Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика российской пенсионной системы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.
Право на досрочное назначение пенсии сохранено за всеми категориями граждан,
которым оно предоставлялось ранее по закон-ву, действовавшему по
состоянию на 31 декабря 2001 г. Постановление Совмина РСФСР 1991 г. № 517 » О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» были пролонгированы Списки № 1 и № 2 которые действуют до настоящего времени в РФ. Одновременно за периоды работы до 1 ян 2002 г. применяются Списки № 1 и № 2 1956 г. в соответствии с ПП РФ 2003 г. № 239
Ст 27 ФЗ «о трудовых пенсиях» предусм-ет 21 категорию тружеников,
имеющих право на назначение тп по старости ранее достижения
пенсионного возраста — это граждане, отработавшие на производствах с вредными либо тяжелыми условиями труда, в горячих цехах, а также работники ж/д транспорта, лесозаготовители, плавсостав, водители автобусов и троллейбусов городских маршрутов, педагоги, мед работники и другие категории:
-мужчины по достижении возраста 50 лет и жен 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 мес на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж м20/ж15 лет;
-муж55/жен50 лет,… 12 лет 6 мес и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страх стаж м25/ж20 лет.
Тп по старости указ-ым лицам назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста муж на 1 год за каждые 2 года и 6 мес такой работы/ жен каждые 2 года, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страх стажа.
Работники, занятые в производствах, на работах и по профессиям с особо вредными и особо тяжелыми усл-ми труда (Список 1) и с вредными и тяж усл-ми(Список 2), и проработав по ним определенное количество лет, приобретают право на снижение законодательно установленного пенсионного возраста (55 лет для жен и 60-м).
Право на назначение трудовой пенсии:
Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию в Российской Федерации, определен статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001г.
Первое условие.
Право на трудовую пенсию поставлено законодателем в зависимость:
· от статуса или места постоянного проживания лиц, претендующих на её назначение;
· от наличия регистрации лица в качестве застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования;
· наличия страхового стажа и возникновения обстоятельств, повлекших за собой наступление страхового случая.
Статус лиц, претендующих на назначение трудовой пенсии, определяется в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Гражданам Российской Федерации право на назначение трудовой пенсии в Российской Федерации предоставляется независимо от места их проживания, то есть независимо от того, где проживают граждане Российской Федерации на момент обращения за пенсией: на территории Российской Федерации или за её пределами. Иностранным гражданам и лицам без гражданства право на трудовую пенсию в Российской Федерации предоставляется при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 17.12.2001г. определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные им, применяются правила международного договора Российской Федерации. По вопросам пенсионного (социального) обеспечения Российская Федерация заключила ряд международных договоров (соглашений).
Соглашения заключены со странами «социалистического лагеря»: Чехословакией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Монголией, а также подписано Соглашение о пенсионном обеспечении от 13.03.1992г. с бывшими союзными республиками (кроме Грузии, Молдовы, Азербайджана и стран Балтии).
Отдельные Соглашения о пенсионном обеспечении заключены Российской Федерацией с бывшими союзными республиками: Грузией, Молдовой, Украиной и Литвой.
Договорные отношения с указанными странами построены по принципу осуществления пенсионного обеспечения по законодательству и за счет страны постоянного проживания пенсионера. Из всех вышеуказанных Соглашений примером Соглашения «переходного» типа является Соглашение между Российской Федерацией и Литвой, в соответствии с ним стороны подготовят к подписанию не позднее 1 января 2005г. новую редакцию Соглашения, основанную на принципе распределения расходов на выплату пенсий, когда каждая сторона платит пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на ее территории.
Соглашения о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения подписаны Российской Федерацией с Эстонией и Азербайджаном. Вместе с тем, они не являются вступившими в силу, поскольку обмен доверительными грамотами между сторонами не состоялся.
Второе условие.
Вторым неотъемлемым условием возникновения права на трудовую пенсию является наличие регистрации лица в качестве застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования.
Понятие «застрахованное лицо» предусмотрено в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Нормы данной статьи корреспондируются с нормами статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001г. В соответствии с ними застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом из числа данных лиц к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование относятся:
лица, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются полнение работ и оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;
лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); лица, являющиеся членами крестьянских(фермерских) хозяйств; граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае добровольной уплаты за себя страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца независимо от того, что они сами не подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Третье условие. Для возникновения права на трудовую пенсию в Российской Федерации необходимо отвечать условиям, установленным Федеральным законом от 17.12.2001г. Условия назначения трудовых пенсий, с одной стороны, соотносятся с обстоятельствами наступления страхового случая, а с другой стороны, построены на страховых принципах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховым случаем признается достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшей ограничение способности к трудовой деятельности; потеря кормильца, на иждивении которого находились нетрудоспособные лица, связанные с ним строго определенными родственными отношениями.
Страховые принципы основаны на том, что обязательным условием возникновения права на трудовую пенсию является наличие у застрахованного лица страхового стажа определенной продолжительности — трудовые пенсии по старости устанавливаются при наличии страхового стажа не менее 5 лет, трудовые пенсии по инвалидности — при наличии не менее одного дня работы, а трудовые пенсии по случаю потери кормильца гарантированы каждому члену семьи умершего кормильца, имевшего на дату смерти не менее одного дня работы.
При этом на общих основаниях трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 60 лет и женщинам по достижении 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет. То есть, новое пенсионное законодательство сохраняет возрастной ценз для назначения пенсии по старости, установленный ранее действовавшим законодательством.
Статьями 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001г. сохранены права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом правовыми нормами ст. 27 предоставляется право на назначение досрочных трудовых пенсий по старости для граждан, проработавших по состоянию на 1 января 2003г. не менее половины требуемого стажа на соответствующих видах производственных работ с последующим переводом этих пенсий в профессиональную систему.
2. Виды трудовых пенсий и их структура
Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий:
· трудовая пенсия по старости;
· трудовая пенсия по инвалидности;
· трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
В настоящее время трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности может состоять из двух частей: страховой и накопительной — для мужчин и женщин моложе 1967 г. р.
Для мужчин и женщин старше указанного возраста трудовая пенсия по старости состоит только из страховой части.
Размер каждой части исчисляется и изменяется по определенным правилам.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит только из одной части — страховой.
Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, который будет в дальнейшем повышаться в зависимости от продолжительности страхового стажа (более 30 лет у мужчин и 25 лет у женщин) на 6% за каждый год сверх этого стажа.
Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии стабилен, но может быть изменен с учетом возраста, группы инвалидности или наличия иждивенцев.
Размер страховой части пенсии исчисляется в зависимости от продолжительности страхового стажа и заработной платы, учтенных в системе персонифицированного учета, и периодически индексируется.
Коэффициент индексации страховой части пенсии определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выплаты за счет средств пенсионных накоплений
За последние годы изменения в пенсионном законодательстве в наибольшей степени были связаны с регулированием отношений по формированию средств пенсионных накоплений и определением порядка осуществления выплат за их счет.
Формирование пенсионных накоплений осуществляется по трем основным направлениям:
1) посредством выделения части тарифа страховых взносов, уплачиваемых за застрахованное лицо, на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости для лиц 1967 г. рождения и моложе (см. § 1 настоящей главы).
В рамках этого механизма средства, которые направляются на накопительную часть трудовой пенсии, инвестируются с целью получения дохода для сохранения накопленных средств и защиты их от инфляционных потерь. При приобретении права на трудовую пенсию наряду со страховой частью трудовой пенсией по старости должна выплачиваться накопительная часть. Ее размер зависит от суммы страховых взносов, которые отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и суммы дохода от инвестирования этих средств (в случае наличия такого дохода). По желанию застрахованного лица средства пенсионных накоплений он может передать в негосударственный пенсионный фонд или оставить в Пенсионном фонде РФ;
2) посредством участия в системе софинансирования формирования накопительной части трудовой пенсии.
Данный механизм функционирует на основе Закона о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, который предусматривает государственную поддержку формирования пенсионных накоплений. В рамках этой поддержки из федерального бюджета передаются в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Эти взносы поступают в том случае, если застрахованные лица вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г.
Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в сумме не менее 2000 руб.). Размер взноса государственного софинансирования определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. в год. В отдельных случаях предусмотрены более льготные условия;
3) посредством направления материнского (семейного) капитала на улучшение пенсионного обеспечения матери.
В этом случае средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала по заявлению женщины направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства материнского (семейного) капитала (или их часть) в составе пенсионных накоплений.
Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.
Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.
Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:
1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;
3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;
4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;
6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;
7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;
8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;
10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;
12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;
13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;
14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;
17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;
19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.
Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;
2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;
3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
4) инвалидам вследствие военной травмы;
5) инвалидам по зрению;
6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;
7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.
Понятие трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств /4/.
Трудовая пенсия по старости — один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.
За период существования означенной системы в нашей стране правила расчета стажа менялись неоднократно. Сейчас пользуются теми правилами, которые были приняты в 2015 году.
Расчет у многих расчет ведется по-разному. К примеру, чей официальный стаж начался еще до 2002 года, он перерассчитывается в финансовую форму по специальной методике. Требуется использовать либо пункт 3, либо 4 из ст. 30 ФЗ № 173 о трудовых пенсиях. Выбор пункта производится от размера соцпособия.
К примеру, если выбрать 4 пункт, то в расчет необходимо включать следующие периоды:
- Обучение в ПТУ или техникуме;
- Оконченные курсы подготовки кадров с целью обучения профессиональным навыкам;
- Высшее образование или ученая степень;
- Осуществлялся уход за инвалидом 1 группы;
- Декрет;
- Уход за ребенком до полутора лет (в обще он не должен превышать 6 лет);
- Все время, проведенное человеком под арестом, но позже признанное незаконным или ошибочным.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ, УСЛОВИЯ ЕЕ НАЗНАЧЕНИЯ
Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой части (СЧ); накопительной части (НЧ).
Усложненность нового законодательства привела к тому, что в ходе назначения трудовой пенсии по старости в целом или ее частей необходимо применять не только нормы Закона о трудовых пенсиях, но и соответствующие нормы Закона о пенсионном страховании и другие нормативные правовые акты.
Сразу отметим обстоятельства, влияющие на назначение и выплату НЧ трудовой пенсии по старости. Во-первых, она будет выплачиваться при наличии накоплений у тех лиц, за которых уплачивалась часть страховых взносов на финансирование НЧ трудовой пенсии по старости. Они фиксируются в специальной части индивидуального счета каждого застрахованного лица в ПФР. Во-вторых, такие счета заводятся только в отношении застрахованных граждан 1967 г. рождения и моложе. Лица, которые старше этого возраста, права на получение НЧ трудовой пенсии по старости не имеют. В-третьих, НЧ выплачивается только при назначении трудовой пенсии.
Понятие и общие условия предоставления права на страховую пенсию
С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливает Закон о страховых пенсиях, который пришел на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее в данной главе — Закон о трудовых пенсиях). Под действие этого Закона попадает абсолютное большинство пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.
Целью Закона о страховых пенсиях провозглашается защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;
– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Для чего поднимают пенсионный возраст?
Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.
Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.
Накопительная пенсия придумана с целью дать возможность будущему пенсионеру увеличить размер пенсионных накоплений. Дело в том, что отчисления, которые работодатель делает на страховую часть пенсии (16% от зарплаты работника) идут на нужды нынешних пенсионеров. А отчисления на накопительную часть (6% от зарплаты) по идее должны накапливаться на пенсионном счете гражданина и использоваться только по достижении им пенсионного возраста.
В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д. С 2014 году отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии.
Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы.
Как рассчитывается трудовая пенсия
Для расчета трудовой пенсии используется простая формула, предлагаемая несколькими официальными справочниками:
СП + НП = ТП,
где СП и НП — страховая и накопительная части.
Расчет накопительной пенсии производится с учетом пенсионных взносов, уплаченных в срок до декабря 2013 года, деленной на количество месяцев, оставшихся до выхода на пенсию. Ожидаемое количество месяцев равно 258 вне зависимости от того, когда именно человек выходит на пенсию.
Допустим, житель Курской области 1959 года рождения планирует выйти на пенсию в текущем году, достигнув возраста 60,5 лет. С 2002 по 2013 годы он скопил 129 000 пенсионных накоплений, а его индивидуальный пенсионный коэффициент равен 100. Размер его индивидуальной пенсии по старости составит 15 186,5 рублей, а трудовая пенсия, с учетом надбавки 500 рублей (129 000÷258), гарантирует ему получение 15 686,5 рублей на руки.
Многие пенсионеры и предпенсионеры делятся опытом расчета собственной трудовой пенсии с помощью специальных формул и калькулятора, размещенного на сайте ПФР. Цифры выходят достаточно условными, однако дают хотя бы примерное преставление о суммах, на которые человек может рассчитывать в будущем.
Тем, кто еще не достиг возраста хотя бы 50 лет, рассчитывать пенсию бесполезно. К началу ее выплат, вероятнее всего, все ни один раз изменится с ног на голову.
Структура пенсионной системы
Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
[2]
Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО) — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Сегодня возможно и необходимо развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после окончания трудовой деятельности.