Виды ответственности за экологические правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за экологические правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица — работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило «двойной ответственности» также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

Административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. В соответствии со ст.72 Конституции РФ субъектами Российской Федерации могут приниматься свои Кодексы об административных правонарушениях. Многие субъекты РФ воспользовались такой возможностью, например, в Нижегородской области действует «Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях» от 20.05.2003 № 34-З, в г. Москве действует Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в г. Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», в Краснодарском крае действует Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и т. д. Субъекты РФ могут включать в кодексы об административных правонарушениях составы административных правонарушений, не охваченные КоАП РФ.

Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, поэтому мы рассмотрим их в одном параграфе.

Основания привлечения к дисциплинарной ответственности закреплены в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации[9]:

– неисполнение исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания;

– ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания.

Субъектами дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник. Для привлечения к дисциплинарной ответственности за экологические проступки работник должен совершить деяние, направленное на нарушение требований, норм и правил в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении своей профессиональной деятельности. К работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания, например, в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к сотруднику полиции могут применяться такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если в течение двух дней данное объяснение работником не предоставлено, то должен быть составлен соответствующий акт, так как непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не могут применять позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Если проступок обнаружен в ходе ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, то по результатам этой проверки возможно привлечение работника к дисциплинарной ответственности не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания должен быть объявлен работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Основания привлечения к материальной ответственности закреплены в главе 39 «Материальная ответственность работника» Трудового кодекса. В соответствии со ст. 238 ТК РФ Субъектами материальной ответственности являются работник и работодатель. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Законодатель под прямым действительным ущербом понимает реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества. Работник за причиненный ущерб несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК или иными федеральными законами. В ст. 243 ТК указаны случаи полной материальной ответственности работника:

1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленное причинение ущерба;

4) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Помимо вышеуказанных случаев, материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором.

Читайте также:  Сохранение муниципальной части пенсии

Порядок взыскания причиненного ущерба с виновного работника закреплен в ст. 248 ТК РФ. В течение месяца с момента установления окончательного суммы ущерба работодатель издает распоряжение о взыскании с виновного работника этой суммы. Необходимо отметить, что взыскать ущерб по распоряжению работодателя возможно только в случае, если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника. В случае если работник не согласен возмещать ущерб, или сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, или истек месячный срок, то взыскание ущерба может осуществляться только по решению суда.

Работник может возместить причиненный ущерб работодателю добровольно. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Возмещение ущерба осуществляется независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за деяния, которыми был причинен ущерб работодателю.

В соответствии со ст. 240, 241 ТК РФ работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Для квалификации экологического правонарушения по УК РФ в действиях субъекта должен просматриваться косвенный умысел, т. е. он осознает негативные последствия предпринимаемых им действия, но, несмотря на это, продолжает их совершать. В некоторых случаях в действиях лица, подозреваемого в совершении преступления в области экологии, выявляется простая неосторожность, но она не может рассматриваться в качестве облегчающего вину обстоятельства.

Практика показывает, что в подобных делах возникает множество вопросов относительно применения законодательных норм. Ежегодно в судах увеличивается количество экологической направленности и большинство из них касается незаконной вырубки леса, ловле рыбы и прочих водных обитателей с нарушением норм права. Подобные преступные деяния всегда чрезвычайно трудно доказываются.

Виды экологических преступлений

Существует следующая классификация экологических преступлений:

  1. Засорение вод и прочих подземных источников. Подобные действия всегда являются следствием нарушения специальных норм. Большое значение здесь играет степень вреда, причиненного окружающей среде.
  2. Засорение морей и других источников. Обычно это происходит из-за выброса веществ, представляющих потенциальную угрозу для здоровья людей и прочих живых ресурсов.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Отравление земель. Речь идет о нанесении вреда земельным площадям в результате использования опасных удобрений и прочих химикатов.
  5. Уничтожение (причинение вреда) лесному фонду вследствие неосторожного обращения с огнем и прочими источниками, представляющими повышенную опасность.
  6. Противозаконная вырубка леса.
  7. Незаконная охота.
  8. Противоправный вылов рыбы и других обитателей морей и рек.
  9. Возведение незаконных построек (дамб, мостов), явившихся причиной массовой гибели рыб или прочих водных обитателей.
  10. Производство отходов, представляющих большую опасности для окружающей среды.
  11. Создание несанкционированной свалки.
  12. Не соблюдение санитарных норм.

Вот неполный перечень преступлений экологической направленности, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность. Стоит понимать, что на квалификацию статьи большое значение оказывает размер причиненного ущерба и прочие сопутствующие обстоятельства.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Экологическая экспертиза

Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона «Об экологической экспертизе». В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.

Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:

  • Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
  • Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
  • Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
  • Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
  • Достоверности и полноты предоставляемой информации.
  • Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
  • Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
  • Гласности результатов.
  • Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения и преступления

Обычно люди воспринимают преступления в сфере экологии исключительно как загрязнение окружающей среды. Однако, несмотря на то, что загрязнение природных ресурсов действительно представляет большую угрозу, ответственности подлежат также и многие другие умышленные или ненамеренные действия граждан:

  • вырубка лесов;
  • уничтожение сельхозугодий, редких многолетних кустарников или растений;
  • нарушение правил эксплуатации производственных объектов или конструкций;
  • бездействие в вопросах охраны окружающей среды;
  • причинение вреда природе в корыстных целях (сбор лекарственных трав и ягод, незаконная охота на диких животных и вылов рыбы);
  • истощение подземных вод вследствие несанкционированного использования артезианской скважины для полива сельхозугодий или в промышленности;
  • умышленный/неумышленный поджог леса или других насаждений;
  • совершение действий, способных вызвать мор рыбы и другой фауны водной среды (незаконный лесоповал на реке или озере, сооружение дамбы, использование динамита или иных химических веществ);
  • должностные преступления, связанные с неправомерного перепрофилирования природоохранных земель в территорию общего или коммерческого пользования.
Читайте также:  Собственников могут освободить от НДФЛ с продажи недвижимости

Ответственность за экологические правонарушения имеет особенные черты, объясняющие соответствие поступков граждан действующим законодательным нормам. К примеру, санкционированный покос зеленых насаждений, имеющих сельскохозяйственное происхождение (сбор урожая) не может квалифицироваться как нанесение вреда природе. Однако несанкционированное уничтожение чужих посевов или многолетних насаждений будет трактоваться как хозяйственное преступление.

Нормы охраны окружающей среды допускают привлечение к наказанию юридических лиц и граждан даже при отсутствии каких-либо реальных последствий. Создание потенциальной опасности — также экологическое преступление. Если на производственном предприятии в ходе проверки обнаружено серьёзное нарушение правил перевозки или хранения вредных отходов, распространение которых допускает причинение вреда природе, руководство этого предприятия наверняка ждёт административное наказание.

Подавляющее большинство экологических правонарушений, независимо от тяжести их последствий, подлежат ответственности согласно действующему законодательству. Однако далеко не каждый случай нанесения вреда природе влечет возбуждение уголовного дела и наложение административного штрафа. Если речь касается так называемого возмещаемого ущерба — эксплуатации экологически вредных объектов, работа которых предусматривает выброс определенного количества вредных веществ в атмосферу или водоём, то юридический статус такой деятельности регулируется гражданским законодательством. На практике это означает, что целлюлозно-бумажный комбинат или металлургический завод имеют право на определенную норму выбросов вредных веществ в течение года и эти действия не квалифицируются как экологическое преступление.

Во всех остальных случаях, когда нарушение в сфере экологии зафиксировано представителями общественных организаций или специалистами контролирующих органов, правовая квалификация совершенных действий или преступного бездействия определяется прокурором. Степень правовой ответственности в случае доказательства совершения преступления будет рассмотрена судом согласно нормам законодательства.

Незначительные экологические преступления, не повлёкшие значительного ущерба, не подлежат судебной оценке, а входят в сферу компетенции контролирующих органов — государственный, муниципальный или производственный экологический контроль.

Государственный контроль имеет полномочия осуществлять проверку соблюдения экологических норм (состояние атмосферы, воды, почвы, лесных угодий) на всей территории федерального субъекта. Муниципальные контролирующие органы выполняют аналогичную функцию в границах населенного пункта. Производственный контроль имеет полномочия проверять соответствие работы различных видов технического оборудования нормам экологии. Соблюдение производственных экологических норм защищает предприятие от более суровой административной ответственности, если государственный контроль зафиксирует факт совершения преступления.

Нарушение правил пользования природными ресурсами влечет за собой назначение виновному меры наказания по одному из четырёх видов ответственности:

  • уголовной;
  • административной;
  • дисциплинарной;
  • гражданско-правовой.

Если ущерб был нанесен частному владельцу земельных угодий, нарушителя экологического законодательства ждёт судебный иск о возмещении последствий. Подобная форма наказания относится к гражданско-правовой ответственности. Выплата компенсации допустима как вариант устранения совершенного экологического преступления лишь тогда, когда отсутствует серьёзный урон природе. Например, легковой автомобиль проехался на поле, где созревала пшеница, в результате чего агрохозяйству был нанесен существенный ущерб.

Гражданско-правовая ответственность может быть сопряжена с административной, если кроме нанесения материального ущерба было зафиксировано загрязнение грунта, водоёма или атмосферы. Здесь ответственность за экологические правонарушения будет являться причиной наложения штрафа и компенсации последствий.

Основным отличием административ��ой от уголовной ответственности за экологические преступления является отсутствие общественной опасности в результате действий правонарушителя. Нарушения экологических норм, а также другие преступления, в результате которых наносится ущерб природе, подлежат взысканию штрафа согласно одной из статей главы 8 КоАП РФ. Кроме того, на виновного могут быть наложены другие меры наказания, включая приостановку деятельности и аннулирование лицензии.

В качестве примеров экологических преступлений, которые подпадают под административную ответственность, можно упомянуть:

  • порчу земель вследствие нарушения правил использования сельскохозяйственных удобрений;
  • невыполнение обязательной рекультивации почвы;
  • нарушение норм водопользования, захоронения бытовых или промышленных отходов;
  • самовольная вырубка леса;
  • незаконная охота на животных;
  • уничтожение мест обитания редких видов животных.

Всего глава 8 КоАП включает в себя 52 статьи, регулирующие наказание за экологические правонарушения.

Одним из распространённых видов ответственности граждан за допущенные ими экологические правонарушения является дисциплинарное наказание. В подавляющем большинстве случаев оно наступает в результате служебной халатности или пренебрежения трудовым регламентом.

Согласно ст.192 ТК РФ, дисциплинарное взыскание, в том числе за экологические правонарушения, может иметь несколько видов:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора с занесением в трудовую книжку или увольнение по статье, требует соблюдения ряда условий, без которых руководство предприятия спустя несколько недель может столкнуться с обжалованием принятого решения в судебном порядке. Главным из этих условий является соответствие меры наказания тяжести проступка, а также наличие доказательств вины работника.

Правовая оценка мер наказания для граждан и юридических лиц за совершенные по их вине преступления против экологии довольно противоречива, поскольку зачастую размер штрафа не соответствует нанесенному ущербу. Ведь кроме непосредственно материального вреда, на восстановление естественного баланса загрязненной или сгоревшей территории уйдут долгие годы, если не десятилетия. Также не следует забывать, что ликвидация последствий экологической катастрофы — трудная и длительная работа, требующая немало человеческих и финансовых ресурсов.

Закон “Об охране окружающей природной среды” подразумевает наложение дисциплинарной ответственности на работников предприятий независимо от их формы собственности.

Основанием для её наложения является пренебрежение правилами по охране природы, нерациональное использование природных объектов, нарушение государственных норм качества в области окружающей среды, а также нарушение прочих требований в сфере охраны природы.

Порядок применения дисциплинарных взысканий и круг лиц, к которым она применяется, определён трудовым законодательством и другими нормативными законодательными актами РФ, уставными и учредительными документами конкретной организации.

Кроме того, к ней можно привлечь только то лицо, в чей круг обязанностей входило исполнение нарушенных экологических правил.

То есть, привлечь к дисциплинарной ответственности водителя, работающего на автомобиле, чей выхлоп превышает предельно допустимое количество вредных веществ, невозможно.

Ответственность за данное правонарушение лежит на том работнике, в чьи служебные обязанности входила проверка транспортного средства перед его выходом в эксплуатацию.

Таким образом, дисциплинарная ответственность применима по отношению к работнику, чьи противоправные действия, входящие в его обязанности и совершённые им в рабочее время, стали причиной нанесения ущерба окружающей природной среде.

Ст. 192 Трудового кодекса РФ закрепляет за работодателем право наложения на работника трёх видов дисциплинарного взыскания: замечание, увольнение и выговор.

Наложению взыскания должно предшествовать письменное объяснение работника в отношении совершённого проступка. Если виновник отказывается дать его, необходимо задокументировать этот факт специальным актом. Взыскание может быть наложено не позднее месяца с момента совершения правонарушения. При этом не учитываются отпуска и больничные виновного сотрудника.

Процедура снятия взыскания предельно проста и не требует от сотрудника никаких действий: если в течение года после совершения проступка работник не получил нового дисциплинарного взыскания, то оно снимается автоматически.

Кроме того, работодатель может снять взыскание раньше срока по своей инициативе, по просьбе виновного сотрудника и его непосредственного начальника (руководителя структурного подразделения) или комитета профсоюза работников.

Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

Определение 2

Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

Читайте также:  В каких случаях нужно платить налог на дарение недвижимости

В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

  • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
  • преступления.

Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое хар��ктеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

  1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
  2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
  3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
  4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

Замечание 1

При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

  • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
  • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
  • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
  • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
  • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

Ответственность за экологические правонарушения

Правила, установленные действующим законодательством в отношении предотвращения, выявления и пресечения нарушений в области сохранения природы, являются также способом контроля. Ответственность за совершение экологических правонарушений назначается в ходе судебных разбирательств или может быть определена контролирующими службами.

Экологический контроль производится не только государством и подразделяется на несколько видов:

  • Государственный.
  • Производственный.
  • Общественный.
  • Муниципальный.
  • Общий.

Каждый из этих видов контроля производится в целях:

  • Наблюдения физическими и юридическими лицами за соблюдением экологического законодательства и его норм.
  • Соблюдения всех предоставляемых требований и нормативных документов.
  • Обеспечения экологической сохранности и безопасности природного окружения.

Таким образом, экологический надзор представляет собой одно из средств управления охраной природного окружения и:

  • осуществляется специальными органами и лицами экологической инспекции от имени государства;
  • носит над- и вневедомственный характер;
  • является одной из функций экологического управления государством;
  • связан с применением различных мер административного принуждения.

Разновидности наказания за преступные деяния против экологии

В зависимости от тяжести последствий и действий, которые были совершены, возможны следующие виды наказаний:

  • Штраф. Такое наказание довольно распространенное, когда дело касается деяний, приводящих к загрязнению природной среды или других правонарушений. Размер варьирует в пределах 200-700 минимальных зарплат. За жестокое обращение с братьями нашими меньшими штраф может составлять до 80 тысяч.
  • Исправительные работы в течение 480 часов на благо государства. Такое наказание часто следует за нарушенные правила по борьбе с заболеваниями растений и животных, что повлекло распространение эпидемий.
  • Увольнение с работы или лишение права занимать определенную должность до пяти лет. Такое наказание законодательство предусматривает для чиновников, халатно относящихся к выполнению своих обязанностей по защите окружающей среды.

Законодательство по охране окружающей среды

В данный момент вопросы охраны окружающей среды выделяют как отдельную задачу законодательства об административных правонарушениях, о чем гласит ст. 1.2 КоАП. И кстати, действующая редакция КоАП уделяет намного больше внимания этим вопросам, чем предыдущая.

Наряду с федеральными законами, прописанными в КоАП, существуют региональные законы об административных правонарушениях, которые могут отличаться, но не противоречить КоАП. Субъекты, принимая такие законы, обязаны создать соответствующие органы управления (комиссии, палаты, инспекции и другие), имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, согласно законодательства субъектов РФ. Закон субъекта РФ предусматривает два вида административных наказаний: предупреждение и штраф.

Пример 1

Как пример, рассмотрим Волгоградскую область и ее Кодекс от 11.06.2008 года № 1693-ОД «Об административной ответственности», который устанавливает административную ответственность за:

  • частичное повреждение, разрушение и (или) полное уничтожение зеленых насаждений, находящихся в населенных пунктах на территориях общего пользования населения (статья 6.1);
  • причинение вреда (уничтожение) редким и (или) находящимся под угрозой исчезновения, или занесенных в Красную книгу, растениям и (или) животным (статья 6.2);
  • правомерное нарушение установленного режима использования земельных ресурсов (статья 7.2);
  • неправильную утилизацию отходов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств, и как следствие загрязнение территорий населенных пунктов (статья 8.10);
  • отклонение от установленного порядка обращения и утилизации бытовых отходов в пределах населенных пунктов (статья 8.14).

Согласно КоАП, к числу федеральных органов, имеющих право участвовать в рассмотрении дел об административных экологических правонарушениях (кроме судей), можно отнести:

  • органы, исполняющие функции контроля и надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственные органы, ведущие фитосанитарный карантинный контроль, строгое соблюдение мер безопасности при работе с пестицидами и агрохимикатами, контроль качества и безопасности зерна и дальнейших продуктов после его переработки, а также осуществляющие охрану земель сельскохозяйственного назначения и контроль ее использования;
  • органы, исполняющие функции контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • государственные органы экологического надзора и другие органы.

Особенности законодательства в сфере экологии

Уголовная ответственность за экологические преступления поможет в некоторой мере спасти Землю

В Уголовном кодексе не представлено определение экологического преступления, однако оно есть в статье 81 Закона об охране окружающей среды от 1991 года. До недавнего времени считалось, что преступления, связанные с посягательством на окружающую среду, причиняют только экономический ущерб, но сейчас представления о них значительно изменились.

Современное определение говорит: экологическое преступление – это опасное деяние, которое посягает на экологическую безопасность общества и нарушает экологический правопорядок. Такое определение содержит очень важную информацию: экологическое преступление – это не просто причинение ущерба, а посягательство на человека через окружающую его природу. Это преступление нарушает конституционное право, отраженное в ст. 42: каждый гражданин РФ имеет право на здоровую окружающую среду.

Субъектом экологического преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, по ст. 246 УК субъектом может признано как частное, так и должностное лицо. Видовой объект такого преступления – общественные отношения, установленные в сфере природопользования, а также сохранения благоприятного для человека экологического баланса.

Преступлением может быть признано действие или бездействие при нарушении установленных экологических правил и норм. Предметом преступления признается любой компонент окружающей среды – это может быть почва, природный водоем, дикие животные птицы и многое другое.


Похожие записи:

Добавить комментарий