Часто задаваемые вопросы по противодействию коррупции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часто задаваемые вопросы по противодействию коррупции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.

Ук рф статья 290. получение взятки / консультантплюс

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Понятие получения взятки

Взяткой применительно к уголовному праву называют незаконное вознаграждение, получаемое должностными лицами за различные действия, бездействие, сопряженные с осуществлением ими полномочий по службе. Это всегда материальная выгода для ее получателя, имеющая денежное выражение.

Таким образом, для ответственности по УК вознаграждение должно быть:

  • незаконным;
  • получено человеком, отвечающим указанным в законе признакам;
  • получено за действия или бездействия, относящиеся к полномочиям взяточника, или, исходя из занимаемого поста, он мог их совершить либо им поспособствовать.

Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.

По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.

Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов. Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление. Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ.

Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.

Комментарии к статье 290 УК РФ

Объект преступления — осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления.

Предметом взяточничества (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатное либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта .

——

См.: пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // РГ. 2013. 17 июля.

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

Читайте также:  За поддержку образовательных организаций бизнес получит налоговый вычет

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

К действиям (бездействию), входящим в служебные полномочия должностного лица, относятся такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Иными словами, это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Кроме того, в приговоре должны быть описаны конкретные действия, связанные со служебными полномочиями должностного лица.

Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 9 июля 2013 г. N 24 разъяснил, что способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействия) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Вместе с тем получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействия) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий. Оно может, в частности, проявляться в необоснованно�� назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

Общее попустительство рассматривается как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 обращается внимание на то, что время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Под взяткой в нашей стране понимаются деньги или любые материально оцениваемые вещи, передаваемые, как подкуп, для получения каких-либо выгод или привилегий. Зачастую взяткой подкупают кого-либо для обхода существующих в государстве общих законных процедур: чтобы упростить или ускорить какой-то процесс. А иногда и вообще провести его формально. К примеру, лишь создать видимость проведения налоговой или иной надзорной проверки.

Внимание! В результате подобных противоправных поступков наносится серьезный урон не только экономике, социальной и многим другим сферам жизнедеятельности общества, но и правоприменительной и правозащитной практике. Поскольку получателями взяток зачастую выступают также сотрудники правоохранительных органов, в том числе работники судебной системы.

Что представляет собой получение взятки

Это получение работником государственных органов от взяткодателя некой суммы денег, вещей или ценных бумаг, а также услуг за совершение конкретных действий в чью-либо пользу, или наоборот, когда лицо, передавшее взятку, просит не совершать определенные действия. Обладая соответствующими полномочиями, взяткополучатель соглашается исполнить просьбу взяткодателя за определенное вознаграждение или оказание услуги.

Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена в статье 290 Уголовного кодекса РФ.

На сегодняшний день в законе нет суммы, которая считается минимальной взяткой. Из этого получается, что даже незначительная денежная сумма может быть расценена, как взятка, если она передана за выполнение взяткополучателем определенных законных или противозаконных действий, либо бездействие.

Вместе с тем, законодатель ввел разграничения по размеру суммы взятки и определил, что получение денежной суммы менее 10 000 рублей представляет собой мелкое взяточничество, ответственность за которое наступает по статье 291.2. Уголовного кодекса РФ. Данное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести, и наказание за него существенно мягче, чем по ст. 290 УК РФ.

Если же взяткодатель передает должностному лицу не деньги, а имущество, таковое будет считаться взяткой, если его стоимость будет превышать денежную сумму в размере 3 000 рублей.

Чем грозит получение взятки должностному лицу при исполнении?

Ответственность предусмотрена в ст. 290 УК РФ:

  • за получение взятки должностным лицом предусмотрено наказание в виде штрафа до 1 млн. руб. либо в виде заработной платы за период до 24 месяцев, исправительные работы сроком от 1 до 2 лет, принудительные работы сроком до 5 лет, лишение свободы сроком до 3 лет со штрафом или без него. При этом дополнительно может быть предусмотрено наказание в виде лишения права занимать некие должности;
  • за получение взятки значительного размера (свыше 25 тысяч рублей) должностному лицу грозит наказание в виде штрафа от 200 тысяч до 1,5 млн. руб. или в размере зарплаты в течение полугода — 2 лет. Либо это может быть наказание в виде штрафа от 30-кратной до 60-кратной суммы незаконного денежного вознаграждения, либо лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом или без него. Лишение права занимать определенные должности также устанавливается судом;
  • если взятку получило должностное лицо, занимающее государственную должность в РФ или государственную должность субъекта РФ, тогда наказание может быть в виде штрафа от 1 млн. руб. до 3 млн. руб. или зарплата за период от 1 до 3 лет. Также наказание может выражаться в виде штрафа от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы сроком от 5 до 10 лет со штрафом или без него. При этом должностному лицу зачастую также запрещают занимать определенные государственные должности;
  • за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) должному лицу грозит наказание в виде штрафа от 3 млн. руб. до 5 млн. руб. либо зарплата за период от 3 до 5 лет, либо штраф в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки. Также может быть предусмотрена ответственность в виде ограничения права заниматься определенной деятельностью сроком до 15 лет или лишение свободы сроком от 8 до 15 лет со штрафом или без него.
Читайте также:  Как наследуется совместно нажитое имущество после смерти одного из супругов?

Если взятка была осуществлена группой лиц по сговору либо группа лиц вымогала взятку, предлагала незаконные денежные средства в крупном размере (от 150 тысяч рублей) для получения своих выгод, тогда каждому члену незаконно организованной группы может грозить наказание в виде штрафа от 2 млн. до 4 млн. руб. либо размер зарплаты за период о 2 до 4 лет.

Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.

Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.

Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:

  1. Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
  2. Отказывают в возбуждении при его отсутствии.

Вам помогла статья?

Ответственность за дачу взятки

Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:

  • простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
  • передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
  • крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
  • получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.

Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.

В статье 290 УК РФ перечисляются те, кто может стать привлеченным к ответственности за получение взятки: это должностные лица – то есть представители власти, официально наделенные государством определенными функциями.

Опираясь на судебную практику, чаще всего фигурантами коррупционных дел являются:

  • сотрудники полиции (за возбуждение дел или, наоборот, отказ в возбуждении; за незаконное прекращение, приостановление дел, инициирование необоснованных административных дел или наоборот, прекращение производства по ним; искусственное создание доказательств или напротив, уничтожение имеющихся; подделка материалов проверки, протоколов допроса и т.д.);
  • судебные приставы (за невозбуждение исполнительного производства, занижение стоимости описанного имущества, за незаконное исключение из описи, за безосновательное прекращение исполнительного производства, сокрытие доходов должника и бездействие в принятии мер по установлению таковых т.д.);
  • сотрудники государственных и муниципальных органов (выражаясь простым языком – чиновники) – в основном, это начальники отделов, а также высший руководящий состав (за незаконное выделение земельных участков, выдачу различных разрешений – на строительство, размещение киосков, торговых палаток и т.д.);
  • преподаватели ВУЗов, колледжей, училищ – за положительные оценки учащимся, которые фактически не обладают необходимыми знаниями;
  • работники медицинских учреждений – больниц, поликлиник, это могут быть как врачи, так и руководящий состав – за оформление медицинских документов и постановку неверных диагнозов, освобождений от труда и т.д.;
  • контрольно-надзорные органы – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Жилищная, Пожарная и Трудовая инспекции – за непроведение проверок, сокрытие нарушений законодательства и т.д.;
  • сотрудники системы исполнения наказаний – за незаконное условно-досрочное освобождение или снятие судимости (уголовно-исполнительные инспекции), замена наказания на более мягкое, передача запрещенных к использованию предметов – средств связи, алкоголя и т.д.

Кроме того, субъектами получения взятки могут быть:

  • иностранные должностные лица – те, кто несут службу в исполнительном, законодательном или судебном органе другой страны, а также работают публично в интересах иностранного государства;
  • должностные лица публичной международной организации.

Отдельная статья за взяточничество в размере, не превышающем 10000 рублей, была введена в УК РФ в июле 2016 года. Так, статьей 291.2 УК РФ «мелкое взяточничество» предусматривается ответственность за те же действия, что и в ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, но сумма, предназначенная должностному лицу, должна быть равна или меньше 10000 рублей. За такую сравнительно мелкую коррупцию во всех трех формах (личное получение или личная передача ценностей, а также при участии посредника) виновный может понести наказание:

  • в виде штрафа до 200000 рублей, исправительных работ до 1 года, ограничения свободы до 2 лет, лишения свободы до 1 года;
  • в виде штрафа до одного миллиона рублей; в виде исправительных работ максимум на 3 года, ограничения свободы до 4 лет, лишения свободы до 3 лет (в отношении тех, кто не в первый раз привлекается по аналогичной статье УК РФ, или по ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ).

От многократного мелкого взяточничества следует отличать действия, направленные на передачу одной большой суммы частями – тогда уголовная ответственность за дачу взятки наступает исходя из общей суммы, оговоренной изначально.

Отдельного внимания заслуживают посредники во взяточничестве. Это те лица, через которых передают имущество или деньги за услугу – другими словами, некое промежуточное звено между взяткодателем и взяткополучателем. Считается, что более 40% всех коррупционных преступлений совершаются именно через посредников.

Для цепочки «взяткодатель-посредник-взяткополучатель» характерно:

  • близкое знакомство (часто – дружба) посредника с взяткодателем и взяткополучателем;
  • невозможность взяткодателя вступить в прямой контакт с должностным лицом, которому предназначаются деньги. Это может быть из-за того, что они вообще незнакомы или малознакомы, что не позволяет решить напрямую деликатный вопрос;
  • чаще всего посредник тоже приобретает часть выгоды. Это может быть заранее оговоренная часть суммы от денежных средств, предназначенных должностному лицу, или какая-то услуга, которую окажет ему тот, по чьему поручению действует лицо. Посредник может и не поставить в известность других участников преступного плана о том, что до чиновника «дойдет» не вся сумма, и тайно взять часть денег себе. Такие нюансы никак не влияют на квалификацию действий посредника – то есть, неважно, действует ли он бескорыстно или за вознаграждение, уголовная ответственность неминуема.
Читайте также:  Учет давальческой переработки и материалов в 1С 8.3: позиция переработчика

Пример №15, характерный пример коррупции с участием третьих лиц.

На заочном отделении в институте преподаватель истории Ворохов У.В. обратился к старосте группы Аленовой Е.К., которой сообщил о необходимости собрать со всех студентов по 1000 рублей за зачет. На предложение быть посредником староста согласилась — ранее уже были такие прецеденты по другим предметам. Аленова Е.К., собрав деньги со студентов группы, в назначенное время передала их преподавателю. Тем самым она совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.

Посредники могут быть признаны виновными за совершение преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ (посредничество), если:

  • сумма переданного вознаграждения превышает 25000 рублей. Если сумма меньше, то уголовной ответственности по данной статье не будет, что не исключает возбуждение других уголовных дел — например, за совершение должностного преступления, растраты, подлога и т.д.;
  • посредник действовал не в своих интересах, а по поручению взяткодателя или взяткополучателя, или их обоих;
  • доказана непосредственная передача денег посредником – то есть, имеются неоспоримые данные о том, что именно данное лицо передало взяткополучателю денежные средства по поручению. Если органы следствия такими данными не располагают, то состав преступления по ст. 291.1 УК РФ практически доказать невозможно;
  • посредник еще не передал деньги, но пообещал это сделать, то есть выразил свое намерение оказать посреднические услуги в получении и даче взятки. При этом инициатива может исходить как от самого посредника (когда он себя «предлагает» в такой роди) или от другого лица (когда человек соглашается на предложение стать «промежуточным звеном» в коррупционной цепочке).

Специалисты уголовного права считают, что словесное обещание передать деньги, то есть выступить в качестве посредника, не образует состава преступления, поскольку должны быть конкретные действия, подтверждающие такие намерения. Так, это может быть реальное назначение встречи, в ходе которой посредник взял часть суммы и пообещал вручить ее по адресу, а также подтвержденный аудиозаписью разговор с должностным лицом о назначении места и встречи, о характере предполагаемых действий в обмен на ценности и т.д.

Кроме того, если посредник взял деньги для передачи по назначению, но не намеревался этого сделать, в его действиях коррупционного преступления нет, но может быть мошенничество.

Пример №16. Адвокат по гражданским делам Еременко А.Д. пообещал своему клиенту, что повлияет на судебное решение о разделе имущества, якобы он очень хорошо знает мирового судью. Еременко А.Д. сообщил, что его посреднические услуги по передаче судье денег (была названа сумма 50000 рублей), клиент согласился. На самом деле, адвокат знал сложившуюся судебную практику по семейным спорам и предполагал, что выиграет суд — так и получилось. Адвокат изначально не намеревался передавать деньги судье, он их присвоил себе, а клиента обманул. Поскольку здесь есть обман, введение в заблуждение, а коррупционные признаки и участие в договоренности судьи (то есть должностного лица, наделенного судебной властью) отсутствуют, действия адвоката были квалифицированы как мошенничество.

Наказание за посредничество в коррупции может достигать:

  • штрафа в размере 700000 рублей или 20-40-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы до 4-х лет.
  • штрафа в размере до 1 миллиона рублей или 20-50-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 3-х до 7-ми лет – такое наказание может быть при посредничестве в передаче ценностей за незаконные действия или лицом с использованием служебного положения;
  • штрафа в размере от 1-го до 2-х миллионов рублей или 50-70-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 5-ти до 10-ти лет – за действия в составе преступной группы или (и) если сумма переданных денег превышает 150000 рублей;
  • штрафа в размере от полутора до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 7-ми до 12-ти лет – если общая сумма переданных денег или имущества превышает 1 миллион рублей;
  • штрафа в размере до 3-х миллионов рублей или до 70-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы до 7-ми лет – за обещание или предложение стать посредником в коррупционном преступлении.

Во всех перечисленных вариантах может быть дополнительно назначено наказание в виде запрета занимать должности или заниматься деятельностью на срок от 3-х до 7-ми лет.

Отличие дачи взятки от коммерческого подкупа


Статьями 204, 204.1 и 204.2 УК оговорена уголовная ответственность за так называемый коммерческий подкуп. Такое деяние относится к преступлениям, наносящим вред службе в коммерческих структурах и других подобных организациях (глава 23 УК).

По сути, коммерческий подкуп считается особой разновидностью взятки, поскольку он также означает передачу незаконного вознаграждения за выполнение его получателем – менеджером коммерческой организации – встречных обязательств. При этом карается как неправомерная передача такого вознаграждения, так и его неправомерное получение. Отдельные санкции предусмотрены за посредничество в таком подкупе, а также за совершение этого деяния в мелком размере (до 10000 рублей включительно).

Однако между этими преступными деяниями, караемыми по разным статьям УК, всё же имеется ощутимое отличие:

  1. Взятка, которая наказывается по статьям 290-291.2 УК, всегда передается должностному лицу какого-либо официального органа власти (муниципальной, региональной, государственной). Определение такого должностного лица дано Примечанием 1 статьи 285 УК.
  2. При коммерческом подкупе, наказываемом по статьям 204-204.2 УК, получателем незаконного вознаграждения выступает субъект, являющийся управленцем в коммерческой структуре или другой подобной организации. Определение такого субъекта дано абзацем 3 пункта 11 Постановления № 19 Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009.

Таким образом, существенное отличие состоит в том, кто является получателем незаконного вознаграждения.

Ответственность за взятку сотруднику ГИБДД

Ну а поскольку внушительное число водителей предпочитают «решить вопрос на месте», а не доводить дело до суда, эта статья будет для них интересна. Приступим.

Уголовный кодекс предусматривает возможность для водителя, дающего взятку, избежать за нее ответственности. (У принимающего взятку сотрудника ГИБДД подобной возможности нет.)

Вполне естественно, что с ростом размера взятки растет и размер наказания. Замечу, что наказание для водителя значительно меньше, чем наказание для сотрудника ГИБДД за то же самое преступление.

Тем не менее за взятку в размере 100 рублей можно на 2 года оказаться за решеткой. Не думаю, что такая перспектива хоть кого-то порадует.

  • значительный размер взятки — более 25 000 рублей;
  • крупный размер взятки — более 150 000 рублей;
  • особо крупный размер взятки — более 1 000 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий