Финансовая реформа Александра II

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая реформа Александра II». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

Введение золотого стандарта

Снижение курса бумажного рубля по отношению к серебряному в конце XIX века было вызвано широкомасштабными внутригосударственными реформами, а также Крымской и Русско-Турецкой войнами. Чтобы перейти на золотовалютную систему, требовалось создать устойчивый золотой запас.

Проект реформы, подготавливаемой на протяжении десятилетий несколькими министрами, был одобрен Николаем II в 1895 году. Именно С. Ю. Витте удалось воплотить все идеи в полном объеме к 1898 году. Благоприятствовал реализации законопроекта рост промышленности и сельского хозяйства, а также строительство железной дороги. Для успешного внедрения финансовых изменений был предпринят ряд мер: банки принимали вклады от населения в золотых монетах, а также осуществляли выдачу золотых счетов. Основными принципами новой системы были:

  • использование серебряных и медных монет только в качестве вспомогательной валюты;
  • все расчеты должны были производиться в золотых рублях;
  • обеспечение бумажного рубля, равного 17,424 долям золота;
  • осуществление обмена кредитных билетов на золотую монету в любом из отделений Государственного банка.

К 1897 году практически вся бумажная валюта обеспечивалась золотом.

Денежная реформа 1997-98 гг.

К данной реформе так же подтолкнули избыточная денежная масса, высокая инфляция и общий экономический кризис. Реформа происходила в форме деноминации, обмен старых денег на новые шел по курсу 1000:1. Обмен банкнот происходил плавно, вплоть до 2002 года.

Основной этап деноминации состоялся зимой 1998 года, а летом того же года Правительство объявило дефолт, после чего курс рубля резко рухнул вниз. С тех пор многие граждане стали связывать между собой деноминацию и дефолт, хотя это неправильно, и тогдашняя деноминация не стала причиной невозможности государства выполнять свои обязательства.

В долгосрочной перспективе реформа оказала, скорее, положительное влияние на экономику. Уже в 1999-2000 годах начался экономический рост (хотя неверно связывать его только с деноминацией), на рынке уменьшилась денежная масса, денежный оборот упростился, как и расчеты – наличные и безналичные.

Итоги и значение финансовых реформ

Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.

Читайте также:  Завещание или дарственная: как сэкономить при передаче жилья

К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    личную свободу,
    независимость от помещика;
    право переходить в другие сословия;
    право самостоятельного вступления в брак;
    свободу выбора рода занятий;
    право защиты своих дел в суде.
    самостоятельно совершать сделки
    приобретать и распоряжаться имуществом;
    заниматься торговлей и промыслами
    участвовать в выборах местного самоуправления

Итоги, плюсы и минусы

Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.

Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.

ФИНА́НСОВЫЕ РЕФО́РМЫ 1862–68

ФИНА́НСОВЫЕ РЕФО́РМЫ 1862–68, пре­об­ра­зо­ва­ния гос. фи­нан­со­вой сис­те­мы Рос. им­пе­рии; часть «Ве­ли­ких ре­форм», про­ве­дён­ных имп. Алек­сан­дром II. Ини­циа­тор Ф. р. – гос. кон­тро­лёр В. А. Та­та­ри­нов. Пре­сле­до­ва­ли за­да­чи по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти и пла­но­мер­но­сти гос. рас­хо­дов, уси­ле­ния кон­тро­ля над ни­ми, борь­бы с каз­но­крад­ст­вом.

Про­воз­гла­ше­на глас­ность бюд­же­та [4(16).1.1862], гос. рос­пись до­хо­дов и рас­хо­дов на те­ку­щий год под­ле­жа­ла пуб­ли­ка­ции в пра­ви­тель­ст­вен­ных пе­рио­дич. из­да­ни­ях.

Ус­та­нов­ле­на еди­ная сис­те­ма бюд­жет­но­го учё­та и от­чёт­но­сти [смет­ные пра­ви­ла от 22.5(3.6).1862]. Под­роб­ные еже­год­ные сме­ты ка­ж­до­го ми­ни­стер­ст­ва рас­смат­ри­ва­лись Го­су­дар­ст­вен­ным кон­тро­лем (учи­ты­ва­лось фак­тич. ис­пол­не­ние смет пре­ды­ду­щих лет) и Гос. со­ве­том, ут­вер­жда­лись им­пе­ра­то­ром; ми­ни­стер­ст­ва бы­ли обя­за­ны стро­го со­блю­дать но­менк­ла­ту­ру рас­хо­дов. В гос. рос­пись ста­ли вклю­чать­ся все рас­хо­ды и ис­точ­ни­ки их по­кры­тия, осо­бые ка­пи­та­лы и до­хо­ды изы­ма­лись из ве­де­ния ми­ни­стерств и пе­ре­да­ва­лись в рас­по­ря­же­ние Мин-ва фи­нан­сов.

Историческое значение

Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 годов) частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ. При этом говорить об эффективности и высокой продуктивности реформы не приходится. В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром 1. Менялись некоторые детали, но суть в целом оставалась прежней. Например, основная часть налоговых доходов бюджета поступала за счет Подушной подати, которую вводил еще Петр. Александр 2 отменил эту подать, но только для мещан, заменив ее налогом на недвижимость. Это приносило казне дополнительные деньги, но по-прежнему основная тяжесть налогового бремени ложилась на податные слои населения. Окончательно система подушной подати была ликвидирована в России только в 1882 году.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры безработным

Предпосылки и причины проведения денежной реформы

Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег.

В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К примеру, 100 тысяч совзнаков по своей стоимости были равны одной царской копейке. Кроме советских денег, в стране продолжали существовать и царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки» и прочие заменители денег, выпускаемые разными атаманами и правителями.

Денежные отношения все больше замещались обычным натуральным обменом. Введенная карточная система показывала, что в экономике нарушен принцип эквивалентного обмена, деньги уже не являлись мерой стоимости. На рынках активно занимали свое место эквиваленты денег: зерно, соль, самогон и т. д.

В то же время начинается восстановление промышленности и транспортной отрасли, расширяется товарное предложение, разрешается частная торговля, появляются резервы иностранной валюты, растет сеть кредитных учреждений, восстанавливается система налогообложений.

Все это в совокупности требовало оздоровления финансовой сферы.

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    личную свободу,
    независимость от помещика;
    право переходить в другие сословия;
    право самостоятельного вступления в брак;
    свободу выбора рода занятий;
    право защиты своих дел в суде.
    самостоятельно совершать сделки
    приобретать и распоряжаться имуществом;
    заниматься торговлей и промыслами
    участвовать в выборах местного самоуправления

Одна из целей Николая I и Канкрина, которая была достигнута в ходе проведения реформы, — поступления в казну и выдача из нее денежных средств стали происходить в серебряных рублях.

В России началась замена ассигнаций кредитными билетами. В этом заключался второй этап реформы — эмиссия кредитных билетов Государственного заемного банка. Этот этап реформы стал проводиться после издания манифеста от 1 июля 1841 года. Он предусматривал выпуск кредитных билетов, оцененных в 30 млн серебром.

Такое решение министра и императора стало не случайным. Дело в том, что в 1840 году в ряде губерний Российской империи были неурожаи. С 1841 года в обращении на территории государства находились следующие виды денежных знаков:

  • кредитные билеты;
  • депозитные билеты (де-факто — квитанции на серебро);
  • ассигнации.

Последним шагом в ходе реформы стал манифест от 1 июня 1843 года, который предполагал обмен на кредитные билеты ассигнаций и депозитных билетов. Срок был установлен, соответственно, до 1851 и до 1853 года.

Характеристику реформы можно дополнить такими признаками:

  • биметаллизм, свобода чеканки серебра и золота;
  • размен кредитных билетов на указанные драгоценные металлы;
  • создание сберегательных касс царским указом от 12 ноября 1841 года. От этой даты ведет свою историю Сбербанк.

Денежная реформа в правление Алексея Михайловича. Причины проведения реформы

Во-первых, необходимость срочной реформы была продиктована жесткой нехваткой денег для ведения войны с Польшей и Швецией и, прежде всего, для жалованья служилым людям, начало реформы совпало с активными военными действиями. Во-вторых, усилилась необходимость привести архаичную денежную систему в соответствие с западноевропейской, с которой Московская Русь вступала в непосредственный контакт на Украине, где основой платежной системы был талер. В-третьих, на характер и непосредственное проведение реформы оказала влияние такая специфика русского денежного дела этого периода, как полная зависимость от привозного сырья. Собственных рудников практически не было, главным источником поступления сырья была внешняя торговля. Поэтому сложности с поиском необходимого количества серебра и легкость покупки меди в Швеции в 1656-1661 гг. оказали определенное влияние на ход реформы9.

Читайте также:  Как ввезти автомобиль без растаможки: «белые» и «серые» схемы

Денежная система Московии держалась исключительно на серебряных проволочных копейках, вес которых к реформе составлял менее 0,5 грамма, а к 1698 г. – уже 0,28 грамма. Фактически серебряные копейки были еще не монетами, а расплющенными кусочками проволоки. Неудобства для всех типов трансакций были очевидны. Маленькие скользкие монеты застревали между пальцами, деловым людям приходилось держать специальный штат людей, занимавшихся их подсчетом. Яков Рейтенфельс замечал, что так как деньги были совсем невелики, то «простой народ (их) носит во рту, так что зачастую они, имея во рту сотню копеек, разговаривают, однако, совершенно свободно»10. Но, пожалуй, главной причиной стали фискальные потребности государства.

Денежная реформа 1993 года

С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1991г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а затем — во всех республиках бывшего Союза.

Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.


Похожие записи:

Добавить комментарий