Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы контрабанды алкогольной продукции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До 2011 года за подобные преступления, если они совершались в крупных размерах, предусматривалось только уголовное наказание. В УК РФ была ст. 188, в первой части которой рассматривались вопросы, связанные с перевозкой через границу нашего государства товаров и иных материальных ценностей, во второй — случаи, когда перемещается особый груз (наркотики, оружие, взрывчатка, стратегически важное сырье). Однако она прекратила свое действие.
Наказание за контрабанду наркотиков в 2020 году
Если размер партии наркотических средств меньше крупного, срок заключения под стражу составит от 3 до 7 лет. При этом потребуется заплатить штраф до 1 млн руб. Наказание может заменяться ограничением свободы (до 1 года) и штрафом в размере дохода виновного лица за 5 лет.
Наказание грозит не только за незаконную перевозку наркотиков, но также их составляющих, аналогов, наркосодержащих растений, инструментов и приспособлений для производства психотропных веществ.
При контрабанде наркотиков отягчающими обстоятельствами являются: совершение преступления несколькими лицами по предварительной договоренности, использование должностных полномочий, значительный и крупный размер перевозимой партии, применение насильственных действий к сотруднику таможни. При таких обстоятельствах свободы можно лишиться на срок от 5 до 10 лет.
Ответственность за контрабанду сигарет
Уголовное преследование виновного лица возможно, если объем перевозимых табачных изделий превышает крупный. Если указанный размер будет подтвержден заключением экспертизы, подсудимому назначат принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Их могут заменить штрафными санкциями, составляющими от 300 тыс. руб. до 1 млн руб.
Если преступление совершалось несколькими людьми или должностным лицом с использованием своих полномочий, максимальный срок заключения под стражу увеличится до 7 лет. Когда установлено, что группа лиц, участвующих в организации контрабанды, была заранее организована, ее участники могут попасть в тюрьму на срок до 12 лет.
Партия сигарет считается крупной, когда ее стоимость превышает 250 тыс. руб.
Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий: объективные признаки (Лопатина Т.М.)
Как вы понимаете, от количества ввезенных товаров, и будет зависеть вариант ответственности. Нарушение установленных норм в малых количествах — штрафные санкции денежного эквивалента, крупные размеры ввоза несанкционированных продуктов — наказание в виде лишения свободы.
Высокие параметры налогов на табачные изделия провоцируют высокое потребление контрабанды. Контрабандисты стараются сгружать контейнеры с табачными изделиями исключительно из стран, где формируются низкие параметры ценовой политики. Если ввоз осуществлять законным путем, придется платить существенный сбор таможенного типа, производить лицензирование, что существенно повысит стоимость конечного продукта. Использование методов контрабанды позволяет ввозить товары с минимальными финансовыми потерями, что формирует существенную прибыль.
От уровня стоимости ввозимой продукции будет зависеть и вид наказания, применяемый по указанной статье. По статистике можно определить, что один контейнер с сигаретами может контрабандистам принести прибыль около миллиона долларов США. Соответственно, уровень контрабанды, которая касается табачных изделий — очень значительный, что провоцирует необходимость жестких мер наказаний за осуществление таких деяний.
Не менее остро стоит вопрос с контрабандой алкоголя. Государство из-за таких действий несет весьма существенные экономические потери, что стало основой составления данного законодательства. По статистике в России в 2014 году доля нелегальной продукции данного типа составила 50%.
Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. 5. Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. (Статья дополнительно включена с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ) 1. Состав преступления:1) объект: установленный законом порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс.
Определение контрабанды, как уголовно-наказуемого деяния
Термин «контрабанда» пришёл в Россию из итальянского языка, и является сочетанием двух слов: contra и bando, что можно перевести, как вопреки правительственному указу. В широкой трактовке, контрабандой называется несанкционированное перемещение через госграницу товаров в обход таможенного контроля.
Если говорить о наиболее распространённых способах ввоза контрабандной продукции, можно выделить следующее:
- перемещение объекта преступления в тайниках, сокрытие среди партий легально ввозимых товаров;
- ложное декларирование продукции или отсутствие декларации;
- подделка таможенной документации.
Вообще, в качестве контрабандного товара может выступать практически любое недвижимое имущество: продовольственная продукция, драгметаллы, наркотические вещества и лекарственные препараты, оружие, денежные средства, антиквариат. Отдельной строкой идут предметы интеллектуальной собственности, например, рукописи или изобретения.
АДВОКАТ ПО СТАТЬЕ 200.2 УК РФ (Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий).
Дорогие посетители сайта, несколько дней назад – 31.12.2014 г., в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья — 200.2 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Очень хочется надеяться, что вы не пропустили данное изменение законодательства и не станете субъектом данного преступления, которое может весьма негативно отразиться на вашей судьбе. В целях дополнительного разъяснения правовой ситуации по данному вопросу хочется высказать собственное профессиональное мнение. Предварительная консультация адвоката по ст. 200.2 УК РФ поможет избежать вам проблем с таможенными органами. Ну а если такая проблема уже возникла и вы стали фигурантом административного или уголовного дела, связанного с незаконным перемещением алкогольной продукции или табачных изделий, то конечно потребуется защита ваших интересов на стадии расследования или рассмотрения дела в суде, поскольку консультация в таком случае уже не поможет. Следует помнить, что незнание закона не освобождает от ответственности !
Итак, судебная практика по данному вопросу еще не сформировалась, поэтому в ближайшее время она только начнет нарабатываться. Квалифицированную помощь в этом достаточно новом вопросе, который ранее регламентировался лишь административной ответственностью, могут оказать адвокаты по таможенным делам, имеющие значительный опыт работы в таможенных органах и конечно солидный адвокатский стаж. Опыт работы адвоката в таможенных органах в данном вопросе, безусловно, необходим, поскольку таможенное законодательство, несмотря на общую регламентацию уголовной ответственности УК РФ и УПК РФ, данная сфера правоотношений достаточно специфична и сложна, имеет бланкетный характер, нередко к нормативным актам международного характера. Частое изменение законодательства в таможенной сфере делает необходимым его постоянный мониторинг, что делают далеко не все юристы, а только те, кому данная сфера права действительно интересна. Специфичность данного вопроса и небольшое количество специалистов в данной области права обуславливают относительно высокую стоимость оказания юридической помощи по данным вопросам.
Итак, субъектами данного преступления являются лица, достигшие возраста уголовной ответственности. Объективная сторона преступления выражается в незаконном, то есть без декларирования и соответствующего разрешения перемещения через таможенную границе алкогольной и (или) табачной продукции в крупном размере, под которым примечание к статье 200.2 УК РФ понимается сумма данной продукции в размере, превышающем 250 тысяч рублей. При этом согласно того же примечания, из стоимости перемещаемых предметов преступления, необходимы вычесть стоимость той ее части, которая разрешается к перемещению через границу без декларирования. Для этого необходимо помнить правила соответствующего международного соглашения, согласно которых допустимой нормой перемещения без декларирования алкоголя является (на момент написания данной статьи) — 3 литра, сигарет – 200 штук, сигар и сигарилл – 50 штук.
Адвокаты по ст. 200.2 УК РФ
утверждают, что умысел данного преступления должен быть прямым, то есть лицо должно было знать, понимать и желать, совершения противоправного деяния. Однако, на опыте схожих составов преступлений, можно сказать, что субъективная сторона данного преступления будет определяться не столько словами, лица привлекаемого ответственности, сколько объективным обстоятельствами.
Квалифицирующими признаками данного преступления, отягчающими ответственность, являются его совершение группой лиц по предварительному сговору, должностным лицом, с использованием своего служебного положения, а также совершение преступления организованной группой.
Ответственность за данное преступление, в зависимости от части статьи и конкретных обстоятельств, варьируется от штрафа в размере 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 12 лет.
Криминализация контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий: исторический опыт
Таможенная политика, являясь частью внутренней и внешней политики государства, формируется под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении актуальных задач регулирования внешней торговли, охватывает стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями. Продуманная и целенаправленная таможенная политика способствует динамичному развитию государства, тогда как просчеты в этой сфере отрицательно проявляются не только в экономике, но и способствуют нарастанию социальных противоречий, даже могут повлечь за собой обострение международных отношений5.
Не ставя целью подробное исследование истории развития законодательства об ответственности за контрабанду, что явилось предметом многочисленных исследований, в том числе диссертационных6, считаем необходи мым определить лишь основные условия социально-экономического характера, определившие нормативное закрепление борьбы с незаконным ввозом товаров в Россию, в частности таких, как алкогольная и табачная продукция. Отдельному рассмотрению подлежит эволюция регулирования денежного обращения.
Анализ истории появления контрабанды и борьбы с ней позволяет сделать вывод, что она возникает и эволюционирует неразрывно с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей. Зарождается и развивается контрабанда еще в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары, возрастание ее масштабов происходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или через таможни, с их сокрытием.
В литературе доминирует подход к рассмотрению контрабанды как явления, идущего наряду с появлением определенных барьеров, преград и правил в торговле. При этом зачастую остаются в стороне вопросы обоснования появления запрета на контрабанду. В частности, указывается, что причинами этого явления в нашей стране выступили, во-первых, формирование внутреннего российского рынка, повлекшее активный рост производительных сил и развитие внешней торговли; во-вторых, система льготных торговых грамот для иностранцев, посредством которых осуществлялся выход на внешний рынок7.
Такой подход используется при разделении развития таможенного дела в России на определенные этапы8. Первый период (VI–VII вв.) характеризуется зарождением торгово-пошлинных отношений; второй (VIII – начало IX в.) – эволюцией торговых обрядностей в период становления Древнерусского государства; внешняя торговля развивается на основе развития товарного производства в натуральном хозяйстве. В это время осуществляется дифференциация видов пошлин, определение обязанностей мытников (таможенников), появляются данщики, осменники, мытники, пошлинники.
В третий период (вторая половина IX– середина XII в.) пошлины становятся обязательным элементом внешней торговли и оказывают заметное влияние на взаимоотношения с другими государствами, находя отражение в нормативных актах.
В конце XII – середине XIII в. (четвертый период) сложившаяся система пошлин распадается, что обусловлено дроблением Древнерусского государства.
Пятый период (вторая половина XIII – начало XIV в.) связан с татаро-монгольским игом и укреплением власти феодалов. Была ведена тамга, усилился сбор дани, росли пошлины, все сборы осуществлялись в пользу татарских князей. К концу XIV в. начали складываться новые таможенные отношения, вызванные к жизни оживлением хозяйства княжеств, развитием ремесленничества и т.д.
Шестой период (XV–XVII вв.) – время образования Московского централизованного государства, зарождения общероссийского рынка, что обусловило реформирование таможенного дела и таможенного законодательства (издано более 80 нормативных актов, регулирующих различные аспекты таможенной деятельности в Московском государстве).
Представляется, что такой подход достаточно объективен, однако сужает круг оснований криминализации контрабанды. Развитие внутреннего рынка, торговли и определенные льготы не ведут к автоматическому появлению данного противоправного явления. Первопричина, на наш взгляд, кроется в монопольном праве государства (изначально в лице князя) на определение источников пополнения собственной казны, что привело к формированию системы контроля и наказаний, в том числе за сокрытие и теневой оборот таких источников формирования финансовых ресурсов государства.
Особенно ярко это проявляется в установлении монополий или жесткого контроля за производством и оборотом таких товаров, как алкоголь, табак, а также исключительного права государства на эмиссию денежных средств.
Рост государства и усложнение экономических отношений сопровождались запутыванием системы сбора налогов, пошлин и сборов, а также делегированием фискальных полномочий государственным службам или отдельным лицам, что влекло непременное злоупотребление со стороны последних в условиях «многослойности» и громоздкости таможенных сборов.
Таким образом, соглашаясь с учеными, исследовавшими контрабанду как явление, сопутствующее росту внутренней и внешней торговли, считаем необходимым акцентировать внимание на государственных монополиях в сфере внутренней и внешней торговли и коррупции как особо важных причинах контрабандных преступлений.
Славяне пришли из Центральной Европы в Восточную в V в., с этого времени начали хозяйственное освоение ее природных богатств. Экономика славянского общества основывалась на собирательстве, охоте, рыболовстве, земледелии, добыче полезных ископаемых, залегавших неглубоко от поверхности земли. В стране господствовало натуральное хозяйство, т.е. все необходимое для жизни славяне производили на месте своего обитания. Поэтому в обмен поступали не продукты первой необходимости, а только особо ценные и редкие предметы – украшения, оружие, металлы, соль и др. Эта особенность обмена во всех древних обществах – преобладание внешней торговлей над внутренней – сохранялась на Руси в течение многих веков.
Особое воздействие на формирование государства у восточных славян оказал торговый путь «из варяг в греки», образовавшийся в IX в. Летопись приписывает первому русскому князю, призванному в Новгород, попытку установить контроль над бассейном Верхней Волги и Оки еще в 860-е гг. Рюрик посадил своих мужей в Ростов и Муром. Прямой конфликт с Хазари-ей относится к деятельности Олега, который в 882 г. овладел Киевом, присвоил хазарскую дань от левобережных северян и радимичей, а затем пошел на Царьград. Как отмечает В.Я. Петрухин, географические пределы начальной русской летописи были связаны с трансконтинентальными путями, Русь стремилась освоить их, и история распространения имени Русь связана с этим освоением9.
На начальном этапе основным источником получения прибыли у славянских правителей, контролировавших данную торговую артерию, была дань с иностранных судов за обеспечение безопасности прохождения по пути. Вероятно, с этого времени складывается обычай, который действовал значительный период времени: приезжий купец предъявлял свой товар местному князю, тот выбирал себе то, что ему особенно нравилось, а потом купец мог начинать торговлю. Эта дань с течением времени стала заметным доходом для славянских правителей, так как в нее входили предметы, которые не производились и не добывались в славянской земле10.
Контроль над узловым торговым путем приносил не только дань, но также способствовал развитию собственной торговли. Купцы Киевской Руси добирались до Византии, осваивая в том числе систему взимания торговых пошлин. Уже в первых договорах Олега с греками в 907 г. имеются указания на освобождение русских купцов от пошлин при ведении торговли в Константинополе.
Субъективные признаки контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий
Для квалификации любого преступления большое значение имеет правильное установление как объективных, так и субъективных признаков общественно опасного деяния. Ни один из элементов состава преступления не существует самостоятельно, сосуществование всех элементов возможно только в их тесной связи112.
Уголовный кодекс РФ не дает определение понятия «субъект преступления», используя термин «лицо, подлежащее уголовной ответственности», а в ст. 19 УК РФ указываются необходимые признаки, характеризующие лицо как субъект преступления: вменяемое, физическое, достигшее возраста уголовной ответственности, установленного УК РФ.
Можно выделить три признака, характеризующих лицо, подлежащее уголовной ответственности, в том числе за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий: физическое лицо, достижение установленного возраста, вменяемость.
Уголовное право России исторически рассматривает субъектом преступления исключительно физическое лицо, обладающее разумом и свободой воли. Из этого вытекает отказ от привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, что согласуется с закрепленными принципами личной ответственности. Тем не менее в Российской Федерации вопросы введения уголовной ответственности юридических лиц уже более двух десятилетий являются предметом активной дискуссии. Их исследованию посвящен ряд монографий113 и диссертационных исследований114.
Многие научные исследования приводят довольно убедительные аргументы в пользу введения уголовной ответственности юридических лиц, что позволяет прогнозировать легализацию такого института в отечественном уголовном законодательстве. В пользу этого свидетельствует также зарубежный опыт. Так, большинство стран романо-германской правовой семьи, к которой относится Российская Федерация, на протяжении длительного времени придерживались научной концепции, согласно которой только физические лица могут признаваться виновными в совершении преступлений. Однако во второй половине ХХ в. многие из них стали признавать возможность применения уголовно-правовых мер в отношении корпоративных образований (юридических лиц). Причиной этому послужила необходимость использования уголовно-правового инструментария регулирования рыночных отношений, для многих из участников которых главным является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. При этом в целях получения юридическим лицом прибыли и конкурентных преимуществ совершается значительное число преступлений. Таким образом, предпосылкой введения уголовной ответственности юридических лиц является рост числа и масштабов преступлений, совершаемых от имени юридических лиц или за их счет либо для их выгоды (в их пользу) физическими лицами115.
Проблема привлечения к уголовной ответственности юридических лиц особенно актуальна в сфере экономических отношений. В условиях нынешней экономической ситуации в России, санкционного противодействия со стороны иностранных государств, интеграционных процессов на постсоветском пространстве, импортозамещения особое значение приобретает снижение количества преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц.
По словам А.И. Бастрыкина, масштаб данного явления позволяет говорить о том, что в России сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц, которая представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота. В частности, она оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность России; дестабилизирует фундаментальные факторы экономики, что опосредованно способствует спаду основных экономических показателей, в том числе росту инфляции, снижению производства, перемещению капитала в теневой сектор экономики; способствует повышению степени криминогенности общества в целом, порождает или создает условия для развития таких опасных социальных явлений, как коррупция, экологическая преступность, финансирование терроризма и организованной преступности.
При этом процесс формирования и развития преступности юридических лиц характерен для любой национальной рыночной экономики, возникает на определенном этапе ее развития и рассматривается как побочный, но объективно неизбежный фактор116.
По данным аналитиков, изучавших табачный рынок в России, нелегальными сигаретами в стране торгуют не менее 45 тыс. (13,4%) традиционных торговых объектов, включая прилавочные магазины, киоски, павильоны и точки на рынках. Аналогичным образом действуют владельцы примерно 10 тыс. нестационарных лотков. Доля проданных контрабандных сигарет в России увеличилась почти в 1,5 раза по итогам первого полугодия 2016 г.
Розничные объекты традиционной торговли не могут конкурировать с современными сетевыми ретейлерами в условиях кризиса, поэтому в 2015– 2016 гг. такие магазины активно расширяли ассортимент нелегальных табачных изделий, что позволяло им формировать ценовое преимущество117.
По делу о контрабанде алкоголя в России, о котором уже упоминалось, обвиняемыми были признаны заместитель генерального директора холдинговой компании Ф., заместитель руководителя фирмы К. и директор ООО Ю. По версии следствия, руководители фирм незаконно ввозили алкоголь под видом герметика, чем нанесли казне ущерб в 2 млн руб. В материалах дела указывается, что к этой деятельности могут быть причастны высокопоставленные сотрудники ФСБ России и ФТС России118.
Безусловно, в судебной практике дела о контрабанде алкоголя и табака, осуществляемой крупными фирмами, практически не встречаются; как правило, к ответственности привлекаются отдельные граждане, являющиеся курьерами. Экспертами на примере нелегального ввоза текстильной продукции в Санкт-Петербург рассматриваются три основных схемы нелегального ввоза119. Полагаем, что они также могут быть приложимы к контрабанде алкогольной и табачной продукции (см. рис 2). В каждой из представленных схем принимают участие юридические лица, на имя которых декларируется товар.
Привлекать юридических лиц, занимающихся незаконной реализацией контрабандного алкоголя и табака, к ответственности, на наш взгляд, целесообразно как за саму контрабанду этой продукции, так и за незаконную ее реализацию. В настоящее время ст. 1741 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции только физическим лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В отношении незаконной реализации табака УК РФ не предусматривает ответственности.
Изучение опыта зарубежных стран показывает, что привлечение к уголовной ответственности за контрабанду осуществлялось прежде всего в отношении незаконного оборота наркотиков. Так, в Китае впервые законодательное закрепление уголовная ответственность юридических лиц получила в ст. 47 Таможенного кодекса КНР от 22.01.1987, которая устанавливала уголовную ответственность предприятий и ведомств, государственных органов и общественных организаций за уголовно наказуемую контрабанду. В частности, в ст. 151–157 УК КНР предусматривается ответственность за контрабанду различных предметов, изъятых из оборота, и указывается: если преступления, упомянутые в перечисленных статьях, совершены организацией, по отношению к последней применяются штрафные санкции. Руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются лишением свободы120.
Таким образом, нормативное закрепление уголовной ответственности юридических лиц имеется в практике довольно значительного количества стран. Вероятно, это решение будет также принято и в России. Текущая криминальная ситуация в стране диктует необходимость проработки вопроса о привлечении к уголовной ответственности юридических лиц.
Предметом контрабанды, в , согласно разъяснению Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде», в соответствии с п. 3 указанного Постановления, может являться любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом Российской Федерации. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы (например, рукопись научной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 января 2020 года
.
- В 2004 году контрабандисты на границе Эстонии и России сумели ввести в эксплуатацию нелегальный самодельный «водкопровод»
; аналогичный действовал и на границе Латвия — Литва[1]. - Контейнеры и тайники в обычных видах транспорта и носимом багаже.
- «Верблюд» или «мул» — применяется в основном для контрабанды наркотиков. Курьер глотает несколько десятков контейнеров с грузом и отправляется обычным транспортом. Легко выявляется и при разрыве контейнера вызывает смерть курьера.
- Вооружённым путём. Происходит в основном в зонах локальных конфликтов.
- По подземным тоннелям, как существующим (например, старые коммуникации между Восточным и Западным Берлином), так и специально прокопанным.
- Гужевым и вьючным транспортом.
- С помощью внедорожного автотранспорта или на автомобилях там, где пограничного контроля нет.
- С помощью мелких судов, катеров, самодельных подводных и полуподводных лодок (наркосубмарины).
- С помощью радиоуправляемых беспилотных дронов[2].
- С помощью авиации общего назначения (наиболее известный пример — деятельность организованной ЦРУ авиа, занимавшейся в Юго-Восточной Азии контрабандой оружия и наркотиков).
- С помощью дрессированных животных.
- C помощью артиллерии. Мелкие, но ценные объекты: валюта, слитки драгметаллов, драгоценные камни, позже — наркотики закладывались в оболочки снарядов вместо взрывчатки и выстреливались через границу или линию фронта. Столь экзотический способ контрабандны периодически использовался во время войн XVII—XX веков.
- С помощью «лоха» — ничего не знающего о контрабанде сердобольного пассажира, которого просят довести «посылку» с «товаром» до получателя.
- С использованием течения трансграничной реки.
- В похоронных и медицинских принадлежностях.
- Дипломатическим грузом.
- «Серый» груз — наиболее распространённая схема. Груз одного назначения при помощи коррумпированных госслужащих ввозится в страну под другим наименованием.
Ответственность за недекларирование товара
Что будет если вас остановили и нашли при вас (в кармане, машине, сумке и т.д.).
За недекларирование или недостоверное декларирование, а также несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз указанных товаров наступает ответственность, предусмотренная статьями 16.2 и 16.3 КоАП РФ.
Ответственность по статье 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров …», влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1000 (одной тысячи) до 2500 (двух тысяч пятисот) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
- на должностных лиц — от 5000 (пяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей;
- на юридических лиц — от 50000 (пятидесяти тысяч) до 300000 (трехсот тысяч) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Ответственность по статье 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», влечет следующее административное наказание:
- влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 (одной второй) до 2 (двукратного) размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
- на должностных лиц — от 10000 (десяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Контрабанда алкоголя и сигарет в России
Таможенные органы осуществляют контроль ввоза и провоза (транзит) через границу России разного рода грузов, в том числе почтовых грузов, багажа граждан, с целью контроля соблюдения действующего законодательства.
В страну запрещено провозить некоторые предметы, а другие — разрешается только в определенных пределах или за отдельную плату в пользу государства.
Контрабанда (итал. contrabbando, от contra против и bando правительственный указ) это незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства обеих стран.
Статья 200.2 УК РФ: состав преступления
Уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость товаров составляет более 250 000 рублей.
К отягчающим обстоятельствам относят нелегальный провоз, организованный должностным лицом с использованием служебного положения или группой лиц. Тяжким будет считаться это же деяние, но, если оно совершено организованной группой. В таком случае объемы перевозимых товаров гораздо больше, злоумышленники везут их контейнерами.
Предметами преступления выступают:
- табачная продукция;
- алкогольная продукция;
- и те, и другие товары, перевозимые в крупном размере.
Определение контрабанды, как уголовно-наказуемого деяния
Термин «контрабанда» пришёл в Россию из итальянского языка, и является сочетанием двух слов: contra и bando, что можно перевести, как вопреки правительственному указу. В широкой трактовке, контрабандой называется несанкционированное перемещение через госграницу товаров в обход таможенного контроля.
Если говорить о наиболее распространённых способах ввоза контрабандной продукции, можно выделить следующее:
- перемещение объекта преступления в тайниках, сокрытие среди партий легально ввозимых товаров;
- ложное декларирование продукции или отсутствие декларации;
- подделка таможенной документации.
Вообще, в качестве контрабандного товара может выступать практически любое недвижимое имущество: продовольственная продукция, драгметаллы, наркотические вещества и лекарственные препараты, оружие, денежные средства, антиквариат. Отдельной строкой идут предметы интеллектуальной собственности, например, рукописи или изобретения.
Уголовное наказание по УК РФ
В рамках Уголовного кодекса России, контрабанде табачной и алкогольной продукции посвящена статья 200.2. Рассмотрим, какие виды наказаний могут применяться к гражданам, уличенным в таких злодеяниях.
- Нелегальное перемещение алкогольной продукции и табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость объекта преступления определена в крупном размере.
- штраф — 300 000-1 000 000 рублей;
- штраф в размере заработка или иного дохода за период от 12 месяцев до 3-х лет;
- принудительные работы — до 5 лет;
- лишение свободы — до 5 лет.
- Обвиняемыми являются должностные лица, совершившие преступление с применением служебных полномочий, группа лиц, вступивших в предварительный сговор.
- лишение свободы — 3-7 лет;
- штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 1 000 000 рублей.
- Злодеяния, рассматриваемые частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в составе организованной группы.
- лишение свободы — 7-12 лет;
- штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 2 000 000 рублей;
- ограничение свободы передвижения — до 24 месяцев.
Важно! В рамках рассматриваемой статьи, контрабандой в крупном размере считается партия товара на сумму, превышающую 250 000 рублей.
Уголовное наказание по УК РФ
В рамках Уголовного кодекса России, контрабанде табачной и алкогольной продукции посвящена статья 200.2. Рассмотрим, какие виды наказаний могут применяться к гражданам, уличенным в таких злодеяниях.
- Нелегальное перемещение алкогольной продукции и табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость объекта преступления определена в крупном размере.
- штраф — 300 000-1 000 000 рублей;
- штраф в размере заработка или иного дохода за период от 12 месяцев до 3-х лет;
- принудительные работы — до 5 лет;
- лишение свободы — до 5 лет.
- Обвиняемыми являются должностные лица, совершившие преступление с применением служебных полномочий, группа лиц, вступивших в предварительный сговор.
- лишение свободы — 3-7 лет;
- штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 1 000 000 рублей.
- Злодеяния, рассматриваемые частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в составе организованной группы.
- лишение свободы — 7-12 лет;
- штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 2 000 000 рублей;
- ограничение свободы передвижения — до 24 месяцев.
Важно! В рамках рассматриваемой статьи, контрабандой в крупном размере считается партия товара на сумму, превышающую 250 000 рублей.
Мы долго жили, знать не зная, что такое табачная контрабанда, если не считать польских «Мальборо» в начале «нулевых». Более того, наши сигареты были дешевле, чем за границей, поэтому если уж и гоняли «контрабас», но не они нам, а мы им.
Все переменилось в 2014-м. Был создан Таможенный союз, товары, включая подакцизные, смогли свободно без пошлин перемещаться через границу. Еще одно событие — Россия повысила акцизы на табак.
— В результате табачная отрасль стала давать бюджету около 600 млрд руб в год — это второй результат после нефти и газа. рассказал Черкасский. — А стоимость сигарет стала в 2-4 раза дороже, чем в соседних странах.
В такой ситуации вполне логично, что у нас стали появляться дешевые сигареты из соседних стран. Во-первых, продавать их в России стало очень выгодно, во-вторых, отсутствие границы облегчает доставку нелегального груза.
Вот как это делается. Основной табачный донор — это соседняя Белоруссия. Акцизы там практически нулевые, при этом качество табака весьма неплохое — это отмечают и простые курильщики, и специалисты. Современное импортное оборудование, контроль качества, помощь со стороны руководства страны — табачные фабрики принадлежат государству.
Одна из распространенных схем — через подставную фирму оформить договор о поставке белорусских сигарет, например, в Киргизию транзитом через Россию, рассказывают специалисты. Товар на стадии закупки получается максимально дешевым, поскольку в нем нет даже внутреннего белорусского акциза — на экспортную продукцию его не ставят. Затем в укромном месте в Смоленской или Брянской области фура разгружается. Товар развозят по цепочке до мелких оптовиков и розничных точек. На товар может быть нанесена фальшивая российская акцизная марка. А может ничего не наноситься — такие сигареты пустят не в магазины, а через интернет, который контролируется еще слабее, чем торговые точки.
Доедет фура до Киргизии или нет, никого уже не волнует. Белорусская фабрика деньги за товар получила. У российской стороны тоже никаких оснований бить тревогу: по документам, у нас же не выгружали никаких сигарет — фура транзитная. А у фиктивного покупателя в стране назначения тоже никто ничего не спросит: он же ничего не продавал, налогов не утаивал — какие к нему вопросы?
Но ведь напрашивается же очевидное решение: если въехал транзитный транспорт, неужели трудно проконтролировать, выехал ли он из страны и где?
Есть и другой вариант такой схемы — просто купить на белорусской фабрике партию сигарет с внутренними акцизами. И без всяких транзитных договоров погнать эту партию через границу к нам в Расею-матушку: курите на здоровье.
Таких лихачей отлавливают с помощью таможенных мобильных групп. На границе проверять нельзя, но когда машина заехала километров на 100, тогда ее могут досмотреть.
Третий вариант — когда сигареты покупают физические лица. С белорусской акцизной маркой, через розничную сеть. А потом вывозят товар в Россию.
Но поскольку для личного пользования даже через границу со странами ЕАЭС с 2021 года можно провозить не более одного блока (10 пачек или 200 сигарет), то мелкие контрабандисты действуют бригадами, беря числом. Либо мастерят тайники. Самые распространенные — секретные карманы в одежде. Таможенники уже знают эту уловку и особо тщательно досматривают тех, кто в свободной одежде. Более изобретательные прячут сигаретные блоки в шинах — к ободу. На это у таможни есть приборы наподобие рентгена — просвечивают и тут же видят странные наросты внутри колеса.
Если фурами сигареты возят из Белоруссии и в меньших объемах из Казахстана, то «на себе» таскают еще и из Абхазии и Донбасса — там тоже работают табачные фабрики и поставляют товар в Россию. Промышляют мелкой контрабандой жители приграничных регионов.
Откуда к нам везут контрафакт.