Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вывести земельный участок из лесного фонда 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.
Правовое регулирование:ст. 49 (основания) и глава VII.1 ЗК РФ (порядок), ст. 279 ГК РФ.
Изъятие земельного участка путем выкупа для публичных нужд представляетпроцесс, элементами (стадиями) которого являются: принятие решения об изъятии, его государственная регистрация; уведомления об изъятии; определение порядка выкупа и возмещения убытков; оплата выкупной цены и предоставление компенсаций; прекращение правообладателями соответствующих прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям,связанным с:
1. Выполнением международных договоров РФ;
2. Строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
а) Объекты обороны страны и безопасности государства;
б) Объекты транспорта, объекты связи, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
в) Объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
г) Автомобильные дороги;
3. Иными основаниями, предусмотренными федеральными законами. Например, ФЗ об ООПТ
Субъекты, осуществляющие изъятие, указаны в ст. 56.2 ЗК РФ. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1. Уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случае изъятия земельных участков для федеральных нужд, в том числе для размещения объектов федерального значения;
2. Уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — в случае изъятия земельных участков для региональных нужд, в том числе для размещения объектов регионального значения;
3. Органов местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии.
Уполномоченный орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков за 60 дней до изъятия. Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о признании права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию.
Правообладатели изымаемой недвижимости вправе требовать возмещения за счет казны РФ, казны субъекта, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.
В течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган, принявший такое решение осуществляет его опубликование.
Согласно п. 13 ст. 56.6 ЗК РФрешение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия, т.е. уведомить его надо в течении 3 лет.
За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение. При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом.
После изъятия возможен перевод земельного участка в другую категорию, с целью предоставления другом правообладателю.
Не изымаемые земли – Согласно ст. 99 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. А также п. 8 ст. 56.3 ЗК РФ, согласно которому запрещается изъятие для государственных ��ли муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ООПТ федерального значения.
Порядок изъятия земель лесного фонда
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Как оформить земли лесного фонда в собственность
Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:
- по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
- по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
- по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
- по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
- по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.
Под термином «лесная амнистия» скрывается набор новых «правил игры» в сфере земельных и лесных отношений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.), прежде всего, применительно к спорам о наложении земель лесного фонда на земельные участки.
Согласно закону о лесной амнистии, участок не может быть отнесен к землям лесного фонда:
- если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г. Данные положения не применяются к участкам из состава особо охраняемых природных территорий, незастроенных земель промышленности, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
- если до 08.08.2008 г. участок был предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома. Одновременно законом на органы управления лесным хозяйством возложена обязанность к 2023 году уточнить границы лесничеств и лесопарков таким образом, чтобы исключить из их состава земельные участки, подпадающие под вышеназванные критерии.
Нормы «лесной амнистии» имеют универсальное значение и подлежат применению независимо от того, в административном или судебном порядке осуществляется защита права.
Так, законом предусмотрен, прежде всего, внесудебный (административный) порядок урегулирования споров, который сводится к самостоятельному устранению органами Росреестра пересечений лесных и земельных участков на основании заявления заинтересованного лица и без получения согласия соответствующего государственного органа. Более того, согласно действующему закону, к 2023 году Росреестр должен сам выявить и устранить все имеющиеся пересечения лесных и земельных участков.
Следует отметить, что защита прав на землю в указанном административном порядке возможна лишь в случае наличия внесенных в ЕГРН границ лесных участков.
Кроме того, самим Комитетом лесного хозяйства Московской области во исполнение Федерального закона № 280-ФЗ проводится работа по рассмотрению заявлений граждан о корректировке границ лесных участков в части их пересечения с границами земельных участков заявителей.
Также возможно применение норм о «лесной амнистии» в рамках судебных споров. Они являются основанием для отказа в иске Комитета об оспаривании прав на земельный участок либо, наоборот, для удовлетворения требований частного лица о защите своих прав на землю (в т.ч., путем исправления реестровой ошибки, оспаривания отказа Росреестра в регистрации права и т.д.).
Если же конкретные обстоятельства дела не позволяют воспользоваться положениями лесной амнистии, то и в этом случае судебная защита прав не является заведомо бесперспективной. Так, возможно построение правовой позиции на основании ненадлежащего характера доказательств отнесения участка к лесным землям, а также истечении 3-летнего срока исковой давности на обращение с иском (в случае защиты от предъявленного Комитетом иска).
Юристы Правового центра ДВА М помогут сформировать правильную стратегию защиты прав применительно к каждому индивидуальному случаю после представления заказчиком всех относящихся к делу документов и материалов. Кроме того, в зависимости от выбранного пути решения вопроса мы представим Ваши интересы в суде либо в административном органе и поможем устранить имеющуюся проблему.
Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности
Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.
Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.
Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.
Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете сво�� права собственности на земли лесного фонда.
Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?
Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:
Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:
- заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
- охотничье хозяйство;
- ведение с/х;
- научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
- рекреационная деятельность;
- выращивание лесных плантаций;
- выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
- геолого-исследовательские работы;
- строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
- религиозная деятельность.
Понятие и общая характеристика
К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.
Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.
Основные источники законодательства, которые определяют правовой режим земель, это статья 101 ЗК РФ, «Лесной кодекс РФ» (ЛК РФ), принятый 04.12.06 под № 200-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».
Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.
Важно! Допускается передача в аренду сроком от 10 до 49 лет, при условии использования по целевому назначению.
Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:
- лесных дорог;
- лесных складов;
- объектов для переработки заготовленной древесины.
Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.
Можно ли оформить земли лесного фонда в частную собственность
Может ли юридическое лицо или гражданин России оформить в частную собственность земли лесного фонда? Ответить «категорически нет» можно, однако это неверно. Способы получить во владение земельный участок, де-юре принадлежащий к неотчуждаемым лесным угодьям, – существуют.
К лесному фонду принадлежат не все земли, покрытые лесной растительностью. Уточним: участки лесных массивов, которые находятся в черте города, относятся к землям населенных пунктов. Но лесфонд составляют около 97% общей площади российских лесов – абсолютное большинство.
Однако и лесфонд – это не только лесные участки. В нем найдется немало земель, которые к лесному хозяйству имеют отношение чисто формальное.
Но даже такой земельный участок взять и приватизировать нельзя. По российскому законодательству ни один гектар из лесфонда не может быть отчужден. Эти земли принадлежат государству, являются федеральной собственностью, и исключая их приватизацию, власть заботится об интересах народа, для которого леса представляют огромную ценность.
Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?
Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:
- Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.
Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:
- Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
- Северные народы.
- Люди, представляющие официальные религии.
- Лица, трудящиеся в гособоронеи охране лесополос.
Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.
Бумаги на получение земельного участка лесополосы необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.
Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.
- Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.
Глава 17 правовой режим земель лесного фонда
Страница 1 из 4
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
- В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с ЛК РФ.
- Площадь земель лесного фонда составляет 1059,8 млн га (62% территории страны).
- Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны1.
- Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулиру-ющее, прчво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.
Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется. Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России.
Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управленческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской деятельностью1.
Особенности правового режима земель лесного фонда
Как известно, каждая отрасль законодательства регулирует конкретную самостоятельную область общественных отношений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, земельное — земельные отношения, водное — водные отношения и т. д. Данные сферы общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Так, леса произрастают на земле, поэтому в земельном и лесном законодательстве выделяются земли лесного фонда. Земли государственного лесного фонда находятся одновременно в составе государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе государственного лесного фонда как непременная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.
Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают
Использование лесных участков возможно как на платной, так и на бесплатной основе. Бесплатно использовать земельный участок можно только после получения положительного решения муниципалитета и органов власти субъекта РФ в вашу пользу. Договор на безвозмездное пользование может заключаться максимум на 10 лет.
Запомните! Причем на использование лесного фонда на безвозмездной основе имеется у лиц:
- частных, которые занимаются определенным видом деятельности. Например, пчеловодство, причем государство дает земельный участок на период до 5 лет в пользование совершенно бесплатно,
- являющихся народами севера,
- представляющих официальные религии,
- занимающихся государственной обороной и охраной лесополос.
Лесные земли в соответствии с предоставленным заявлением может получить заинтересованное лицо во временное пользование, которое установлено законодательством РФ.
Если в договоре не указывается пункт о сроке, на который предоставляется земельный участок, это не говорит о том, что земля предоставлена на постоянной основе, а лишь говорит о том, что в любой момент одна из сторон может расторгнуть договор.
Документы для получения участка земли лесополосы должны быть составлены грамотно. Ведь в них надо указать цель, для которой хотите получить земельный участок, но эта цель должна быть установлена на законодательном уровне.
Виды разрешенного использования
Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.
Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:
- рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
- обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
- соблюдать правила, нормы лесопользования;
- поддерживать биологическое многообразие видов;
- сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.
Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:
- заготовка древесины;
- елей к Новому году;
- древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
- сенокос;
- создание пасек;
- выпас скота;
- устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.
Особенности строительства на земле лесного фонда
На землях лесного фонда разрешается возводить только некоторые категории объектов, построенных с соблюдением установленных норм и правил, не наносящих вреда окружающей среде.
Это могут быть такие виды некапитальных объектов, как:
- оздоровительные учреждения, санатории для больных туберкулезом и легочными заболеваниями;
- временные строения, в том числе и временные жилища для лесников и прочих работников, контролирующих сохранность леса;
- кемпинги, построенные в целях обеспечения отдыха и привлечения туристов при условии, что значительные лесные площади не будут вырублены;
- детские лагеря отдыха;
- физкультурные, оздоровительные и спортивные объекты для тренировок, стадионы;
- временные здания для осуществления научных исследований, геологических работ, поиска месторождений.
Подобными некапитальными объектами станут строения из легких конструкций, без оборудования заглубленного фундамента и без подземных сооружений.
Жилищное строительство в лесополосах запрещено на законодательном уровне.
Однако есть возможность построить здание в населенном пункте, которое граничит с землями лесного фонда. Такой вариант наиболее приемлем также и для возведения госучреждений, деятельность которых не связана с эксплуатацией лесонасаждений.
Леса в России покрывают площадь практически половины территории РФ, это по разным подсчетам — от 780 до 840 млн. га. В некоторых субъектах промышленность, основанная на лесных производствах, достигает 50%.
Лесные земли это: как сами леса, вырубки, прогалины, участки, предопределённые для молодых посадок, так и не касающиеся лесов земли, которые предназначены для соблюдения лесного хозяйства.
Аренда, бессрочное или срочное пользование – все эти взаимоотношения происходят в рамках Лесного и Земельного Кодексов РФ. Все участки могут быть предоставлены в пользование как юридическим, так и физическим лицам. Не может быть получено разрешение только на леса, которые находятся в границах территорий, относящихся к категории оборонных земель.
Понятие о земле лесного фонда имеется в Земельном Кодексе. При этом в Лесном нет полного определения и состава территорий, которые входят в структуру фонда.
По поводу юридического смысла терминов до сих пор нет единого мнения. В житейских разговорах под словом «лес» чаще всего понимаются не просто деревья, а любая растительность: деревья, кустарники, мхи, то есть некий биоценоз, населенный определенными видами животных и насекомых. Конечно, в лесной фонд не вошли все территории, иначе у нас под эти территории пришлась бы почти половина всех земель.
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.