Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и как прекращается исполнительное производство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Как узнать об исполнительном производстве? А о его прекращении?
Однако чаще всего возникают проблемы: не всегда письма доходят до адресатов, у кого-то из сторон мог смениться адрес ли была длительная командировка. Чтобы избежать неприятных последствий в виде, например, истечения срока исковой давности, следует самостоятельно проверять информацию на государственных ресурсах или через приставов, которые занимаются делом.
Порядок прекращения исполнительного производства
- Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
- Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
- Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.
ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.
Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.
- Судебный пристав может самостоятельно прекратить производство либо на основании заявления, например, взыскателя.
- В течение 3-х дней после получения заявления пристав должен прекратить производство по исполнительному документу, путем вынесения соответствующего постановления. При этом указанное постановление должно быть утверждено страшим судебным приставом или его замом.
- В случае получения приставом судебного акта о прекращении производства, пристав обязан его исполнить немедленно после получения.
Последствия прекращения исполнительного производства
Когда прекращается производство приставом, то подлежат отмене все меры принудительного исполнения, ограничения, которые были приняты в рамках конкретного исполнительного производства приставом. В исполнительном документе делается отметка о том, в какой части исполнены требования соответствующего документа.
При прекращении приставом основного производства, он одновременно может возбудить с учетом обстоятельств дела другое производство, например, о взыскании исполнительского сбора. При этом ограничения для должника будут сохранены в необходимом размере.
В случае прекращения производства исполнительный документ остается в материалах прекращенного дела и взыскатель не сможет его предъявить повторно к исполнению.
Куда подать заявление
Заявление о прекращении исполнительного производства подается либо в суд, либо судебному приставу-исполнителю – в зависимости от того, какое из оснований для прекращения наступило (см выше в статье).
К судебному приставу может обратиться с заявлением любая из сторон, у которой появились сведения о появлении оснований для прекращения.
Заявление в суд может подать взыскатель, должник или сам судебный пристав-исполнитель. Если исполнительный лист был выдан арбитражным судом, то и прекращение исполнительного производства по нему будет осуществлять арбитражный суд. В других случаях с заявлением о прекращении необходимо обращаться в суд общей юрисдикции.
Если же исполнительный документ был выдан другим органом, за прекращением исполнительного производства нужно обратиться в арбитражный суд, если исполнение производится в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если же нет, необходимо обратиться в суд общей юрисдикции.
Заявление о прекращении не облагается государственной пошлиной.
Как приставы прекращают исполнительное производство?
Как остановить исполнительное производство у судебных приставов? Оно прекращается в случаях:
- принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа по вышеуказанным основаниям;
- принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
- утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;
- отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;
- внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;
- если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;
- прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;
- признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысдлчаовоапроканию;
- прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости»).
Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex
Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.
Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?
Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.
Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.
Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.
Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.
- Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
- — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
- — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
- — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
- — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
- — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.
Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?
С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.
Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.
Если с должника нечего взять, кроме зарплаты или пенсии, пристав вводит ежемесячное удержание с дохода в счет долга.
По закону нельзя удерживать больше 50%, и только для долгов по алиментам или возмещению вреда жизни или здоровью, допустимая доля удержания повышается до 70%.
Поэтому с должника, у которого из заработка или пенсии уже удерживается максимальный процент, взыскать другие долги невозможно (если только это не ипотека — тогда продают квартиру).
Например: у должника удерживают из зарплаты по 70% на выплату алиментов детям. До тех пор, пока этот долг не будет закрыт (а это, как правило, не скоро — пока ребенку не исполнится 18 лет), остальным его кредиторам придется ждать своей очереди.
Мнение эксперта
Егоров Олег Юрьевич
Юрист-практик с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Большой опыт в составлении договоров.
Ссылка в постановлении пристава на п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ-229 означает для взыскателя следующее: местонахождение должника или его имущества приставам установить не удалось.
При рассмотрении дела в суде учитывается адрес гражданина или организации, указанный второй стороной или определяемый по договорам, документам, иным письменным доказательствам. Судьи обязаны известить стороны надлежащим образом и с этой целью направляют повестки, также по известным им адресам. Надлежащим извещением, в соответствии с позицией Верховного суда РФ, является также отказ от повестки, отсутствие адресата по указанному адресу (или просто возврат невостребованного письма с повесткой). Обязанностей по установлению очного местонахождения сторон по делу у суда нет. При этом в исполнительном листе указывается известный суду адрес, по которому и будут осуществлять взыскание приставы.
Должник может сменить местонахождение уже после вынесения решения, в том числе, чтобы саботировать принудительное взыскание. Поэтому наличие данных в документах суда – не гарантия нахождения должника по указанному адресу. Если у взыскателя есть актуальные сведения, лучше предоставить их приставам заранее (например, сразу при подаче заявления).
Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания
Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.
Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.
Отличие окончания исполнительного производства от прекращения
Окончание производства по делу о взыскании долга является завершением производства, обусловленное осуществлением предписаний исполнительного документа и имеет следующие характерные признаки:
- окончание является исключительной прерогативой пристава-исполнителя;
- процедура допускается в тех случаях, которые предусмотрены законом.
Перечень оснований, по которым осуществляется окончания производства по делу о взыскании, является исчерпывающим. Выделяется три основных направления:
- окончание производства в связи с фактическим исполнением документа – пункты 1,2 части 1 статьи 47 ФЗ об исполнительном производстве;
- возвращение исполнительного листа в соответствии со статьей 46, пунктами 3-4 части 1 статьи 47 ФЗ:
- по заявлению взыскателя;
- когда нет возможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и ценностей, за исключением случаев, когда закон предусматривает розыск должника и его имущества;
- когда невозможно исполнить обязывающий должника совершить действия или воздержаться от действий, исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
- если должник не имеет имущества, на которое можно обратить взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными;
- в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;
- когда взыскатель своими действиями препятствует исполнению документа;
- если должник, не уплативший административный штраф, является гражданином другого государства или лицом без гражданства и на основании судебного решения выдворен за пределы РФ;
- окончание производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6-9 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве:
- при признании должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему;
- при ликвидации должника-организации и направления исполнительного листа в ликвидационную комиссию;
- при направлении копии исполнительного листа в организацию для удержания периодических платежей;
- при истечении срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа по делу об административном правонарушении, независимо от факта исполнения этого документа.
Прекращение исполнительного производства: основания и правовые последствия
Прекращение исполнительного производства — это форма завершения исполнительного производства, исключающая повторное предъявление исполнительного документа к исполнению, обусловленная возникновением обстоятельств неустранимого характера, препятствующих дальнейшему принудительному исполнению.
От окончания исполнительного производства прекращение отличается основаниями, субъектами, компетентными решать вопрос о прекращении, а также процессуальным порядком и процессуальными последствиями.
Основания для прекращения исполнительного производства закреплены в ч. 1 и ч. 2 ст. 43, а также в ч. 14 ст. 103 ФЗИП. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, он может быть расширен только федеральным законом. Основания для прекращения исполнительного производства связаны с наличием обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего принудительного исполнения. В большинстве своем это обстоятельства объективного характера, не считая нескольких оснований, связанных с поведением сторон исполнительного производства, прежде всего взыскателя. Как правило, обстоятельства, обусловливающие прекращение исполнительного производства, носят неустранимый характер.
Однако в отдельных случаях обстоятельства, послужившие основанием для прекращения, могут измениться (например, при отмене определения об утверждении мирового соглашения судом вышестоящей инстанции или в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, и отмены соответствующего решения судом, его вынесшим).
Заявление о приостановлении исполнительного производства
Если заявление подается судебному приставу, оно должно содержать указанные ниже данные:
Шапка заявления:
- наименование и адрес отдела судебных приставов;
- сведения о должнике и взыскателе (ФИО/наименование и адрес);
- номер исполнительного производства.
Суть заявления, в котором необходимо указать:
- номер дела и номер исполнительного листа;
- наименование иска, по которому был выдан ИЛ;
- причины (одна из указанных в ст. 40, на пункт необходимо сделать ссылку), по которым исполнительное производство должно быть приостановлено.
Приложения к заявлению должны содержать доказательства, по которым исполнительное производство невозможно в данный момент. В конце необходимо поставить дату и подпись заявителя с расшифровкой.
Заявление, подаваемое в суд, должно содержать аналогичные сведения, за исключением того, что в шапке указываются:
- наименование суда;
- данные о должнике, взыскателе и судебном приставе-исполнителе, ведущем дело.
Основания приостановления должны быть только те, которые перечислены в ст. 39 ФЗ № 229 (в заявлении должна быть ссылка на пункт из данной статьи).
Может ли взыскатель отказаться от взыскания части долга
В соответствии со ст. 43 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: 1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; 2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания; 3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; 4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; 5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство; 6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.
Очередность удовлетворения требований
Согласно закону «Об исполнительном производстве» очередность взыскания в исполнительном производстве следующая:
- Первыми удовлетворяются требования на взыскание алиментов, причиненного здоровью вреда, возмещение ущерба в связи с потерей кормильца, возмещение вреда в связи с преступлением, а также требование о компенсации причиненного морального вреда;
- Вторая очередь касается удовлетворения требований по оплате труда лиц, которые работают или работали по трудовому договору, оплата выходных пособий, выплаты вознаграждений собственникам результатов интеллектуальной деятельности;
- Третья очередь посвящена удовлетворению требованиям в бюджет и во внебюджетные фонды по обязательным платежам;
- В последнюю очередь удовлетворяются все остальные требования.
Отзыв исполнительного листа взыскателем (образец)
Отзыв исполнительного листа взыскателем производится путем обращения кредитора в территориальный или местный орган ФССП. Гражданин пишет соответствующее заявление. Судебный пристав формирует постановление, согласно которому, исполнительный лист отзывается из производства. При таком подходе может существовать договоренность с должником, например на отсрочку взыскания. Это лучше сформулировать в письменном виде, так как взыскатель всегда имеет право обратно вернуть исполнительный лист в производство.
Отзыв судом Следует отметить, что действия с исполнительным листом могут производить не только судебные приставы или взыскатели, но и суд. Отзыв судом исполнительного листа происходит в том случае, если на первичное постановление суда было принято решение об его отмене.