Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переоформление права бессрочного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Как происходит переоформление права собственности
Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право владения или аренды нужно собрать комплект документов, которые подтверждают соответствующие права – это регламентировано п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
№ |
Документ |
1. |
Акт, подтверждающий предоставление участка земли |
2. |
Акт или свидетельство, подтверждающее право владения участком |
Необходимо ли переоформлять землю?
Во-первых, это означает, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в Земельном кодексе РФ признаны. Об этом в п. 12 ст. 3 Закона N 137-ФЗ есть прямая запись: предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Во-вторых, каких-либо ограничений срока указанного права Земельным кодексом РФ не установлено.
Взаимоисключающие требования п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ «право постоянного (бессрочного) пользования… сохраняется» и п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования… на право аренды… или приобрести земельные участки в собственность… до 1 января 2004 года» не вполне понятны, поскольку нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами, в которых содержатся нормы земельного права. На это указано, в частности, в ст. 2 Земельного кодекса РФ: «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу».
Комментарий к Статье 20 Земельного кодекса РФ
1. Право постоянного (бессрочного) пользования может существовать только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, за органами пограничной службы, пограничными войсками, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).
Пункт 1 комментируемой статьи значительно ограничивает круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК. Эти субъекты (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления) не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки.
Что можно делать и что нельзя на участке на праве постоянного (бессрочного) пользования
Юридические возможности на таком участка описаны в статье 269 Гражданского Кодекса РФ: “Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком.”
То есть у такого участка, который был предоставлен именно на таком виде права существуют только эти 2 элемента права. Пункт 3 выше названной статьи так и гласит: “Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации».
Физические и юридические лица до переоформления на настоящее право собственности НЕ имеют права(!):
- продавать участок;
- подарить или обменять участок;
- сдать его в аренду;
- И самое неприятное: не могут включить его в завещание, то есть в наследство он не достанется.
А вот государственные учреждения, входящие в структуру Российской академии наук и являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, ещё больше ограничены в своих возможностях владения участком на таком виде права. Они не вправе:
- сдавать такие земельные участки в субаренду;
- передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков третьим лицам;
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.
Это давнее право весьма ограничено, и хорошо, что его можно и нужно переоформить на настоящее и полное право СОБСТВЕННОСТИ.
А юридические лица вообще обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на землю на собственность (путем выкупа за % от кадастровой стоимости), или оформить этот земельный участок себе в аренду. А иначе они могут быть привлечены к административной ответственности.
Это не касается юридических лиц из закрытого списка, которым и сегодня можно приобрести землю у государства на таком виде права.
Всем остальным юридическим лицам переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ДОЛЖНО быть осуществлено до 1 января 2024 года в порядке, установленном выше указанным Федеральным законом.
А это:
- некоммерческие организации, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;
- организации, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками.
Как выкупить землю из постоянного бессрочного пользования юридическому лицу?
Переоформление права бессрочного пользования участком проводится за четыре последовательных этапа. Для некоторых организаций законом предусмотрен предельный срок, когда они должны выкупить землю (до начала 2024 года), иначе им грозит штраф. Данное правило обозначено в п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Производится выкуп по следующим правилам.
- Нужно собрать комплект документации на землю и недвижимость, расположенную на ней. Эти бумаги прикладывают к заявлению и направляют либо в местный муниципалитет, либо в орган гос. власти (зависит от формы собственности на участок). На рассмотрение ходатайства дается месяц.
- Чтобы оформить право собственности, юридическое лицо должно выкупить надел у органов власти. Стоимость сделки определяется ведомством, к которому относится конкретная территория.
- Когда уполномоченный орган рассмотрит заявление, выносится распоряжение о переоформлении. Данный документ направляют заявителю. В нем подтверждается, что на определенный участок переоформляется право использования на право собственности.
- Получив распоряжение, надо составить ходатайство в Росреестр. Заявление о гос. регистрации права собственности направляется через МФЦ или напрямую в управление Росреестра.
Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:
- добровольному отказу собственника;
- принудительному изъятию.
Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.
Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ | При добровольном отказе
(ст.53 ЗК РФ) |
При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ) |
---|---|---|
Инициатор прекращения | собственник | административный орган |
Основание прекращения | заявление о добровольном отказе | неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства |
Кто выносит решение о прекращении | исполнительный комитет местной администрации | судебный орган |
Перечень документов |
|
|
Срок рассмотрения | 30 дней с даты подачи документов | в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу |
Действия уполномоченного органа |
|
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии |
Особенности | административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела |
|
С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.
Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.
Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.
В настоящее время физическим лицам участки в бессрочное землепользование не выделяются. Подобной привилегией обладают лишь некоторые организации в рамках категорий, определенных Земельным кодексом РФ:
- органы государственной власти и местного самоуправления (администрации, муниципальные управления, комитеты и т.п.);
- государственные и муниципальные учреждения (школы, ВУЗы, детские сады, музеи, больницы, учреждения соцзащиты, физкультуры и спорта и многие другие);
- казенные предприятия (управляемые государством заводы, фабрики, исследовательские институты и др.);
- центры исторического наследия президентов РФ, прекративших свое полномочие.
По сути, этот список представляет собой перечень организаций, подконтрольных государству.
Предприятия с частной формой собственности лишены возможности бесплатного получения от муниципалитета земельных территорий для бессрочного использования.
Возможные проблемы при переходе
Для того, чтобы не возникало проблем при бессрочной аренде земельного участка, его использование должно быть целевым. В противном случае органы власти в одностороннем порядке могут расторгнуть договор.
Постоянное пользование землей подразумевает, что этот участок нельзя передавать в аренду. Даже в том случае, если собственник дает такое согласие, это противозаконно.
Также нужно помнить, что, несмотря на то, что земля передана в бессрочное пользование, собственником остается другое лицо. А это означает, что владелец может использовать ее по собственному усмотрению (конечно, только в пределах допустимых видов). Так что здесь могут возникнуть разногласия.
После внесения значительных изменений в Земельный кодекс в 2008 году собственник земельного участка может в судебном порядке расторгнуть договор вне зависимости от того, что бессрочная аренда уже оформлена. Статья 13 Гражданского кодекса содержит указание на то, что нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным на основании решения суда.
Поскольку законодательство в данной сфере меняется достаточно динамично, при нарушении какого-либо положения при оформлении договора процедура передачи земли может быть оспорена.
В 2013 года введена в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая гласит, что переоформление земли, находящейся в бессрочном пользовании, должно быть осуществлено в определенные сроки. В противном случае пользователь несет ответственность за их несоблюдение.
Как оформить землю из бессрочного пользования в собственность?
Следует подробно изучить порядок, описанный в ст. 445 ГК РФ, который регулирует весь процесс оформления земельного объекта. Когда заявитель получает договор от сотрудников госорганов, у него есть месяц для отправки извещения о согласии или отказе заключения сделки.
Если у землепользователя возникли какие-либо разногласия с госструктурами, он может отправить протокол, где указывает все аспекты. Госструктуры также в течение месяца после получения протокола разногласий должны оповестить отправителя о его принятии или об отказе решать выдвинутые разногласия.
Если органы отказываются принимать выдвинутые требования заявителя, вопрос может решаться в суде.
Иногда госорганы уклоняются от запрашиваемого заключения договора. Тогда заявитель может действовать через суд с намерением обжаловать бездействие госструктур и принудить все-таки подписать договор, что оговаривается в п.4 ст.445 ГК РФ. Во время разбирательств судебные органы проверяют соблюдение правил, описанных в ст.445. Если заявитель, который подал иск в суд для рассмотрения дела, не отправлял органам местного самоуправления протокол разногласий и не получил отказ, суд вправе отказать в дальнейшем рассмотрении вопроса.
Перед рассмотрением дела в суде, а соответственно перед подачей искового заявления, заявитель отправляет органам госструктуры свой вариант договора о приобретении участка, хотя такими вещами и занимаются госвласти.
После подписания составленного документа производится регистрация права на землю, что регулируется Законом о госрегистрации прав.
Право постоянного (бессрочного) пользования
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).
Аренда земельных участков
По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).
К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.
Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).
Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).
Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.
Бессрочное пользование земельным участком и правила регистрации данного права
Понятие права постоянного т. е. бессрочного пользования землей возникло в советские времена.
На территории СССР имущество не передавалось гражданам в частное владение, вся недвижимость и земельный фонд являлись государственными или муниципальными объектами.
Однако у жителей страны было право на бессрочное пользование земельным участком. Это значит, что люди получали землю и могли распоряжаться ею как личной собственностью — продавать, сдавать в аренду, менять и т. д.
После распада Союза ситуация изменилась. Радикальные нововведения были приняты в 2001 году, когда в силу вступил новый Земельный кодекс Российской Федерации. Как он повлиял на ситуацию, какие права были введены, а в отношении которых, произошло прекращение, понятно не всем жителям страны.
Чтобы разобраться в этих вопросах и понять, можно ли сегодня приобрести право постоянного пользования землей, надо вникнуть в основы действующей правовой системы. Альтернативным вариантом станет обращение за помощью к опытному юридическому эксперту.
Специалисты знают все установленные правила и порядки, поэтому смогут легко ответить на поставленные вопросы, решить сложные правовые задачи, составить индивидуальный алгоритм действий для соискателей. Тратить личные ресурсы на работу с платным адвокатом нет необходимости.
Чтобы заручиться профессиональными рекомендациями, достаточно располагать выходом в сеть. Онлайн-рекомендации выгодны и удобны, доступны каждому жителю страны.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
“Бухгалтерский учет”, 2011, N 10
До 1 января 2012 г. значительная часть землепользователей в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” обязана переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести землю в собственность. Однако в соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется, причем бессрочно. Как поступить землепользователям в сложившейся ситуации?
Начнем с физических лиц. Требование переоформить землю до 1 января 2012 г. их не касается, так как согласно п. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Что касается юридических лиц, то их можно разделить на три группы, поскольку для каждой из них законодательством определены разные нормы.
Первая: государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ этой категории юридических лиц переоформлять ничего не нужно.
Вторая: садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные потребительские кооперативы, а также организации, при которых до вступления в силу Закона N 66-ФЗ были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования.
Перечисленные организации переоформляют земельные участки следующим образом (п. 2.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ):
- садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”;
- гаражные потребительские кооперативы в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Кстати, переоформление организациями этой группы права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, как и в случае с физическими лицами, каким-либо сроком не ограничивается.
Третья: все остальные юридические лица. Именно они в срок до 1 января 2012 г. обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
Обратите внимание, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность до 1 января 2015 г. по льготным ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и п. 2 ст. 2 Закона N 137-ФЗ. Земельные же участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 г.) в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются им в собственность бесплатно. Кроме того, бесплатно земельные участки предоставляются в собственность религиозным организациям, если на этих участках расположены находящиеся у них в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
Граждане страны, которые приобретают право владения на земельные территории на основании возможности бессрочного использования на постоянной основе, действующим законодательством рассматриваются в качестве землепользователей. Данные лица обретают все полномочия по владению и использованию земельных территорий.
Передача земельной территории из государственных или муниципальных активов в пользование частных лиц осуществляется при условии наличия решения ответственного исполнительного органа. В данном документе указываются:
- точные кадастровые данные территории;
- фамилия, имя, отчество гражданина, если земельная территория передается физическим лицам;
- наименования учреждения, сведения о государственной регистрации юридического лица, если пользователем участка является юридическое лицо;
- наименования органов государственной и муниципальной власти.
Лицами, которым предоставляются земельные участки на основании права бессрочного использования на постоянной основе, являются:
- физические и юридические лица;
- учреждения государственного и муниципального уровня;
- казенные производства и предприятия.