Меры безопасности при обслуживании электродвигателей.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры безопасности при обслуживании электродвигателей.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением работающих к токоведущим или вращающимся частям, то электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных Межотраслевыми правилами технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двух- скоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора.

2.1. Перед началом работы электромонтер обязан:
— предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
— надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
— при выполнении работ повышенной опасности ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ, и расписаться в наряде-допуске, выданном на поручаемую работу.
2.2. После получения задания у руководителя работ и ознакомления, в случае необходимости, с мероприятиями наряда-допуска электромонтеры обязаны:
— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты, проверить их исправность;
— проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;
— подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;
— ознакомиться с изменениями в схеме электроснабжения потребителей и текущими записями в оперативном журнале.
2.3. Электромонтеры не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— неисправностях технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;
— несвоевременном проведении очередных испытаний основных и дополнительных средств защиты или истечении срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем;
— недостаточной освещенности или при загроможденности рабочего места;
— отсутствии или истечении срока действия наряда-допуска при работе в действующих электроустановках. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это электромонтер обязан сообщить о них бригадиру или ответственному руководителю работ.

  • Она не должна быть очень свободной, чтобы не касаться свёрл инструмента.
  • Обязательно надевать во время работы защитные очки с крепкими, небьющимися стёклами/рукава.
  • Если это необходимо — следует использовать респиратор и средства защиты ушей.
  • При выполнении пусконаладочных и электромонтажных работ любой сложности можно применять лишь качественный и исправный инструмент. Такой инструмент не должен иметь сколы или выбоины, а также заусеницы и зазубрины в местах хвата рукой или на затылочной части. Рукояти кувалд должны быть заклинены. Насадка на кувалде осуществляется через конец ручки.
  • При работе с напряжением до 1000 В, либо вблизи них нужно обязательно использовать диэлектрические галоши.

Инструкция по охране труда для электромонтера по обслуживанию электрооборудования

1.1. Инструкция по охране труда является документом, устанавливающим для работников требования к безопасному выполнению работ.

1.2. Знание инструкции по охране труда обязательно для всех работников.

1.3. Руководитель структурного подразделения обязан создать на рабочем месте условия, отвечающие требованиям охраны труда, обеспечить работников средствами защиты и организовать изучение ими настоящей инструкции.

1.4. Каждый работник обязан:

  • соблюдать требования настоящей инструкции;
  • немедленно сообщать своему непосредственному начальнику, а при его отсутствии – вышестоящему руководителю о происшедшем несчастном случае и обо всех замеченных им нарушениях инструкции, а также о неисправностях сооружений, оборудования и защитных устройств;
  • одержать в чистоте и порядке рабочее место и оборудование;
  • обеспечить на своём рабочем месте сохранность средств защиты, инструмента, приспособлений, средств пожаротушения и документации по охране труда.

1.5. За нарушение требований инструкции работник несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством.

3.1. Электромонтер обязан выполнять работы при соблюдении следующих требований:

— произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;

— наложить заземление на токоведущие части;

— оградить рабочее место инвентарными ограждениями и вывесить предупреждающие плакаты;

— отключить при помощи коммутационных аппаратов или путем снятия предохранителей токоведущие части, на которых производится работа, или те, к которым прикасаются при выполнении работы, или оградить их во время работы изолирующими накладками (временными ограждениями);

— принять дополнительные меры, препятствующие ошибочной подаче напряжения к месту работы, при выполнении работы без применения переносных заземлений;

— на пусковых устройствах, а также на основаниях предохранителей вывесить плакаты «Не включать — работают люди!»;

— на временных ограждениях вывесить плакаты или нанести предупредительные надписи «Стой — опасно для жизни!»;

— проверку отсутствия напряжения производить в диэлектрических перчатках;

— зажимы переносного заземления накладывать на заземляемые токоведущие части при помощи изолированной штанги с применением диэлектрических перчаток;

— при производстве работ на токоведущих частях, находящихся под напряжением, пользоваться только сухими и чистыми изолирующими средствами, а также держать изолирующие средства за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца.

3.2. Снимать и устанавливать предохранители следует при снятом напряжении. Допускается снимать и устанавливать предохранители, находящиеся под напряжением, но без нагрузки.

Под напряжением и под нагрузкой допускается заменять:

— предохранители в цепях управления, электроавтоматики, блокировки, измерения, релейной защиты, контроля и сигнализации (далее — вторичные соединения или цепи);

— предохранители трансформаторов напряжения;

— предохранители пробочного типа.

3.3. Смену плавких вставок предохранителей под напряжением электромонтер должен производить в защитных очках, диэлектрических перчатках, при помощи изолирующих клещей.

3.4. Перед пуском оборудования, временно отключенного по заявке неэлектротехнического персонала, следует осмотреть его, убедиться в готовности к приему напряжения и предупредить работающих на нем о предстоящем включении.

3.5. Присоединение и отсоединение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, необходимо производить при полном снятии напряжения.

3.6. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только после проверки достаточной устойчивости и прочности опоры, особенно ее основания. При подъеме на деревянную и железобетонную опоры строп предохранительного пояса следует заводить за стойку.

3.7. Не разрешается на угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла.

3.8. При работе на опоре следует пользоваться средствами защиты от падения с высоты и опираться на оба когтя (лаза) в случае их применения.

3.9. Когти и лазы подлежат осмотру до и после использования.

3.10. Запрещается использовать когти и лазы для подъема на обледенелые опоры, при наличии гололедно-изморозевых отложений на проводах и конструкциях опор линий, создающих нерасчетную нагрузку на опоры, а также при температуре воздуха ниже допустимой, указанной в инструкции по эксплуатации изготовителя когтей или лаз.

3.11. При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

3.12. При выполнении работ во взрывоопасных помещениях электромонтеру не разрешается:

— ремонтировать электрооборудование и сети, находящиеся под напряжением;

— эксплуатировать электрооборудование при неисправном защитном заземлении;

— включать автоматически отключающуюся электроустановку без выяснения и устранения причин ее отключения;

— оставлять открытыми двери помещений и тамбуров, отделяющих взрывоопасные помещения от других;

— заменять перегоревшие электрические лампочки во взрывозащищенных светильниках лампами других типов или большей мощности;

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

— включать электроустановки без наличия аппаратов, отключающих электрическую цепь при ненормальных режимах работы;

— заменять защиту (тепловые элементы, предохранители, расцепители) электрооборудования защитой другого вида с другими номинальными параметрами, на которые данное оборудование не рассчитано.

3.13. При работе в электроустановках необходимо применять исправные электрозащитные средства: как основные (изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, диэлектрические перчатки), так и дополнительные (диэлектрические галоши, коврики, переносные заземляющие устройства, изолирующие подставки, оградительные подставки, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности).

3.14. Работы в условиях повышенной опасности следует осуществлять вдвоем в следующих случаях:

— с полным или частичным снятием напряжения, выполняемого с наложением заземлений (отсоединение и присоединение линий к отдельным электродвигателям, переключения на силовых трансформаторах, работы внутри распределительных устройств);

— без снятия н��пряжения, не требующего установки заземлений (электрические испытания, измерения, смена плавких вставок предохранителей и т.п.);

— с приставных лестниц и подмостей, а также там, где эти операции по местным условиям затруднены;

— на воздушных линиях электропередачи.

3.15. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

3.16. При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг), при этом следует пользоваться диэлектрическими перчатками.

3.17. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не разрешается. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.

3.18. При работах вблизи действующих крановых или тельферных троллей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования:

— выключить троллеи и принять меры, устраняющие их случайное или ошибочное включение;

— заземлить и закоротить троллеи между собой;

— оградить изолирующими материалами (резиновыми ковриками, деревянными щитами) места возможного касания троллей в случае невозможности снятия напряжения. На ограждение повесить плакат «Опасно для жизни — напряжение 380 В».

3.19. При обслуживании осветительных сетей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования:

— замену предохранителей и перегоревших ламп новыми, ремонт осветительной арматуры и электропроводки осуществлять при снятом напряжении в сети и в светлое время суток;

— чистку арматуры и замену ламп, укрепленных на опорах, осуществлять после снятия напряжения и вдвоем с другим электромонтером;

— при обслуживании светильников с автовышек или других перемещаемых средств подмащивания применять пояса предохранительные и диэлектрические перчатки.

3.20. При регулировке выключателей и разъединителей, соединенных с проводами, электромонтерам следует принять меры, предупреждающие возможность непредвиденного включения приводов посторонними лицами или их самопроизвольного включения.

3.21. Для проверки контактов масляных выключателей на одновременность включения, а также для освещения закрытых емкостей электромонтерам следует применять напряжение в электросети не выше 12 В.

Правила безопасности при работе на электродвигателе.

Рабочий электродвигатель должен быть заземлен, заземление ставят при монтаже электродвигателя. Не допускается последовательное соединение заземлений, то есть не должно быть заземления по такой схеме: электродвигатель — металлическая коробка управления электродвигателем — заземляющий контур. Металлическая коробка и электродвигатель соединяются отдельно с заземляющим контуром.

При работе электродвигателя нельзя его промывать водой, или другими жидкостями, нельзя прочищать щеткой, протирать ветошью. Нельзя проверять устойчивость, надежность креплений электродвигателя, пользуясь ломом, монтажкой. Нельзя выполнять какие-либо работы, стоя на самом электродвигателе. Место, где установлен электродвигатель, должен быть хорошо освещен. Не допускается нахождения возле электродвигателя посторонних людей, животных. Площадка вокруг электродвигателя должна быть чистой, не должны быть рядом воспламеняющиеся вещества, предметы, загромождающие доступ к электродвигателю. На полу не должны находиться растёкшиеся масла, другие скользкие вещества и предметы. Не допускается хранение баллонов с пропаном, с кислородом возле электродвигателей. Нельзя укрывать электродвигатель тканями, минватой. При необходимости можно прикрыть электродвигатель ширмами из негорючего материала, во избежание попадания воды и разных мелких предметов.

  • Она не должна быть очень свободной, чтобы не касаться свёрл инструмента.
  • Обязательно надевать во время работы защитные очки с крепкими, небьющимися стёклами/рукава.
  • Если это необходимо — следует использовать респиратор и средства защиты ушей.
  • При выполнении пусконаладочных и электромонтажных работ любой сложности можно применять лишь качественный и исправный инструмент. Такой инструмент не должен иметь сколы или выбоины, а также заусеницы и зазубрины в местах хвата рукой или на затылочной части. Рукояти кувалд должны быть заклинены. Насадка на кувалде осуществляется через конец ручки.
  • При работе с напряжением до 1000 В, либо вблизи них нужно обязательно использовать диэлектрические галоши.

Техника безопасности при ремонте электрических машин.

Приступая к ремонту электрических агрегатов, первым делом их обесточивают. Отключат автоматические выключатели, вывешивают запрещающие плакаты, предварительно проверив, что нет напряжения, устанавливают переносные заземления, ограничивают доступ посторонних лиц к ремонтируемому электрооборудованию, установив ограждения. Ремонтные работы выполняет только квалифицированный персонал.

Ремонтными случаями электрооборудования являются:

  • Сильный нагрев корпусов
  • Повышенный гул
  • Искрение во время работы.
  • Сильный шум в подшипниках электродвигателя.
  • Ослабление креплений
  • Сильная вибрация
  • Произвольная остановка электродвигателя со срабатыванием защиты
  • Возгорание электродвигателя (!)

При возгорании электродвигателя, его сразу обесточивают, вызывают пожарных, приступают к тушению углекислотными огнетушителями. Нельзя пытаться тушить горящий электродвигатель не обесточив его.
При необходимости электродвигатель заменяют новым. Придерживаясь выше описанных инструкций, можно обезопасить людей от несчастных случаев и травм.

1.1 К работе электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (далее электромонтер), допускаются лица, прошедшие:

профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы;

вводный и первичный инструктаж по охране труда и безопасности;

стажировку (производственное обучение) на рабочем месте;

проверку знаний на группу по электробезопасности;

допущенные к самостоятельной работе.

1.2 К лицам, допущенным к работе в действующих электроустановках и на высоте, предъявляются дополнительные требования:

они должны быть не моложе 18 лет;

пройти медосмотр и не иметь противопоказаний;

иметь по электробезопасности группу не ниже 3;

пройти дублирование на рабочем месте в случае, если предоставлены права оперативно-ремонтного персонала.

Право работать в качестве оперативно-ремонтного персонала указывается в удостоверении по электробезопасности.

1.3. Допуск электромонтеров к стажировке, дублированию и самостоятельной работе оформляется приказом по заводу.

1.4. Очередная проверка знаний по электробезопасности проводится не реже 1 раза в 12 месяцев. Повторный инструктаж по охране труда и безопасности проводится не реже 1 раза в 3 месяца.

1.5. Каждый электромонтер должен выполнять требования Правил внутреннего трудового распорядка на территории предприятии. Курение разрешается только в отведенных местах.

1.6. Следует соблюдать установленные на предприятии режимы труда и отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы допускаются в случаях предусмотренных Трудовым Кодексом РФ.

1.7. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) в подразделениях устанавливается администрацией предприятия, исходя из условий работы и производственной целесообразности, и объявляется приказом по предприятию. Время на отдых и естественные нужды в течение смены – 50 мин.

1.8. При выполнении производственных заданий по обслуживанию электрооборудования на работника возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы — могут привести к травме;

острые кромки, заусенции, шероховатость на поверхности инструмента и приспособлений – могут привести к травме;

расположение рабочего места на значительной высоте – может привести к травме (падение);

повышенный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека – может привести к электротравме;

высокая температура электрической дуги при коротком замыкании – может привести к ожогам;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенная или пониженная влажность и скорость движения воздуха – могут привести к заболеваниям;

Читайте также:  Порядок возврата госпошлины в 2022 году

физические перегрузки — могут привести к заболеваниям опорно-двигательной системы, варикозному расширению вен;

нервно-психические перегрузки – могут привести к заболеваниям нервной системы;

недостаточная освещенность рабочей зоны – может привести к заболеваниям органов зрения.

Для нормального и безопасного производства работ по обслуживанию электрооборудования необходимо применение следующей спецодежды и спецобуви, а также других средств индивидуальной защиты:

пп

Наименование

средств индивидуальной защиты

Документ

регламентирующий

требования к средствам

индивид. защиты

Количество

Срок носки

/мес./

1.

Костюм х/б

ГОСТ 27575

1

12

2.

Перчатки диэлектрические

ТУ38.306-563-97

дежурные

3.

Пояс монтерский предохранительный

ГОСТ 14185

дежурный

4.

Галоши диэлектрические

ГОСТ 13385

дежурные

5.

Очки защитные

ГОСТ 12.4.013

дежурные

6.

Каска защитная

ГОСТР12.4.207-99

дежурная

На наружных работах зимой дополнительно

7.

Куртка х/б на утепленной подкладке

ГОСТ 29335

1

30

8.

Ботинки кожаные

ГОСТР12.4.187-97

1

12

Требования безопасности при испытании электрической прочности изоляции

При всех операциях и испытаниях должно присутствовать не менее двух человек. Для высоковольтных испытаний необходимо иметь специальное помещение (камеру) или участок цеха, ограниченный постоянным сетчатым ограждением с запирающимися дверями. На участок высоковольтных испытаний допускают лишь лиц, имеющих на это специальное разрешение. Пол должен быть покрыт электроизоляционным материалом или резиновыми ковриками (дорожками). Все испытания можно проводить только в резиновых перчатках и галошах. На распределительном щите необходимо иметь автоматическую защиту и сигнальные приборы, оповещающие о нахождении установки под напряжением. Такой же световой сигнал (красный) должен быть установлен над дверью камеры.
При испытании электрической прочности изоляции в цеху переносной высоковольтной установкой необходимо строго соблюдать все требования техники безопасности, а именно: ограждать места испытаний; дежурить около места работ (чтобы не допускать к месту испытания посторонних лиц); вывешивать предупредительные знаки; проводить испытания могут только специально допущенные к работе с высоковольтными установками лица; применять основные защитные средства — резиновые перчатки, галоши, коврики или дорожки.
Для измерения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции электрооборудования широко применяют мегаомметры. Выбор типа мегаомметра зависит от параметров измеряемого электрооборудования и производится как по предельному измерению, так и по напряжению. Присоединение мегаомметра к испытуемому объекту выполняют гибкими проводами (марки ПРГ), имеющими на концах щупы с изолированными рукоятками и ограничительным кольцом по технике безопасности. Испытуемый объект перед началом работы отключают от сети и принимают меры, исключающие возможность подачи сетевого напряжения при испытании.
По окончании измерения сопротивления изоляции каждой электрически независимой цепи необходимо разряжать ее на заземленный корпус машины. При этом для обмоток на номинальное напряжение 3000 В и выше продолжительность разряда должна быть для машин мощностью до 1000 кВт (или 1000 кВ — А) не менее 15 с и для машин мощностью более 1000 кВт (или 10 000 кВ * А) — не менее I мин. В практике время разряда принимают 2—3 мин. По окончании измерения сопротивления изоляции всех обмоток машины нужно повторно проверить исправность мегаомметра.
Сопротивление изоляции зависит от температуры обмотки, и с увеличением температуры оно резко уменьшается. Можно считать, что сопротивление изоляции меняется примерно в 2 раза за каждые 20°С изменения температуры.
Опыт наладки новых электрических машин, вводимых в эксплуатацию, показал, что сопротивление изоляции, измеренное при температуре около 20°С, находится в пределах 5—100 МОм.

Сопротивление изоляции электрических машин не нормируется, но должно быть не ниже 0,5 МОм при температуре 10—30°С для новых машин напряжением 2 кВ и выше или мощностью более 1000 кВт, а для машин, бывших в эксплуатации, 0,2 МОм.
О качестве состояния изоляции машин судят не только по абсолютному значению сопротивления изоляции, но и по характеру изменений сопротивления изоляции во времени, т. е. по снятым кривым абсорбции, которые представляют собой зависимость сопротивления изоляции от времени приложения выпрямленного напряжения в процессе измерений, обусловленному изменением тока абсорбции.
Физический смысл тока абсорбции состоит в явлении постепенной внутренней поляризации слоистых диэлектриков, которые применяют для выполнения изоляции электрических машин и трансформаторов, при длительном приложении к ним выпрямленного напряжения. G увеличением заряда ток абсорбции в слоистом диэлектрике снижается, а сопротивление изоляции увеличивается.
С целью выявления сосредоточенных дефектов изоляции электроустановки подвергают через определенные сроки, указанные в ПТЭ, испытаниям повышенным напряжением промышленной частоты. Это позволяет выявить трещины, изломы, расслоения, воздушные пузырьки на изоляции и т. н. не обнаруживаемые при осмотре. Испытание изоляции обмоток электрических машин мощностью до 1000 кВт производится испытательным напряжением 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение при температурном состоянии, близком к рабочему. Испытательное напряжение поднимают постепенно или ступенями 5 % его окончательного значения. Испытания начинают от напряжения, близкого к номинальному, и за 10 сек. поднимают до испытательного. Полное испытательное напряжение выдерживают 1 мин и плавно снижают до 1/3 его значения, а затем полностью отключают. Изоляция считается нормальной, если не произошло ее пробоя.
Для испытания изоляции обмоток машин на электрическую прочность в настоящее время применяют аппараты высокого напряжения:
1. Аппарат типа АИИ-70 предназначен для испытания электрической прочности изоляции элементов электроустановок переменным или постоянным током высокого напряжения.
Прежде чем приступить к испытаниям аппаратом АИИ-70, необходимо заземлить заземляющую штангу, трансформатор высокого напряжения и кенотронную приставку медным проводом сечением не менее 4 мм2.

Мероприятия безопасности при работе с электродвигателем

1. Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных настоящими Правилами технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора. Работа, не связанная с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, может производиться на работающем электродвигателе. Не допускается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.

2. При работе на электродвигателе допускается установка заземления на любом участке кабе

Изм.

Монтаж двигателя постоянного тока

Начинать работу нужно с внешнего осмотра приводного двигателя, что является начальным этапом его ревизии, объем ревизии зависит от нескольких факторов. Например, если двигатель получен прямо с завода, то его разборка при ревизии может быть неполной, а если со склада, то нужно знать срок его хранения, условия хранения и так далее. Если двигатель хранился более трех лет, а условия его хранения были неблагоприятны (двигатель несколько раз перемещали с места на место, на него попадала влага), то ревизию нужно провести в полном объеме. Внешний осмотр выявит комплектность, отсутствие наружных повреждений (трещин). В процессе осмотра вручную проворачивают вал двигателя (до 10 кВ), если мощность двигателя больше, то его проворачивают рычагом. При этом устанавливают, не погнут ли вал, не забита ли шпоночная канавка, плавно ли вращается вал, нет ли посторонних шумов в подшипниках. Проверка электрической части предполагает определение целостности обмоток «прозвонкой» и измерение мегомметром сопротивления изоляции между обмотками и сопротивления изоляции каждой обмотки относительно корпуса. При температуре 10 — 30 градусов по Цельсию сопротивление должно быть не меньше 0,5 мОм, если оно окажется меньше, то обмотки двигателя нужно сушить. Сушку обмоток двигателя можно провести, обогревая его инфракрасными облучателями или обдувая горячим воздухом (подробно в курсе «Электрические машины»). Если после сушки сопротивление изоляции больше 0,5 мОм, двигатель считается годным к эксплуатации и устанавливается на основание.

Лист

Меры безопасности при пропитке и сушке обмоток

Пропиточную камеру оборудуют в соответствии с требованиями техники безопасности для пожароопасных помещений. Вентиляционное устройство камеры должно обеспечивать удаление газов и паров, выделяющихся в процессе пропитки и сушки обмоток. В пропиточных камерах запрещается хранить огнеопасные материалы, зажигать огонь и курить, о чем должны оповещать соответствующие предупредительные плакаты.
При осмотрах сушильной камеры, аппаратов пропитки под давлением, вакуумной сушки и других работах применяют ручные переносные лампы на напряжение 12 В. Понижающий трансформатор для питания ламп помещают вне камеры. В камере должен находиться полный комплект пожарных приспособлений (сухие огнетушители, ящики с песком, совки или лопаты, крючья и багор). Обслуживающий персонал должен быть обеспечен брезентовыми фартуками.

Читайте также:  Как часто и во сколько могут звонить коллекторы?

2.1. К самостоятельной работе электромонтером по обслуживанию электрооборудования допускаются лица электротехнического персонала не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, производственное обучение, проверку знаний в квалификационной комиссии предприятия с присвоением группы по электробезопасности (II-IV) и получившие удостоверение о проверке знаний в качестве оперативно-ремонтного персонала.

2.2. До допуска к самостоятельной работе электромонтер должен пройти:

  • обучение по программам подготовки по профессии;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • проверку знаний инструкций:
    • по охране труда;
    • по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;
    • по применению средств защиты, необходимых для безопасного выполнения работ;
    • по пожарной безопасности;
  • инструктаж по безопасным приемам и методам работы на рабочем месте и пройти стажировку на рабочем месте в течение 2-5 смен под руководством опытного работника.

2.3. Допуск к самостоятельной работе оформляется соответствующим распоряжением.

2.4. В дальнейшем электромонтер должен проходить:

  • повторный инструктаж на рабочем месте не реже одного раза в три месяца;
  • периодическую проверку знаний по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и Межотраслевым правилам по охране труда (првила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ — 016 – 2001) на группу электробезопасности не реже одного раза в 12 месяцев;
  • медицинское освидетельствование не реже одного раза в 24 месяца.

2.5. При исполнении служебных обязанностей должно иметься при себе удостоверение о проверке знаний по ПТЭЭП и ПОТ РМ – 016 — 2001.

2.6. Электромонтер должен знать и выполнять Правила внутреннего распорядка.

2.7. В процессе работы на электромонтера могут действовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • случайное прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением;
  • электрическая дуга и продукты горения;
  • вращающиеся части машин и механизмов, не защищенные ограждениями;
  • работа на высоте;
  • повышенный уровень шума (более 85 дБА).

Техника безопасности при эксплуатации судовых двигателей

Особые условия работы судовых двигателей определяют собой и требо­вания техники безопасности при их эксплуатации. Надежность работы всех механизмов и исправное состояние корпуса определяет безопасность пла­вания судна и людей, находящихся на нем.

Таким образом, правила технической эксплуатации судовых механизмов в основном предусматривают и требования техники безопасности. Поэтому весь состав машинной команды судна обязан знать не только руководства по эксплуатации тех или иных машин и механизмов, но и правила техники безопасности. Ответственность за состояние силовой установки судна и за безопасность машинной команды возлагается на механика судна. Механик и все члены машинной команды, выполняя те или иные работы на судне, долж­ны строго выполнять при этом все правила техники безопасности. Наиболее сложные и опасные работы должны выполняться под непосредственным ру­ководством механика судна. При возникновении аварии с каким-либо меха­низмом вахтенный помощник механика должен вызывать в машинное от­деление механика судна. Механик, установив причину аварии, обязан при­нять меры, исключающие повторение ее в будущем.

Правила безопасности при работе на электродвигателе.

Рабочий электродвигатель должен быть заземлен, заземление ставят при монтаже электродвигателя. Не допускается последовательное соединение заземлений, то есть не должно быть заземления по такой схеме: электродвигатель — металлическая коробка управления электродвигателем — заземляющий контур. Металлическая коробка и электродвигатель соединяются отдельно с заземляющим контуром.

При работе электродвигателя нельзя его промывать водой, или другими жидкостями, нельзя прочищать щеткой, протирать ветошью. Нельзя проверять устойчивость, надежность креплений электродвигателя, пользуясь ломом, монтажкой. Нельзя выполнять какие-либо работы, стоя на самом электродвигателе. Место, где установлен электродвигатель, должен быть хорошо освещен. Не допускается нахождения возле электродвигателя посторонних людей, животных. Площадка вокруг электродвигателя должна быть чистой, не должны быть рядом воспламеняющиеся вещества, предметы, загромождающие доступ к электродвигателю. На полу не должны находиться растёкшиеся масла, другие скользкие вещества и предметы. Не допускается хранение баллонов с пропаном, с кислородом возле электродвигателей. Нельзя укрывать электродвигатель тканями, минватой. При необходимости можно прикрыть электродвигатель ширмами из негорючего материала, во избежание попадания воды и разных мелких предметов.

Требования безопасности при обслуживании электрических машин и аккумуляторных батарей

/ Литература / Тепловозы: Основы теории и конструкция / Требования безопасности при обслуживании электрических машин и аккумуляторных батарей

Монтаж, эксплуатация, обслуживание и ремонт электрических машин и аккумуляторных батарей тепловозов должны проводиться персоналом, прошедшим специальную подготовку и усвоившим правила технической эксплуатации и правила техники безопасности при обслуживании электроустановок и аккумуляторов, а также действующие на железнодорожном транспорте правила техники безопасности при эксплуатации подвижного состава. Все работы на электрических машинах и аккумуляторных батареях должны выполняться в строгом соответствии с руководствами по эксплуатации и правилами ремонта этих изделий и тепловозов, на которых они установлены. На время осмотра и обслуживания установленных на тепловоз электрических машин и аккумуляторной батареи дизель должен быть остановлен. Перед снятием крышек или защитных кожухов с монтажно-смотровых и других люков электрических машин необходимо убедиться, что они не находятся под напряжением. При осмотре и обслуживании внутренних частей электрических машин, а также аккумуляторных батарей следует пользоваться переносными осветительными лампами с защитной решеткой и безопасным напряжением (на тепловозе до 12 В) или ручным аккумуляторным фонарем, обеспечивающими нормальное освещение места работы. В процессе работы и испытаний (после ремонта или при наладке) электрических машин все предусмотренные конструкцией защитные крышки и кожухи на люках должны быть установлены на свои места и надежно закреплены. При необходимости осмотра и контроля электрических машин и аккумуляторных батарей в процессе работы следует пользоваться индивидуальными защитными средствами (резиновыми перчатками, диэлектрическими ковриками, инструментом с изолированными ручками и др.), имеющими клеймо о пригодности их к применению. При этом следует помнить, что неизолированные части и участки с поврежденной изоляцией проводов и других токоведущих частей создают повышенную опасность поражения электрическим током, и не допускать прикосновения без защитных средств к находящимся под напряжением неизолированным токоведущим частям электроустановок.

При обращении с аккумуляторными батареями дополнительно должна соблюдаться повышенная предосторожность от пожаро-, взрыво-, электро- и химической опасности. При работе с кислотами, щелочами, электролитами и в присутствии выходящих из аккумуляторов газов персонал обязан пользоваться защитными средствами и спецодеждой. Необходимо помнить, что пары серной кислоты раздражают и обжигают слизистые оболочки верхних дыхательных путей, а также глаз, а щелочи как в твердом виде, так и в виде концентрированных растворов при попадании на открытые части тела вызывают сильные ожоги. Следует также знать и принимать необходимые меры (действия) при попадании щелочи на кожу или в глаза. Во всех случаях в первую очередь следует подробно изучить и строго выполнять требования инструкции по эксплуатации конкретного вида электрооборудования. В местах проведения испытаний электрических машин, а также заряда и тренировки аккумуляторных батарей (в том числе на тепловозах) должны быть вывешены соответствующие предупредительные и инструктивные указания и обеспечено их строгое соблюдение.


Похожие записи:

Добавить комментарий