Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методическое пособие по ПК «ГРАНД-Смета» версия 7». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.
Накладные расходы в смете
Что сидит в накладных расходах сметы и что включают накладные расходы в смете, было рассмотрено выше. Также были приведены некоторые формулы для понимания того, как считать накладные расходы. О том, что такое НР от ФОТ в смете и как считать НР от ФОТ в смете, легче всего получить представление, изучив пример сметы или хотя бы расценки из сметы.
На рисунке 3 приведен пример расценки в смете на светильник светодиодный накладной. Необходимо заметить, что в данном случае расценка применена спонтанно, то есть без обоснования применения данного конкретного шифра в виду отсутствия реальных проектных данных. Как можно увидеть, размер накладных расходов в данном случае составляет 95% от ФОТ. Уровень накладных расходов подсчитывается от вида работ и приводится до подведения общего итога. Следует отметить, что накладные расходы в «Гранд-смете» подсчитываются автоматически.
Нормирование накладных расходов
Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.
Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:
- в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
- при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
- для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
- при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
- для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
- в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
- при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
- для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).
Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты предприятия на управление, организацию и обслуживание производства. Они не связаны напрямую с основным производством товаров или предоставлением услуг, а также не входят в стоимость материалов и оплату труда.
Накладные расходы таким образом – не относясь к процессу основного производства – обеспечивают нормальное функционирование компании или предприятия.
Накладные расходы закладывают в себестоимость товара, издержки его производства и обращения, но не прямо, а косвенно – пропорционально стоимости материалов и сырья, сумме заработной платы и так далее.
В итоге, накладными сметными расходами можно называть сопутствующие затраты, которые прямо не переносятся на себестоимость каждой единицы продукции, а подлежат распределению.
Также см. “Работа с накладными расходами: приказ на утверждение“.
Понятие сметной прибыли
Сметная прибыль представляет собой сметный доход субъекта с учетом вычета себестоимости работ. Средства направляются на:
Размеры сметной прибыли определяются при заключении каждого нового контракта. Она может устанавливаться в ходе переговоров фирмы и заказчика. В СП не входят накладные (то есть непрямые или непредвиденные) расходы организации. В статье 709 ГК РФ указано, что СП считается вознаграждением подрядчика.
Сметная прибыль определяется в процентах в рамках законодательной нормы. База для расчетов – зарплата сотрудников. Она должна составлять не менее 65% от СП. При расчетах также нужно учесть среднюю стоимость работ, нормы самой компании. При расчете СП нужно принимать во внимание соответствующие Методические указания (МДС 81-25.2001).
Вопрос: По договору строительного подряда подрядчик обязуется за определенную сумму построить объект. Каковы налоговые последствия для подрядчика в целях исчисления НДС и налога на прибыль, если подрядчик выполнил дополнительные работы, не учтенные в смете, не предупредив заказчика?
Посмотреть ответ
Настоя щ ие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
4.1. Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в текущем уровне цен (базисном уровне цен, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 г.).
При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.
В случаях отсутствия нормативов накладных расходов по видам работ при строительстве атомных электростанций допускается применение укрупненного норматива накладных расходов по виду строительства.
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии рабочей документации:
4.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
на стадии рабочей документации:
4.5. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
4.6. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
4.7. При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН).
4.8. Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.
При этом для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов производственного назначения с использованием нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется.
При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.
Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
Накладные расходы: формула
Для строительных компаний разработаны и применяются нормативы расчета накладных расходов для конкретных видов строительства и СМР. Они периодически обновляются, поскольку коррективы в общепринятые НПА вносятся постоянно.
В настоящее время процент накладных расходов в смете (на основе расчетов по справочникам государственных элементных сметных норм) по блокам затратных статей в строительстве составляет – 43,45% по АУР, 37,32% на затраты по обслуживанию рабочего персонала, 15,7% на организацию работ на объектах и 3,53% на прочие затраты.
Администрации компаний других отраслей, чтобы обеспечить пропорциональное распределение накладных расходов, приходится рассчитывать их размер, основываясь на данных аналитической информации.
Для планирования и учета накладных расходов в бюджетной смете компании определяют общую сумму затрат. Рассчитываются накладные расходы от прямых затрат на оплату труда рабочих, занятых в производстве, по формуле:
%нр = ∑нр / ∑фот х 100, где ∑нр – сумма накладных расходов, ∑фот — ФОТ основных рабочих. Соответственно рассчитывают и коэффициент накладных расходов. Формула такова: К = ∑нр / ∑фот. Например, если при ФОТ 240 т. р. сумма накладных расходов составила 150 т. р., то процент накладных затрат составит 62,5% (150000 / 240000 х 100), соответственно коэффициент равен 0,625.
Нормы накладных расходов
Определять способ распределения накладных расходов организации следует с учетом своей специфики и масштабов производства. Для ряда отраслей существуют определенные нормативы и рекомендации, которые организации учитывают при оценке своих затрат. Например,
- накладные расходы в строительстве нормируются постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, разъясняются письмами ведомства, а также специальными методическими указаниями Госстроя (МДС);
- накладные расходы в химической промышленности – приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № ;
- при добыче угля или сланца по нормированию накладных расходов ориентируются на положения инструкции Минтопэнерго РФ от 25.12.1996.
Сумма накладных расходов в смете
В зависимости от вида основной деятельности, планируемого получения прибыли, масштабов работ или производства, экономический отдел предприятия составляет плановую норму накладных затрат в общей смете.
Соответственно размер накладных затрат напрямую зависит от следующих факторов:
- траты на заработную плату (ФОП — фонд оплаты труда);
- расходы связанные с системным обслуживанием;
- траты на управление;
- траты связанные с монтажом;
- все траты на другие виды работ и связанные с ними статьи по расходам.
Размер накладных расходов зависит от масштабов производства . И лучше всего рассчитывать размер накладных затрат по основным функциональным направлениям.
К примеру, это могут быть следующие нормативы:
- по основным видам строительства;
- по отдельным видам строительства (монтажные, ремонтные, наладочные и другие виды работ);
- подсчет индивидуальных норм по конкретному виду работ.
Такие подсчеты норм и планов помогут точнее спрогнозировать общие накладные затраты и соответственно намного проще будет контролировать экономическую деятельность организации.
В п.1.4. МДС 81-33.2004 допускается использование индивидуальной нормы накладных расходов для строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
Далее в Главе 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ указан порядок расчета индивидуальных норм накладных расходов подрядных организаций:
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6 к МДС 81-33.2004.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
Что отсутствует в новой методике?
- Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
- Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
- При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
- Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
- Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004
Сравнение нормативов накладных расходов
N п/п | Виды работ | Нормативы накладных расходов к ФОТ рабочих, занятых в строительной отрасли, % | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приказ 812/пр | МДС 33 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | ||
Центральные регионы | МПРКС | РКС | ||||||||
I | Строительные работы | |||||||||
1 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
1.1 | механизированным способом | 92 | 95 | -3,26% | 93 | 100 | -7,53% | 97 | 105 | -8,25% |
1.2 | ручным способом | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.3 | с применением средств гидромеханизации | 94 | 85 | 9,57% | 95 | 84 | 11,58% | 99 | 94 | 5,05% |
1.4 | по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.5 | механизированное рыхление и разработка вечномерзлого грунта | 94 | — | 95 | — | 99 | — | |||
2 | Горновскрышные работы | 99 | 101 | -2,02% | 100 | 105 | -5,00% | 104 | 119 | -14,42% |
3 | Буровзрывные работы | 106 | 110 | -3,77% | 107 | 116 | -8,41% | 111 | 121 | -9,01% |
4 | Скважины | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 118 | -10,28% | 111 | 123 | -10,81% |
5 | Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов: | |||||||||
5.1 | свайные работы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 138 | -16,95% | 123 | 150 | -21,95% |
5.2 | опускные колодцы | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
5.3 | закрепление грунтов | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
6 | Бетонные и железобетонные монолитные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 6.1, 6.2) | 102 | промышленном 105 жилищно-гражданском 120 | 103 | промышленном 110 жилищно-гражданском 126 | 107 | промышленном 116 жилищно-гражданском 132 | |||
6.1 | с применением индустриальных видов опалубки | 108 | — | 109 | — | 113 | — | |||
6.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 118 | 105 | 11,02% | 119 | 110 | 7,56% | 124 | 116 | 6,45% |
7 | Бетонные и железобетонные сборные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 7.1 и 7.2) | 110 | промышленном 130 жилищно-гражданском 155 | 111 | промышленном 137 жилищно-гражданском 163 | 116 | промышленном 143 жилищно-гражданском 171 | |||
7.1 | жилых, общественных и административно-бытовых зданий промышленных предприятий | 116 | 117 | 122 | ||||||
7.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 132 | 130 | 1,52% | 133 | 137 | -3,01% | 139 | 143 | -2,88% |
8 | Конструкции из кирпича и блоков | 110 | 122 | -10,91% | 111 | 128 | -15,32% | 116 | 134 | -15,52% |
9 | Строительные металлические конструкции (за исключением пункта 9.1) | 93 | 90 | 3,23% | 94 | 95 | -1,06% | 98 | 99 | -1,02% |
9.1 | конструкции атомных электрических станций | 99 | — | 100 | — | 104 | — | |||
10 | Деревянные конструкции | 108 | 118 | -9,26% | 109 | 124 | -13,76% | 113 | 130 | -15,04% |
11 | Полы | 112 | 123 | -9,82% | 113 | 129 | -14,16% | 118 | 135 | -14,41% |
12 | Кровли | 109 | 120 | -10,09% | 110 | 126 | -14,55% | 114 | 132 | -15,79% |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
14 | Конструкции в сельском строительстве (за исключением пунктов 14.1, 14.2) | 95 | металлические 90 каркаснообшивные 118 |
96 | металлические 95 каркаснообшивные 124 |
100 | металлические 99 каркаснообшивные 130 |
|||
14.1 | здания и сооружения из бетонных и железобетонных конструкций | 113 | 130 | -15,04% | 114 | 137 | -20,18% | 119 | 143 | -20,17% |
14.2 | установка железобетонных конструкций при строительстве теплиц и овощехранилищ | 99 | 103 | -4,04% | 100 | 108 | -8,00% | 104 | 113 | -8,65% |
15 | Отделочные работы | 100 | 105 | -5,00% | 101 | 110 | -8,91% | 105 | 116 | -10,48% |
16 | Сантехнические работы: внутренние (трубопроводы, внутренние устройства водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха) | 121 | 128 | -5,79% | 122 | 134 | -9,84% | 127 | 141 | -11,02% |
17 | Временные сборно-разборные здания и сооружения | 96 | 96 | 0,00% | 97 | 101 | -4,12% | 101 | 106 | -4,95% |
18 | Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 137 | -16,10% | 123 | 143 | -16,26% |
19 | Магистральные и промысловые трубопроводы | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
20 | Теплоизоляционные работы | 97 | 100 | -3,09% | 98 | 105 | -7,14% | 102 | 110 | -7,84% |
21 | Автомобильные дороги (за исключением пункта 21.1) | 126 | 142 | -12,70% | 127 | 149 | -17,32% | 132 | 156 | -18,18% |
21.1 | устройство покрытий дорожек, тротуаров, мостовых и площадок и прочее | 113 | — | 114 | 119 | — | ||||
22 | Железные дороги | 109 | 114 | -4,59% | 110 | 120 | -9,09% | 114 | 125 | -9,65% |
23 | Тоннели и метрополитены: | |||||||||
23.1 | закрытый способ работ | 146 | 145 | 0,68% | 147 | 150 | -2,04% | 153 | 160 | -4,58% |
23.2 | открытый способ работ | 126 | 125 | 0,79% | 127 | 127 | 0,00% | 132 | 140 | -6,06% |
24 | Мосты и трубы | 122 | 110 | 9,84% | 123 | 135 | -9,76% | 128 | 148 | -15,63% |
25 | Аэродромы | 107 | 115 | -7,48% | 108 | 121 | -12,04% | 112 | 134 | -19,64% |
26 | Трамвайные пути | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 126 | -17,76% | 111 | 129 | -16,22% |
27 | Линии электропередачи | 103 | 105 | -1,94% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 126 | -16,67% |
28 | Сооружения связи, радиовещания и телевидения | 98 | 100 | -2,04% | 99 | 105 | -6,06% | 103 | 110 | -6,80% |
29 | Горнопроходческие работы: | |||||||||
29.1 | прохождение горных выработок | 103 | 108 | -4,85% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 119 | -10,19% |
29.2 | другие работы | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
30 | Земляные конструкции гидротехнических сооружений | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
31 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | 117 | 120 | -2,56% | 118 | 126 | -6,78% | 123 | 132 | -7,32% |
32 | Каменные конструкции гидротехнических сооружений | 108 | 122 | -12,96% | 109 | 128 | -17,43% | 113 | 134 | -18,58% |
33 | Металлические конструкции гидротехнических сооружений | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
34 | Деревянные конструкции гидротехнических сооружений | 109 | 118 | -8,26% | 110 | 124 | -12,73% | 114 | 130 | -14,04% |
35 | Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
36 | Берегоукрепительные работы | 94 | 89 | 5,32% | 95 | 93 | 2,11% | 99 | 98 | 1,01% |
37 | Судовозные пути стапелей и слипов | 97 | 97 | 0,00% | 98 | 102 | -4,08% | 102 | 107 | -4,90% |
38 | Подводно-строительные (водолазные) работы | 108 | 115 | -6,48% | 109 | 121 | -11,01% | 113 | 127 | -12,39% |
39 | Промышленные печи и трубы | 102 | 105 | -2,94% | 103 | 110 | -6,80% | 107 | 116 | -8,41% |
40 | Работы по реконструкции зданий и сооружений: | |||||||||
40.1 | усиление и замена существующих конструкций, возведение отдельных конструктивных элементов (за исключением работ по приготовлению материалов в построечных условиях) | 103 | 110 | -6,80% | 104 | 116 | -11,54% | 108 | 121 | -12,04% |
40.2 | разборка отдельных конструктивных элементов здания (сооружения), а также зданий (сооружений) в целом | 91 | -20,88% | 92 | 116 | -26,09% | 96 | 121 | -26,04% | |
41 | Озеленение. Защитные лесонасаждения | 103 | 115 | -11,65% | 104 | 121 | -16,35% | 108 | 140 | -29,63% |
II | Монтаж оборудования | |||||||||
42 | Металлообрабатывающее оборудование | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
43 | Деревообрабатывающее оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
44 | Подъемно-транспортное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
45 | Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
46 | Весовое оборудование | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
47 | Теплосиловое оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
48 | Компрессорные установки, насосы и вентиляторы | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
49 | Электротехнические установки (за исключением пункта 52): | |||||||||
49.1 | на атомных электростанциях | 113 | 110 | 2,65% | 114 | 116 | -1,75% | 119 | 121 | -1,68% |
49.2 | на горнорудных объектах | 97 | — | 98 | — | 102 | — | |||
49.3 | на других объектах | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
50 | Электрические печи | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
51 | Оборудование связи (за исключением пункта 52): | |||||||||
51.1 | прокладка и монтаж сетей связи | 90 | 100 | -11,11% | 91 | 105 | -15,38% | 95 | 110 | -15,79% |
51.2 | монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
51.3 | прокладка и монтаж междугородных линий связи | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
51.4 | устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах | 94 | 92 | 2,13% | 95 | 97 | -2,11% | 99 | 101 | -2,02% |
52 | Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах | 96 | 95 | 1,04% | 97 | 100 | -3,09% | 101 | 105 | -3,96% |
53 | Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники (за исключением пункта 52) | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
54 | Технологические трубопроводы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
55 | Оборудование атомных электрических станций | 109 | 101 | 7,34% | 110 | 106 | 3,64% | 114 | 111 | 2,63% |
56 | Оборудование прокатных производств | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
57 | Оборудование для очистки газов | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
58 | Оборудование предприятий черной металлургии | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
59 | Оборудование предприятий цветной металлургии | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
60 | Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
61 | Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
62 | Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
63 | Оборудование метрополитенов и тоннелей | 96 | 80 | 16,67% | 97 | 84 | 13,40% | 101 | 88 | 12,87% |
64 | Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
65 | Оборудование предприятий электротехнической промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
66 | Оборудование предприятий промышленности строительных материалов | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
67 | Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
68 | Оборудование предприятий текстильной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
69 | Оборудование предприятий полиграфической промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
70 | Оборудование предприятий пищевой промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
71 | Оборудование театрально-зрелищных предприятий | 87 | 80 | 8,05% | 88 | 84 | 4,55% | 91 | 88 | 3,30% |
72 | Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
73 | Оборудование предприятий кинематографии | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
74 | Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
75 | Оборудование предприятий легкой промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
76 | Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
77 | Оборудование сельскохозяйственных производств | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
78 | Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
79 | Оборудование общего назначения | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
80 | Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз | 90 | 66 | 26,67% | 91 | 66 | 27,47% | 95 | 66 | 30,53% |
81 | Контроль монтажных сварных соединений | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
82 | Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов, сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
III | Пусконаладочные работы | |||||||||
83 | Пусконаладочные работы (за исключением технологического оборудования АЭС) | 74 | 65 | 12,16% | 75 | 68 | 9,33% | 78 | 72 | 7,69% |
84 | Пусконаладочные работы технологического оборудования АЭС | 83 | 84 | 87 | ||||||
IV | Ремонтно-строительные работы | |||||||||
85 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
85.1 | механизированным способом | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
85.2 | вручную | 87 | 75 | 13,79% | 88 | 79 | 10,23% | 91 | 83 | 8,79% |
86 | Фундаменты | 93 | 93 | 0,00% | 94 | 98 | -4,26% | 98 | 102 | -4,08% |
87 | Стены | 92 | 86 | 6,52% | 93 | 90 | 3,23% | 97 | 95 | 2,06% |
88 | Перекрытия | 92 | 85 | 7,61% | 93 | 89 | 4,30% | 97 | 94 | 3,09% |
89 | Перегородки | 92 | 89 | 3,26% | 93 | 93 | 0,00% | 97 | 98 | -1,03% |
90 | Проемы | 90 | 82 | 8,89% | 91 | 86 | 5,49% | 95 | 90 | 5,26% |
91 | Полы | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
92 | Крыши, кровли | 90 | 83 | 7,78% | 91 | 87 | 4,40% | 95 | 91 | 4,21% |
93 | Лестницы, крыльца | 89 | 76 | 14,61% | 90 | 80 | 11,11% | 93 | 84 | 9,68% |
94 | Печные работы | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
95 | Штукатурные работы | 89 | 79 | 11,24% | 90 | 83 | 7,78% | 93 | 87 | 6,45% |
96 | Малярные работы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
97 | Стекольные, обойные и облицовочные работы | 90 | 77 | 14,44% | 91 | 81 | 10,99% | 95 | 85 | 10,53% |
98 | Лепные работы | 90 | 74 | 17,78% | 91 | 78 | 14,29% | 95 | 81 | 14,74% |
99 | Внутренние санитарно-технические работы: | |||||||||
99.1 | демонтаж и разборка | 87 | 74 | 14,94% | 88 | 78 | 11,36% | 91 | 81 | 10,99% |
99.2 | смена труб, санприборов, запорной арматуры и другое | 103 | 103 | 0,00% | 104 | 108 | -3,85% | 108 | 113 | -4,63% |
100 | Наружные инженерные сети: | |||||||||
100.1 | демонтаж, разборка, очистка; | 89 | 74 | 16,85% | 90 | 78 | 13,33% | 93 | 81 | 12,90% |
100.2 | замена участков трубопроводов, восстановление и замена изделий и другое | 104 | 108 | -3,85% | 105 | 108 | -2,86% | 109 | 113 | -3,67% |
101 | Электромонтажные работы | 91 | 85 | 6,59% | 92 | 89 | 3,26% | 96 | 94 | 2,08% |
102 | Благоустройство | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
103 | Прочие ремонтно-строительные работы | 92 | 78 | 15,22% | 93 | 82 | 11,83% | 97 | 86 | 11,34% |
V | Капитальный ремонт оборудования | |||||||||
104 | Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), за исключением отделов 5 и 6 |
89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), отделы 5 и 6 | 74 | 80 | -8,11% | 75 | 84 | -12,00% | 78 | 88 | -12,82% | |
105 | Ревизия трубопроводной арматуры | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
VI | Прочие работы | |||||||||
106 | погрузочно-разгрузочные работы | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% |
107 | перевозка строительных грузов автомобильным транспортом | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% |
108 | изготовление в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% |
109 | Получение электроэнергии от передвижных источников снабжения | 78 | — | 78 | — | 78 | — |
Коэффициент накладных расходов
При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.
Для этого сумма накладных расходов делится на сумму прямых расходов (или на сумму одного из видов прямых затрат), а результат умножается на 100%. Чем продолжительнее будет период, за который берутся данные для вычисления, тем точнее будет полученное соотношение.
Пример
Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2021 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб. Процент накладных расходов составил:
25500 тыс. руб. / 23100 тыс. руб. х 100 = 110,4%
В 2021 г. решено снизить накладные расходы до 70%, для чего проведено сокращение непроизводственного штата. В результате годовая сумма накладных затрат предприятия, при том же размере ФОТ основного персонала, составит 16170 тыс. руб. (23 100 тыс. руб. х 70%).
Что такое накладные расходы?
Накладные расходы, которые часто называют операционными расходами, относятся к затратам, связанным с ведением бизнеса, которые нельзя связать напрямую с производством товаров и услуг. Это расходы, которые должно понести предприятие для того чтобы просто остаться в бизнесе, вне зависимости от степени успеха.
Накладные расходы включают в себя все издержки, которые отражены в финансовом отчете предприятия помимо тех затрат, которые относятся непосредственно к производству или продаже товаров или оказанию услуг. Гончарная глина и гончарный круг не относятся к накладным расходам, так как они напрямую связаны с производством. Арендная плата за помещение, где работает гончар, относится к накладным расходам, так как ее нужно платить вне зависимости от того, работает он в данный момент или нет.
Накладные расходы: формула
Для строительных компаний разработаны и применяются нормативы расчета накладных расходов для конкретных видов строительства и СМР. Они периодически обновляются, поскольку коррективы в общепринятые НПА вносятся постоянно.
В настоящее время процент накладных расходов в смете (на основе расчетов по справочникам государственных элементных сметных норм) по блокам затратных статей в строительстве составляет – 43,45% по АУР, 37,32% на затраты по обслуживанию рабочего персонала, 15,7% на организацию работ на объектах и 3,53% на прочие затраты.
Администрации компаний других отраслей, чтобы обеспечить пропорциональное распределение накладных расходов, приходится рассчитывать их размер, основываясь на данных аналитической информации.
Для планирования и учета накладных расходов в бюджетной смете компании определяют общую сумму затрат. Рассчитываются накладные расходы от прямых затрат на оплату труда рабочих, занятых в производстве, по формуле:
%нр = ∑нр / ∑фот х 100, где ∑нр – сумма накладных расходов, ∑фот — ФОТ основных рабочих. Соответственно рассчитывают и коэффициент накладных расходов. Формула такова: К = ∑нр / ∑фот. Например, если при ФОТ 240 т. р. сумма накладных расходов составила 150 т. р., то процент накладных затрат составит 66,67% (150000 / 240000 х 100), соответственно коэффициент равен 0,667.
Размер накладных расходов в калькуляции
Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.
Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат — по другим.
Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.
Как говорилось ранее, все затраты, учтенные в смете, должны отражаться в БУ. Учет накладных затрат осуществляется по счету 26. Рассмотрим основные проводки:
- ДТ26 КТ70 — начисление з/пл административному персоналу.
- ДТ26 КТ71 — выдача подотчетных сумм.
- ДТ26 КТ69.1 (69.3) — страховые взносы ФСС (ФОМС).
- ДТ26 КТ60 (76) — затраты на услуги.
- ДТ26 КТ10 — учет материалов для хозяйственных нужд.
- ДТ26 КТ21 — списание полуфабрикатов в производство.
- ДТ26 КТ02 — амортизация ОС.
- ДТ08 КТ26 — расходы на строительство.
- ДТ20 КТ26 — списание производственных расходов.
- ДТ28 КТ26 — учет бракованной продукции.
- ДТ76 КТ26 — страхование.
- ДТ86 КТ26 — целевое финансирование.
Что такое накладные расходы
Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его себестоимости. Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.
Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки. Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.