Как подать сведения об участнике в РНП в ЕИС в электронном виде? / Заказчикам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать сведения об участнике в РНП в ЕИС в электронном виде? / Заказчикам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Последствия включения в РНП или отказа от включения

Какие будут последствия для заказчика, если контрагента включили в РНП?

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не является основанием для одностороннего отказа от его исполнения со стороны заказчика.

Нахождение в РНП не означает, что ваш контракт будет расторгнут.

Поставщик, однажды включенный в РНП и имеющий контракт, не может в одностороннем порядке отменить этот контракт. Даже если поставщик включен в РНП на момент подписания контракта, это не влияет на права и обязанности, вытекающие из контракта, который уже был подписан и выполнен. Об этом говорится в решении Верховного суда № 310-ЕС21-7923 от 3 июня 2021 года и письме ФАС № AC / 4048 3/15 от 6 августа 2015 года.

Какие будут последствия для заказчика, если контрагента отказались включать в РНП?

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Главная причина этих проблем — пренебрежение законом и правилами проведения государственных торгов. Сюда же относится игнорирование требований, которые государство предъявляет к участникам госзакупок, обеспечениям или к предоставляемой ими документации. Часто игнорирование происходит по причине недостаточной компетентности персонала, который готовит документы для участия тендерах. Здесь у каждого претендента есть два пути для улучшения ситуации:

  • Первый путь: постоянно обучать своих сотрудников. Подстраиваться под изменения законов и требований. Но не факт, что сотрудник, получив необходимые навыки со знаниями, не уйдет за лучшей долей к конкуренту или в длительный декретный отпуск.
  • Второй вариант: заключить договор на постоянное сопровождение с компанией, которая успешно занимается ведением дел по участию в государственных или коммерческих торгах. Расходы на сотрудника вместе с рисками в этом случае нивелируются.

Кого вносят в реестр?

Как правило, все документы, для включения того или иного поставщика в РНП готовит непосредственно сам заказчик. После этого он просто направляет бумаги в особый контролирующий орган. Обычно только после тщательного рассмотрения всех материалов, ФАС принимает решение относительно включения или исключения информации относительно поставщика в таком списке, как реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ. Существует всего несколько реакций, на основании которых организация попадает в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ:

  1. Победитель уклонился от процесса заключение контракта. В данной ситуации действия заказчика сводятся к тому, чтобы направить в ФАС реестр недобросовестных поставщиков информацию и все требуемые документы в течение трех или чуть более рабочих дней.
  2. Единственный, кто принимал участие в закупке, полностью уклонился от процесса заключения контракта. В подобной ситуации заказчик должен в течение пяти дней с того времени, как истек срок закупки и подписания договора, отправляет документы в ФАС.
  3. Заказчик полностью расторгает действующие контракты. Если контракт ни по одному из пунктов не исполняется или осуществляется его исполнение ненадлежащим образом, то его можно расторгнуть по суду или в особом одностороннем порядке. В подобной ситуации заказчик в течение трех дней обязательно должен направить все документы и требуемую информацию. При необходимости заказчик может получить такой документ, как выписка из реестра недобросовестных поставщиков.
Читайте также:  Установленные льготы и пособия в 2021 году для матери-одиночки

Когда можно обратиться с требованием об исключении из Реестра

По общему правилу компанию, попавшую в Реестр, исключат через 2 года. Срок считается со дня включения.

Однако присутствует ряд ситуаций, в которых допустимо исключение из РНП раньше срока — процедура возможна только через суд. Но для этого поставщику придется собрать доказательную базу и подтвердить, что он не нарушал обязательства, или это произошло не по его вине.

Допустим, между компаниями был заключен договор на поставку молочной продукции. Заказчик принял ее и подписал соответствующие акты, подтверждающие отсутствие претензий к качеству товара. В последующем была направлена жалоба на поставщика в связи с тем, что продукция не соответствует требованиям сертификации. ФАС рассмотрела обращение и включила компанию в РНП. Однако поставщик обратился в суд, предоставив акты приема товара. Заявление было рассмотрено, после чего компанию исключили из Реестра. Суд обосновал это тем, что заказчик принял предоставленную в рамках контракта продукцию, и у него не возникло претензий изначально.

Какова процедура включения в реестр

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:

  • информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от основания включения поставщика в реестр:

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Читайте также:  Статья 415 ГК РФ. Прощение долга

Порядок действий при обжаловании решения ФАС

Право на обращение в суд закреплено в законах о контрактной системе. Но сама процедура подчиняется правилам АПК РФ.

Для подачи иска о признании недействительным ненормативного акта УФАС/ФАС – решения о включении в РНП – отводится 3 месяца. Срок считается с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов истца. Чтобы не было проблем с нарушением срока, желательно готовить документы в арбитражный суд сразу, как только ФАС вынес решение и включил вашу организацию в РНП. Срок можно восстановить, если он нарушен по уважительным причинам, но не стоит доводить до крайностей – это лишняя головная боль.

Заявление подаётся в порядке ст.ст. 198,199 АПК РФ. Оно готовится по правилам составления иска, но, кроме того, обязательно должно содержать:

  • Описание оспариваемого решения ФАС (его текст приобщается к заявлению): кто и когда принял решение, его номер, о чем оно (кратко).
  • Указание на права и интересы, которые нарушены оспариваемым актом. Здесь всё просто – незаконное, необоснованное включение в реестр недобросовестных поставщиков само по себе нарушает права и интересы, лишая заявителя возможности участвовать в госзакупках.
  • Перечень и описание нарушений, которые были допущены при принятии решения о включении в РНП или самим таким решением.
  • Требование заявителя – признать решение ФАС незаконным и необоснованным.

Вместе с заявлением подготовьте и направьте в арбитражный суд ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения. Если суд его удовлетворит, на время процесса вас должны исключить из реестра – это даст возможность продолжить участвовать в закупках на общих со всеми участниками правах. Довод для ходатайства – спорность решения ФАС, репутационные потери, лишение вас возможности участвовать в госзакупках и, соответственно, связанные с этим убытки в виде упущенной выгоды.

Срок рассмотрения заявления судом – 3 месяца, но может быть продлен до 6 месяцев исходя из сложности дела.

Важно помнить, что действующая редакция Гражданского кодекса обязывает заказчика до обращения в суд предпринять попытку урегулировать разногласия с исполнителем в досудебном порядке. И только при невозможности такого урегулирования заказчик может обращаться в суд. Обратите внимание, что если суд расторгает договор, то срок для обращения в ФАС отсчитывается с наступления даты такого расторжения.

Также стоит не упустить из виду тот факт, что в рамках закона № 44-ФЗ сроки для обращения в ФАС по поводу недобросовестности поставщика установлены в рабочих днях. А вот в рамках закона № 223-ФЗ в случае с судебным решением также фигурируют рабочие дни, тогда как при уклонении поставщика от заключения договора срок обращения в ФАС исчисляется в календарных днях.

Порядок включения поставщика в РНП

В первую очередь заказчик направляет в ФАС заявление о включении поставщика в реестр с приложением подтверждающих документов (контракт, передаточные документы, переписка, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и др.).

Затем, ФАС в трехдневный срок рассматривает заявление на предмет его соответствие формальным требованиям, указанным в законе, и, при ненадлежащем оформлении или неприложении необходимых документов, возвращает его заявителю.

Далее, назначается заседание комиссии ФАС по рассмотрению заявления.

В заседании участвуют обе стороны контракта, и каждая из них вправе представлять свою позицию – имеется определенное процедурное сходство с судебным разбирательством.

По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение о включении поставщика в РНП либо об отказе в удовлетворении заявления.

Последствия включения в РНП

Формально наличие в реестре сведений о том или ином лице не имеет негативного влияния на поставщика.

Вместе с тем, оказаться в «черном списке» чревато дальнейшей невозможностью участия в закупочных процедурах (в ряде случаев на этапе формирования закупочной документации заказчики прописывают в качестве условия отсутствие в РНП).

Кроме того, как уже упоминалось ранее, сведения о наличии поставщика в РНП формирует отрицательное впечатление о контрагенте и у обычных, частных, лиц.

Помимо последствий собственно для компании, применение данной меры ответственности может плохо сказаться также и на ее участниках: так, например, если компания включена в РНП, ее участник (учредитель), обладающий статусом ИП может также быть не допущен к госзакупкам.

Исключение из РНП в суде

Решение ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков следует оспаривать в судебном порядке. Жалоба на решение УФАС с требованием исключить из РНП подается в Арбитражный суд.

Поручите исключение из РНП в суде юристам компании «ЮРФИНАНС». Судебная защита организации, которую включили в реестр недобросовестных поставщиков, будет поручена арбитражному юристу по закону 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Читайте также:  Что такое товарищество собственников недвижимости (ТСН)?

Услуги юриста по исключению из РНП в суде:

  • проводится анализ тендерной документации, заявки на участие в тендере и выявление нарушений;
  • эффективные варианты и способы исключения из РНП доводятся до сведения клиента;
  • после согласования правовой позиции — подготовка жалобы на решение ФАС в Арбитражный суд;
  • при положительном решении суда, в УФАС направляется заявление для исключения предприятия из реестра недобросовестных поставщиков

Судебная практика по исключению из реестра недобросовестных поставщиков, свидетельствует, что решения ФАС могут быть отменены. Опыт юристов нашей компании, позволит убрать организацию из РНП в максимально короткие сроки.

Ведение реестра, в том числе включение и исключение из него сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) производится подразделениями Федеральной антимонопольной службы России. Уполномоченным на ведение реестра недобросовестных поставщиков является ФАС России (в соответствии с Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным Постановлением Правительства от 15 мая 2007 года № 292).

Исключение сведений из реестра производится ФАС России только по истечении двух лет со дня их внесения в реестр (ч. 9 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе). В течение этого срока поставщики могут быть полностью ограничены в участии в государственных и муниципальных торгах. Так, согласно положениям о контрактной системе, при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить дополнительное требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в РНП. В этом случае лицо, сведения о котором находятся в реестре, не будет допущено до участия в торгах.

Предлагаем далее рассмотреть случаи, когда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, существующей правоприменительной практикой сведения об участниках размещения заказа могут быть включены в РНП.

В РНП включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного (муниципального) контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные (муниципальные) контракты по решению суда были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных (муниципальных) контрактов.

В большинстве случаев участники размещения заказа попадают в РНП при уклонении от заключения контракта. При этом под «уклонением» может пониматься как прямой отказ поставщика от заключения контракта, так и не подписание поставщиком такого контракта и не предоставление обеспечения исполнения контракта, в установленный законом срок.

Об отказе поставщика от подписания контракта однозначно свидетельствуют следующие документы: решение суда о понуждении поставщика заключить контракт, либо уведомление поставщика об отказе от заключения контракта. На основании данных документов ФАС России принимает решение о внесении сведений о поставщике в РНП без проведения дополнительной проверки.

Согласно Разъяснениям ФАС России «По ведению реестра недобросовестных поставщиков» от 26.10.2007г. под уведомлением об отказе от заключения контракта следует понимать документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить контракт. По мнению ФАС России, представление участником размещения заказа предложения о заключении контракта на условиях, отличающихся от тех, которые указаны в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), также следует расценивать как отказ от заключения контракта и безусловное основание для включения сведений о таком участнике размещения заказа в РНП.

К примеру, протокол разногласий, содержащий предложение участника размещения заказа заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в проекте контракта следует рассматривать в качестве документа, свидетельствующего об отказе от заключения контракта, если он подписан уполномоченным представителем участника размещения заказа.

Защита прав (минимизация рисков зачисления в реестр)

Для любого предпринимателя признание недобросовестным поставщиком является серьезной неприятностью, которая ограничивает бизнес деятельность. Имидж надежного партнера теряется, снижается прибыль. Хотя в ФАС уверяют, что каждый случай детально изучается, вина устанавливается индивидуально, ошибки все же случаются. Поэтому важно знать, как оспорить внесение в реестр в арбитражном суде согласно главе 24 Процессуального кодекса.

Объективно у комиссии ФАС не достаточно времени, чтобы тщательно рассмотреть все нюансы, поэтому необоснованные решения принимаются. Не согласны с ними многие участники торгов. Кроме того, не является секретом то обстоятельство, что государственные органы и муниципалитеты часто ведут себя недобросовестно. Это проявляется как не предоставление документов и других ресурсов, необходимых для выполнения контракта, затягивание сроков, увеличение объемов поставки или работ.

Прежде всего, необходимо получить решение комиссии ФАС, чтобы определить, что послужило причиной внесения в реестр. Иск в суд по местоположению предприятия можно подать в течение 3-х месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий