентября 2007 г. аналогичный порядок установления регионального МРОТ введен ТК для всех субъектов РФ.

Определяя сферу действия региональных соглашений о региональном размере минимальной заработной платы, ТК исключает из сферы их действия работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

При определении размера региональной минимальной заработной платы должны учитываться социально-экономические условия и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.

Исходя из принципа неухудшения положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, ч. 4 данной статьи устанавливает, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Часть 5 настоящей статьи определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в небюджетных организациях — за счет собственных средств.

Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном ст. 47 ТК (см. коммент. к ней) для разработки и заключения социально-партнерских соглашений.

Читайте также:  Сделки купли-продажи земельного участка из земель сельхозназначения в 2022 году

Часть 7 настоящей статьи определяет порядок распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателей, которые осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, но не участвовали в заключении такого соглашения. Для распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ официально публикует текст соглашения и предложение о присоединении к соглашению, адресованное таким работодателям. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обязан уведомить об опубликовании указанных предложения и соглашения Минздравсоцразвития России.

Действие соглашения распространяется на работодателей, которые не участвовали в заключении соглашения, если до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему они не представили мотивированный письменный отказ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального размера минимальной заработной платы. При этом действие соглашения распространяется на них с момента официального опубликования соглашения.

Работодатели, у которых отсутствуют финансовые возможности обеспечить выплату зарплаты не ниже установленной региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в субъекте РФ, до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения присоединиться к нему должны представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ:

— мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;

— протокол консультаций с профкомом, если он есть;

— график поэтапного «подтягивания» оплаты труда до уровня регионального МРОТ. Его соблюдение будет контролировать государственная инспекция труда субъекта РФ, в которую направят копию мотивированного отказа.

Руководителю уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предоставлено право приглашать представителей работодателей, представивших мотивированные письменные отказы от присоединения к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации таких работодателей для проведения консультаций с участием представителей сторон региональной трехсторон��ей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта. При этом установлена обязанность представителей работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей региональной трехсторонней комиссии принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате должны быть направлены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации.

ТК устанавливает также гарантии в отношении работников, на которых распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате, закрепляя положение о том, что месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, и отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ.

Преимущества и недостатки использования

Применение данного показателя в действующем законодательстве имеет свои определенные критерии оценки, приведенные в таблице ниже.

Плюсы Минусы
· Стимулирование потребителей за счет увеличения количества денег в руках работников с низкооплачиваемыми должностными окладами; · Риск роста инфляции, что происходит при повышении цен компаниями, стремящихся покрыть нежелательные растраты;
· Мотивация для сотрудников, которые знают, что они не могут получить оклад по должности ниже фиксированного; · Отсутствие мотивации у работников с низкой квалификацией, не желающие обучаться далее, имея фиксированную МРОТ;
· Повышение среднего уровня жизни граждан; · Усложнение задачи для малого бизнеса, что могли бы предложить официальную работу с зарплатой, меньшей чем МРОТ. Однако такие действия противоречат действующему законодательству, что повышает затраты малого бизнеса на зарплатные выплаты;
· Уменьшение текучки кадров, что значительно снижает растраты на обучение сотрудников компаний, повышая доходы предприятий; · Риск роста количества безработных и понижение конкуренции на рынке труда, обусловленное нежеланием нанимателей платить своим работникам МРОТ;
· Снижение траты средств их госбюджета на соцзащиту населения. Это объясняется тем, что происходит снижение количества малоимущих граждан. · Повышение зарплаты до минималки, за счет сотрудников, занимающих более высокие должности. Это значительно сказывается на производительности труда.

Зачем вообще нужен МРОТ

МРОТ — один из регуляторов на рынке труда. Так государство воздействует на работодателей, чтобы они постепенно повышали зарплаты. Хотя бы минимальные, на уровень инфляции в стране. Это нужно для того, чтобы постепенно увеличивать уровень благосостояния граждан и повышать налоговые поступления в номинальном выражении.

В номинальном выражении — именно в рублях. В реальности рубль каждый год дешевеет из-за инфляции, поэтому фактически реальное количество налогов и минимальная зарплата в большинстве случаев остается неизменной.

МРОТ — еще и политический инструмент. Так фракции в экономически и социально развитых странах воздействуют на обычных граждан. Одни призывают увеличивать МРОТ постоянно, другие, наоборот, сохранять его на одном уровне и индексировать только на показатель инфляции. Вне зависимости от курса партии будут сменять друг друга, а соответственно, и политику в стране. Ведь если кто-то делает работу плохо — его заменяют.

Такое политическое влияние актуально для западной Европы и США. Там есть несколько сильных партий, которые балансируют друг с другом, периодически меняясь. Одни проводят политику увеличения МРОТ и улучшения социального положения, другие сосредотачиваются на экономике. Как только один курс дает сбой — подключается второй.

В нашей стране политическое влияние МРОТ практически минимально. Все политики понимают, что если сейчас резко поднять МРОТ до условных 20 000 рублей, то малый и средний бизнес сильно пострадают. Часть фирм закроется, уменьшится количество рабочих мест, сократятся налоги и снизятся возможности для социального благоустройства. Но в будущем, при другой политической системе, МРОТ будет сильнее влиять на голоса на выборах.

МРОТ также используется некоторыми работодателями, чтобы уходить от налогов. В любом бизнесе, за исключением небольшого ИП, самые большие расходы — заработная плата работников. Работодатель платит с зарплаты:

  • 22% в фонд пенсионного страхования;
  • 2,9% в фонд социального страхования;
  • 5,1% в фонд медицинского страхования.
Читайте также:  На сколько и когда повысят пенсии и социальные выплаты в 2023 году

По сути, 30% от зарплаты сотрудников работодатель должен заплатить в виде взносов. Если оставить только МРОТ, а все оставшиеся деньги платить сверху, то можно существенно сэкономить. И повысить зарплату соответственно. Но есть небольшая проблема для самих работников: больничные будут платить по официальной зарплате; пенсию будут начислять также по официальной зарплате. Поэтому для сотрудников со средней и высокой зарплатой выгоднее работать в белую.

Плюсы и минусы повышения МРОТ

Положительные моменты увеличения минимальной оплаты труда очевидны: рост зарплат повышает уровень жизни населения.

Негативные же моменты хорошо замаскированы. Проанализируем минусы увеличения МРОТ:

  1. не все работодатели в состоянии платить своим сотрудникам увеличенную до минимального размера оплаты труда зарплату. Это ведет к сокращению рабочих мест и увеличению безработицы;
  2. уменьшение разницы уровня средней зарплаты и МРОТ снижает мотивацию работников с низкой зарплаты на получение новых навыков и знаний;
  3. снижение инвестиций в экономически слабые регионы. Инвесторам становится менее выгодно вкладывать свои средства из-за того, что придется больше платить нанятым работникам. Это ведет к оттоку инвестиций в страны с более низкой стоимостью рабочей силы;
  4. рост цен на производимые товары, так как калькуляция отпускной цены включает заработную плату работников.

Чем отличается МРОТ от прожиточного минимума?

В экономических новостях, в законодательстве России и прочих источниках постоянно фигурируют слова «МРОТ» и «прожиточный минимум». На первый взгляд кажется, что эти понятия должны иметь взаимосвязь, часто их путают между собой. На самом деле между МРОТ и ПМ имеется разница, причем не только юридическая.

Прожиточный минимум — это совокупность необходимых гражданину ежемесячных трат, без которых невозможна его полноценная жизнедеятельность. Вот почему это значение выводится государством через определение стоимости потребительской корзины. В корзину включается рыночная стоимость всех безусловно необходимых продуктов (овощей, круп, предметов гигиены и так далее).

ПМ нужен, в первую очередь, для определения минимальной заработной платы, но не только: с помощью ПМ устанавливается размер выплат по пособиям, грантам, субсидиям и т.д. Это объясняет, почему МРОТ может быть меньше прожиточного минимума.

Определить понятие этого термина, а также основные цели его введения, помогает Федеральный Закон №134-ФЗ от 24.10.1997 г. — при установлении ПМ именно он выступает в качестве главного норматива. При этом каждым субъектом минимум для жизни устанавливается самостоятельно, и регламентируется порядок его определения Федеральным Законом №82-ФЗ от 19.06.2000 г.

В свою очередь, МРОТ расшифровывается как «минимальный размер оплаты труда». Уже из расшифровки можно понять, что функция МРОТ — это определение минимально возможных выплат работникам. Регламентируется «минималка» в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Обратите внимание: согласно ст. 133.1 ТК РФ, каждый субъект Российской Федерации имеет право установить в своем регионе МРОТ большего размера, чем это установлено в рамках всей федерации. Закон находит себе применение в нынешних реалиях: так, например, по состоянию на 2021 год МРОТ в Мурманской области составляет 11163 рубля, а в субъекте Федерального Значения г. Москве — 18742 рублей.

Сумма минимальной оплаты труда складывается не только из величины оклада: учитываются все выплаты сотруднику в течение месяца, в том числе основная заработная плата, командировачные, премиальные, компенсационные деньги, доплаты и прочее.

Итак, в чем различие минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума:

  • ПМ определяет нижнюю планку необходимых каждому гражданину расходов. В эту сумму включаются не только траты на еду, но также на одежду, предметы гигиены и т.д.;
  • МРОТ, напротив, определяет нижнюю планку необходимых каждому гражданину доходов. Кроме того, при расчете МРОТ государство или субъект РФ должны включать также обязательные налоговые отчисления — НДФЛ, в Пенсионный Фонд и так далее — и это тоже сказывается на итоговом значении;
  • Кажется, будто соотношение между этими двумя показателями должно быть равным, но это не так: ПМ нужен для определения размера выплат по пособиям и субсидиям, МРОТ — для осуществления контроля над российскими работодателями.

Как долго будет сохраняться доведение МРОТ до величины ПМ?

Начиная с 1-го мая, согласно Федеральному Закону № 41-ФЗ, МРОТ увеличивается до значения в размере 11 163 рубля. До тех пор российским законодательством закреплялось плавное повышение минимально возможного размера оплаты труда, чтобы переход на новые суммы не стал сильным ударом по российскому бизнесу. Таким образом, начиная с 1 мая 2018 года зарплата у любого иностранного или российского гражданина не может быть ниже МРОТ или ПМ.

При этом нужно отдельно учесть, что закон № 41-ФЗ не устанавливает прямую взаимосвязь минимальной оплаты труда и ПМ. Закон лишь указывает, что на территории всего государства «минималка» должна подняться до 11 163 рублей. Это означает, что временно — на протяжении нескольких месяцев или в лучшем случае кварталов — величины ПМ и МРОТ будут совпадать. Со временем суммы скорее всего снова начнут разниться, т.к. по причине налоговых отчислений и инфляции сравнять на длительное время обе эти величины практически невозможно.

Итак, может ли МРОТ быть ниже прожиточного минимума? Юридически безупречный ответ звучит так:

  • С 1 мая до момента установления нового ПМ — величины должны совпадать, иначе это наказуемо по закону;
  • С момента установления нового ПМ — если Правительство РФ не выпустит новый закон, устанавливающий приравнивание одной величины к другой, суммы снова начнут разниться;
  • С 1 января ежегодно величина МРОТ должна быть приравнена к величине ПМ за второй квартал предыдущего года. Если учесть, что за несколько кварталов до 1-го января ПМ, как правило, снова поднимается из-за инфляции, величины будут разниться и далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий