Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция ответственного за БДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки рассмотрения дтп с пострадавшими увеличиваются, так как бумажной работы становится несравненно больше. Если произошла такая авария, то степень ее последствий, как и срок давности по дтп с пострадавшими зависит от разных факторов, основной из них – это степень и характер вреда, который был причинен пострадавшему. Порядок расследования дтп с пострадавшими также будет основываться на множестве факторов, и от действий самих участников аварии. Если ты попал в дтп с пострадавшим, главное никогда не покидать место аварии, в противном случае последствия будут куда серьезней. Оформление при дтп с пострадавшим будет стоять не на первом месте, сначала нужно оказать помощь человеку, который получил увечья.
Действия при ДТП с пострадавшими
Цели и основания проведения
Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, обладающие транспортом, обязаны проводить служебное расследование ДТП по следующим причинам:
1. Результаты вносятся в журнал учета дорожно-транспортных происшествий. Этот и другие документы по аварийным ситуациям могут запросить УГАДН в случае внеплановых и плановых проверок БДД в организации.
2. Рассмотрение аварии помогает предотвращать аналогичные инциденты в будущем, становится примером в формировании мер безопасности для предупреждения ДТП.
Требования об учете и анализе происшествий с участием транспортных средств закреплены в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Положения о служебном расследовании ДТП регламентированы Приказом Минтранса РФ № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».
Назначенное лицо обязано разрабатывать и проводить мероприятия для предотвращения аварий. При возникновении дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей организации именно ответственный за БДД анализирует ситуацию, планирует методы предотвращения схожих инцидентов в будущем, доносит информацию до водителей и других сотрудников. Выбранный для обеспечения безопасности сотрудник анализирует аварийность на маршрутах, используемых транспортом компании.
Именно ответственный за БДД проводит вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи для водителей, контролирует режим труда и отдыха управляющих транспортом. В обязанности также входит проведение мероприятий по усилению безопасности на дороге, обучение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Специалист по БДД назначает водителям стажировки и организует работу наставников. Данная должность на предприятии обязывает вести и проверять документацию, связанную с прохождением предрейсовых технических и медицинских осмотров.
Требования к ответственным за БДД.
На всех предприятиях, эксплуатирующих автотранспорт, должен быть ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. То же самое касается частных предпринимателей, занимающихся автоперевозками: они тоже должны назначить ответственного.
Руководитель предприятия издает приказ о назначении специалиста ответственным за БДД.
По сути, такой специалист – контролер: он контролирует безопасность. Поэтому его функции нельзя поручить специалисту по охране труда: функции контролера нельзя поручить исполнителю, а специалист по охране труда является как раз исполнителем в деле безопасности. Однако последний обязан оказывать методическую помощь специалисту по БДД. Работа транспортной службы и службы охраны труда на автопредприятии подчиняются одной задаче: минимизировать риск травматизма.
РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Для проведения служебного расследования по факту участия в дорожно-транспортном происшествии транспортного средства, которое принадлежит предприятию, отводится 5 дней.
Если в результате ДТП есть 2 и более погибших, или число пострадавших превышает 4 человека, то служебное расследование должно быть закончено в течение 7 дней.
В тех случаях, когда в аварии погибло семь и более человек, или получили ранения более 14 человек, служебное расследование проводится на уровне региона, и на это законодатель отводит 10 дней.
Сроки определены сжатые, но установленного времени достаточно, чтобы достичь целей служебного расследования.
Служебное расследование обстоятельств ДТП с участием транспорта предприятия начинается с осмотра места происшествия. Обычно, это поручается сотруднику, который отвечает за безопасность дорожного движения на предприятии.
Действия такого специалиста на месте ДТП похожи на действия водителя, однако, ответственность на таком работнике значительно выше. Поэтому его действия должны отличаться тщательностью.
Прежде всего:
- должна быть оказана помощь пострадавшим в результате аварии;
- затем принимаются меры к сохранению следов происшествия и недопущению дальнейших столкновений транспортных средств в месте совершения первичного ДТП;
- принять меры к поиску и установлению личности очевидцев происшествия и получения от них объективных показаний.
Затем следует приступить к сбору информации. Следует иметь в виду, что чем больше информации будет собрано, тем проще будет провести анализ происшествия и сделать выводы о его причинах и условиях.
Современные технические средства позволяют значительно сократить процесс сбора информации, а также предоставляют возможность просмотреть полученные данные всем членам комиссии и руководству предприятия.
Служебная проверка на предприятии при ДТП
Встречи инженера, ответственного за БДД, с сотрудниками проводятся на регулярной основе. При разработке нормативов, касающихся БДД на автотранспортных предприятиях (далее АТП), особое внимание уделяется спецподготовке водителей. Занятия проводятся при трудоустройстве, затем ежегодно.
Инструктаж персонала обеспечивается специалистом, ответственным за БДД. Количество занятий зависит от тематики.
Различают несколько видов инструктажа:
- при приеме на работу – вводный;
- перед выходом на линию – предрейсовый;
- дважды в год – сезонный;
- при необходимости (например, при изменении маршрута) – специальный.
При трудоустройстве сотрудника, а также в случае перерыва в деятельности по управлению ТС более года, проводится его стажировка. Разрешение на работу водителем оформляется после успешного прохождения курса.
Детальная информация видна на видео:
Технический осмотр – важнейшая составляющая системы БДД. На всем автотранс-порте проводят периодический ТО.
Цель осмотра – определить исправность автомобиля, а также проверить соответствие параметров установленным нормам. Запрет эксплуатации ТС без техосмотра снижает объем правонарушений на дорогах.
Компании должны вести соответствующие отчеты.
На предприятии составляется ряд документов, к которым относятся следующие журналы:
- Проведения проверок. Заполняется после ее окончания.
- Совершения ДТП. Оформляется по факту происшествия. Заносятся все связанные с этим события данные.
- Нарушений ПДД. Его структура аналогична журналу о ДТП.
- Путевых листов. Фиксируется выдача этих документов.
- Выхода, возврата ТС. Заносятся время выезда, возвращения автомобиля, данные о маршруте, ФИО водителя.
- Вводного инструктажа по безопасности дорожного движения на предприятии. Записи производятся, когда водитель впервые выходит на конкретный маршрут.
- Инструктажа на рабочем месте. Составляется при приеме гражданина на работу и закреплении за ним автомобиля.
- Занятий по безопасности ДД объемом курса 20 часов. Подобные курсы проводятся ежегодно со всеми водителями компании. По их окончании делается отметка в личном деле.
- Медосмотров.
- Приказов по БДД. Фиксируются все распоряжения, имеющие отношение к безопасности ДД. Количество приказов по БДД зависит от специфики предприятия, численности сотрудников, а также объема автопарка.
Наличие, а также правильность заполнения журналов, контролируются проверяющими комиссиями.
Детальная информация видна на видео:
Данный документ устанавливает порядок взаимодействия всех служб в сфере БДД. В него включаются мероприятия: как текущие, так и запланированные.
Положение в своем составе содержит следующие разделы:
- цели, задачи по БДД;
- описание структуры информирования в системе безопасности ДД;
- разработку плана мероприятий в этой области;
- повышение мастерства и профессионализма персонала в сфере БДД;
- обеспечение безопасных условий труда персонала.
Составная часть системы БДД – охрана труда (далее ОТ) для водителей.
Специалистами разрабатывается:
- комплект инструкций по ОТ;
- система контроля и надзора за работой персонала.
Отдел ОТ и служба безопасности ДД проводят совместные стажировки, инструктажи, аттестации.
Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, оформление, порядок проведения
Всего существует 5 видoв инструктажeй пo БДД:
- * ввoдный;
- * предрейсoвый;
- * периoдический;
- * сезoнный;
- * специaльный.
Запрещенo дoпускать к работe нa линии вoдителей, нe прoшедших сoответствующих видoв инстрyктажей.
Ввoдный инстрyктаж пo БДД
Ввoдный инструктaж пo безoпасности движeния прoводится со всeми вoдителями трaнспортных срeдств, принимаeмыми на работy.
Ввoдный инcтруктаж пo безопаснoсти дорожногo движeния провoдится нaчальником (инжeнером) слyжбы БД.
Ввoдный инструктaж включаeт слeдующие пoложения:
- * oсновные требoвания, предъявляемыe к водитeлям на прeдприятии;
- * прaвила oрганизации безопаснoсти движeния транспоpтных сpедств на теppитории пpедприятия;
- * особенности условий pаботы пpедприятия, установленные маршруты движения;
- * порядoк подготoвки к выезду на линию и ведение путевoй дoкументации;
- * oсобенности пeревозки aвтотранспортом пaссажиров;
- * поpядок пpохождения пpедрейсового и послеpейсового мeдицинских осмотpов;
- * пoрядок прoхождения периoдических мeдицинских пeреосвидетельствований, специальных, пеpиодических и сeзонных инстpуктажей;
- * дeйствия водитeля пpи доpожно-тpанспортном пpоисшествии;
- * oказание первoй дoврачебной пoмощи пoстрадавшим в ДTП;
- * aнализ aварийности пo пpедприятию.
Обязанности специалиста по БДД
- Ключевая обязанность ответственного за безопасность дорожного движения заключается в том, что он персонально обязан вести техническую документацию по использованию автомобилей.
У ТС должны быть диагностические карты техобслуживания, путевые листы с нумерацией, учет которых ведется в журнале. Хранение путевых листов должно быть организовано в соответствии с номенклатурой дел компании.
Важно, чтобы расходы по ГСМ соответствовали летним и зимним нормам выдачи. Если нужно заменить автошины, трансмиссионную жидкость, моторное масло, должна быть сделана соответствующая отметка в журнале по техобслуживанию авто. Кроме того, ответственный за БДД должен составить схему размещения автотранспорта в гараже, а также технологическую карту передвижения ТС по территории компании.
- Следующая важная обязанность ответственного за БДД – контролировать допуск водителей к рейсу.
Многие специалисты допускают ошибку, думая, что если у сотрудника есть водительская справка, которую он всегда носит с собой, значит, его можно допустить к рейсу. В реальности все обстоит иначе. Водительская справка необходима для выдачи гражданину водительского удостоверения. Предварительный медосмотр проводится для того, чтобы выполнить оценку рисков получения профессиональных заболеваний в производственных условиях в организации.
Ответственный за БДД должен следить за тем, чтобы данные требования соблюдались. Служба охраны труда может оказать методическую помощь и осуществить надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Задача ответственного за обеспечение БДД – строго исполнять требования этой службы.
Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии
Внимание! Специалисту по БДД для работы достаточно ориентироваться на должностную инструкцию (ДИ). Но все остальные лица, занимающиеся безопасностью движения, действуют согласно другим локальным актам.
Среди перечня необходимых документов, регламентирующих деятельность ответственных за БДД лиц, выделяют:
- ДИ контролера техсостояния автотранспорта;
- личную карточку водителя;
- ДИ диспетчера;
- путевые листы;
- журнал регистрации проверок (пред- и/или послерейсовых);
- инструкцию по мерам безопасности при вождении т/с;
- ДИ водителя (для каждого типа транспорта составляется отдельная инструкция).
Положение о служебном расследовании ДТП
Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.
1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
- обстоятельства, предшествующие происшествию;
- причины происшествия;
- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
- последствия происшествия;
- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
- недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.
ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.
2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.
2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.
2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.
2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.
2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
- осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
- уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов и аварий на опасном производственном объекте – один из нескольких локальных нормативных актов, который должен разрабатываться организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, независимо от класса опасности.
Положение разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения».
Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами и т.п.), проводится территориальным органом Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария, а их учет производится территориальным органом Ростехнадзора, в котором эти устройства зарегистрированы.
C 05 ноября 2021 года отменена обязанность организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, согласовывать Положение в Ростехнадзоре. Однако обязанность его разрабатывать и руководствоваться им при расследовании инцидентов или аварий по-прежнему контролируется Ростехнадзором. Положение необходимо разработать до ежегодного предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте, так как в годовой отчет включается информация о наличии разработанного Положения на предприятии. За отсутствие Положения о техническом расследовании причин инцидентов организация привлекается к ответственности по статье 9.1. КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 200 000 до 300 000 рублей.
Мы разрабатываем Положения о расследовании причин аварий и инцидентов для предприятий, эксплуатирующих:
Подъемные сооружения
Сети газопотребления
Оборудование, работающее под избыточным давлением
Наши эксперты разрабатывают Положение о расследовании инцидентов в соответствии с требованиями Центрального управления Ростехнадзора. Разработанное Положение направляется заказчику почтовой курьерской службой. Доставка осуществляется за наш счет от двери до двери. Срок доставки обычно не превышает трех рабочих дней.
Что делать в первую очередь
После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.
Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.
Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.
В процессе служебного расследования потребуется выяснить:
- обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
- причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
- последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
- лиц, причастных к автоаварии;
- недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.
Кто проводит служебное расследование ДТП?
Служебное расследование ДТП проводится силами комиссии, созданной по приказу руководителя организации. Стандартно в нее входят три лица – председатель и два члена комиссии. Во главе – руководитель предприятия или его зам. В комиссию обязательно должен входить специалист, ответственный за охрану и безопасность труда на предприятии.
Другими членами группы могут назначить сотрудников кадрового отдела, бухгалтерии, работников по технической части. Привлекаются сторонние специалисты к служебному расследованию ДТП, если причина происшествия – неудовлетворительное состояние дорожного полотна, речной переправы, железной дороги, их несоответствие действующим требованиям. В этом случае приглашаются представители коммунальных служб, дорожных организаций, в ведении которых находится участок трассы, где произошло ДТП.
Расследование проходит в тесном взаимодействии с дознавательными, следственными органами, ГИБДД, технической инспекцией профсоюза. Запрещено включать в состав комиссии по служебному расследованию аварии непосредственного руководителя сотрудника, попавшего в ДТП. Его мнение может быть не объективным.
Акт, составляемый после проведения служебного расследования (образец которого находится немного ниже), может иметь форму бланка, а может оформляться на бумажном носителе от руки. В обязательном порядке этот документ должен содержать следующую информацию:
- номер акта (порядковый);
- дату оформления;
- адрес, по которому составляется документ;
- модификация автотранспортного средства, ее государственный и инвентарный номер, а также вся доступная техническая информация;
- срок ввода автомобиля в эксплуатацию;
- сумма начисленного до момента дорожно-транспортного происшествия износа;
- персональные данные виновника аварии, в данном случае водителя;
- описывается место происшествия, положение машины;
- указывается наличие пострадавших в аварии;
- делается вывод-заключение экспертной группы и т. д.
Должностные обязанности специалиста по БДД на предприятии
Пункт 16.2 Приказа содержит перечень того, что он должен уметь. Соответственно, все это он и будет осуществлять в процессе трудовой деятельности.
Работу этого специалиста можно охарактеризовать как организационно-координационную. Это и агитация по предупреждению аварий, и информирование водителей и инженеров о состоянии транспорта, и стажировки шоферов-новичков.
Обязанности специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, включают в себя также разработку:
- мероприятий по предотвращению ДТП;
- отчетов об их проведении и полученных результатах;
- проектов внутренних нормативных актов;
- материалов для инструктажей водителей.
На этого сотрудника возлагаются функции контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха, прохождения ими медосмотров. Также он проводит анализ причин произошедших аварий и формулирует предложения по снижению негативной динамики.
Должностные обязанности ответственного за БДД на предприятии следует закрепить в инструкции. Также там нужно указать меры его ответственности. Так, например, его аттестацию могут аннулировать в случае доказанной вины в произошедшем ДТП.