Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение или штраф за выезд на встречные трамвайные пути». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Как должны располагаться ТС на трамвайной полосе
Трамвайные пути не имеют четко прописанного определения. Существуют только правила, регламентирующие расположение ТС на них. Это пункт 9.6 ПДД. Разрешено передвигаться по трамвайным линиям попутного направления, которые располагаются с левой стороны при условии их размещения на одном уровне с проезжей частью в таких ситуациях:
- когда все полосы направления заняты;
- при обгоне или объезде;
- для выполнения поворота в левую сторону либо разворота (учитывая пункт 8.5 ПДД).
Важно! Любой из перечисленных маневров разрешается при условии отсутствия помех для трамвая со стороны обгоняющего транспортного средства.
Если говорить о запретах, они действуют по отношению к таким случаям:
- выезд на трамвайные пути встречного направления;
- наличие перед перекрестком дорожных знаков 5.15.1 или 5.15.2.
Подводя итог, мы видим, что обгон трамвая по встречным путям запрещается ПДД, но их пересечение допускается в случае выполнения маневра, например, поворота в левую сторону. Запретить пересечение рельс не могут, потому как выполнение определенных действий для водителей станет невозможным, в частности, изменение направления движения при наличии такой необходимости.
Как наказывают водителей за нарушение правил движения
Все зависит от того, какие действия совершил водитель. Поэтому, вид наказания определяется инспекторами ГИБДД в каждой ситуации отдельно. Рассмотрим частные случаи и возможные варианты ответственности:
- выезд на трамвайные рельсы попутного направления. Здесь предполагается ситуация, когда они находятся выше уровня дорожного полотна или отделены соответствующей дорожной разметкой. Инспектора могут применить штраф в размере 500 рублей за игнорирование разметки. Иногда удается обойтись предупреждением;
- обгон по трамвайным линиям встречного движения считается более серьезным нарушением. Здесь предусматривается штраф 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения на 4-6 месяцев. Если нарушение зафиксировано камерой в автоматическом режиме, будет применяться только штраф;
- объезд препятствия по встречным трамвайным линиям. Он не предполагает лишения водительского удостоверения, здесь возможен штраф в размере 1000-1500 рублей. Важно помнить о том, что пробка на дороге не расценивается как препятствие;
- когда авто выехало на пути встречного направления, но создало помеху для трамвая, водителя оштрафуют на 500 рублей.
Как наказывают водителей за нарушение правил движения
Все зависит от того, какие действия совершил водитель. Поэтому, вид наказания определяется инспекторами ГИБДД в каждой ситуации отдельно. Рассмотрим частные случаи и возможные варианты ответственности:
- выезд на трамвайные рельсы попутного направления. Здесь предполагается ситуация, когда они находятся выше уровня дорожного полотна или отделены соответствующей дорожной разметкой. Инспектора могут применить штраф в размере 500 рублей за игнорирование разметки. Иногда удается обойтись предупреждением;
- обгон по трамвайным линиям встречного движения считается более серьезным нарушением. Здесь предусматривается штраф 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения на 4-6 месяцев. Если нарушение зафиксировано камерой в автоматическом режиме, будет применяться только штраф;
- объезд препятствия по встречным трамвайным линиям. Он не предполагает лишения водительского удостоверения, здесь возможен штраф в размере 1000-1500 рублей. Важно помнить о том, что пробка на дороге не расценивается как препятствие;
- когда авто выехало на пути встречного направления, но создало помеху для трамвая, водителя оштрафуют на 500 рублей.
Нормы и правила, определяющие движение по трамвайным путям
В отношении возможности передвижения по трамвайным путям автомобилисты должны знать следующие нормы и положения, выполнение которых спасет их от возможных ДТП на участках дорог:
- Трамвайные пути относятся к отдельному участку дорог, в связи с этим нормы и положения передвижения по ним определяются отдельными пунктами правил дорожного движения;
- Возможность езды по трамвайным путям определяется исходя из того, что по такому участку дороги попутного направления разрешено перемещаться исключительно при условии, что иного способа добраться до необходимого пункта назначения нет;
- Передвижение по путям допускается в случае, если они находятся на одном уровне с участком дороги, с которой съехал водитель для дальнейшего передвижения;
- Езда по участку дорог, предназначенного для трамвая, допускается в случае, если заняты все имеющиеся в данном направлении полосы движения и при условии, что пути расположены с левой стороны от водителя.
Какие маневры можно совершать на путях?
Согласно Правилам дорожного движения, на трамвайных путях можно совершать следующие маневры:
- Прямо по трамвайным путям попутного направления, если все полосы основной дороги для передвижения ТС заняты;
Водитель должен незамедлительно покинуть трамвайные пути, если при движении по ним он создает помеху для движения трамвая.
- Опережение по трамвайным путям попутного направления;
- Поворот налево через трамвайные пути;
Кто виноват в ДТП при повороте налево читайте здесь.
При повороте налево через трамвайные пути водитель должен сначала выехать на пути попутного направления, включить левый поворотник, обозначая тем самым свое намерение и после, пропустив все ТС противоположного направления, закончить свой маневр.
- Разворот через трамвайные пути;
Как должны располагаться ТС на трамвайной полосе
Трамвайные пути не имеют четко прописанного определения. Существуют только правила, регламентирующие расположение ТС на них. Это пункт 9.6 ПДД. Разрешено передвигаться по трамвайным линиям попутного направления, которые располагаются с левой стороны при условии их размещения на одном уровне с проезжей частью в таких ситуациях:
- когда все полосы направления заняты;
- при обгоне или объезде;
- для выполнения поворота в левую сторону либо разворота (учитывая пункт 8.5 ПДД).
Важно! Любой из перечисленных маневров разрешается при условии отсутствия помех для трамвая со стороны обгоняющего транспортного средства.
Если говорить о запретах, они действуют по отношению к таким случаям:
- выезд на трамвайные пути встречного направления;
- наличие перед перекрестком дорожных знаков 5.15.1 или 5.15.2.
Подводя итог, мы видим, что обгон трамвая по встречным путям запрещается ПДД, но их пересечение допускается в случае выполнения маневра, например, поворота в левую сторону. Запретить пересечение рельс не могут, потому как выполнение определенных действий для водителей станет невозможным, в частности, изменение направления движения при наличии такой необходимости.
Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы
Билет 40, вопрос 11
При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.
На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:
- движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
- движение по рельсам (допустимо ли это);
- перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.
Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:
- действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
- рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
- можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
- если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).
На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.
Нужно уточнить: обгон – это процесс, когда одно ТС опережает другое ТС с выездом на встречную полосу, а потом возвращается в исходную полосу движения. Не стоит путать такие понятия как «обгон» и «опережение». По факту, понятия схожи, их цель – это опередить движущее впереди транспортное средство, но только с одним отличием: при обгоне ТС выезжает на встречную полосу, при опережении такого выезда нет. В ПДД есть еще такая категория как «объезд». Под ним стоит понимать тот же обгон, но который предпринят к объекту, не осуществляющего движение.
По факту, если не очень разбираться в категориях, то все понятия схожи. Среди водителей часто возникает путаница, субъекты не понимают принципиальную разницу между обгоном, опережением и объездом.
В каких случаях обгон возможен
Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:
- Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
- Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
- Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.
В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.
Запрет на движение по линии следования трамвая
Первый запрет. Дорога и трамвайные пути разделяются разметкой в виде сплошной линии.
Второй запрет. На предыдущем перекрестке присутствует знак, что категорически запрещает выезд на трамвайную колею.
Третий запрет. Дорожное полотно имеет определенный уровень, а трамвайные пути сравнительно с ним опущены или приподняты. Присутствует конструктивное разделение зон.
Четвертый запрет. Образовался затор, характерный для дорог в больших городах в час пик. Автомобиль не успевает пересечь перекресток, — трамвай непременно нагонит беспечного торопыгу.
Важно помнить! Движение общественного транспорта остается приоритетным. Прочие автомобилисты, маневрируя, не должны создавать помехи на пути его следования.
Пятый запрет. Категорически запрещается выезжать на полотно с рельсами там, где трамвай движется встречно.
Встречка — выезд на полосу встречного движения Статья 12.15 часть 4 и часть 5 КоАП РФ
В соответствии с частью 4 статьи 12.
15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В соответствии с частью 5 статьи 12.
15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
При подготовке к защите и при участии в производстве по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность по части 4 статьи 12.
15 КоАП РФ или по части 5 статьи 12.
15 КоАП РФ, рекомендуем учесть изложенные ниже позицию Конституционного Суда, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, а также мнение отдельных судей.
Квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП, является выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения.
Действия водителя по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, а именно действия водителя, связанные с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, в нарушение Правил дорожного движения, квалифицируются при нарушении пунктов 8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 11.4, 15.
3 Правил дорожного движения, либо при нарушении требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», когда такая полоса предназначена для встречного движения, 5.15.7 «Направление движения по полосам», 4.
3 «Круговое движение», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, либо при нарушении требований дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.
11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений), когда это связано с выездом на полосу встречного движения (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») — Обратите внимание, что в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признать не подлежащими применению пункты 1–122 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года № 23, от 9 февраля 2012 года № 2).
Позиция и мнение Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению запроса городского суда и жалоб граждан по конституционности положений части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в Определениях от 16 апреля 2009 года № 420-О-О, от 07 декабря 2010 года № 1570-О-О, от 18 января 2011 года № 6-О-О:
Из диспозиции части 4 статьи 12.
15 КоАП Российской Федерации предусматривающей административную ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами, следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения. Именно на это ориентирует суды постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции постановления от 11 ноября 2008 года № 23) (ссылку см. выше), согласно пункту 8 которого по части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации необходимо квалифицировать прямо запрещенные Правилами дорожного движения действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в том числе в случае нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки. … ответственности за него, по смыслу части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с его статьями 2.1 и 2.2, подлежат вод��тели, совершившие соответствующее деяние как умышленно, так и по неосторожности. Этим не исключается учет формы вины нарушителя при индивидуализации ответственности и определении размера административного наказания в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающими, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. …если выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью, т.е. имел место в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам совершившего его лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, — при том что данная опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, — в соответствии со статьей 2.7 КоАП Российской Федерации такое отступление от Правил дорожного движения Российской Федерации не является административным правонарушением и не влечет за собой административной ответственности лица, управлявшего транспортным средством.
В качестве иллюстрации к изложенному выше, приводим позицию и выводы заместителя председателя Московского городского суда Дмитриева А.Н. по рассмотрению надзорной жалобы при привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: «Довод С.А.С.
о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку он начал обгон, пересекая прерывистую линию дорожной разметки, а пересек линию дорожной разметки 1.
1 Приложения 2 к ПДД РФ, завершая маневр, не влечет отмену обжалуемых судебных решений, так как при указанных обстоятельствах действия С.А.С. по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ квалифицированы правильно. В данном случае горизонтальная линия дорожной разметки 1.
1 Приложения 2 к ПДД РФ разделяет транспортные потоки противоположных направлений, поэтому нарушением ее требований является не только пересечение при выезде на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, но и движение в зоне ее действия по полосе дороги во встречном направлении.
Наказание для водителей
За несоблюдение установленных Правил движения водители автомототранспортных средств привлекаются к административной ответственности, которая определяется в соответствии со статьей 12 Административного Кодекса (КоАП).
Штраф за обгон трамвая по встречным путям или полосе встречного движения с нарушением установленных правил по статье 12.15 Административного Кодекса составляет 5 000 рублей.
Если действия водителя при выполнении маневра «обгон» привели к созданию помех иных участникам дорожного движения, в том числе и трамваям или аварийной ситуации, то вместо штрафа водитель может быть лишен прав на управление автомототранспортом на период от 4 до 6 месяцев (статья 12.15 КоАП).
Такой вид наказания назначается исключительно судебными органами на основании постановления о правонарушении, составленного инспектором патрульной службы или полученного с камер фото и видео фиксации правонарушений, которые массово установлены вдоль проезжей части.
За повторное совершение нарушения срок лишения водительского удостоверения может быть увеличен до 12 месяцев. Однако такой вид наказания возможен только при личном обнаружении повторного правонарушения сотрудников Госавтоинспекции.
Таким образом, Правилами движения прямо не запрещается выполнение такого маневра, как обгон трамвая.
Что значит запрет следования по попутным трамвайным путям, находящихся на разном уровне с дорогой? Какое действует наказание за проезд?
Ответ: Рельсы отделяются от асфальта (газоном, сплошной полосой). Нарушителю грозит штрафная санкция в объеме 500 руб.
Можно ли обгонять трамвай при его остановке?
Ответ: Если пассажиры уже покинули свои места и водитель транспорта закрыл двери.
В огибание пробки мужчина выехал на трамвайные пути попутного движения с правой стороны от главной дороги. Запрещающих обозначений и ТС не было, но не доезжая 100 метров до поворота направо, был остановлен сотрудником патрульной службы и получил штраф в 500 руб. Кто прав в ситуации?
Ответ: Действия патрульного были правомерными, поскольку проезд допустим исключительно при размещении основной дороги слева.
Когда не дозволено проезжать по рельсам?
Ответ: При нахождении путей справа от автомобильной полосы, размещении на разных уровнях – бордюр, под запретом находится выезд на встречную полосу.
Предназначены ли обособленные трамвайные пути для автотранспорта?
Ответ: Нет, по ним ездить недопустимо. Они используются для отделения смежного дорожного полотна.
Таким образом, проезд по трамвайным путям не воспрещен. Но требует соответствия некоторым предписаниям. Дозволяется движение прямо, разворот и поворот налево. Главное при передвижении не чинить заграждений для общественного транспорта и внимательно следить за запрещающими обозначениями.