Экологическая отчётность для субъектов МСП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчётность для субъектов МСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При разработке проекта НДС необходимо использовать Методику, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (действует до 31.08 2022).

Рекомендации по разработке проекта НДС

Составление проекта НДС необходимо для для предприятий I категории. Для промышленных организаций II категории требуются расчеты нормативов сбросов, которые будут служить приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду. Для предприятий III категории необходимо рассчитать нормативы для веществ 1-2 класса опасности. Порядка по утверждению указанных нормативов пока нет.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Эколог на предприятии

Хозяйственная деятельность любого объекта прямо или косвенно влияет на состояние окружающей среды. Природоохранная деятельность такое влияние ограничивает. Обязательное природоохранное требование — постановка любого объекта, негативно воздействующего на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). На предприятиях основная работа инженера по охране окружающей среды — внутренний контроль за соблюдением экологического законодательства. Отсутствие такой штатной единицы приводит к нежелательным последствиям:

  • ухудшению общей экологической обстановки в регионе;
  • аварийным ситуациям.
  • ошибкам при подготовке документации;
  • штрафам по результатам проверок надзорных органов.

В зависимости от размера предприятия, присвоенной категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), численности штатных экологов меняются их должностные обязанности — от универсальных до узкоспециализированных. При подготовке должностной инструкции инженера по экологической безопасности разумно использовать профстандарт 40.117 «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)». Он современный и описывает должность эколога (профессию) как «сквозную», характерную для различных отраслей промышленности. Если работодатель обязан использовать профстандарт для штатной позиции эколога, иногда существует профстандарт отраслевой. В качестве примера:

  • 26.008 — специалист эколог для химического, химико-технологического производства;
  • 24.030 — специалист эколог в атомной промышленности.

В настоящее время наряду со сборником профстандартов по-прежнему действуют ЕКСД. Должность эколога описана и в справочнике.

ВАЖНО!

Инженером-экологом может работать как мужчина, так и женщина: отбора по половому признаку нет. Наличие водительских прав послужит преимуществом при приеме на работу.

Если предприятие имеет филиалы в других городах, работника будут отправлять в командировки.

Имея солидный стаж и опыт работы, можно добиться отличного карьерного роста.

Знание языков позволит получить работу за границей.

Карьерный рост стоит начинать в государственных надзорных органах (Ростехнадзор, Росприроднадзор).

Зарплаты там невысоки, но опыт, полученный в данных учреждениях, превосходно послужит при переходе на следующую карьерную ступень.

Работа предполагает занятость на полный рабочий день.

Карьерные амбиции инженера-эколога возможно реализовать в автомобильной промышленности, металлургии, судостроении, нефтегазовой сфере.

Работать можно во многих местах, например:

  • на производственных предприятиях различных отраслей;
  • в государственных органах контроля и надзора;
  • в организациях, занимающихся природоохранной деятельностью;
  • в компаниях-застройщиках;
  • на испытательных полигонах и в лабораториях.

В чем состоят должностные обязанности эколога

Должность эколога востребована на различных природоохранных предприятиях, в строительных организациях, в области здравоохранения и на крупных производствах. Представителя этой профессии в бытовом общении обычно называют экологом, хотя на предприятиях чаще используется полное наименование по названию получаемой в вузе специальности — «инженер-эколог». Оба названия верные и могут считаться равнозначными.

Эколог занимается выявлением, изучением и минимизацией различных факторов, включая человеческий, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду. Без экологической экспертизы и ее положительного заключения не начинается ни одно строительство.

Обобщив и укрупнив основные должностные обязанности эколога, можно составить из них следующий список. В должностные обязанности эколога входят:

  • выработка экологической политики организации и контроль за ее соблюдением;
  • оформление природоохранных документов, сопровождающих деятельность предприятия;
  • взаимодействие с природоохранными структурами, включая процедуры проверок;
  • коммуникация с организациями, выдающими разрешительную документацию и проводящими согласование проектных документов;
  • организация в рамках своей компетенции функционирования компании в условиях аварий и прочих нештатных ситуаций;
  • консультирование сотрудников предприятия по вопросам экологии.

С персональным перечнем своих должностных обязанностей инженер-эколог может ознакомиться в должностной инструкции. Документ каждая организация разрабатывает самостоятельно.

Как составить программу производственного экологического контроля

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Читайте также:  Вступление в наследство через суд

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2021 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Кроме того, существуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации. И если в результате подсчета на основании этого документа получится, что требуемое для данной организации количество специалистов составит величину, эквивалентную более чем «0,5 ставки» по должности, прием только одного специалиста по охране труда на условиях совместительства не будет соответствовать данным рекомендациям, которые работодатель должен учитывать в силу части четвертой ст. 217 ТК РФ. на Электронная подписка за 8400 руб. Программа производственного экологического контроля содержит сведения: • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Более подробно о профстандарте инженер-эколога по охране окружающей среды вы можете узнать в статье.

Во-вторых, снимается лишняя головная боль с руководителя, потому что при экологическом сопровождении есть, у кого спросить актуальную информацию или отчет о проделанной работе. В-третьих, все действия приличной компании-разработчика скреплены договором. Данные заполняются по установленной жесткой форме. Фирма-исполнитель несет ответственность за полноту и корректность расчетов, сопровождает предприятие при экспертизах, несет финансовую ответственность. Отчет делается по акту приемки-передачи. И, наконец, любая компания-разработчик понимает, что не единственная на рынке экологических услуг.

В ее интересах максимально деликатно обслужить заказчика, сделать все быстрее, точнее и без нареканий. Иначе негативные отзывы способны быстро потопить такую компанию.

При таких взаимоотношениях плюсы штатного эколога на предприятии стремительно меркнут на фоне договорных отношений по экосопровождению. Мужчина 43 года, незаконченное высшее по специальности Высшее образование: В 2008 году поступил в Томский политехнический университет, «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» Опыт работы С января 1987 по декабрь 1989 помощник бурильщика 4-го разряда эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ · С июля по 31 августа 1998 года бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения · С 1998 года по 2000год ОАО «Черногорнефть» бурильщик КРС · С 2001 года по 2002 год Сургутнефтегаз Управление зарезки боковых стволов и капитального ремонта скважин · С2002 по 2003 Сочинское управление буровых работ бурильщик · С 2003 по 2007 г частное предпринимательство · В ноябре 2008 принят в КФ ЗАО «ССК» мастером по опробованию, испытанию скважин в июне 2009 переведён мастером производственного обеспечения, в октябре переведён старшим мастером СПО и.о. сменный нач.

Кто в ответе за экологию?

Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?

Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.

При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие

Активизм — это выход?

Современных, отвечающих вызовам времени профилей в вузах пока недостаточно. Возможно, поэтому молодежь видит больше возможностей помочь планете конкретными действиями — демонстрациями, проектами и участием в конференциях.

Ждать, пока образовательные структуры подстроятся под новые реалии, можно долго, а активные действия требуются уже сейчас. Активная жизненная позиция и общественная деятельность не мешает в будущем получить нужную профессию, когда спрос будет более оформлен, а вузы научатся готовить необходимых специалистов.

То, что сейчас об экологии заговорили так активно, не в последнюю очередь заслуга молодого поколения, и это действительно работает — пока о проблеме говорят, ее сложно игнорировать.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Читайте также:  Как подарить квартиру несовершеннолетнему?

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

План мероприятий по охране окружающей среды — Центр экологических услуг

Специалисты на основе действующих правовых норм готовы качественно и быстро разработать план мероприятий по охране окружающей среды.

На основании изменений, внесенных в Закон об охране окружающей природы, план мероприятий потребуется предприятиям I и II категории. Юрлица и ИП, осуществляющие свою деятельность на предприятиях I категории, вне зависимости от формы собственности должны разрабатывать программу повышения экологической эффективности.

Правила создания плана работ по охране среды утверждаются органом исполнительной власти федерального значения. За выполнением прописанных в документе работ департаментом Росприроднадзора осуществляется постоянный контроль. Предприятия должны ежегодно отчитываться в органах статистики и перед надзорным ведомством о том, как реализуются природоохранные мероприятия.

Плюсы и минусы работы экологом

Если вы думаете о том, чтобы стать экологом, обязательно учтите все положительные и отрицательные стороны профессии.

У экологических профессий есть немало плюсов:

  • со временем профессия будет становиться все более востребованной;
  • вместе с востребованностью будут расти зарплаты;
  • вам надо будет постоянно учиться и держать руку на пульсе, а значит ваш кругозор будет расширяться;
  • у вас появится много знакомств и связей в разных сферах: от гос. учреждений до частных компаний;
  • вы будете много путешествовать как по миру, так и по родной стране;
  • вы будете делать по-настоящему полезное дело: заботиться о благополучии планеты, а значит и всех ее жителей.

Но стоит помнить и о минусах:

  • пока это не очень популярная профессия в России;
  • с этим связана и достаточно низкая средняя заработная плата в России:

Документация по экологии для малого и среднего бизнеса Заказать услугу

С 2021 года внесены изменения в экологическое законодательство, новые правила отчетности ЗДЕСЬ

В соответствии с действующим законодательством существуют различия в ведении природоохранной документации для предприятий, относящихся к крупному бизнесу и среднему (малому) бизнесу. На сайте налоговой службы РФ составлен реестр субъектом малого и среднего предпринимательства. Если Ваша компания там есть, то Вам необходима следующая документация по экологии: Отчетность МСП: Предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) регламентируется приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Отчётность предоставляют субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Отчётность предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчётным годом. Учет в области обращения с отходами Приказ №721 от 01.09.2011 г. устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Паспорта отходов I-IV классов опасности Паспорт отхода — это необходимый документ для абсолютно любого частного предпринимателя и юридического лица. Любое перемещение и передача отходов в отсутствии паспорта на них запрещены. Организации, предприятию, которое производит обезвреживание, транспортировку, сбор, эксплуатацию отходов 1- 4 класса опасности необходимо потребовать предъявить паспорт отхода у его правообладателя. Паспорт отхода составляется и утверждается частными предпринимателями и юр.лицами. Утверждённые документы и изначальные данные представляются для регистрации в Департамент Росприроднадзора. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду) Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – годовая декларация по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы), подаваемая в Росприроднадзор ежегодно до 10 марта года следующего за отчетным. В декларации производится расчет платежа, который необходимо уплатить до 1 марта года следующего за отчетным в территориальное управления Росприроднадзора на территории которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов с 1 января 2021 года) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (вступает в силу с 1 января 2021 года). 2 ТП-отходы Отчетность по форме 2 ТП предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Форма 2-ТП (отходы) предоставляется в территориальные органы Росстата и Росприроднадзора до 1 февраля года, следующего за отчётным годом. 4-ОС Юридический лица, осуществляющие природоохранные мероприятия, а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду заполняют статистическую отчетность по форме 4-ОС и предоставляют её в территориальный орган Росстат по месту нахождения. Программа производственного экологического контроля ППЭК (программа производственного экологического контроля в области обращения с отходами на предприятии) — один из наиболее важных документов, требуемых при проверках природоохранных органов. Программа производственного экологического контроля (ППЭК) содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Кто в ответе за экологию?

Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?

Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.

При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие

Должностная инструкция эколога на предприятии (образец)

Для вашего удобства мы подготовили образец должностной инструкции специалиста-эколога. Ознакомившись с ним, вам будет проще составить собственный документ, исходя из потребностей своего предприятия.

И так, вы закончили учебное заведение, получили корочку инженера-эколога, что дальше? Например, вам повезло и вас сразу взяли на работу. С чего начать, ведь то, что давали в институте совершенно противоположно тому, что предстоит делать на работе. Начинающие экологи задаются вопросом: «Какие мои должностные обязанности»? Попробуем развеять сомнения молодых специалистов и ознакомится с тем, что входит в должностную инструкцию эколога на предприятии.

Должностные обязанности эколога, работающего на предприятии:

  • Осуществление постоянного контроля за выполнением действующих законодательных актов в области охраны окружающей среды, стандартов, норм трудового права, касающихся вредных производственных факторов;
  • Разработка и контроль за выполнением плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • Экологическая экспертиза новых проектов и технологий;
  • Участие в проведение исследовательских работ по очистке сточных вод, сокращению объема загрязняющих выбросов в атмосферу, уменьшению количества отходов;
  • Составление паспортов, графиков аналитического контроля, инструкций;
  • Составление и сдача в срок необходимой отчетности в надзорные органы, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Любое предприятие на территории России, согласно законодательству, для осуществления своей деятельности должно разработать целую систему инженерно-технической документации. В ней организации следует четко указать предельно допустимое и временно согласованное количество выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов. По этим данным оценивается экологическая безопасность на предприятии, воздействие мощностей на гидросферу, атмосферу и окружающую среду в общем. Достоверность этих документов, как говорилось ранее, проверяется раз в пять лет во время аудита.

Получив предписания, предприятие обязуется самостоятельно, без надзора, им следовать, вплоть до очередной проверки. То есть действует своеобразная организация считается законопослушной, пока не будет доказано обратное. Но это не значит, что, пройдя проверку, можно жить спокойно следующие несколько лет. Дело в том, что местные и федеральные органы надзора могут провести аудит в любое время. Причем как плановый, так и спонтанный, спровоцированный местными жителями, пожаловавшимися, например, на чрезмерный шум или загазованность.


Похожие записи:

Добавить комментарий