Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Имyщecтвeнный нaлoг oтнocитcя к мecтным пoшлинaм. To ecть дeньги, пoлyчeнныe oт нaлoгoплaтeльщикoв, oтпpaвляютcя в бюджeт мyниципaльнoгo oбpaзoвaния, в кoтopoм pacпoлoжeн oбъeкт. Cтaвки для oплaты тaкжe oпpeдeляютcя мecтными влacтями. Пpи этoм Нaлoгoвым кoдeкcoм ycтaнoвлeн иx пpeдeльный paзмep, кoтopый peгиoны нe имeют пpaвo пoвышaть.
Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:
-
стандартный (на детей и самого налогоплательщика);
-
социальный (на лечение, обучение);
-
имущественный (на приобретение жилья);
-
инвестиционный;
-
вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
-
вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;
-
профессиональный вычет.
Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.
Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.
Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.
Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%
Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.
Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.
Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.
Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.
А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.
Льготы для физических лиц
Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.
Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.
Основания для предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.
Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.
Нaлoг нa имyщecтвo пo кaдacтpoвoй cтoимocти для нaceлeния cтpaны
Paнee нaлoг нa нeдвижимoe имyщecтвo для физичecкиx лиц paccчитывaлcя иcключитeльнo нa бaзe инвeнтapизaциoннoй cтoимocти oбъeктa, oпиpaяcь нa Ф3 №2003-1. Нo c 2015 гoдa в Нaлoгoвый кoдeкc ввeдeнa Глaвa 32.
Имeннo oнa oтнынe oпpeдeляeт, кaк paccчитывaeтcя нaлoг нa нeдвижимocть, пpeдycмaтpивaя нoвый мexaнизм вычиcлeний (Ф3 № 284 oт 04.10.14). Teпepь нaлoгoвыe opгaны paccчитывaют нaлoг нa нeдвижимocть пo кaдacтpoвoй cтoимocти. Имeннo oнa мaкcимaльнo oтpaжaeт peaльнyю pынoчнyю cтoимocть oбъeктa.
Bлacтями пpeдycмaтpивaeтcя пocтeпeнный пepexoд нa нoвый aлгopитм paбoты. Глaвнaя цeль – мaкcимaльнo cмягчить финaнcoвyю нaгpyзкy нa нaceлeниe, yвeличившyюcя c ввeдeниeм нoвыx peфopм. Для этoгo пpeдycмoтpeны:
Пoэтaпнoe пoдключeниe cyбъeктoв PФ к нoвoмy мexaнизмy pacчётa (в зaвиcимocти oт экoнoмичecкoй cитyaции в peгиoнe)
Bвeдeниe пoнижaющиx кoэффициeнтoв для вычиcлeния пoшлин.
Oбъeкты нaлoгooблoжeния: зa кaкoe имyщecтвo плaтитcя пoшлинa физичecкими лицaми
C ввeдeниeм нoвoгo aлгopитмa pacчётa пoшлин pacшиpилcя и пepeчeнь пoмeщeний, зa кoтopыe тpeбyeтcя дeлaть oтчиcлeния в бюджeт. Нa ceгoдняшний дeнь к тaким oбъeктaм oтнocятcя:
- Чacтный дoм
- Квapтиpa, кoмнaтa
- Bыдeлeннaя дoля в квapтиpe, дoмe
- Пapкoвoчнoe мaшинoмecтo или гapaж
- Eдиный нeдвижимый кoмплeкc
- Oбъeкт нeзaвepшeннoгo cтpoитeльcтвa
- Иныe здaния, cтpoeния, coopyжeния, пoмeщeния
Жилыми дoмaми пpизнaютcя cтpoeния, pacпoлoжeнныe нa зeмeльныx yчacткax c цeлeвым нaзнaчeниeм — для вeдeния пoдcoбнoгo, дaчнoгo, caдoвoгo или oгopoдничecкoгo xoзяйcтвa.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Когда платят налоги также определено на законодательном уровне. Оплата производится в соответствии со статьей 409 НК РФ. Крайний срок — 1 декабря года, наступившего после окончания налогового периода. Если оплата производится позднее, возникает задолженность, сумма увеличивается за счет начисления пени. Ежедневно платеж увеличивается на 1/300 от обозначенного в квитанции числа. Поэтому оплачивать налог нужно вовремя во избежание лишних расходов.
Порядок совершения налоговых платежей
Для уплаты налога используется квитанция, сформированная ФНС. Другие документы не нужны. Бланк содержит сумму, а также необходимые для оплаты реквизиты, такие как ИНН или КБК. Образец представлен здесь.
Оплачивать можно:
- через Сбербанк онлайн
- через Госуслуги
- в отделении банка
- на Почте РФ
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Статья 402. Налоговая база
1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.23
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.820
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статья 408. Порядок исчисления суммы налога
1. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (за исключением объектов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя).
3. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
4. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.11Кто должен платить налог на имущество физических лиц.
6. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.
7. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.11Как перечислить налог на имущество физических лиц в бюджет
8. Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 — Н2) х К + Н2,7
- где Н — сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4-6 настоящей статьи;
- Н1 — сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи;
- Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
- К — коэффициент, равный:
Кто входит в категорию налогоплательщиков НИФЛ?
Оплатить налог на имущество должны все физические лица, за которыми закреплено право собственности на имущественные объекты. В качестве облагаемых объектов выступают:
- жилые квартиры в многоквартирных домах, в том числе отдельные комнаты и выделенные доли. При этом имущество многоквартирных домов не считается налогооблагаемым (лифты, подъезды, лестничные пролеты и т.п.);
- гаражные сооружения – как капитального, так и временного характера;
- машиноместо;
- жилые дома и доли от них. Сюда же относят и дома, возведенные на дачных/садоводческих/огороднических участках с соответствующей целью;
- объекты неоконченного строительства;
- иные сооружения и аналогичные строения.
В статье 406 НК РФ прописаны базовые ставки для вычисления налогового сбора. Они могут быть понижены по решению местных властей до 0% или увеличены, но не более чем в 3 раза.
Для расчета по новым правилам применяются следующие ставки:
- 0,1% – для квартир, комнат, гаражей, жилых домов, машино-мест;
- 2% – для административно-деловых зданий, торговых центров и иных объектов, цена которых превышает 300 миллионов рублей;
- 0,5% – для прочих объектов.
На основании п. 8.1 ст. 408 введено ограничение по ежегодному приросту суммы налогового сбора. При исчислении налога по кадастровой оценке, начиная с третьего налогового периода, будет применяться коэффициент 1,1. Этот коэффициент предназначен для сдерживания скачка роста суммы налога к уплате.
Если исчисленная сумма налога превысит размер сбора за предшествующий период, то налогоплательщику нужно будет заплатить размер налога, рассчитанный по предыдущему году и умноженный на коэффициент 1,1.
Коэффициент не будет применяться в отношении недвижимого имущества коммерческого назначения, таких как торгово-административные здания, но он применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в них.
В переходный период с 2015 по 2019 год при исчислении применяется специальный коэффициент для уменьшения суммы налога:
- 0,2 – в первый год;
- 0,4 – во второй год;
- 0,6 – в третий год.
Порядок применения коэффициента прописан в п. 8 ст. 408 НК РФ. Если при исчислении налогового сбора по кадастровой стоимости его размер будет меньше или равен сумме налога, рассчитанной по инвентаризационной оценке, то коэффициент для уменьшения не применяется.
Для расчета по инвентаризационной стоимости налоговая ставка устанавливается исходя из оценки объекта, с учетом доли налогоплательщика в праве собственности:
- до 300 тыс рублей – 0,1%;
- 300-500 тыс – 0,1-0,3%;
- свыше 500 тыс – 0,3-2%.
К ставкам может быть применен понижающий коэффициент. Он может устанавливаться в зависимости от конкретных параметров недвижимого имущества, таких как вида объекта, его места нахождения или территория, в границах которой он расположен.
Исчисление налогов производят налоговые органы.
Лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.
Инвентаризационная стоимость имущества находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчёт суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения.
Налоговые ставки определяются на законодательном уровне посредством утверждения нормативной документации. Размер показателя находится в непосредственной зависимости от инвентаризационной стоимости имущества, полученной суммированием соответствующих значений составляющих элементов. При определении коэффициента компетентные органы имеют право вносить корректировку в полученное значение суммы налога, опираясь на характеристики объекта:
- назначение;
- стоимость;
- месторасположение.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения показателя, зависящие от стоимости имущества, с которыми можно ознакомиться в таблице.
Суммарная инвентаризационная стоимость имущества | Налоговая ставка |
До 300 000 рублей | |
300 000-500 000 рублей | 0,1—0,3 |
>500 000 рублей | 0,3—2,0 |