Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.1. Определение МРОТ и его цель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя может устанавливаться для работника по соглашению с работодателем в соответствии со ст. 93 ТК РФ. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Таким образом, из норм закона можно сделать вывод, что сравнивать с уровнем МРОТ и МЗП следует заработок сотрудников, принятых в организацию на полную ставку. Если же работник принят на работу на 0,5 ставки, для него заработок с соответствующими доплатами и компенсациями не должен составлять менее 0,5 МРОТ или 0,5 МЗП.
Комментарий к ст. 133 TК РФ
1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».
2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.
4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК).
5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.
7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.
Последствия выплаты заработной платы меньше уровня МРОТ
Напомним, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего месяц, должна соответствовать уровню МРОТ.
Однако, на основании ст. 129 ТК РФ допускается, что оплата труда меньше МРОТ может быть установлена только для персонала, который работает на условиях неполного рабочего времени, или совместителей.
Если с учётом всех надбавок и выплат заработная плата сотрудника за полный месяц не дотягивает до величины МРОТ, то необходимо произвести дополнительную оплату.
Работодатель должен осознавать, что если он не будет придерживаться величины МРОТ при формировании фонда оплаты труда, то Трудовая инспекция может применить в отношении него следующие штрафные санкции на основе ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:
Случай установления нарушения | Штрафные санкции, рублей | |
для должностных лиц | для юрлица | |
Первичный | 10 000 – 20 000 руб. | 30 000 – 50 000 руб. |
Повторный | 20 000 – 30 000 руб. | 50 000 – 100 000 руб. |
Учитываются ли при расчёте МРОТ дополнительные выплаты
В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).
Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.
Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.
Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.
Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.
Комментарий к Статье 133 ТК РФ
В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.
Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».
Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.
В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.
В российской практике МРОТ как гарантия права на заработную плату имеет свою историю. Эта гарантия была предусмотрена в КЗоТ 1918 г. (ст. 58). В указанной статье закона регламентировалось, что размер определяемого тарифными положениями вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР. Таким образом, минимальная оплата труда была «привязана» к прожиточному минимуму определенной местности. А.Е. Пашерстник отмечал, что «в период гражданской войны, в связи с жестким нормированием и натурализацией заработной платы, система установления государственного минимума заработной платы потеряла практическое значение, но она была вновь восстановлена в 1922 г., с переходом к новой экономической политике»3.
КЗоТ 1922 г. (ст. 59) также предусматривал установление обязательного минимума оплаты государственными органами на каждый данный период для соответствующих категорий труда. По КЗоТу 1922 г. минимальная заработная плата устанавливалась относительно дифференцированно на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда (ст. 59). При этом также учитывался минимальный потребительский бюджет семьи4.
В 1927 г. С.Л. Рабинович-Захарин высказал сомнения в целесообразности централизованного порядка установления минимальной оплаты труда в СССР для всех нанимателей и всех работающих по найму. Он писал о том, что при такой чрезвычайной централизации государственного минимума оплаты труда со временем встанет вопрос о дифференциации минимума по различным категориям труда. Совершенно очевидно, что при обширности территории СССР трудно установить из центра норму минимума, которая действительно отвечала бы особенностям каждого района в каждый данный период5. Это положение звучит актуально и сегодня. С этим связано, вероятно, и включение в ТК РФ ст. 133.1, устанавливающей порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте РФ посредством заключения регионального коллективного соглашения. Как уже отмечалось выше, в связи со свертыванием нэпа и централизацией правового регулирования оплаты труда после 1927 г. ставки государственного минимума заработной платы по поясам (территориям) не устанавливались.
Возрожден был МРОТ только в начале «перестроечных» 90-х годов прошлого века в связи с внесением дополнений в КЗоТ РСФСР 1971 г.6 Месячная минимальная оплата труда устанавливалась законом и не включала доплаты, надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Она была единой для всей территории Российской Федерации, изменялась с довольно непоследовательной периодичностью и не соответствовала прожиточному минимуму.
В ТК РФ (ст. 133) законодатель вернулся к практике соответствия размера МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного населения, связал его с размером тарифной ставки первого разряда ЕТС. При этом традиционно в размер МРОТ не включались поощрительные, компенсационные и социальные выплаты. Рассматриваемая статья закона устанавливала поэтапное ее введение (ст. 421 ТК РФ) в связи с поэтапным повышением размера МРОТ до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. На сегодняшний день число граждан России, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет, по официальной статистике, менее четверти общей численности населения (по более реалистичным подсчетам — более одной трети), а установленный законом минимальный размер заработной платы существенно меньше прожиточного минимума7.
Согласно ТК РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, что исключает возможность введения органом представительной (законодательной) власти субъекта Российской Федерации иного минимального размера оплаты труда. Между тем прожиточный минимум существенно варьируется в зависимости от территорий, регионов. В этой связи встал вопрос о региональном минимуме заработной платы. Некоторые субъекты Федерации стали в явочном порядке вводить на своих территориях такие минимумы оплаты труда, которые превышали федеральный уровень. Ответом на складывающуюся практику стало внесение изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда»8 (далее – Закон о МРОТ) в соответствии с которыми на период до введения размера МРОТ, предусмотренного ст. 133 ТК РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) могут принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня; размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета; при этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих и зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.
В этой части показателен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации от 30 декабря 2002 г., в котором Московская городская Дума просит подтвердить конституционность Закона г. Москвы от 7 декабря 2001 г. «О городском минимуме оплаты труда» в части компетенции г. Москвы как субъекта Российской Федерации устанавливать более высокий уровень прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным регулированием, а именно порядок определения городского минимума оплаты труда с целью его поэтапного увеличения9.
Закон г. Москвы «О городском минимуме оплаты труда», согласно его статьям 2 и 3, распространяется на всех работодателей в соответствии с Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве», за исключением организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, и регулирует отношения, возникающие между работодателем и работником по вопросам размера оплаты труда работника, между работодателем и работниками при заключении коллективных договоров или принятии иных локальных нормативных актов в части определения и фиксации оплаты труда. Статьей 4 данного Закона предусматривается, что основой для определения городского минимума оплаты труда является величина прожиточного минимума в г. Москве (ч. 1); городской минимум оплаты труда устанавливается в абсолютной величине не реже одного раза в год по результатам переговоров между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями предпринимателей (работодателей), закрепляется в заключаемом ими Московском трехстороннем соглашении и может индексироваться по согласованию сторон (ч. 2). По мнению Московской городской Думы, в отсутствие федерального закона о порядке и сроке введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК РФ (не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека), субъект Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять законодательное регулирование данного вопроса с учетом закрепленных в кодексе принципов социального партнерства и сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что и было законодателем города Москвы реализовано в оспариваемом Законе.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ любой регион России вправе установить свой минимальный размер оплаты труда. Единственное условие – он не должен быть ниже федерального. В северных регионах дополнительно к общероссийскому уровню минималки начисляются надбавки и коэффициенты. В Москве и Санкт-Петербурге исторически МРОТ был выше, чем в среднем по стране. Серьезно различался минимальный уровень оплаты труда в городах с особыми условиями труда (Норильск и другие промышленные территории). До 1 мая 2018 года почти три десятка регионов страны имели отличающийся от общероссийского МРОТ. После повышения минимального уровня до 11163 рублей число таких субъектов федерации уменьшилось.
Регионы, в которых минимальный размер оплаты труда отличается от общероссийского
Регион | Региональный МРОТ (руб.) |
Москва | 18742 |
Санкт-Петербург | 17000 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Магаданская область | 19500 – 21060 (в зависимости от территории) |
Камчатский край | 18360 – 21180 (в зависимости от территории) |
Иркутская область | 11163 – 27908 (в зависимости от территории) |
Красноярский край | 11163 – 26376 (в зависимости от территории) |
Республика Саха (Якутия) | 17388 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Ямало-Ненецкий АО | 16299 (включая надбавки и премии) |
Мурманская область | 15185 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Московская область | 13750 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Тульская область | 13000 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Ненецкий автономный округ | 18567 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Томская область | 11163 – 16500 (в зависимости от территории) |
Хабаровский край | 11163 – 15510 (в зависимости от территории) |
Республика Карелия | 11163 – 12100 (в зависимости от территории) |
Кемеровская область | Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,5 |
Волгоградская область | Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,2 |
Башкортостан | Федеральный МРОТ + премии, надбавки и коэффициенты (в состав МРОТ входит только оклад) |
ХМАО-Югра | Федеральный МРОТ + районный коэффициент |
Размер МРОТ в РФ — это величина обязательная для соблюдения работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы деятельности и видов собственности.
По стране показатель «минималки» принимается:
- на общефедеральном уровне. Предложение по размеру минимальной зарплаты вносит на обсуждение правительство РФ, далее федеральный закон принимает Госдума, который подписывает президент РФ;
- на уровне субъектов РФ. Регионы наделены правомочием самостоятельно формировать показатель МРОТ с учетом своих социально-экономических, территориальных особенностей, но не меньше общефедерального значения.
Когда работодатель вправе установить оклад меньше МРОТ
Оклад вправе устанавливаться работодателем меньше показателя «минималки» в случаях, предусмотренных ст. 133 ТК РФ:
- сотрудник оформлен на неполное рабочее время (рабочий день или неделю), что зафиксировано в трудовом соглашении;
- работа по совместительству;
- работником не отработана положенная норма рабочего времени, например в результате прогула;
- не выработана норма выработки или труда, а также если работник допустил в работе брак;
- временная нетрудоспособность (больничный). В этом случае оплачиваются только фактически отработанные дни;
- простой производственного процесса не по вине работодателя;
- уход в отпуск за собственный счет.
Комментарий к статье 133.1 ТК РФ
1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.
В связи с внесением 20 апреля 2007 г. изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК. Это не изменило принципиальной позиции законодателя, хотя комментируемая статья предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъектов РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь минимальный размер заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
а) минимальная заработная плата в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;
б) минимальная заработная плата устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;
в) размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
2. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а для других работодателей — за счет их собственных средств.
3. Комментируемая статья подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключения. Этот механизм практически аналогичен предусмотренному ст. ст. 47 и 48 ТК.
4. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии со ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (Определение ВС РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7).
Управляющие каждой отдельной компании обязуются выпустить приказ, подразумевающий доплату до минималки. Это происходит, как только размер МРОТ падает меньше предельного минимума.
Данный приказ издается на один раз и может не дублироваться для каждого из работников.
После того как документ издается, бухгалтерия рассчитывает зарплату до минималки. Такой процесс является нормой для любой компании. Приказ, в обязательном порядке, должен содержать пункт, который наделяет бухгалтерию обязательством производить требуемые доплаты до уровня МРОТ.
А все проводимые индексации должны быть обязательно подшиты к расчетным журналам того периода.
Сам процесс просчета доплаты до минималки является достаточно простым.
Для определения МРОТ потребуется вычесть из заработной платы сотрудника следующее:
- Оклад;
- Прибавки;
- Премии.
МЗП и МРОТ — в чем разница
Иногда понятие минимальная заработная плата (МЗП) отождествляют с МРОТ, однако эти понятия не одно и тоже. Этих значений обязан придерживаться работодатель при формировании заработка сотрудника.
МЗП принимается субъектами РФ не меньше нижней границы, составляющей оплату труда работника, которую работодатель не вправе нарушить (ст. 133.1 ТК РФ). МЗП вводится с учетом особенностей регионов и соответствует:
- социально-экономическим потребностям субъекта РФ с учетом размера ПМ;
- обязательна для всех категорий работников отдельного региона за исключением сотрудников федеральных структур;
- показатель МЗП нельзя применять ниже общефедерального значения МРОТ.
Принятие МЗП не является обязательным для субъектов РФ, в начислении зарплат те вправе придерживаться общефедерального значения МРОТ.
Почему важно поддерживать соответствие между МРОТ и ПМ
МРОТ — это та сумма минимального денежного вознаграждения наемнику, меньше которой работодатель не вправе платить зарплату, при условии выполнения работником установленных норм труда и отработанного рабочего времени. Порядок формирования «минималки» регулируется ст. 133 ТК РФ.
Основная задача МРОТ заключается в справедливом регулировании оплаты за выполненную работу, при котором работник сможет гарантированно удовлетворить не только собственные насущные потребности, но и членов семьи.
На практике эффективность принятой минимальной зарплаты складывается из многих факторов, главными из которых являются:
- адекватный размер «минималки» и регулярное проведение индексации с надлежащим учетом потребностей работающих и членов семей, в том числе социально-экономических факторов (инфляция, уровень безработицы и т. д.);
- МРОТ должен стать социальным гарантом со стороны государства в отношении оплаты труда, нацеленным на улучшение качества и уровня жизни россиян;
- ориентировать работодателя на соблюдение соответствующих норм.
Однако до января 2021 года размер «минималки» был недопустимо низким в соотношении к величине ПМ, что являлось источником социальной напряженности среди населения. Получалось, что более или менее достойно прожить на нее даже одному работнику было нельзя. В последние несколько лет МРОТ не выполнял функцию регулятора заработной платы, а использовался для начисления социальных пособий и штрафных санкций.
Можно ли повысить МРОТ в России
Минимальное повышение МРОТ в России — вполне реальная возможность. Вместо символических 5-6% в год, можно увеличить этот показатель до 10-15%, и бизнес не будет это чувствовать так сильно. Но резкое увеличение минимальной заработной платы до европейского минимума плохо скажется на российских бизнесменах.
Сейчас главная проблема — необходимость платить страховые взносы за работника. Во всех развитых странах сотрудники сами решают, какую медицинскую страховку покупать, в какой Пенсионный фонд перечислять деньги и в каких количествах. Работодатель просто платит зарплату и не переживает по этому поводу.
В России наоборот. За страховые взносы отвечает работодатель. И он не заинтересован в том, чтобы платить больше. Особенно малый и средний бизнес, который не потянет 60-90 тысяч рублей в месяц на одного работника. Чтобы платить по европейским стандартам, придется полностью пересматривать систему налогообложения и убирать страховые взносы с работодателя. И заставлять работников самостоятельно платить налоги на доход. Постепенно приучать к культуре налогообложения.
Так можно убить двух зайцев: значительно сократить уход от налогов (работодателю будет все равно, платить ли 80 000 рублей без налогов или 10 + 50 с налогами и взносами), а также увеличить средний уровень заработной платы.
Но есть одна проблема: в Европе и Америке такая система строилась годами. Люди сами решали, за какую медицинскую помощь они платят еще в середине прошлого века. Наши же люди, наоборот, требуют от государства всех социальных гарантий. И если таким людям дать возможность не платить за медицинское и социальное страхование, то платить и не будут. Нет культуры накоплений, инвестиций, самостоятельной ответственности за весь социальный круг услуг.
Из-за совокупности двух причин в России резко поднять МРОТ нереально. Придется идти постепенно, за десятки лет приучая людей к тому, что им нужно откладывать на пенсию и покупать медицинскую страховку. И только после этого возможно увеличение реальных зарплат хотя бы на величину налогов и взносов. А там и до европейских стандартов недалеко.
Мне ясно, в чем разница прожиточного минимума и МРОТ, но в чем их взаимосвязь?
Во-первых, нужно сразу обозначить: и ПМ, и МРОТ делятся на региональные и федеральные значения. В этом их сходство. Так происходит потому, что федеральные установки не учитывают региональной специфики: в некоторых областях ВВП на душу населения значительно выше, чем в других. В результате именно наличие регионального значения компенсирует разницу в развитии разных регионов.
Во-вторых, раньше эти два термина практически не имели взаимодействия между собой. Так, с 01.01.2018 федеральный МРОТ в России составлял 9 489 рублей согласно ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ, при этом минимум для жизни в тот же самый период времени составлял 11 163 рублей в месяц. Такие несоответствия часто становились причиной народного недовольства: людям было непонятно, как это МРОТ может быть меньше прожиточного минимума.
Теперь же взаимосвязь между двумя этими понятиями установлена: в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ, с 1 мая 2018-го года произошло приравнивание МРОТ и прожиточного минимума до значения 11 163 рублей ежемесячно.
Когда начисленная зарплата может быть ниже МРОТ
Если работник полностью отработал за месяц норму рабочего времени, выполнил свои трудовые обязанности, то его зарплата за месяц не может быть менее МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
Зарплата – это (ст. 129 ТК РФ):
- вознаграждение за труд в зависимости от условий работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и т.д.);
- стимулирующие выплаты (премии, доплаты и надбавки стимулирующего характера).
Значит, если начисленный работнику оклад за месяц менее МРОТ, но вместе с премией выплата за месяц получается более МРОТ, то доплачивать до МРОТ не нужно (Письмо Минтруда от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353). Однако речь идет лишь о премиях, которые входят в систему оплаты труда и указываются в трудовом договоре. Премии, не входящие в систему оплаты труда, не являются частью зарплаты и не должны учитываться при сравнении заработка сотрудника с МРОТ.
Районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, так же не включаются в расчет при сравнении зарплаты с МРОТ.
Если же человек работает неполное рабочее время, то его зарплата может быть меньше МРОТ. В этом случае минимум нужно считать пропорционально выработанному времени (Письмо Минтруда от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085). Например, человек работает на 0,5 ставки (половину рабочего времени). Тогда его зарплата за полностью отработанный месяц должна быть не ниже ½ МРОТ, то есть 6 945 руб. в 2022 году.