Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Какие виды страхования являются обязательными
Виды страхования автомобиля:
- ОСАГО;
- КАСКО;
- ДСАГО.
КАСКО — это дополнительный вид страхования, предусматривает выплаты владельцу транспортного средства при угоне или повреждении автомобиля в результате аварии, стихийного бедствия, вандализма и пр. Стоимость полиса зависит от многих факторов, таких как стаж вождения, возраст водителя, история аварийных случаев, стоимость автомобиля, его запчастей и даже количество угонов в данной местности. Страховые компании определяют сумму КАСКО по тарифам и коэффициентам, заложенным в собственные программы.
ДСАГО — это добровольное страхование автогражданской ответственности и не является обязательным. Но этот вид автострахования имеет больше возможностей, чем обязательное страхование автогражданской ответственности. В ситуации, когда страховой суммы от ОСАГО недостаточно, чтобы покрыть ущерб от аварии пострадавшей стороне, тогда недостающую сумму выплачивает ДСАГО. Обычно это происходит в тех ситуациях, когда пострадавшая машина является более дорогой, чем у виновника аварии. Еще полис ДСАГО оплачивает причиненный вред здоровью и расходы на лечения пострадавшим. Для оформления нужны документы:
- паспорт водителя;
- права;
- ПТС (паспорт транспортного средства);
- ОСАГО;
- свидетельство о регистрации ТС.
Водитель предоставляет полис вне периода его действия
Некоторые собственники транспортных средств используют автомобиль только в определенные времена года. Примером таких автомобилистов служат дачники солидного возраста, у которых нет необходимости добираться до работы в течение года. Единственная цель приобретения автомобиля в подобных случаях заключается в том, чтобы с комфортом доезжать до загородного участка.
Так как эксплуатация авто запрещена без ОСАГО, не имеющие необходимости постоянной эксплуатации авто водители приобретают полис с определенным периодом использования. Это означает, что страховка приобретается на год, но использовать ТС можно только несколько месяцев (например, с мая по сентябрь). Выгода сделки для страхователей заключается в сниженной стоимости договора страхования.
Если водитель со страховкой, предусматривающей только летний период использования, будет остановлен сотрудниками ГИБДД в декабре, он будет привлечен к административной ответственности. Согласно части первой статьи 12.37 наказание за такое нарушение предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2022 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Штраф без полиса ОСАГО в 2022 году не выписывается таким категориям граждан:
- Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
- Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
- Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
- Владельцы прицепов для легковых автомобилей.
Какие ещё последствия отсутствия страховки в 2022 году?
Здесь следует отметить главную тонкость ОСАГО в 2022 году. На сегодняшний день камеры автоматической фиксации начали активно штрафовать владельцев автомобилей за отсутствие полиса ОСАГО. Пока данное новшество работает в экспериментальном режиме на отдельных участках дорог. Однако, в скором времени практику могут запустить по всей России.
Такое положение дел вкупе в новым штрафом за ОСАГО, если таковой введут, может существенно ударить по карману автовладельцев… Таким образом, что гораздо дешевле будет приобрести страховку, нежели практически ежедневно получать штрафы или планировать свой маршрут в обход стационарных камер фотофиксации.
Есть ещё одно гораздо более вредное последствие отсутствия страховки. Это то, ради чего, собственно, её и покупают. Ваша ответственность в случае ДТП не будет застрахована. И тогда потерпевший в ДТП будет истребовать всю сумму ущерба с вас. Причём, право требования может перейти и его страховщику в случае, если у него будет полис Каско либо расширение к ОСАГО, специально страхующее риск отсутствия полиса у виновника аварии.
Какой штраф, если закончилась страховка на машину? Ответ на этот вопрос больше не доставит никаких проблем. Каждый современный человек сможет определиться, сколько ему придется отдать денег при тех или иных обстоятельствах.
Далее мы рассмотрим несколько важных особенностей и хитростей, помогающих избежать штрафов. Начнем с самого простого приема, о котором многие забывают.
Речь идет о хранении копий полиса ОСАГО. Желательно заверить соответствующую бумагу. Документ необходимо просто положить в машину и возить с собой.
Предъявление копии полиса автострахования — явление редкое. Тем не менее, оно помогает избежать штрафов и выговоров. Особенно если бумага была заверена в установленном порядке нотариусом.
Если сотрудник ДПС не принимает подобный полис, разрешается на него пожаловаться. Ведь наличие заверенной копии ОСАГО фактически подтверждает то, что у человека на самом деле есть оригинал.
Наказание за отсутствие ОСАГО
Приобретение автомобиля, как нового, так и старого, должно включать в себя приобретение страховки ОСАГО, на что дается десятидневный срок. Водитель непременно должен успеть оформить полис до окончания этого временного периода, так как по прошествии этого срока, если опираться на нормы движения на дорогах, эксплуатация автомобиля должна производиться вместе со страховым полисом.
В отношении водителей, нарушающих это правило, применяются штрафные санкции. Сумма штрафов может зависеть от причин, в силу которых полис не был представлен инспектору Госавтоинспекции при остановке ТС. Размер штрафа также зависит и от того, как скоро водитель решит оплатить этот штраф. Если водитель решил закрыть долг в течение 20 дней с момента решения о наложении санкции, то размер штрафа будет меньше на 50%. Следовательно, все суммы, указанные ниже, также могут быть уменьшены вдвое.
Можно ли ездить без ОСАГО?
По закону делать этого нельзя. Пункт 2 статьи 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» прямо указывает на запрет эксплуатации ТС без полиса ОСАГО (за исключение отдельных случаев, о которых поговорим ниже).
Прежде чем перейти к наказаниям за нарушения, рассмотрим типичные ситуации, на последствиях и будет сделан акцент:
- ОСАГО не приобреталось вообще (или срок его действия закончился).
- Полис забыт дома.
Если в первом случае все понятно, то второй требует пояснений. Полис ОСАГО может быть предоставлен инспектору ДПС в виде (ст.2.1.11 ПДД):
- Оригинала.
- Распечатанного документа.
- На электронном носителе.
При этом два завершающих пункта возможны только при заключении договора онлайн.
Если полис приобретался непосредственно в офисе страховой компании, единственно возможный вариант – предъявление оригинала.
Наказание за отсутствие страховки в 2019 году
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона №40-ФЗ, административной ответственности за отсутствие страховки подлежат все категории собственников транспортных средств (ТС), кроме:
- владельцев ТС с максимальной конструктивной скоростью не более 20 км/ч;
- собственников ТС, не допущенных к участию в дорожном движении на территории РФ из-за технических особенностей и характеристик;
- организаций, содержащих на балансе военный транспорт для обеспечения нужд вооружённых сил РФ, за исключением ТС, которые обслуживают хозподразделения воинских формирований;
- владельцев ТС, зарегистрированных за пределами РФ, имеющих страховку международного образца (зелёная карта);
- владельцев легковых прицепов (с 2007 года);
- владельцев неколёсных средств (на гусеничном, полугусеничном, санном и ином ходу) и прицепов к ним (с 2014 года).
Виды ответственности и размеры штрафов за езду без страховки назначаются в случаях, предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
Зачем нужно страховать ответственность
Обязательное страхование «автогражданки» появилось в России в 2003 году – для того, чтобы гарантировать права пострадавших при ДТП (как лично пострадавших, так и понесших материальный ущерб). С тех пор за владельца полиса ущерб обязана погасить страховая компания – правда, в ограниченных (установленных правилами страхования) пределах. На начало 2020 года материальный ущерб страховка покрывает в пределах 400 тысяч рублей, вред жизни и здоровью пострадавших – в пределах полумиллиона. Если причинённый ущерб превышает указанные суммы, виновнику аварии придётся доплатить из собственного кармана.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Кроме того, страховая компания имеет право требовать с виновника ДТП компенсацию выплаты по автогражданке в том случае, если он нарушил правила страхования – например, сел за руль в состоянии опьянения. Такое требование называется «регрессным». При этом пострадавшие получают страховку от выдавшей полис компании, а уже она потом разбирается с виновником. Интересы пострадавших при этом защищены надёжнее, чем водителей.
Чтобы страховку выплатили, виновник аварии должен быть «вписан» в полис. Бывает и так называемый «открытый список водителей», т.е. полис, который распространяется на неограниченное количество водителей и «привязан» к автомобилю.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Мо��кве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Ситуация, когда ехать надо, страховка есть, но конкретный водитель в неё не вписан возникает очень часто. В ПДД указан следующий перечень документов, которые должны быть у водителя транспортного средства:
- Водительское удостоверение
- Документы на транспортное средство
- Полис ОСАГО (если обязанность установлена федеральным законом)
Казалось бы полис есть – можно двигаться. Но это не так.
Важно! По обязательному страхованию страхуется не автомобиль, а ответственность конкретно того, кто за рулём.
ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям
Оплатить 50%, это вполне легальный способ сэкономить деньги на законных основаниях. Добросовестным плательщикам государство пошло на уступку и позволило оплачивать некоторые штрафы наполовину. К радости водителей автомобильные штрафы вошли в этот перечень. Чиновники, дав такую возможность, убили двух зайцев:
- Повысили собираемость штрафов
- Сократили издержки на их взыскание
Сэкономить можно только в одном случае – оплатив штраф в 20 дневный срок с момента решения об административном наказании. Именно от даты постановления (решения суда) начинается льготный срок, а не с момента зафиксированного правонарушения.
Оплату нужно поводить заранее, потому что деньги иногда зачисляются на счёт с задержкой. Она может стать основанием для последующего требования оплатить 100% штрафа. Поэтому фиксируйте в памяти время вынесения решения о нарушении и оплачивайте заранее штраф в 50% размере.
Предупрежден – значит вооружен. Теперь вы знаете, чем грозит отсутствие водителя в полисе или полностью страховки ОСАГО. Штрафы конечно не большие, но могут выписываться несколько раз за один день. Ну, а оплата ущерба пострадавшим от ДТП вообще может оставить без имущества. Поэтому проще своевременно покупать полис ОСАГО и при необходимости вписывать нового водителя. Для большого числа меняющихся на одном авто водителей, лучше взять неограниченную страховку. Хитрить можно только в крайних случаях. Покупка и своевременное оформление полиса сэкономит время, нервы и деньги.
Каталог страховых компаний России
По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!
- Автострахование
- ОСАГО
- КАСКО
- Недвижимость
- Жизнь и здоровье
- ОМС
- ДМС
- Пенсионное и социальное
- Бизнес
- Финансы
- Инвестиции
- Кредит
- Туризм
- Ещё
- Страховые компании РФ
Участники дорожного движения без действующего полиса ОСАГО обречены на постоянные взыскания в виде штрафа, предусмотренного за это правонарушение.
В случае проверки ТС на дороге инспектор ГИБДД вправе потребовать полис на наличие. А водитель обязан иметь такой документ.
Когда штраф за езду без полиса ОСАГО не выписывается
Для ТС с иностранной регистрацией и «Зеленой картой». «Зеленая карта» — это аналог полиса ОСАГО, но действует он в 48 странах. Полис понадобится, если водитель попал в ДТП на территории чужой страны. По такой карте, как и по полису ОСАГО, пострадавшему выплатят компенсацию. Список компаний, которые продают «Зеленые карты» в России, есть на сайте РСА.
Если у иностранного водителя, который приехал в Россию, есть такой документ, штрафовать его за отсутствие полиса ОСАГО нельзя.
Если с момента приобретения авто не прошло 10 дней. Закон позволяет ездить без регистрации и страховки 10 дней со дня покупки авто. Дату можно посмотреть в договоре приобретения машины.
Почему ОСАГО обязательно для всех
Сама аббревиатура ОСАГО уже предполагает тот факт, что страхование гражданской ответственности водителя является обязательным. Таковым оно стало в 2003 г. после принятия соответствующего закона. Он был призван урегулировать ситуации, когда пострадавшие в ДТП автомобилисты не могли взыскать с виновников компенсацию за поврежденную машину.
Обязательная страховка действует так: водитель покупает ОСАГО, и, если он становится виновником аварии, то возмещение за причиненный им ущерб платит страховщик. Единственное, что нужно помнить обладателю полиса, — это наличие лимита по выплатам. В 2020 г. такой лимит составит 400 тыс. р. за имущество и 500 тыс. р. за причинение вреда людям.
Страховщик будет выполнять свои обязательства по выплатам лишь при соблюдении определенных условий. В частности, страховка ОСАГО должна быть оформлена на виновника аварии, а не другое лицо. Водитель, ставший виновником причинения ущерба, может быть вписан в полис как лицо, которому разрешается управлять застрахованным ТС. В 2020 г. продолжит пользоваться спросом и открытая страховка, по такому договору выплаты осуществляются независимо от того, кто был за рулем в момент аварии.
Автомобилистам также следует помнить и другое условие: в полисе ОСАГО должно быть указано именно то транспортное средство, которое стало участником ДТП.
Сколько раз могут оштрафовать за управление ТС без страховки
Владельцы автомобиля, просрочившие полис, надеются, что за одно правонарушение их не оштрафуют несколько раз. Подобный нюанс оговаривается законодательством, но не спешите трактовать его в свою пользу. Когда вас останавливает автоинспектор, он фиксирует нарушение и выписывает штраф. Но если вы продолжаете движение, то при повторной проверке сотрудник ГИБДД отметит новое место и время. Это означает, что речь будет идти о другом случае, и квитанцию вам выпишут еще раз. В теории вас могут штрафовать до бесконечности, пока вы не приведете бумаги в порядок.
Даже если вас остановили за пределами населенного пункта и выписали штраф, сотрудников ГИБДД не должно интересовать, как вы доберетесь до места назначения. Они имеют право останавливать водителя, продолжившего движение, проверять документы на ТС и наказывать вас снова.