Налоговые нарушения и размеры штрафов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые нарушения и размеры штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Глава 16 нк рф устанавливает 13 видов налоговых правонарушений и размер денежных взысканий (штрафов) за их совершение:

  1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

  • При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

  • При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

    • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления такой деятельности, но не менее 20000 рублей.

    • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

    1. Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии налогоплательщиком счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    2. Непредставление налоговой декларации в налоговый орган

      • Без отсутствия признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей;

      • В течение более 180 дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня.

      1. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

        • При отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

        • При совершении в течение более одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 15000 рублей.

        • Повлекшее занижение налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

        Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или счетов-фактур, либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

        1. Неуплата или неполная уплата сумм налога

          • В результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);

          • в результате умышленного совершения выше перечисленных действий влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

          1. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

          2. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

          3. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в частности:

            • запрашиваемых документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ;

            • документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения налогового законодательства, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

            1. Ответственность свидетеля

              • Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении влекут взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

              • Неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

              1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

                • Отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

                • Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

                1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

                  • При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей;

                  • При повторном несообщении в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

                  1. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

                  Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игровой бизнес, а при совершение тех же деяний более одного раза – в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

                  Ответственность за нарушения налогового законодательства

                  Ю. Утропов , аудитор ООО «ЛЕКС Аудит»

                  До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов. Это прежде всего — Закон РФ от 27.12.92 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР от 21.05.92 «О Государственной налоговой службе РСФСР», Закон РФ от 24.06.93 «О Федеральных органах налоговой полиции», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ). В отношении таможенных пошлин — Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

                  Понятие налогового правонарушения.

                  В статье 106 Кодекса дано понятие налогового правонарушения, которым признается «. виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим кодексом установлена ответственность».

                  Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

                  Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (достигшие шестнадцатилетнего возраста). Причем никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

                  Особенно важно отметить, что со вступлением в силу Кодекса каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения (если он сам, конечно не признает себя виновным и не заплатит штраф), пока его виновность не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как обязанность по доказательству факта налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, причем все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу. Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

                  Вина при совершении налогового правонарушения.

                  В статье 110 Кодекса предусмотрены две формы вины: умышленная и неосторожная. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется как вина ее должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).

                  Статьями 111 и 112 установлен целый ряд обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающих вину лица в его совершении (стихийные бедствия и непреодолимые обстоятельства, болезненное состояние налогоплательщика в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, выполнение письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом). Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае сумма наложенного штрафа увеличивается на 100 процентов. Определено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения более строгой санкции менее строгой, как это было возможно ранее.

                  Давность привлечения к ответственности, основания, санкции Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Что касается штрафных санкций, то налоговые органы могут обратиться в суд с иском об их взыскании не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115).

                  Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.

                  Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

                  По нашему мнению, сейчас, когда отчеты сдаются по почте или принимаются обезличенно в одном из помещений налоговой инспекции, нет гарантии того, что у отдельных налоговых инспекторов не возникнет соблазна «не заметить» нарушений при камеральной проверке, а выявить их лишь при приёме годовых деклараций или при выездной проверке через несколько лет. К сожалению каких-либо мер ответственности по отношению к налоговым инспекторам за это не предусмотрено.

                  Не урегулирован и вопрос относительно мер ответственности за отказ налоговых инспекторов предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений консультацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

                  Читайте также:  Как не платить транспортный налог

                  Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

                  Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

                  Конкретный размер административного штрафа исчисляется в зависимости от вида совершенного правонарушения, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения. В отношении налоговых правонарушений действует положение о том, что виновными признаются должностные лица, чьи права и обязанности непосредственно связаны с определением размера и условий налогообложения, то есть руководитель организации и главный бухгалтер. Они и могут в ряде случаев подлежать административной ответственности, даже если неуплата налога (сбора) произошла из-за умышленных действий его работников.

                  Стоит напомнить и об уголовной ответственности. Согласно части 1 статьи 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Согласно части 2 указанной статьи то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет. Уклонение от уплаты налога или сбора признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплата превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.

                  Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на неё процентами, равными процентной ставке рефинансирования Банка России,. действовавшей в период со дня взыскания этой суммы, по день фактического возврата. Организация имеет право на обращение с иском в суд на неправомерные действия налоговых органов и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

                  Штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ

                  КБК Статья НК Нарушение
                  182 1 16 05160 01 0001 140 ст. 116 Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
                  182 1 16 05160 01 0002 140 ст. 119 Непредставление налоговой декларации, расчета финансового результата инвестиционного товарищества или расчета по страховым взносам
                  182 1 16 05160 01 0003 140 ст. 119.1 Нарушение способа представления налоговой декларации или расчета
                  182 1 16 05160 01 0004 140 ст. 119.2 Недостоверные сведения в расчете финансового результата инвестиционного товарищества
                  182 1 16 05160 01 0005 140 ст. 120 Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения или базы для исчисления страховых взносов
                  182 1 16 05160 01 0006 140 ст. 125 Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, которое находится под арестом или в залоге
                  182 1 16 05160 01 0007 140 ст. 126 Непредставление сведений, необходимых для налогового контроля
                  182 1 16 05160 01 0008 140 ст. 126.1 Представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения
                  182 1 16 05160 01 0009 140 ст. 128 Неявка или уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении
                  182 1 16 05160 01 0009 140 ст. 128 Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний
                  182 1 16 05160 01 0010 140 ст. 129 Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке
                  182 1 16 05160 01 0010 140 ст. 129 Дача заведомо ложного заключения или заведомо ложного перевода
                  182 1 16 05160 01 0011 140 ст. 129.1 Неправомерное несообщение сведений в ИФНС
                  182 1 16 05160 01 0012 140 ст. 129.2 Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
                  182 1 16 05160 01 0013 140 ст. 129.4 Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках
                  182 1 16 05160 01 0014 140 ст. 129.6 Непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях или уведомления об участии в иностранных организациях
                  182 1 16 05160 01 0014 140 ст. 129.6 Недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях или в уведомлении об участии в иностранных организациях
                  182 1 16 05160 01 0015 140 ст. 129.7 Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях или лицах, их контролирующих
                  182 1 16 05160 01 0016 140 ст. 129.8 Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
                  182 1 16 05160 01 0017 140 ст. 129.9 Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, недостоверные сведения в уведомлении об участии в международной группе компаний
                  182 1 16 05160 01 0018 140 ст. 129.10 Непредставление странового отчета, недостоверные сведения в страновом отчете
                  182 1 16 05160 01 0019 140 ст. 129.11 Непредставление документации по международной группе компаний
                  182 1 16 05160 01 9000 140 ст. 123 Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов

                  Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

                  Объектом данного правонарушения являются определенные полномочия органов налоговой направленности по реализации учета налогоплательщиков с целью налогового регулирования. В случае, нарушения срока постановки на учет в налоговом органе посягает на установленный налоговым законодательством порядок управления в сфере налогов. Обязанность органов налогового характера вести в определенном установленном порядке учет налогоплательщиков установлена подписью 3 статьи 32 пункта 1 НК.

                  Объективная сторона проявляется в конкретном нарушении со стороны налогоплательщика по отношению к установленному сроку подачи заявления о постановке на учет в орган налоговой направленности. У налогоплательщика есть определенная обязанность встать на налоговый учет установленный статьей 23 пунктом 1 подписью 2 НК, нарушение которой и показывает наличие объективной стороны этого правонарушения.

                  Определенными критериями появления у субъектов правоотношений налогового характера обязанностей постановки на учет определяются 83 статьей НК, опираясь на которую налогоплательщики подлежат налоговому учету в органах налоговой направленности по конкретному месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту проживания лица физического характера и по месту нахождения принадлежащего им средств транспортного передвижения и недвижимого имущества. Кодексом налогового характера также предусматриваются и другие основания постановки на учет налогоплательщиков.

                  Замечание 2

                  Организация, в составе которой находятся определенные обособленные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в органе налоговой направленности по месту пребывания каждого своего обособленного подразделения.

                  Что касается особенностей процесса постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и зарубежных организаций, то они определяются Минфином России.

                  Кодекс налоговой направленности

                  Налоговый кодекс занимается тем, что возлагает на налоговые органы обязанность на основе определенных сведений и данных о налогоплательщиках обеспечить постановку их на учет.

                  В процессе установления объективной стороны рассматриваемого правонарушения, необходимо учитывать, что в 83 статье ПК регламентируется специальный порядок постановки на учет лиц физического характера, а также каких-либо организаций, а не имущества, которое им принадлежит, так как организация, в состав которой входят обособленные подразделения, располагающиеся на территории Российской Федерации, и в собственности которой находится недвижимое имущество подлежащее налогообложению, обязаны встать на учет в роли налогоплательщика в органе налоговой направленности, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения (которое при этом является обособленным), и месту нахождения принадлежащего ей имущества недвижимого типа и средств транспортного передвижения.

                  Если же не происходит постановки на учет обособленных подразделений организации, то объективная сторона противоправного деяния складывается относительно каждого из данных неучтенных объектов, и, поэтому состав правонарушения налоговой направленности по одному из пунктов статьи 116 НК образуется отдельно по каждому объекту, который не был поставлен на учет.

                  Замечание 5

                  Правонарушительные составы, которые описываются в 116 статье НК, являются формальными, так как срок подачи заявления о постановке на учет налогового характера не ставится в зависимость от процесса осуществления потенциальным налогоплательщиком какой-либо деятельности финансово-хозяйственной направленности.

                  Законодательством налогового характера определяются сроки постановки на учет в налоговых органах только для конкретных индивидуальных предпринимателей, а также организаций. Что касается физических лиц, то такие лица, которые на занимаются предпринимательской деятельностью индивидуального характера, не обязаны представлять в налоговые органы определенные заявления свидетельствующие о постановке на учет, так как подлежат учету в уведомительном порядке. Регистрация этих физических лиц в роли налогоплательщиков осуществляется самим налоговым органом самостоятельно, при этом основываясь на информации органов ЗАГС, органов, которые занимаются регистрацией сделок с имуществом недвижимого характера или средствами транспортного передвижения.

                  Замечание 6

                  Если учесть изложенное, на налогоплательщика, который встал на учет в конкретном органе налоговой направленности по одному из предусмотренных в 83 статье НК оснований, не может возлагаться предусмотренная статьей 116 НК ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в том же самом органе налоговой, но по другому упомянутому в данной статье основанию.

                  Исполнение своей обязанности налогоплательщиком по постановке на учет подтверждается определенным свидетельством о постановке на учет налогового характера или каким-либо уведомлением о постановке на налоговый учет, который выдается налоговым органом. Стоит отметить, что свидетельство выдается органами налоговой направленности во время осуществления учета налогоплательщика по месту жительства или по месту регистрации лица юридического характера. Что же касается уведомления, то оно выдается во время постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или средств транспортного передвижения.


                  Налоговый кодекс обязывает все организации встать на налоговый учет по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений.

                  В первом случае постановка на учет проводится налоговыми инспекциями одновременно с государственной регистрацией фирмы.

                  Чтобы встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений, в течение месяца со дня их создания нужно подать в налоговую инспекцию сообщение.

                  Если вы нарушите срок подачи сообщения, налоговая инспекция оштрафует вашу фирму на 10 000 рублей. Причем не важно, насколько вы опоздали с подачей сообщения, – сумма штрафа одна, независимо от срока опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

                  Если обособленное подразделение открыто на территории, контролируемой налоговой инспекцией, в которой фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.

                  Обратите внимание

                  Несмотря на то что филиалы и представительства считают обособленными подразделениями, сообщать об их создании не нужно (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Следовательно, и штрафовать компании, которые открывают филиалы и представительства, на этом основании нельзя.

                  Читайте также:  Как проходит приватизация квартиры поэтапно в 2022 — 2023 году?

                  Контролеры поставят их на учет сами после получения сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). О создании других обособленных подразделений налоговую инспекцию нужно информировать.

                  Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение. Оно может быть подано и в электронном виде. В этом случае сообщение нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя фирмы или иного уполномоченного доверенностью лица.

                  Подать заявление нужно в течение месяца после создания обособленного подразделения или в течение трех дней со дня изменения сведений о нем (п. 2 ст. 23 НК РФ). Таким изменением может быть, например, смена местонахождения обособленного подразделения.

                  Срок в один месяц истекает в тот же день следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается в последний день этого месяца.

                  Если месячный срок подачи заявления оканчивается на нерабочем дне, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

                  Помните: чтобы взыскать штраф, инспекция должна доказать, что обособленное подразделение создано. То есть там оборудованы стационарные (созданные на срок более месяца) рабочие места.

                  ПРИМЕР

                  Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер.

                  В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд.

                  Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2006 г. № А82-12661/2005-29).

                  Если вы вели деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции, она может оштрафовать вашу фирму на 10% от доходов, которые вы получили за это время, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

                  Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе не указан. Из-за этого между фирмами и налоговыми инспекциями часто случаются споры.

                  Поэтому, если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, постарайтесь подать сообщение с самой ранней из всех возможных дат (даты издания приказа о создании подразделения, заключении договора об аренде или приобретении помещения под подразделение и т. д.).

                  Каждая фирма обязана по установленным правилам вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения.

                  Если компания грубо нарушила эти правила, инспекция может оштрафовать ее на 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ).


                  Обратите внимание

                  По статье 120 Налогового кодекса налоговики могут оштрафовать только фирму. Предприниматель ответственности по этой статье не несет.

                  Грубым нарушением правил считается:

                  • отсутствие первичных документов;
                  • отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;
                  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

                    Обратите внимание

                    Календарный год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. А значит, нарушения не будут систематическими, если совершены, например, в декабре 2011 года и в январе 2012 года.

                    Если инспектор оштрафовал фирму за отсутствие документов, не относящихся к первичным, к счетам-фактурам или регистрам бухгалтерского учета, его решение незаконно.

                    К первичным закон относит документы, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

                    Чтобы ответить на вопрос, относится документ к первичным или нет, нужно установить, оформляет ли он какой-либо факт хозяйственной жизни. Если нет, то это не первичный документ.

                    Например, договор. Несмотря на то что он содержит все реквизиты первичных документов, к ним он не относится. Договор не оформляет факт хозяйственной жизни, а только устанавливает намерения сторон совершить определенные действия. Поэтому налоговики не могут оштрафовать фирму по статье 120 Налогового кодекса за отсутствие договоров.

                    Кроме того, инспекторы не вправе оштрафовать по этой статье, если фирма неправильно оформила первичные документы, счета-фактуры или регистры бухгалтерского или налогового учета.

                    ПРИМЕР 1

                    Налоговая инспекция оштрафовала ООО за грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ). Основанием для наложения штрафа явилось неверное заполнение авансовых отчетов.

                    Фирма не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекторов недействительным.

                    Суд удовлетворил требования ООО, потому что статья 120 Налогового кодекса устанавливает ответственность только за отсутствие первичных документов, а не за их неправильное оформление (постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/14432-09).

                    Если фирма грубо нарушала правила учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода, штраф возрастет до 30 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ).

                    ПРИМЕР 2

                    Фирма получила аванс под будущую поставку товара. Бухгалтер отразил суммы аванса в учете, но не начислил на них НДС. Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

                    Подобные случаи произошли в двух разных кварталах.

                    Налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на 30 000 руб.

                    Если из-за грубого нарушения правил учета фирма занизила налоговую базу по каким-либо налогам, инспекция может оштрафовать ее на 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее чем на 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

                    ПРИМЕР 3

                    Бухгалтер фирмы за год дважды не отразил выручку от реализации в учете:

                    • первый раз во II квартале – в размере 3 540 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 540 000 руб.);
                    • второй раз в III квартале – в размере 1 180 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 180 000 руб.).

                      В ходе выездной проверки это обнаружила налоговая инспекция. Общая сумма неуплаченного НДС по итогам года составила 720 000 руб. (540 000 + 180 000).

                      В этом случае налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на сумму 144 000 руб. (720 000 × 20%).

                      Ответственность за неуплату налогов

                      Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.

                      • Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
                      • Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
                      • Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

                      Предоставление информации

                      Одним из распространенных видов налоговых правонарушений считается несоблюдение субъектом сроков направления в ИФНС сведений об открытии/закрытии банковских счетов. За такое деяние в НК установлен штраф размером 5 тыс. руб.

                      Непредставление плательщиком декларации в ИФНС по месту учета налагается взыскание – 5 % от налога, подлежащего перечислению в бюджет, согласно отчету. Штраф взимается за каждый неполный или полный месяц с даты, установленной для передачи документов в контролирующий орган. При этом величина взыскания не должна быть больше 30 % от суммы налога и меньше 100 р. Эта санкция применяется, если в действиях плательщика не выявлено признаков налогового нарушения.

                      Если субъект не предоставляет декларацию более 180 дн. с даты окончания срока, установленного для ее сдачи по закону, с него взыскивается штраф – 30 % налоговой суммы, указанной в документах, и 10 % от нее же за каждый неполный или полный месяц просрочки. Вторая часть штрафа вменяется со 181 дня.

                      Срок давности привлечения к налоговой ответственности

                      Пожалуй, самыми распространенными являются вопросы налогоплательщиков о том, как долго следует опасаться возможности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и существуют ли сроки, ограничивающие налоговые органы?

                      Действительно, Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, который в соответствии со статьей 113 НК РФ составляет три года.

                      Однако, необходимо пояснить, что данное ограничение распространяется исключительно на налоговые санкции (штрафы), но не на суммы самих налогов и пени за их несвоевременную уплату.

                      Согласно действующему налоговому законодательству, обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности и ограничена лишь установленными в НК РФ сроками для взыскания налогов в судебном порядке.

                      С какого же момента отсчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности? Ответ на этот вопрос, зависит от вида совершенного правонарушения.

                      Если совершено правонарушение, предусмотренное статьями 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) или 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога), то срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение.

                      При этом, применительно к ст.122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога) следует иметь ввиду, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30. 07.

                      По всем иным налоговым правонарушения срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со дня совершения правонарушения.

                      Такое различие объясняется тем, что составы налоговых правонарушений, указанные в ст. 120 и 122 НК РФ, предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения наличие недоимки.

                      В свою очередь, налоговая недоимка может быть выявлена только по окончании налогового периода. Следовательно, до истечения этого периода налоговым органам невозможно сделать вывод о наличии налогового правонарушения.

                      Проиллюстрируем сказанное на примере. Например, гражданин А. не представил налоговую декларацию за 2009 год и не уплатил НДФЛ за 2009 год. Данный факт был доказан налоговой инспекцией в феврале 2013 года. Срок давности привлечения к ответственности гражданина А. в данном примере будет определяться так: — по факту непредставления декларации — срок давности отсчитывается со дня, следующим за сроком, установленным для ее представления ( т. 01. 05. 2010, поскольку крайний срок подачи декларации 30.

                      Читайте также:  Накопительная часть пенсии в 2022 году

                      04. 2010); — по факту неуплаты НДФЛ – срок давности начнет течь с 01. 05. 2010, т. В данном случае: гражданин А.должен был уплатить НДФЛ за 2009 год в срок до 30. 04. 2010 года.

                      Следовательно, в феврале 2013 года налоговики еще смогут оштрафовать гражданина А. за неуплату НДФЛ и непредставление декларации, поскольку сроки давности привлечения по данным правонарушениям еще не истекли. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании самого неуплаченного НДФЛ и пени.

                      Ответственность за налоговые правонарушения: определение, виды — Контур.Бухгалтерия

                      Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

                      По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

                      Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).

                      Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1. Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

                      13. В случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу настоящего Федерального закона может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

                      в) в части четвертой слова «налоговыми органами» заменить словами «территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации», слова «Налоговым кодексом Российской Федерации» заменить словами «Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

                      Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

                      Вместе с тем, поскольку регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», не являющимся актом законодательства о налогах и сборах, при выявлении нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                      Налоговые нарушения и размеры штрафов

                      Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

                      Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
                      Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
                      Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
                      Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
                      Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
                      Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
                      Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
                      30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
                      20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
                      ст. 120
                      Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
                      40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
                      ст. 122
                      Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
                      Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
                      Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
                      Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
                      Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
                      Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
                      Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
                      Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
                      20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
                      ст. 129.1

                      Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

                      Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

                      Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

                      Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

                      За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

                      В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

                      Противоправность деяния

                      Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

                      Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).


                      Похожие записи:

                    • Добавить комментарий