Независимая экспертиза после ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая экспертиза после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Экспертиза ТС после аварии

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

Как будут оценивать ущерб

Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.

При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.

Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).

Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.

Читайте также:  Что такое ИНН и как его получить

Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:

  • Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
  • Предоставить автомобиль в назначенное время
  • В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
  • Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).

Виды автотехнической экспертизы и их особенности

Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:

1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:

1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.

2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:

1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.

2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).

Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.

3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:

3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.

4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:

4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.

4.2. Факторы видимости.

Это исследование применяется реже всего из-за трудности установления некоторых нюансов, которые в случае неверного умозаключения могу негативно повлиять на само расследование.

5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:

5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.

Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Документы для проведения независимой экспертизы авто

Независимая экспертиза после ДТП и оценка ущерба автомобиля проводится по заявке собственника, страховой компании, их уполномоченных представителей. С заказчиком заключается договор, в котором указываются все условия для экспертных исследований. Для проведения процедур экспертам передаются следующие бланки и формы:

  • документы на автомашину – паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации ТС;
  • документы, составленные по итогам ДТП и переданные страховщику (например, извещения о ДТП, схемы, протоколы и т.д.);
  • справка о ДТП (этот документ с 2018 года не выдается в ГИБДД, однако по спорам о старых авариях они все еще могут встречаться);
  • направление на независимую экспертизу, выданное страховщиком или судом
  • иная документация, составленная после ДТП или при формировании страхового дела.
Читайте также:  Статья 140 ТК РФ. Сроки расчета при увольнении (действующая редакция)

Не все автовладельцы знают, где сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП. Обратиться за такой услугой, как независимая авто экспертиза после ДТП можно, посетив сайт одного из независимых оценщиков, предлагающих свою помощь в вашем регионе. Также можно обратиться в офис фирм, специализирующихся на услуге по независимой оценке. Проведение независимой технической экспертизы автотранспортного средства будет поручено эксперту-технику либо соответствующей организации, в штате которой работает хотя бы один аттестованный эксперт-оценщик. Именно так российское законодательство регламентирует требования к лицам и организациям, которые могут проводить независимую экспертизу автотранспорта.

Квалифицированный эксперт, который вправе проводить независимую экспертизу автомобилей, должен иметь:

  • диплом, подтверждающий профильное высшее образование;
  • выписку из реестра (государственного) экспертов-техников;
  • копию протокола, который подтвердит профессиональную аттестацию;
  • документы, которые подтвердят прохождением курсов повышения квалификации (проходят каждые пять лет).

Алгоритм проведения независимой экспертизы

  1. Перед проведением экспертизы автовладельцу нужно получить справку о ДТП из ГИБДД. Ее заполняет инспектор. Ее еще называют определением ГИБДД О ДТП (форма №154).
  2. Последующим шагом будет обращение в страховую фирму виновника ДТП с соответствующим заявлением, к которому прикрепляется копия паспорта, ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис КАСКО либо ОСАГО, диагностическая карточка, реквизиты банковского счета заявителя (туда будет перечислена страховка).
  3. В течение пяти рабочих дней страховщиком будет проводится оценка автомобиля. После этого можно обращаться к независимому эксперту. Также можно подождать, когда будут произведены соответствующие выплаты (около 30 дней).
  4. Если по итогам проведения независимой экспертизы автомобиля после ДТП выяснится, что сумма, выплаченная страховщиком, занижена и существенно отличается от суммы, названной независимым экспертом, можно подавать в суд заявление на фирму-страховщика с просьбой о возмещении ущерба.

Как показывают отзывы юристов, независимая оценка автомобиля после ДТП и последующее обращение в суд должно произойти сразу после того, как будет выявлено, что страховщик занизил сумму возмещения ущерба, так как в большинстве случаев страховые фирмы не производят доплату без решения суда.

Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.

Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.

Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:

  • репутацию компании;
  • стаж работы;
  • наличие страхования ответственности;
  • принцип оформления договора;
  • входит ли компания в СРО;
  • есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.

Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.

Срок проведения экспертизы будет зависеть от того, кто именно будет её проводить. В случае если экспертизу проводит страховая компания, её длительность составляет порядка пяти рабочих дней. Если же потерпевший обратился в частную компанию, данный срок может возрасти до 10 дней. Это связано с тем, что выяснение обстоятельств ДТП связано с большим количеством вопросов и сильно зависит от сложности повреждений.

Что же касается стоимости при обращении в страховую компанию, оплата расследования будет проводиться за счёт страховой компании. Если же проведением экспертизы будут заниматься независимые эксперты, соответственно, заказчику придётся оплатить данную процедуру из своего кармана.

Стоит отметить, что в данном случае можно потребовать компенсацию за проведение экспертизы у страховой компании. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате услуги, выданную экспертной организацией.

Стоимость же самой экспертизы автомобиля после ДТП обусловлена целым рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • Регион оказания услуг;
  • Уровень квалификации и опыт специалиста;
  • Степень повреждения ТС;
  • Масштаб поставленных задач.

На стоимость экспертизы автомобиля после ДТП будет сильно влиять то, где именно был изготовлен автомобиль. Экспертиза отечественных автомобилей обходится дешевле, чем зарубежных. Зачастую это связано со стоимостью ПО, используемого для проведения расчетов. Так, дороже всего обойдется составление отчета по автомобилю американского производства.

Стоимость экспертизы зависит и от типа транспорта. Например, независимая экспертиза мотоцикла после ДТП стоит дороже, чем исследование повреждений легкового авто. Для проведения анализа придется приглашать эксперта, обладающего узкой специализацией.

Читайте также:  Упрощенное приобретение гражданства России гражданами ЛНР, ДНР и Украины

Что такое экспертиза и зачем она вообще нужна

Те, кто изучал процессуальное законодательство в университетах, институтах и академиях, знают, что заключение эксперта является одним из доказательств, которое предоставляется в суд. Все доказательства суд обязан оценить в совокупности, не наделяя ни одно из них преимущественной силой.

Однако часто в жизни происходит иначе, и решение суд принимает только после получения конкретного документа – вывода специалиста. Как для следственных органов в уголовном деле царицей доказательств по-прежнему является явка с повинной, так и для судебных органов экспертиза – «наше все».

И это понятно. Судья окончил юридический вуз, его там учили читать и толковать законы, а не определять длину тормозного пути или тяжесть телесных повреждений. Поэтому и обращается суд к эксперту, чтобы получить профессиональные ответы.

В сложных делах и спорных ситуациях именно заключение специалиста становится решающим доводом в пользу одной из сторон.

Автоэкспертиза после ДТП поможет суду принять правильное решение.

Цель независимой экспертизы

Независимая экспертиза автомобильного транспорта, получившего увечья при ДТП – это объективная и справедливая оценка причинённого ей вреда, совершённая специалистами, не связанными со страховым учреждением. В отличие от той, которую проводит человек от страховой, она более беспристрастна и при расчёте ущерба учитываются даже самые малейшие повреждения.

Проводится она в следующих целях:


  1. Убедиться, что специалист от страховщика при ранее совершенном осмотре обратил внимание на все поломки.
  2. Узнать реальный размер ущерба, полученного авто при столкновении.
  3. Найти скрытые поломки и дефекты, не найденные при первом осмотре.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Какие виды технических экспертиз после аварии бывают?

Технические оценки после аварийных случаев делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные виды более подробно.

  1. Автотехническая оценка представляет собой экспертизу, которая позволяет выяснить все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, а также установить причины, которые привели к аварии.

Задачи такой оценки заключаются в следующем:

  • выяснить, разгруппировать и провести качественный анализ факторов, которые сопутствуют ДТП;
  • отобрать факторы, вызвавшие аварию;
  • исследовать эти факторы;
  • оценить действия участников ДТП для предотвращения возникшей ситуации;
  • определить причины технического характера, повлекшие за собой возникновение аварийного случая.
  1. Трасологическая оценка представляет собой экспертизу, которая исследует повреждения на машинах, попавших в ДТП, а также следы на месте аварии, траекторию передвижения машин до и после аварии.
  1. Автотовароведческая оценка – экспертиза, позволяющая определить цену восстановительных ремонтных работ, уточнить остаточную стоимость машины после ДТП, провести расчет размера утраты его товарной стоимости. Такое исследование потребуется, если:
  • компенсационная выплата по автостраховке, по мнению автовладельца сильно занижена;
  • виновное в аварии лицо считает, что пострадавший завышает сумму убытка;
  • виновное лицо не застраховало свой автомобиль;
  • ущерб, причиненный авто, был нанесен третьими лицами или погодными условиями.
  1. Комплексная оценка представляет собой экспертизу, которая соединяет в себе все вышеперечисленные разновидности оценок. Это исследование дает возможность досконально оценить картину произошедшей аварийной ситуации в целом.


Похожие записи:

Добавить комментарий