«Прирезка» земельного участка в 2022 году к основному, особенности оформления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Прирезка» земельного участка в 2022 году к основному, особенности оформления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы не гадать: удовлетворят вам или откажут в перераспределении земель из-за неизвестных вам ограничений, для Подмосковья запустили новый электронный сервис по предварительной проверке земельных участков. Он рассчитан на арендаторов, которые собираются оформить прирезку чужого земельного участка к основному.

Как добавить «ничейных» соток

В соответствии с новым законом, владелец сможет увеличить участок за счёт государственной или муниципальной земли, заключив соглашения с уполномоченными органами (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 2).

Размер платы за перераспределение земель будут устанавливать власти субъектов РФ (в отношении земли в региональной и неразграниченной собственности) и администрации муниципальных образований (для муниципальной земли) (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 5).

Проще всего, если «ничейная» земля по соседству с участком окажется муниципальной (с большой вероятностью так и окажется). Тогда для «прирезки» собственнику достаточно обратиться в местную администрацию.

Дальнейшие действия будут зависеть от того, утвержден ли местными властями проект межевания территории, в которую попадает участок. Поэтому обратиться к чиновникам стоит как можно раньше.

Если проект межевания не утверждён, к заявлению о перераспределении владельцу участка достаточно приложить так называемую Схему расположения будущего земельного участка на кадастровом плане территории (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 3). А так же копии правоустанавливающих документов на исходный участок, если данных о нём нет в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

В данном случае подготовить схему расположения участка закон обязывает самого владельца (ЗК РФ, ст. 11.10, п. 8). На схеме необходимо будет отобразить границы будущих владений, включая «прирезанный» кусок.

Требования к подготовке такого документа своим постановлением определит Правительство РФ. На практике владельцу участка, скорее всего, придётся обратиться к кадастровому инженеру.

Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов

Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.

  • Принимает решение об утверждении Схемы и направляет решение заявителю вместе со схемой.
Читайте также:  Что должно быть в договоре с риелтором при купле-продаже недвижимости

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.

Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.

  • Направляет письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.

Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.

  • Принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.

Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.

Определение прирезки земли

Важно! Прирезка земли представлена процессом, за счет которого увеличиваются границы определенного участка, для чего используется самовольное приобщение наделов, располагающихся рядом с территорией.

Какая приобретательная давность по земельным участкам? Смотрите здесь.

В результате еще в марте 2015 года были внесены изменения в законодательство. На их основании теперь полностью контролируется процесс прирезки земли, который по-другому называется перераспределением территорий.

  • За счет таких нововведений появилась возможность узаконить наделы, занятые самовольно гражданами.
  • Как прирезать землю к участку? Советы в этом видео:

Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Следует обратиться к ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.

Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утверждённым проектом межевания территории границ такого земельного участка.

К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Заключение

Мы рассмотрели основные моменты перераспределения земельных участков. Основным новшеством стало то, что после вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.

Вопрос

Что делать, если мне отказали в перераспределении земельного участка?

Ответ

Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то обжаловать его нужно в порядке гл. 24 АПК РФ. В противном случае обжалование проводится в порядке гл. 22 КАС РФ (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).

Стоимость решения вопроса прирезки земли

Существует мнение, что оформить излишки земли можно бесплатно. Но это не так. Бесплатно мы получаем прилегающие земли, ведь их не нужно выкупать у государства. Но оформление стоит определенных финансовых затрат.

Чтобы оформить заявление, нужно иметь план размежевания. Для этого нужно заключить договор с кадастровым инженером, на платной основе. Ново созданный участок нужно за координировать и предоставить установленный пакет документов на регистрацию. Все это требует затрат и времени, и денег. Но в результате, вы получите законно оформленный участок со всем необходимым пакетом документов.

Стоимость услуг по созданию межевого плана и других кадастровых услуг варьируется по РФ от 10-15 т.р.

Санкции за незаконный захват земли

Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если в данном конкретном случае будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под действие уголовного кодекса. При таком раскладе правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка.

При отсутствии мошеннических действий нарушитель заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:

  • поставлен ли участок на кадастровый учет;
  • какова оценочная стоимость данного земельного надела.

Прирезка земельного участка к основному 2022: что говорит закон?

Новый нормативный акт был принят в связи с наличием большого количества земель, которыми никто не пользуется. Соответственно, некоторые предприимчивые граждане старались расширить границы своих наделов за счет смежных участков. Но поскольку этот процесс происходил нелегально, государство лишалось части дохода в виде недополученных налогов. В итоге было решено узаконить процедуру.

Правда, существуют ограничения. К участку разрешается прирезать не больше 10% площади муниципальных земель. Эта земля не должна являться частной собственностью или находиться под обременением. Также региональным властям предоставлено право устанавливать дополнительные условия. Узаконивание прирезки считается выполненным только после официальной регистрации в Росреестре.

Присоединить дополнительные сотки к своему участку может исключительно собственник. У арендаторов участков, а также лиц, владеющих наделом на правах безвозмездного пользования, такой возможности нет

Новый закон о прирезке земельных участков 2022

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2022 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2022 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2022 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Стоимость легализации прирезки регулируется ст. 39,28 Земельного Кодекса. В ряде случаев прирезку оформляют бесплатно. Это касается зданий и сооружений, принадлежащих:

  • гражданам, которые уже использовали участок в течение 5 лет согласно предоставленным разрешениям;
  • религиозным организациям;
  • многодетным гражданам;
  • отдельным категориям физических лиц, если это предусмотрено законами РФ.

Процедура оформления новых границ занимает около двух месяцев. Но если выдаются отказы из-за неправильно оформленных документов, этот срок увеличится на полгода.

Расходы по узакониванию земли устанавливаются местными властями и зависят от региона расположения участка. При подсчете стоимости оформления учитываются:

  • кадастровая стоимость основного участка;
  • общая площадь новой территории;
  • плата за присоединение прирезки.

Внимание: оплата за узаконивание земли проводится разово. Выплаты в рассрочку не допускаются.

Чаще всего плата за присоединение составляет около 15% стоимости основного участка. Но эта сумма будет увеличена из-за оплаты услуг кадастрового инженера.

Основания присоединения

Благодаря проведенной земельной реформе, прирезать землю к дачному, садовому участку, а также предназначенному для дачной или жилой застройки, стало гораздо проще. Торгов такая процедура не предусматривает, однако исполняется она на платной основе.

Основанием для присоединения земельного участка выступает соглашение, которое заключается собственником земли с органами местного самоуправления. Происходит это согласно утвержденному проекту межевания, а при его отсутствии — утвержденной схеме расположения земли, оформить которую можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами кадастрового инженера.

Присоединение земли возможно в случаях:

  • когда необходимо застроить и улучшить территорию, требующую развития;
  • когда требуется возведение капитальных построек;
  • при необходимости разведения овощных и плодовых культур на участке, расположенном в СНТ;
  • в случае, когда землевладелец желает построить частное домовладение или заняться ведением ЛПХ.

Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях

Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.

Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер — лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, как показывает практика).

Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, «оказывается», под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость… даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?

Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка — он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания — продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ — но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.

Присоединение земель общего пользования

Прежде всего вам необходимо обратиться по этому вопросу в общее собрание СНТ, так как согласно закону предоставление земельных участков членам СНТ находится в компетенции общего собрания. При этом зхемельные участки предоставляются членам СНТ в собственность или в аренду без провдения торгов. Если решение будет положительным, необходимо будет выяснить, предоставляется ли право собственности на земельный участок за плату либо бесплатно. Данный вопрос регулируется федеральным и региональным законодательством. В чьей собственности находится участок СНТ в муниципальной или же принадлежит самому СНТ? Если в муниципальной то вы должны согласовывать вопрос с местной администрацией.

Еще почитать: Что нужно чтобы взять ребенка из детского дома на воспитание

Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) 1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий