Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.

Когда квоту можно заменить денежной компенсацией

Некоторые организации ошибочно полагают, что заменить квоту денежной выплатой можно и в отношении квот по рабочим местам для инвалидов. Сразу отметим, что сейчас такой возможности нет, она была раньше (несколько лет назад). Положение о замене квоты для приема на работу инвалидов обязательной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида (в пределах квоты) ранее содержалось в ч. 4 ст. 21 устаревшей редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (действующей до 2005 г.). Там же было сказано, что размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в результате которых ч. 4 ст. 21 была признана утратившей силу.

Таким образом, на федеральном уровне было закреплено прекращение обязанности по уплате компенсационной стоимости рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов.

Как рассчитать квоту: формула, пример

Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.

При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2022 году составила 115 человек.

Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.

Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2022 года.

Кол-во сотрудников Период работы в течение месяца (в календарных днях) Расчет среднесписочного количества
Сотрудники, которые отработали полный месяц 115 31 день 115 * 31 день = 3565
Сотрудники, принятые на работу в течение отчетного месяца 8 4 дня 8 * 4 дня = 32
Уволенные сотрудники 2 8 дней 2 * 8 дней = 16
ИТОГО средняя численность работников за месяц (3565 + 32 + 16) / 31 = 116,54

Среднесписочное количество сотрудников организации округляется до целого числа по математическим правилам (117 человек).

Понятие и правовая природа квотирования рабочих мест

Прежде чем определиться с понятием квотирования, необходимо выяснить его правовую природу.

Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).

В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).

В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. на 22.08.2004), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере занятости населения, и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Мировой опыт в сфере квотирования рабочих мест

Прежде чем рассмотреть механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, уместно обратиться к мировому опыту в целом по снятию преград, стоящих на пути интеграции инвалидов в активную деятельность, а также поиску средств и способов поддержки их экономической самостоятельности и социальной независимости.

Как отмечалось в докладе Экономического и социального совета ООН за 1991 год, отношение, которое испытывают инвалиды, характеризует наиболее глубинные процессы в обществе и демонстрирует те ценности, которые составляют его основу.

Международные нормы труда рассматривают понятие инвалидности, прежде всего, с двух различных позиций: как пассивные мероприятия по гарантиям получения дохода в виде государственной социальной помощи и социальной защиты и как активные мероприятия обучения и поддержки в области занятости.

В этой связи в качестве двух основных моделей законодательств, регулирующих вопросы в данной сфере, Международная Организация Труда выделяет: законодательство на основе квот или выплат и антидискриминационное законодательство.

Квотирование рабочих мест в москве 2022

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Получить в электронном виде

  • Описание услуги
  • Правовая основа

Квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов.

В Красноярском крае обязаны квотировать рабочие места для инвалидов работодатели, численность работников которых 35 человек.
/статья 2 Закона от 29.01.2004 №9-1712 «О квотировании рабочих мест для инвалидов»./
Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников без учета численности лиц, работающих по совместительству и работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Размер квот составляет для работодателей с численностью работников:

  • от 35 до 2000 человек — 3 процента от среднесписочной численности работников;
  • свыше 2000 человек — 2 процента от среднесписочной численности работников.

При определении размера квот учитываются рабочие места инвалидов, ранее принятых на работу.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Указанная информация предоставляется работодателями в центры занятости населения ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
/п.2.1. Постановления Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 544-п/.

Читайте также:  Семейный адвокат: определение места жительства и порядка общения с ребенком

Непредставление или несвоевременное представление работодателями указанных сведений влечет административную ответственность в виде штрафа.
/Статья 19.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»/.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов определен постановлением Правительства Красноярского края от 19.04.2016 № 184-п «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости».

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет административную ответственность в виде штрафа.
/статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»/

  • Отчет о квотировании рабочих мест для инвалидов
  • Правила заполнения отчета о квотировании рабочих мест для инвалидов

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.

Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

Новая квота для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних на 2021 год

Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2021 года N 4, был изменен документ выше рангом — Закон города Москвы от 22 декабря 2021 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2021 года, Положение – с 29 августа 2021 года.

А вот за отказ от «помощи» (то есть невыполнение обязанности по созданию и выделению мест) специальным актом – Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (ст. 2.2), утв. Законом г. Москвы от 21 ноября 2021 года N 45, предусмотрен штраф, налагаемый:— на должностных лиц в размере 3000 — 5000 рублей;

— на юридических лиц — 30000 — 50000 рублей

Рекомендуем прочесть: Ликвидация Нко Пошаговая Инструкция В 2021 Году

  • Ежегодном отпуске не менее 30 дней.
  • Отпуске без сохранения заработка – до 60 дней.
  • Режиме работы (запрете сверхурочной и ночной деятельности).
  • Сокращении рабочей недели.
  • Запрете рабочей деятельности в праздничные и выходные дни.

В случаях нарушения обязательств к ответственности могут быть привлечены и кадровики, и работодатель. Так, если последний отказывается принимать инвалидов на работу, на него налагается административный штраф, который составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Помимо него, вводится также дополнительная ответственность, регулируемая и устанавливаемая региональным законодательством. Предприниматель выплачивает еще один штраф до 20 тысяч рублей.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).

Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» (далее — Центр квотирования).

Квотирование рабочих мест для молодежи в 2021 году москва

В Москве и Московской области есть возможность получить разрешение на проживание, обратившись в подразделения ГУВМ МВД РФ по адресу проживания. После подачи ходатайства с подтверждающими право на оформление статуса документами следует подождать определенное время. Уточнить наличие РВП по квоте можно через официальный сайт отдела МВД либо в отделении службы у сотрудников.

Узнавать сведения необходимо заранее и подавать заявление предварительно в связи с популярностью центрального региона страны у мигрантов. Гарантии того, что квота будет предоставлена, не могут дать даже государственные органы. Относиться к вопросу подачи документов через посредников за плату следует осторожно и не верить обещаниям, которые не подтверждены документально. Всю информацию лучше получать из официальных источников государственного органа или в отделениях у сотрудников. Для получения данных о квоте следует уточнять сведения на сайте миграционной службы Москвы и Московской области.

Оформлять бумаги для подачи на РВП по квоте следует после получения достоверной информации о наличии свободных мест на разрешения. Стоимость государственной услуги будет зависеть от региона оформления квоты, способа получения разрешения. При самостоятельном обращении в миграционную службу потребуется также дополнительно понести расходы на нотариуса. В случае обращения к посредникам – заплатить за их услуги по договоренности. На практике в Москве и Московской области за них потребуют от 40 000 до 60 000 руб.

Рекомендация эксперта

Размер квоты устанавливается в каждом году индивидуально. В 2018 году число выданных разрешений по всей России составило 110 880 штук. В 2017 году, для сравнения, на 12% меньше указанной цифры. В Москве уже на протяжении нескольких лет остается показатель в 2 000 штук, а в Подмосковье – 8 000 штук. Причиной понижения квоты на РВП является снижение миграционных потоков, регулируемых государством. В связи с этим получение разрешения на проживание для иностранцев в этом регионе и в целом по России становится все сложнее с каждым годом. В столице за получением разрешения необходимо обратиться в ГУВМ МВД г.Москвы либо к посредникам, занимающимся оказанием таких услуг.

Горелова Л.Л., сотрудник миграционной компании «Восток»

На практике выделяется ряд моментов, которые позволяют сориентироваться в ситуации по получению РВП в Москве и Московском регионе. К ним относятся следующие:

  • международные отношения между Российской Федерацией и страной, из которой прибыл заявитель и национальное удостоверение личности которой имеет;
  • тенденции и изменения в миграционной политике и ситуация во внешней политике;
  • показатели распределения трудовых ресурсов в РФ, профессиональная специализация заявителя;
  • иные объективные факторы, которые могут косвенно или прямо повлиять на условия предоставления квоты.
Читайте также:  НДФЛ с зарплаты за декабрь: разбираемся с переходными положениями

Преимуществом по получению РВП имеют иностранцы, родственники которых имеют законных статус резидентов РФ и проживают в регионах Москвы и Московской области на основании ВНЖ или российского паспорта. При отказе в выдаче квоты есть возможность обратиться за получением разрешения повторно. Законодательство такой перспективы не ограничивает. Рекомендуется подавать заявление в начале года, это увеличивает шансы на получение вида на жительство.

Выдача разрешений на проживание осуществляется в регионе в порядке подачи заявлений. При этом не учитывается ни страна, из которой прибыл иностранец, ни другие факторы, только дата и наличие свободной квоты. Таким образом, оформление квоты осуществляется в стандартном порядке. Для некоторых стран предусмотрены особенности. К ним относятся:

  • Республика Беларусь;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркменистан.

С этими государствами РФ заключила международные соглашения, согласно которым процесс получения РВП для иностранцев с этих стран значительно упрощен. Так, при наличии в собственности собственного жилья в России жители Туркменистана и Беларуси вправе сразу подать заявление на ВНЖ, не оформляя предварительно РВП сроком действия до 1 года с правом на продления в общей сложности до 3 лет. После получения вида на жительство и проживания в РФ в течение 5 лет они могут получить российский паспорт. Срок сокращается, если есть основания для этого. К примеру, наличие диплома о высшем образовании, полученного до 2002 года, либо знание русского языка наряду с носителями, соблюдение условий о включении иностранца в Программу переселения.

Ошибка 1: Подача заявления на РВП без учета квоты и ожидание положительного решения.

– Разрешения на временное проживание выдается на основании утвержденной правительством РФ и миграционным управлением определенного субъекта РФ. Иностранцы должны подать заявление в текущем году при наличии свободной квоты. Узнать актуальную информацию можно на официальном сайте ГУВМ МВД РФ либо в отделениях государственной службы, или на порталах региональных отделений миграционных органов.

Гражданин Республики Беларусь приехал в Россию. У него отсутствовала миграционная карта, потому что иностранцам с этой страны не обязательно ее заполнять при прохождении миграционного контроля. Целью приезда изначально была встреча с родственниками. Однако через 6 месяцев нашлось подходящее место для работы и было заключено трудовое соглашение. Белорус обратился в миграционную службу с заявлением о выдаче разрешения на проживание. Однако ему посоветовали сразу обращаться с прошением о ВНЖ, поскольку такое правило определено в международном соглашении между РФ и Белоруссией об упрощенном порядке оформления вида на жительство. Кроме того, выдача национального удостоверения личности по российскому образцу также осуществляется в упрощенном порядке. Подать заявление можно до истечения 5 лет пребывания на основании ВНЖ.

Правительство утвердило квоты приема на целевое обучение в вузах в 2021 г. за счет бюджетных ассигнований (то есть на бесплатное для студентов высшее образование). Соответствующее распоряжение от 28 ноября 2020 г. подписал глава Правительства Михаил Мишустин. Самые низкие квоты установлены на обучение по ИТ-специальностям. На этот факт обратил внимание «Экспертный центр электронного государства».

Квота в 10% утверждена для бакалавриата по специальностям «Прикладная математика и информатика», «Механика и математическое моделирование», «Математика и компьютерные науки», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Электроника и наноэлектроника», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Мехатроника и робототехника». Чуть большая квота — в 20% —выделена для специальности «Информационная безопасность».

Самые большие квоты в сфере промышленности выделены для специальностей «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов». Доля целевых бюджетных мест по ним составит 70%.

Кроме того, в 2021 г. останутся целевыми большинство бюджетных мест по медицинским специальностям. В частности, по специальности «Лечебное дело» их доля составит 70%, по «Педиатрии» – 75% (специалитет), а по наиболее дефицитным направлениям ординатуры — 100%.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

С предложением обязать компании принимать на работу молодых специалистов вышли представители молодежного парламента одного из районов Петербурга. Депутаты поддержали такую идею и готовы поддержать выпускников, которые только начинают свою трудовую деятельность. А поскольку система квотирования будет распространяться только на крупные организации, малый и средний бизнес не пострадает.

Законодательное Собрание Северной столицы рассмотрит проект закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Санкт-Петербурге». Документ, в случае его принятия, обяжет организации, в которых среднесписочная численность сотрудников превышает 100 человек, предоставлять 2 % рабочих мест выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Пока непонятно, должны ли предоставляться квотируемые места выпускникам и жителям исключительно Санкт-Петербурга, то есть тем, у кого есть прописка в городской черте, или всем молодым людям, окончившим местное учебное учреждение. Но планируется запретить предоставлять молодежи в рамках квоты вакансии с вредными или опасными условиями труда.

  • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
  • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

Размер квоты для трудоустройства молодежи (включая несовершеннолетних) по Москве составляет два процента от среднесписочной численности. При определении квоты для трудоустройства молодежи численность работников филиалов и представительств организации, которые расположены в другой местности, не учитывайте (определение ВАС РФ от 3 сентября 2021 г. № ВАС-11395/12). Исходя из установленного размера квоты, работодатели самостоятельно определяют количество квотируемых рабочих мест для молодежи. Сам расчет квоты для молодежи по г. Москве аналогичен расчету квоты трудоустройства инвалидов в указанном регионе. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа проведите в сторону уменьшения до целого значения (ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2021 г. № 90).

«Для работников моложе 18 лет законом предусмотрено квотирование рабочих мест с целью их трудоустройства (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Несоблюдение данных квот влечет административную ответственность. При этом вопросы квотирования рабочих мест для молодежи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ (ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Это значит, что порядок квотирования и меры ответственности каждый субъект определяет самостоятельно и в разных регионах этот порядок может отличаться: размером квот, мерами ответственности, порядком представления сведений о выполнении квоты*.

Как получить квоту на РВП в Москве и Московской Области в 2021 году

В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области предложено доработать проект регионального закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» как содержащий положения, вводящие избыточные обязательства для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Читайте также:  Как в ПФР оформить патронаж над пожилым человеком старше 80 лет

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабоч��е места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).

Для инвалидов. Согласно ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны (ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»):

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Кроме того, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ установлено, что компании также должны сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.

Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Прочие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

  • страница1

Апрель

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Сколько сотрудников надо взять на работу?

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

Ответственность за непредставление сведений в ЦЗН

Согласно части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при неисполнении работодателем обязанности по созданию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями согласно утвержденной квоте, на него налагается административный штраф, размер которого составляет до 10 000 руб. Аналогичная санкция применяется и к работодателям, которые незаконно отказали инвалиду в приеме на работу в рамках квоты.

Статья 5.42 КоАП не устанавливает ответственность в случае, если работодатель не предоставил информацию о квотировании в Центр занятости.

Таким образом, если работодателем была выполнена обязанность по квотированию, однако не представлен отчет, привлечение к административной ответственности не допускается. Такова позиция Верховного Суда Российской Федерации.

При этом органы по труду и занятости на региональном уровне вправе осуществлять контроль и надзор за обеспечением инвалидов рабочими местами, поэтому они совершают выездные проверки и выдают предписания об устранении выявленных нарушений. По этой причине рекомендуется своевременно отправлять в Центр занятости отчеты о выполнении обязанности по квотированию.


Похожие записи:

Добавить комментарий