Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
-
Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Проверка соблюдения организациями воинского учета
Проверку предприятий на предмет ведения учета военнообязанных сотрудников, правильность оформления соответствующей документации и актуальность данных осуществляют представители территориальных комиссариатов или местных органов самоуправления.
Если штат компании состоит из более, чем 500 человек, плановые проверки проводятся раз в год. На малых предприятиях обязательная проверка должна осуществляться минимум раз в 3 года.
Документы, которые комиссия проверяет в первую очередь:
- Приказ руководителя организации о ведении воинского учета;
- План работы уполномоченного лица по ведению в/у;
- Журнал проверок в/у;
- Личные карточки военнообязанных сотрудников предприятия;
- Служебное делопроизводство по в/у;
- Расписка о приеме пакета необходимых документов для ведения воинского учета от трудоустраиваемых граждан.
Кто занимается воинским учетом
За ведение учетной документации отвечают:
- директор организации;
- начальник отдела кадров (или его заместитель);
- делопроизводитель, секретарь.
Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается ВУС, — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.
Независимо от наличия ВУС, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.
- Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
- Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
- Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
- Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
В регламенте Методических рекомендаций Генштаба осуществление военного учёта сопровождается такой документацией:
- Первичный приказ об организации ВУ для граждан – сотрудников предприятия, где также отражены моменты бронирования лиц — резервистов. Регистрируется приказ в соответствующем журнале вместе с другими приказами по предприятию.
- Согласованные с райвоенкоматом мероприятия по проведению учёта и бронированию граждан – запасников.
- Т-2 (личные карточки), которые формируют картотеку организации.
- Журнал проверок по военному делу, созданный по правилам делопроизводства (пронумерованный, прошнурованный, заверяют подписью руководителя и завизированный штампом).
- Расписки в приеме получаемых от граждан бумаг, касающихся военучёта.
- Служебное делопроизводство по вопросам ВУ.
- Свидетельство о бронировании (при наличии полномочий резервирования), которое, в свою очередь, обязывает издать положение о порядке выдачи удостоверений.
- Бланки выдачи удостоверений об отсрочке.
- Профильная справочная литература о ВУ и мобилизационной подготовке.
Методические рекомендации
Воинский учёт на предприятии проводится уже длительное время. С истоков его существования производятся корректировки в документациях и инструкциях по проведению более точного и прозрачного учёта.
В настоящее время вся методика работы по ВУ собрана в законодательных документах. Наиболее используемыми в действиях считаются следующие акты:
- Закон №61 «Об обороне»;
- Закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;
- Закон №53 «О воинской обязанности и военной службе»;
- Постановление Правительства РФ №719, обозначенное как «Положение о воинском учете»;
- утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях».
Воинский учет: план графика сверок
Все документы по ведению воинского учета (личные карточки Т-2, журналы, ведомости) предоставляют на утверждение в военные комиссариаты и военкоматы при постановке предприятия на воинский учет в органах местной власти. Ответственный за воинский учет регулярно проверяет достоверность информации, которую вносит в карточки сотрудников. В некоторых случаях данные военнообязанных могут изменяться. Например, работник изменил фамилию, или его освободили от выполнения воинских обязанностей по состоянию здоровья.
Важно! О каждом изменении военнообязанный сотрудник должен сообщать ответственному за ведение воинского учета.
Дата сверки и время ее проведения устанавливаются военными комиссариатами и военкоматами. В тех регионах, где нет таких организаций, проверками предприятий занимаются органы местного самоуправления. Сверки могут проводиться несколько раз в год.
В ходе мероприятий проверяют соответствие таких данных военнообязанных граждан:
- ФИО;
- дату и место рождения;
- образование (во время работы данные о нем могут изменяться);
- семейное положение;
- состояние здоровья;
- адрес места жительства или пребывания;
- прохождение военных сборов.
Также проверке подлежат документы, которые свидетельствуют о принадлежности сотрудника к воинским обязанностям. К ним относят удостоверения и билеты. Если сотрудник является военнообязанным, и у него нет ограничений на призыв к военной службе, он должен состоять на воинском учете по месту регистрации (проживания) или пребывания.
После сверки данных, в журнале проставляют дату проведения мероприятия, а также указывают должность и ФИО лица, которое провело их. Списки военнообязанных граждан составляют в двух экземплярах. На каждом из них проставляют регистрационный номер. Два экземпляра должны подписать ответственные лица предприятия и военкомата. Один из них остается на хранении у ответственного за ведение воинского учета, второй – передается в военный комиссариат.
Документы, интересующие военкомат
П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.
- Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
- Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
- План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
- Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.
Проверка соблюдения организациями воинского учета
Проверку предприятий на предмет ведения учета военнообязанных сотрудников, правильность оформления соответствующей документации и актуальность данных осуществляют представители территориальных комиссариатов или местных органов самоуправления.
Если штат компании состоит из более, чем 500 человек, плановые проверки проводятся раз в год. На малых предприятиях обязательная проверка должна осуществляться минимум раз в 3 года.
Документы, которые комиссия проверяет в первую очередь:
- Приказ руководителя организации о ведении воинского учета;
- План работы уполномоченного лица по ведению в/у;
- Журнал проверок в/у;
- Личные карточки военнообязанных сотрудников предприятия;
- Служебное делопроизводство по в/у;
- Расписка о приеме пакета необходимых документов для ведения воинского учета от трудоустраиваемых граждан.
Информационный стенд воинского учета
За ведение учетной документации отвечают:
- директор организации;
- начальник отдела кадров (или его заместитель);
- делопроизводитель, секретарь.
Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается военно-учетный стол — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.
Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.
- Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
- Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
- Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
- Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.
Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях регулируют методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС от 11.07.2017. Учетная работа включает:
- Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
- Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
- Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
- Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации и нарушениях.
- Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
- Ежегодную сверку данных.
- Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.
Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.
Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2021, году:
- приказ о ведении воинского учета;
- план работы по ведению воинского учета;
- личные карточки военнообязанных граждан;
- журнал проверок;
- расписка в приеме от граждан военных документов;
- служебное делопроизводство.
При проведении проверки контролеры оценивают:
- организацию учетных мероприятий;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.
Результаты проверки вносятся в журнал.
Ответственный специалист предоставляет в военкомат следующие отчеты:
- По принимаемым или увольняемым военнообязанным сотрудникам — в течение 2 недель.
- По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
- По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
- По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября.
Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.
Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
- тех, кто был уволен из армии в запас;
- лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
- лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
- женщин, имеющих военные специальности.
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании дол��ны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
- за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
- неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
- несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Кто занимается учетом военнообязанных сотрудников на предприятии
За воинский учет работников в трудовых организациях отвечает:
- Руководитель (директор) фирмы;
- Начальник отдела кадров компании либо его заместитель;
- Секретарь;
- Делопроизводитель.
В крупных компаниях для учета военнообязанных сотрудников, как правило, специально организовывается ВУС – военно-учетный стол. На предприятиях с небольшим штатом сотрудников, в т.ч. для индивидуальных предпринимателей такая отдельная штатная единица нецелесообразна и нереальна.
Поэтому чаще всего в организациях для ознакомления военнообязанных сотрудников (работников) организовывают специальный информационный стенд по воинскому учету. На нем отображают:
- Список руководящей документации;
- Выписки из нормативных актов;
- Обязанности самих сотрудников, подлежащих воинскому учету;
- Возрастной предел пребывания в запасе для разных категорий военнообязанных лиц;
- Прочая информация по данной тематике.
Пошаговая инструкция организации воинского учёта в 2021
Осуществление военучета является не тяжёлой процедурой для обученных делопроизводителей. Но если пренебрегать качественным выполнением обязанностей, то организация может попасть на денежные санкции. Поэтому стоит пошагово разобрать порядок реализации военучета в компаниях:
- Важно встать своевременно на учет в райвоенкомате. Временной регламент — в течение пяти дней с момента записи об открытии юрлица в ЕРГЮЛ. Для регистрации руководитель обращается в райкомиссариат по место принадлежности фирмы. Если учреждение изменяет свой юр. адрес, то принадлежность к комиссариату меняется одновременно. И регистрацию нужно проходить уже по новому адресу.
- Разработать для ответственного за военучет лица инструкцию, в которой чётко закрепить его обязанности. Специальной редакции такой инструкции не утверждено. Можно по примеру, полученному в комиссариате или скаченному в интернете, создать её самостоятельно под своё предприятие.
- Назначить приказом сотрудника, который будет вести ВУ. Ограничений по выбору уполномоченного нет. Вести его может первое лицо компании, а также иные назначенные им сотрудники, включая совместителей. Чтобы правильно вменить избранному сотруднику обязанность, следует внести дополнительные пункты в его должностную инструкцию.
- Получить в райвоенкомате согласование мероприятий. По инструкции ведения ВУ, в каждой организации разрабатывается план мероприятий по ВУ. Организация составляет его по своему усмотрению. В бланке фиксируются сроки мероприятий и указывается ответственный за их проведение специалист. Вести отчётность по выполненным пунктам плана также его работа.
- Составление отчётности. Для получения полной информации военучёту разработаны и внедрены отчёты разных форм со своими сроками сдачи. Сданные сведения подшиваются в папки и хранятся не менее трёх лет.
Представленная пошаговая инструкция может быть дополнена уполномоченным лицом в организации на основании особенности специфики учёта.
Мнение эксперта
Давыдов Дмитрий Станиславович
Заместитель начальника военного комиссариата
Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.
Применяемые санкции собраны в таблице:
Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат
Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности
Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.
Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.
Стандартные изменения, подлежащие корректировке:
- данные о семейном положении;
- пройденное повышение квалификационного уровня;
- прохождение курсов, где получена военспециальность;
- перемены в зафиксированном адресе проживания.
Уполномоченный работник обязан давать в госструктуру информацию о не состоящих, но, по его оценке, должных быть на учёте гражданах. Анализировать обеспеченность предприятия резервистами.