Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужны уровни образования и как в них разобраться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Можно ли сделать как в Европе
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.
При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.
Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.
Бакалавриат и специалитет: подробный сравнительный анализ
Специалист – уровень квалификации высшего образования, используемый в странах постсоветского пространства
Бакалавр – уровень квалификации высшего образования, основанный на Болонской системе (с 2003 года введена в Российской Федерации). Считается академической степенью
Диплом предоставляет возможность официально трудоустроиться по специальности
Диплом допускает официальное трудоустройство по специальности, кроме сферы образования и государственной службы
Уровень квалификации позволяет студентам поступать в аспирантуру или магистратуру
После окончания бакалавриата, студенты не могут поступить в аспирантуру без освоения магистерской программы. Преимущество – возможность выбрать другую специальность без необходимости начинать обучение с нуля
Возможность продолжить образование в отечественных и зарубежных вузах
Диплом принимается исключительно отечественными вузами. Возникают сложности с признанием иностранной системой образования
Диплом признается зарубежными и отечественными образовательными учреждениями
Отсрочка от армейской службы при поступлении в магистратуру
Предоставляется на срок очного обучения
Предоставляется на срок очного обучения
* учеба может длиться дольше, например, заочное обучение или в зависимости от специальности (медицинские, технические).
Разобравшись с тем, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, у абитуриентов может появиться вопрос, что же лучше. Ответить на него однозначно невозможно.
Бакалавр и специалист – это люди, прошедшие начальную ступень высшего образования. Однако на отечественном рынке вакансий шансы выпускников неравны, у бывших студентов специалитетов они несколько выше. Для работодателей в нашей стране они находятся примерно на одном уровне с магистрами. Поэтому тем, кто планирует после обучения работать в России, лучше получить диплом специалиста. Тогда как соискателям, желающим делать карьеру за рубежом, нужно учесть, что степень бакалавра вызовет больше доверия у потенциальных работодателей.
В этом смысле магистратура является почти «беспроигрышным» вариантом. У таких соискателей одинаково высокие шансы занять хорошую должность как в российской, так и в европейской или американской компании. Но в этом случае на обучение придется затратить не менее 6 лет, тогда как диплом бакалавра или специалиста можно получить за меньший срок.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).
Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».
Чем отличается бакалавр от специалиста?
У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.
Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?
За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.
Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.
В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?
Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.
- Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.
- И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.
- А теперь обо всем по порядку.
Преимущества и недостатки специалитета
Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:
во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;
- во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
- в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
- в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
- в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.
Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:
- отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
- за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
- если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.
Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.
Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.
В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.
Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.
Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга
С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются бакалавриат и магистратуры. Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр — это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.
Основное отличие квалификации бакалавра от магистра – это уровень. И то и другое – полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр – высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант.
Однако существенные отличия есть:
- бакалавриат – это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
- магистратура – это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
- магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
- стандартное время обучения на бакалавра – четыре года, на магистра – два года.
Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. Программа обучения этим профессиям не изменилась.
Рассматривая степени «бакалавр» и «магистр», разница в терминах – вот о чем нужно рассказать. Но прежде нужно понять, кто же такие магистры. Так, магистратура – это ступень высшего образования. Но вот вторая или третья – об этом можно долго спорить. В нашей стране степень «специалист» пока еще существует. И списывать всех специалистов со счетов просто неразумно. Но магистр все же находится на ступень выше специалиста. Тут также надо отметить, что в европейской практике степени «специалист» нет. После бакалавра студент, желающий продолжить обучение, поступает сразу же в магистратуру. У нас же обучение более расширенное.
Диплом магистра можно получить по истечении двух с половиной или трех лет обучения (конечно же, не считая бакалавриата). Особенность магистратуры в том, что тут группы намного меньше, информация подается узкопрофильная, а программа направлена не на общеобразовательные дисциплины, а на специфические, особенные для той или иной специальности. Также в программу должна быть включена производственная практика и написание научных работ, чаще всего именно статей.