Строительство на землях КФХ в 2022 году – что можно строить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Строительство на землях КФХ в 2022 году – что можно строить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.

Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго — более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.

Правовые особенности КФХ

Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.

Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.

Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.

Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.

Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.

Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:

  • основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
  • крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
  • главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
  • смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
  • членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
  • допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
  • члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
  • имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
  • сделки от имени КФХ заключает его глава;
  • фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
  • член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
  • в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.

По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.

Что такое сельскохозяйственные земли?

Это участки, которые располагаются за пределами города и различаются между собой назначением. Общая черта — проведение на них сельхозработ. Государство выделяет такие земли под занятия хозяйственной, научной, исследовательской или учебной деятельностью.

Допускается использование части территории сельхозугодий для организации личного хозяйства. Например, для строительства гаражей и домиков дачного типа.

К землям сельскохозяйственного назначения относят:

  • пастбища;
  • пашни;
  • лесополосы;
  • сенокосы;
  • насаждения;
  • дороги.

Самое главное требование для строительства дома — официальная фермерская деятельность. У заявителя должно быть личное крестьянское (фермерское) хозяйство и некоторое количество сельскохозяйственных земель в собственности.

Чтобы избежать массовых застроек, разработан ряд ограничений:

  • Фермер может построить только один дом на участке.
  • Площадь дома — не более 500 кв. м.
  • Количество этажей — не больше трех.
  • Площадь застройки под домом — максимум 0,25% от размера всего участка.
  • Региональные власти имеют право наложить запрет на строительство на некоторые земли. Например, на участки, которые располагаются близко к городу.
  • Запрещено межевать участок, если фермер планирует сократить его площадь после строительства дома.
  • Все коммуникации к дому заявитель подводит сам.
  • Дома на сельскохозяйственных землях нужно зарегистрировать и поставить на учет до 1 марта 2026 года.

Земли с/х-назначения – что это такое, назначение, основная терминология

Согласно современному законодательству, к землям с/х-назначения причислены территории, расположенные за пределами границ населенного пункта и предоставленные или только предназначенные для с/х-нужд. Их назначение разнообразно и сводится к следующему ряду хозяйственной деятельности:

  1. Организация подсобного личного хозяйства.
  2. Выращивание с/х-продукции или сырья.
  3. Обустройство животноводческой фермы.
  4. Садоводство.
  5. Разведение представителей речной и озерной фауны.
Читайте также:  Пенсия в МЧС России: калькулятор и условия выхода

Сюда могут быть отнесены поля под пашни, лесозаградительные полосы, сенокосные угодья, дороги, водоемы, а также сооружения и подворья, предназначенные для переработки и хранения продукции.

Прежде чем выяснять, можно ли строить новый жилой дом на землях сельхозназначения, необходимо разобраться с терминологией закона. Существуют следующие важные основные определения:

  • Жилой дом. Это индивидуально организованный объект, включающий жилые комнаты и технические помещения, обеспечивающий полноценные условия проживания, включая регистрацию.

Срок действия нового законопроекта

Согласно нововведениям зарегистрировать жилой фермерский дом собственник должен в течение следующих четырех лет (до 2026 года). После вступления в силу нового федерального закона каждый фермер вправе узаконить уже возведенный объект недвижимости или же начать строительство нового дома.

Вероятно, что по истечении указанного срока возможность постановки объекта недвижимости на землях сельхозназначения будет продлена. На сегодняшний день об этом говорить еще рано. Сейчас у граждан, которые занимаются сельским хозяйством есть прекрасная возможность построить жилье и зарегистрировать права на него по упрощенной схеме. По мнению законодателя новый закон существенно упростит жизнь фермеров и привлечет новых людей в сельхозотрасль.

Откуда берутся новые земли сельхозназначения

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (ч. 4, ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г.).

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (ст. 39.13, ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Ключевые замечания экспертов по законопроекту

Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ» Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку («то же через то же» или «idem per idem»). По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться. Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным. Определение порядка их использования предполагается передать на уровень субъектов РФ, но закрепленная сейчас в проекте формулировка не указывает на такое исключение.

Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования. При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.

Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:

  • не ясна корректировка п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, согласной которой установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований исключается из полномочий органов местного самоуправления, в то время, как это полномочие является их ключевым инструментом влияния на развитие территорий;
  • нуждается в изменении формулировка п. 6 ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, согласно которой в случаях, если эксплуатация не соответствующих регламенту использования земель участков и находящихся на них зданий, сооружений опасна для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование – представляется, что при наличии указанных рисков речь должна идти об обязанности (а не о праве) наложения уполномоченными органами запрета на использование таких участков или зданий, сооружений;
  • не совсем понятен смысл планируемых изменений подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предполагающих исключение земельных участков, на которых располагаются отличные от многоквартирных домов здания, сооружения, из числа участков, которые образуются в границах жилых районов и микрорайонов исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • вызывает вопросы п. 15 ст. 1 законопроекта, согласно которому п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ планируется дополнить формулировкой о том, что при отчуждении собственником зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, у других участников долевой собственности не возникает права на преимущественную покупку доли в праве собственности на участок – не ясно, для чего делается такая оговорка, учитывая то, что и без этого действует принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Когда наследуется доля в крестьянском хозяйстве?

Фермерское хозяйство предполагает долевое владение собственностью с вкладом каждого в общее дело, поэтому при любом способе наследования наследственную массу составляет именно доля или несколько долей, а не имущество в натуре. Исключение – отдельные случаи единоличного владения фермерским хозяйством. Доля КФХ наследуется после смерти ее владельца и при согласии на принятие нового участника. Если такого согласия не получено, оставшиеся собственники компенсируют стоимость доли в денежном эквиваленте, о чем уже говорилось выше.

Задача законодателя, рассматривавшего вопрос о наследовании имущества КФХ, состояла в том, чтобы не допустить деления его имущества в натуре, т.е. не позволить разрушить хозяйство. Наследник всегда получает только долю, а не конкретный участок, плуг, трактор и другую собственность, присутствующую в составе КФХ. Доли членов КФХ в имуществе, являющемся совместной собственностью, признаются равными, если иное не прописано в заключенном между ними соглашении, поэтому наследнику достается часть имущества, по стоимости соизмеримая с имуществом других членов хозяйства. Если покойный владел большей частью имущества КФХ, но в завещании не прописал конкретной доли, то его наследник получит ровно столько, сколько уже есть у остальных членов.

Немного о землях сельхозназначения

В России 13% общей площади приходится на долю земель сельхозназначения, из них 8% пашня. В России находится 10% всех пахотных земель планеты. Вы в курсе, что количество голодающих в мире увеличивается? Не хватает продуктов, земли не пригодны для возделывания. А ведь некоторые страны совсем недавно имели плодородные почвы. Далеко ходить не будем — Китай. Деградация земель наглядно показана отсутствием пчел. В «пустынях» пчелы не живут. На Украине вместо чернозема появляются песчаные земли. Песок как на пляже.

Читайте также:  Каким будет пособие по безработице в 2023 году?

Многие земли сельхозназначения в нашей стране в настоящее время не обрабатываются. Важно, что они сохранились, есть где развиваться малым формам хозяйствования и расширяться действующим фермерским хозяйствам. Стратегически важное решение Правительства — развитие КФХ (крестьянских фермерских хозяйств) заключается в долгосрочном проекте по обеспечению населения натуральными продуктами питания и способствует развитию малого предпринимательства в сельской местности.

Для сохранения плодородия земель всё больше фермеров применяют природное земледелие. Здоровая почва в структуре природного мира является основополагающей в системе работы живой природы.

Порой думаю, как же так, природа умеет выращивать, а человек нет. Обязательно надо какую-нибудь химию запихнуть, чтобы прибить кого-то на земле и в земле. Разрушители. В настоящее время в России используют мировой опыт возделывания земли без нарушения верхнего плодородного слоя.

Вспомнила случай при решении земельного вопроса. Рассматривался участок к покупке, и участница курса сообщила, что на земельном массиве в несколько гектаров снят плодородный слой. Всё, здесь тема покупки закрыта.

Вернемся к КФХ

Несколько КФХ могут объединяться для производства продукции и реализации. Кооперация фермерских хозяйств значительно снижает расходы в развитии и ведет к увеличению доходов каждого КФХ. Получится, если грамотно выстроить систему работы кооператива. Отдельно стоящие КФХ производят в основном сырье и за копейки продают посреднику. Объединяйтесь, ставьте свою переработку и реализуйте готовую продукцию напрямую покупателю. Возможности есть, и новые законы вам в помощь.

Если фермер поставит усадьбу на своей земле и частное подворье, эффективность КФХ увеличится. В мире практикуется данный формат КФХ, и сейчас в нашей стране решается вопрос о возможности строительства жилого дома фермера на землях сельхозназначения.

Перевод земли в кфх 2022

Новые возможности ведения хозяйства появились не только у начинающих, но и опытных фермеров. Статистика государственных ведомств подтверждает российские реалии: больше половины земель сельхозназначения до сих пор юридически не оформлены, что существенно тормозит развитие всей сельскохозяйственной отрасли. При большом количестве потенциально эффективных земель в области всё еще много неиспользуемой земли, состоящей из невостребованных земельных долей. К ним относятся: 1) доли, которыми граждане не успели распорядиться в течение 3 лет подряд, то есть не подарили, не продали или не сдали в аренду; 2) доли, о собственнике которых отсутствуют сведения в документах администрации о приватизации этих земель; 3) доли умершего собственника, не оставившего наследников ни по закону, ни по завещанию. Одной из самых распространенных форм владения или пользования землей у фермеров всегда была аренда.

№ 464-IV ( см. стар. ред. ) По всему тексту слова «аула (села)», «аульного (сельского)», «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «ауле (селе)», «аулов, сел» заменены словами «села», «сельского», «сел», «сельских», «селе», «сел» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. ) В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 529-IV (введен в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования )

Расшифровка и понятие ЛПХ

Личное подсобное хозяйство (сокращенно ЛПХ) – это форма ведения сельскохозяйственного дела, которая подразумевает совместную деятельность нескольких граждан (более 2 особ), имеющих между собой родственную связь. В законодательстве Российской Федерации данное понятие о ЛПХ прописывается в статуте «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112-Ф3.

Согласно такому статусу надел земли, на котором планируется или уже производится личное подсобное хозяйство, имеет право находиться как в черте города, так и за его пределами. Касаясь собственности на надел ЛПХ, то здесь полномочия принадлежат не только предпринимателю, ведущему совместную сельскохозяйственную деятельность, но и третьему лицу, сдающему земельный надел в аренду.

В особых случаях земля для ЛПХ может принадлежать не конкретному лицу, а государственному органу управления, которое передает временное право на владение земельным участкам лицам, ведущим сельскохозяйственный бизнес (ст. 9, 10, 11 ЗК Российской Федерации). При этом территория выделенного земельного надела определяется местным муниципалитетом без согласования с предпринимателем.

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сельскохозяйственные участки государства или муниципалитета предоставляются в собственность посредством проведения торгов (конкурсы, аукционы).

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Виды земельных наделов, разрешенные к использованию ЛПХ и КФХ

В качестве участков для ведения крестьянского и фермерского, а также подсобно-хозяйственного дела могут использоваться любые земельные наделы, расположенные как в черте населенного пункта, так и за пределами. При этом право собственности такого земельного надела может принадлежать не только участникам ЛПХ или КФХ, но и третьему лицу или даже местным муниципалитетам.

Выделенные земельные наделы для ЛПХ и КФХ имеют одно предназначение – выращивание сельскохозяйственных культур и скота. Следовательно, грунт, на котором располагается надел, должен иметь исключительно однородную структуру – чернозем. Однако на такой почве могут наблюдаться ограничения по строительству, а именно:

  • запрет на возведение сооружений с фундаментом;
  • воспрещено заниматься постройкой жилого дома.

Площадь участка земли, выделенного под сельхозназначение, не должна быть больше 0,5 гектара. Однако в законе есть исключение, которое позволяет членам ЛПХ и КФХ получить земельный надел с площадью в 2,5 гектара. Но для его действия должны соблюдаться требования, прописанные в ЗК Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий