Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2023 году в России могут ввести принудительный техосмотр: подробности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Почему медицинская справка больше не нужна для ТО
Дело в том, что до 2010 года список необходимых для ТО документов был другим, поэтому вопрос о медсправке вполне закономерен. Раньше водители должны были предоставить такой пакет:
- водительские права;
- полис обязательного страхования ОСАГО;
- гражданский паспорт;
- документы на машину (ПТС, СТС, имущественные бумаги);
- квитанции об оплате государственных пошлин;
- медицинскую справку о состоянии здоровья водителя, подтверждающую его пригодность.
Однако позднее этот перечень сократили, упразднив большую часть пунктов. Чем это обусловлено?
- Во-первых, ТО осуществляется в частном порядке, поэтому госпошлина уже не оплачивается, соответственно, квитанции об её оплате вычеркнуты из списка обязательных документов.
- Во-вторых, при получении водительского удостоверения автомобилист подтверждает свою пригодность, оформляя медицинскую справку, поэтому она не требуется.
- В-третьих, глобальная компьютеризация в полной мере обеспечивает операторов необходимой информацией. В базе ЕАИСТО, к которой имеют доступ все лицензированные организации, проводящие техосмотр, присутствуют данные о водителе и автомобиле, поэтому водительское удостоверение, полис и прочие лишние документы не являются необходимыми. Тем более, что теперь ТО проводится именно для того, чтоб получить страховку, а не наоборот.
Таким образом, законодатели облегчили процедуру и для ГИБДД, и для водителей, и для операторов. Инспектору достаточно увидеть полис ОСАГО, чтобы понять, что машина вовремя прошла ТО, а водителю не нужно собирать лишние документы, ведь изготовление мед. справки тоже требует временных затрат. Сотруднику автосервиса в свою очередь тоже не придётся изучать кипу бумаг – достаточно авторизоваться в системе ЕАИСТО и найти информацию в онлайн-режиме, а по факту прохождения проверки – пополнить базу новыми данными.
С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО
ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.
Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:
- Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
- Рулевое управление неисправно.
- Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
- с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
- нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
- Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
- На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
- Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
- Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
- Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
- Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
- Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.
Почему был принят новый закон?
Эксперты говорят, что техосмотр в 2022 году превратился в формальность. В законе уже закреплена обязанность водителя следить за техническим состоянием транспортного средства. Если инспектор посчитает, что неисправность угрожает безопасности дорожного движения, он имеет право выписать штраф в 500 рублей и потребовать прекратить нарушение.
При сохранении прежних правил техосмотр в 2022 году должны были проходить порядка 30 миллионов автомобилей. Такая нагрузка не позволяет сотрудникам пунктов технического контроля проводить должный осмотр каждой машины. После принятия нового закона число процедур сократится до 5–6 миллионов в год. Это позволит уделить должное внимание автомобилям, у которых высок риск попадания в серьёзное ДТП.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Как купить полис ОСАГО
До 22 августа, до вступления в силу новых правил, полис ОСАГО можно купить с предъявлением действующей диагностической карты. Если её срок действия не истек, и она не просрочена, все данные вносятся в полис ОСАГО, и владелец автомобиля может спокойно пользоваться своим транспортным средством. Исключением являются автомобили, которые ещё ни разу не проходили техосмотр, и у которых ещё не была выпущена диагностическая карта на 2022 год. Это автомобили 2017 года выпуска. Таким машинам полис ОСАГО не оформляют без диагностической карты, поэтому, отправляясь за страховкой, сперва необходимо пройти техосмотр, и после этого с диагностической картой можно ехать в страховую компанию.
Предложение получения ОСАГО без техосмотра позволяет избежать мошеннических схем, которые были с этим связаны. Например, многие, воспользовавшись последним днем действия диагностической карты, покупали полис ОСАГО и продолжали ездить на своём автомобиле без техосмотра, но зато со страховкой. Также по стране станции техобслуживания не соответствуют по большей части требованиям закона. Граждане, вынужденные покупать диагностические карты, поддерживают коррупцию своими действиями. Отвязка полиса ОСАГО от техосмотра поможет искоренить этот недостаток в обществе.
Где пройти техосмотр
Раньше проверкой технического состояния транспортного средства занимались сотрудники ГИБДД. Функция передана в частные организации и сервисы техобслуживания, официальным дилерам автомобильных марок и независимым центрам, которые ремонтируют автомобили и мотоциклы. Вступление в силу новых правил техосмотра предполагает наличие специализированных центров государственной аккредитации, поэтому не каждая станция техобслуживания может провести техосмотр и выдать диагностическую карту.
Важно! Перед прохождением техосмотра водитель должен удостовериться в том, что техническая станция имеет официальную аккредитацию, а сотрудники обладают соответствующей компетенцией.
Ознакомиться со списком сервисных станций можно на сайте российского Союза автостраховщиков. Перед прохождением техосмотра проверьте в пункте факт наличия аккредитации. Вы вправе потребовать предъявление документа, который её подтверждает.
Какие документы нужны для регистрации автомобиля, согласно правилам 2022 года?
Чтобы правильно поставить машину на учет в отделении ГИБДД, соблюдая требования 2022 года, стоит ознакомиться с перечнем обязательных бумаг.
Важно! Список документов, необходимых для оформления автомобиля в ГИБДД, приведен в статье 15 Федерального закона «О регистрации транспортных средств». В статье нет упоминания того, что без техосмотра инспекторы не поставят на учет авто.
Список обязательных документов, без которых, согласно правилам 2022 года, нельзя поставить автомобиль на учет, выглядит так:
- Заявление установленного образца. Бланк выдают в отделении ГИБДД, заполнить его нужно по образцу. Если заявление подано через Госуслуги, заполнять бумажный бланк не придется.
- Гражданский паспорт владельца или законного представителя.
- Доверенность, если в ГИБДД обращается доверенное лицо собственника ТС.
- ПТС, если документ бумажный. С ноября 2020 года на новые ТС выдают электронные ПТС, они не имеют бумажных носителей, а изменения в них вносят через Систему электронных паспортов.
- СТС. Документ нужен, если автомобиль куплен с рук, переоформляется на нового собственника.
- Договор купли-продажи (ДКП) или равнозначное подтверждение права собственности. В качестве правоустанавливающего документа можно использовать дарственную или свидетельство о праве наследования.
- Страховой полис ОСАГО, оформленный на имя нового собственника. Полис, полученный предыдущим владельцем, не подходит, даже если срок действия не истек.
- Квитанция оплаты государственной пошлины. Оплатить госпошлину можно несколькими способами, рекомендуется сделать это до визита в ГИБДД.
В перечне нет карты диагностики. Это говорит о том, что инспекторы не могут требовать диагностическую карту, согласно правилам 2022 года. Отказать заявителю в услуге, если он не предъявил карту, не имеют права.
Можно ли оформить ТС с техосмотром от предыдущего владельца?
Транспорт можно зарегистрировать с техосмотром, доставшемся от предыдущего собственника. Технический осмотр авто не принадлежит гражданину. Наличие актуальной карты диагностики подтверждает соответствие транспортного средства установленным нормам безопасности дорожного движения, при этом, кто ее получил, прежний собственник или новый, не имеет значения.
Важно! Диагностическая карта имеет срок действия, передача права собственности на транспортное средство не сокращает срок действия документа. Это значит, результаты технического осмотра остаются актуальными после продажи ТС, и проходить его раньше времени не нужно.
Как оформить диагностическую карту для ОСАГО
Процесс оформления диагностической карты достаточно прост. Важно лишь заранее выбрать станцию технического обслуживания, где будет осуществляться процесс проверки автомобиля на пригодность к использованию на дорогах.
Сам процесс таковой полностью осуществляется мастером. Но владельцу транспортного средства лучше всего разобраться с некоторыми важными нюансами по этому поводу.
В первую очередь — ознакомиться с основными вопросами по этому поводу.
К таковым базовым изучить которые нужно будет в первую очередь, относятся следующие:
- необходимы условия;
- как пройти осмотр;
- сколько будет стоить;
- срок действия;
- алгоритм действий;
- можно ли обойтись без нее;
- важные аспекты;
- чем регулируется.
Порядок проведения ТО в страховой
Диагностическое исследование проводит специалист лицензированного технического центра, он же осматривает представленные документы владельца, автотранспорта. Проверка включает ревизию состояния обязательных принадлежностей, а также инструментальную диагностику работы узлов и механизмов:
- Наличие средств пожаротушения, их состояние, даты дозаправки, а также аварийного знака.
- Укомплектованность авто аптечки медицинскими препаратами.
- Наличие и состояние номеров агрегатов, государственных регистрационных знаков.
- Системы торможения.
- Подвески и системы рулевого управления.
- Приборов освещения и сигнализации.
- Прочность крепления навесного оборудования (зеркала, аварийные колёса и прочее).
- Соответствие нормам токсичности выхлопа двигателя.
- Уровень технических жидкостей.
Результаты осмотра записывают в диагностическую карту, второй экземпляр которой вручается водителю, информацию вносят в ЕАИСТО (единая база фиксации прохождения диагностики России).
Новый метод расчета предельной стоимости техосмотра 2022
ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) разработала новый проект, предполагающий изменение методики расчета предельной стоимости техосмотра. Тариф на прохождение техосмотра предлагают считать по формуле с учетом “коэффициента загрузки оператора ТО”. Ценообразование будет зависеть от пропускной способности станции ТО, количества таких станций и числа транспортных средств, которым необходимо проходить техосмотр, зарегистрированных в регионе. Лимит стоимости техосмотра в регионах будет обновляться ежегодно исполнительными властями, и будет учитывать сведения раздельного учета доходов и расходов операторов техосмотра. В случае несвоевременного предоставления данных более 50% операторов, предельная стоимость техосмотра в 2022 году будет проиндексирована в соответствии с прогнозами Минэкономразвития по инфляции. Новый метод расчета призван сбалансировать интересы операторов техосмотра и потребителей, а также сделать прозрачным ценообразование. Возможно, что уже 01 сентября 2022 года предельную стоимость техосмотра будут рассчитывать по новой методике.
Как зарегистрировать автомобиль, если диагностическая карта просрочена
Для регистрации в ГИБДД машины, изготовленной более 4 лет назад, необходимо наличие действующей диагностической карты. Она подтверждает техническое состояние автомобиля и безопасность эксплуатации во время дорожного движения. Выдается автовладельцам при прохождении автомобилем очередного технического осмотра. Срок действия диагностической карты зависит от типа и возраста транспортного средства.
Диагностическая карта не обязательна для оформления легкового автомобиля моложе 4 лет. Автовладельцам такого транспорта сотрудники МРЭО ГИБДД не правомочны отказать в регистрации без прохождения ТО.
Если личный транспорт постоянно эксплуатируется, а диагностическая карта давно просрочена, то техосмотр лучше пройти, чтобы наверняка знать, что автомобиль находиться в исправном состоянии. Отсутствие своевременного техосмотра – риск для безопасности водителя и других участников дорожного движения.
Можно ли использовать при регистрации диагностическую карту бывшего владельца
При регистрации подержанной машины, купленной на вторичном рынке, можно предъявить диагностическую карту бывшего собственника. Смена правообладателя автомобиля не влияет на информацию в диагностической карте – результаты технической проверки остаются действительными после продажи. Документ выписывается не на водителя, а на конкретный автомобиль, и служит доказательством, что он технически безопасен и может принимать участие в дорожном движении. ДК предыдущего хозяина должна быть действительна на дату оформления транспортного средства.
С 2021 года ДК оформляется в электронном виде – в отделе ГИБДД ее наличие смогут проверить по общей базе. Собственнику автомобиля рекомендуется самостоятельно проверить ее действительность перед постановкой машины на учёт. И, хотя доступа к электронной базе ЕАИСТО у обычных граждан нет, это можно сделать через специальные сервисы по проверке ТО. При снятии с учета транспортного средства для вывоза за пределы страны, диагностическую карту нужно предъявить на бумажном носителе.
Возможные проблемы и их решение
Самой распространенной проблемой, с которой можно столкнуться при покупке ОСАГО в онлайн режиме, считается несоответствие введенных данных с базой РСА. На экране, в этом случае, появляется соответствующее сообщение: «Нет подтверждения из РСА».
Возможные причины возникновения проблем:
- Сбой в работе сервиса. Нужно заполнить форму повторно.
- Ошибки в работе программного обеспечения выбранного страховщика. Отдать предпочтение другой страховой компании и оформить документ у нее.
- Ошибки при оформлении предыдущего полиса ОСАГО. Для их исправления нужно обратиться к своему страховщику, который и выдавал этот страховой договор.