Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС может начать повторную процедуру исключения из ЕГРЮЛ не ранее чем через год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность запустить обратный процесс у учредителей сохраняется до момента исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ. Поскольку вся власть в этот период принадлежит специальной комиссии, собрание придется созывать самостоятельно. Директор не играет организаторской роли. Учредителям придется проявить инициативу и оформить соответствующие документы.
Сроки подачи заявлений
По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.
Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.
Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:
- Противоречие документа положениям законодательства;
- Нарушение прав граждан или юр. лиц.
Проверка достоверности
Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.
Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.
Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.
Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.
К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится
В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ: Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.
В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций. Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.
Рекомендуем прочесть: Изменения в административном кодексе с 2020 года
Исключение организаций из егрюл. можно ли воскресить компанию, которой уже нет?
Рассматривая материально-правовые основания процесса, в первую очередь нужно обратить внимание на то, когда именно можно начинать оспаривание правомерности ликвидации. Это можно сделать на протяжении трех месяцев, начиная с момента, когда кредиторы узнали о закрытии компании, а значит, о том, что их права были нарушены.
Но когда именно произошел этот момент – точно определить невозможно, поскольку на протяжении двух месяцев ликвидатор должен опубликовать решение о закрытии предприятия в «Вестнике государственной регистрации». Также ликвидационной комиссии необходимо найти всех кредиторов предприятия и письменно сообщить им о закрытии предприятия.
Инфо
То есть кредитор узнает о ликвидации организации уже постфактум, когда ничего нельзя изменить. А с учетом того, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вступило в силу, вложиться в трехмесячный срок его оспаривания чрезвычайно затруднительно.
Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Восстановление компании в ЕГРЮЛ
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными незаконных решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, основанием для приятия решения являются следующие факторы:
- Несоответствие решения государственного органа закону или иному правовому акту. Для отмены решения необходимо обосновать и доказать отсутствие признаков недействующего юридического лица; Следует указать, что оспариваемое решение налогового органа или оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованиям п. п. 1 и 2 ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ. Если решение налогового органа о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не опубликовано или не соблюден порядок такой публикации, следует указать также на нарушение п. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц;
- Нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Юридическое лицо, исключенное из ЕГРЮЛ как недействующее, должно указать, что нарушение его прав и законных интересов выражается в следующем: оспариваемым решением налогового органа или в результате оспариваемых действий налогового органа в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ прекращена правоспособность заявителя как юридического лица.
Интерфакс предоставляет сведения регистрационному органу
- о введении каждой из стадий банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признания корпорация налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства. должника банкротом и открытия конкурсного производства);
- дате введения соответствующей процедуры;
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утвержденных внешнем или конкурсном управляющем (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, его ИНН) и об изменении таких сведений.
Поправки защитили кредиторов
Именно из-за позиции КС РФ в некоторые законы внесли поправки, направленные на защиту кредиторов исключенных компаний. Вот основные.
- В ЕГРЮЛ вносят отметки о банкротстве. Арбитражный суд как только вынесет определение о принятии заявления о признании должника банкротом, сразу направит его в регорган в электронном виде. Регорган обязан сделать отметку в ЕГРЮЛ о том, что компания банкротится (п. 4 ст. 5 Закона No 129-ФЗ).
- Сведения о банкротстве в регорган должен направлять оператор ЕФРСФДЮЛ. Сейчас это «Интерфакс». Предоставлять такую информацию он обязан в виде электронных документов не позднее трех дней со дня ее внесения в данный реестр (см. вынос на полях).
- Нельзя исключить банкротящуюся компанию. Если у регоргана имеются сведения о проводимых в отношении него процедурах банкротства (то есть если эти сведения попали в ЕГРЮЛ), то он не вправе принимать решение о предстоящем исключении (подп. и.2 п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ).
Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая
За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:
- учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
- аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.
Как восстановить ооо которое ликвидировала налоговая
Учредителям придется проявить инициативу и оформить соответствующие документы.
Решение о начале восстановительного процесса подтверждается протоколом. В нем отражают явку собственников на собрание, ход обсуждения и голосование по вопросу. Закрепить надлежит факт отказа от ликвидации, возврат полномочий директору или назначение нового руководителя. В налоговую инспекцию потребуется направить заявление Р14001. Это позволит исключить запись о ликвидации из государственного реестра и вернуться к штатному режиму работы.
Если точных сведений о стадии процедуры у собственников не имеется, делается запрос в ИФНС. Контролирующая служба обязана выдать выписку о наличии или отсутствии в реестре сведений о конкретной компании. Получить документ можно бесплатно в онлайн-режиме. На официальном сайте ведомства действует специальный сервис.
Как восстановить ооо с имуществом которое ликвидировала налоговая
- После принятия решения об отмене закрытия компании полномочия комиссии по ликвидации прекращается. Возникает вопрос, кто является заявителем при отмене ликвидации ООО.
Скачать образец решения о ликвидации ООО (протокол собрания учредителей)
Как отмечалось выше, прекращение процедуры закрытия регламентируется ГК РФ, а именно основных законов, касающихся ООО, а также госрегистрации юридических лиц.
- Готовится необходимый пакет документов, которые передаются в ФНС. В частности, потребуется три бумаги:
- Заявление (форма 14001) о том, что в информацию об ООО, указанную в ЕГРЮЛ, необходимо внести правки.
На подготовку необходимого пакета бумаг дается до трех суток.
- Предъявление бумаг в налоговую службу. Как только все документы заполнены и собраны, требуется отнести их в ту ФНС, которая производила регистрацию ликвидации компании. Все заявления должны иметь подпись директора, а также заверены нотариально. Кроме того, бумаги передаются лично заявителем. Также допускается передача документов через представителя, почтой или через Интернет.
Гражданским кодексом предусмотрена также реорганизация, которая проводится в форме присоединения, слияния, выделения, разделения и преобразования.
Необходимо оценить состояние электронной базы за прошедшие периоды. При отсутствии данных придется ее восстановить.Для подтверждения правильности восстановленного учета, потребуется еще одна аудиторская проверка.Результаты проверок необходимо предоставить в налоговые органы, чтобы восстановить отчетность.
Следует провести инвентаризацию материалов, средств, которые числятся на балансе.
Что делать если должника исключили из ЕГРЮЛ
Доказать, что контрагент на самом деле работал, когда его исключили из ЕГРЮЛ
Если контрагента исключили из ЕГРЮЛ, у вашей компании будет всего год с момента, когда стало известно о нарушении ее прав, чтобы оспорить решение налоговой. Одно из оптимальных оснований для этого — доказать в суде, что причин исключать контрагента вообще не было. То есть необходимо подтвердить, что, когда налоговая приняла решение, контрагент на самом деле продолжал работать. Поможет позиция Верховного суда: нельзя исключать организацию из ЕГРЮЛ только по формальным основаниям. Такое решение следует принимать, только если лицо фактически прекратило свою хозяйственную деятельность.
П. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
П. 24 Обзора судебной практики ВС № 2, утв. Президиумом Верховного суда 30.06.2021
Определение ВС от 26.12.2018 по делу № А28-730/2017
В деле, которое рассматривал Верховный суд, компании помог довод: хотя контрагента уже исключили из ЕГРЮЛ, его представители продолжали активно участвовать в судебном споре с компанией. Они ходили в суд, представляли документы. Из такого процессуального поведения было очевидно, что организация фактически продолжает свою деятельность. В другом деле Верховный суд указывал, что, если идет судебный спор, должника необходимо вернуть в ЕГРЮЛ. Это касается даже случаев, когда кредитор пропустил годовой срок, чтобы обжаловать исключение.
Есть еще один способ доказать, что контрагент — действующее лицо, а значит, должен выполнять обязанности перед вашей компанией. Для этого можно пойти от противного и прибегнуть к инструментам, которые сами инспекции используют в налоговых спорах, когда доказывают фиктивность сделок. Логика такая: по сути, доказывать нужно одно и то же обстоятельство — вела организация фактическую деятельность или нет. К примеру, подтвердить реальную деятельность контрагента могут бумажная и электронная переписка, свидетели, которые расскажут, что организация продолжала заниматься бизнесом, даже когда ее исключили из ЕГРЮЛ.
Например, ее директор участвовал в деловых встречах и звонках, обсуждал планы сотрудничества. Если контрагент размещал рекламу уже после того, как его «заподозрили» в том, что он не существует, об этом также необходимо заявить.
Кроме того, следует обратить внимание на причину, по которой налоговая решила исключить контрагента. В частности, если речь идет о недостоверности сведений, например адреса. Здесь важно, может ли сам госорган доказать, что сведения недостоверны: насколько глубоко он провел проверку и соответствуют ли ее результаты действительности. То есть компании стоит не только предъявлять собственные доказательства, но и поставить под сомнение доказательства оппонента.
Ссылаться, что ранее возражали против исключения, если процедура прошла повторно
Даже если вовремя подали возражения против исключения контрагента, налоговая вскоре может повторно инициировать процедуру. Компания в этом случае рискует пропустить срок на новую подачу возражений, ведь совсем недавно уже решила эту проблему. Если по этой причине не отследили повторную процедуру исключения, вернуть контрагента в ЕГРЮЛ поможет позиция Верховного суда. Он поддержал компанию в споре с налоговой инспекцией и объяснил, когда та не вправе повторно начинать процедуру исключения.
Причина спора была в том, что контрагента компании исключили из ЕГРЮЛ. Три инстанции отказали компании, которая оспаривала решение налоговиков: она не подала возражения в течение трех месяцев с момента, когда появилась запись о будущем исключении. Верховный суд отменил судебные акты и направил дело на пересмотр. Суды не учли, что ИФНС попыталась исключить организацию уже второй раз за год. В первый раз компания успела возразить в срок, но налоговики возобновили процедуру уже через месяц. Значит, знали о претензиях кредитора, когда принимали решение. Верховный суд признал, что компания не могла утратить интерес к тому, чтобы контрагент оставался в ЕГРЮЛ.
Определение ВС от 28.10.2021 по делу № А40-40380/2020
Указать на недобросовестность директора и предъявить иск к нему
Если не удалось восстановить контрагента в ЕГРЮЛ, рекомендуем потребовать деньги напрямую от его бывшего руководителя. Теперь сделать это проще. В 2021 году Конституционный суд установил презумпцию виновности должностных лиц в том случае, если организацию с долгами исключили из реестра как недействующую.КС По мнению КС, именно бывший руководитель обязан доказывать свою невиновность в том, что организация не смогла погасить долги перед кредиторами.
Постановление КС от 21.05.2021 № 20-П
Ранее суды требовали от кредиторов доказать, что контрагента исключили из ЕГРЮЛ именно из-за недобросовестного или неразумного поведения его руководства. Не доказали — получали ��тказ в иске к директору. КС изменил этот подход и указал: кредиторы объективно не могут обладать полной информацией о внутренних делах контрагента и о действиях его управленцев. Также КС пояснил, что можно считать признаком недобросовестности. Это то, что руководители знали о судебных решениях по долгам организации, но все равно не начали ликвидацию или банкротство. Значит, пренебрегли своими обязанностями.
Позицию КС скорректировал Верховный суд. Он отметил: самого по себе факта того, что контрагента исключили из ЕГРЮЛ, недостаточно, чтобы взыскать с его бенефициаров долги организации. Кредитору необходимо доказать причинно-следственную связь между долгом и неразумным или недобросовестным поведением управленца. То есть нужно подтвердить: налоговая исключила контрагента из-за недостоверных сведений в реестре, а директор знал об этом и не пытался устранить «недоразумение». Одного лишь бездействия директора недостаточно, чтобы привлечь его к субсидиарной ответственности. Важно доказать его вину в том, что задолженность не погасили.
Определение ВС от 28.10.2021 по делу № А40-40380/2020
В этом году Верховный суд объяснил, как работать с доказыванием в спорах о субсидиарной ответственности, если должника компании исключили из ЕГРЮЛ. Теперь получить такой долг с его директора станет проще, если действовать исходя из позиций ВС. Еще в статье разобрали, как с помощью позиций Верховного суда предотвратить или разрешить корпоративные конфликты в компании, а также получить от экс-директора документы. Как применять новые подходы ВС, читайте далее.
Исключение компании или контрагента из ЕГРЮЛ
Компания с отметкой о недостоверности данных в ЕГРЮЛ с налоговой точки зрения становится рискованным контрагентом, может лишиться возможности участвовать в госзакупках и распоряжаться расчетными счетами, а также столкнуться с претензией контрагентов о компенсации убытков, которые вызваны недостоверными сведениями о компании в ЕГРЮЛ (ст. 54.1 НК РФ; письмо ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872; письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № Д28и-1214, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10; п. 4 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088; п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Такая пометка может возникнуть, если руководитель или участник компании сам представит в налоговую инспекцию заявление о недостоверности соответствующих сведений или если ФНС по результатам проверки выявит недостоверную информацию об адресе, участниках компании и (или) ее руководителе.
В последнем случае у компании есть 30 дней с даты направления уведомления, чтобы подтвердить сведения и представить соответствующие документы. И только если компания не представит их по истечении этого срока, в ЕГРЮЛ будет внесена пометка о недостоверности сведений (п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.
2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Административный порядок обжалования
Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:
- Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
- Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
- Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
Жалоба направляется:
- через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
- непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.
Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.
Похожие записи: