Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Клинический анализ крови». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первые лаборанты появились в Италии и Австрии в Средние века, их обязанностями была подготовка аудиторий для приема студентов медицинских факультетов: штативы, пробирки, инструменты для препарирования лягушек, материал для исследований. Античность утвердила «должность» лаборанта при каждом великом ученом-естественнике в качестве младшего помощника. Без их помощи проведение опытов и подведение итогов в полном объеме было просто невозможно.
Специалист клинической лабораторной диагностики — 7 уровня выполняет работы третьей категории сложности
Он должен:
- Выполнять клинические лабораторные (КЛ) исследования 3 категории сложности,
- Контролировать качество КЛ исследований третей категории сложности на всех этапах исследований,
- Осваивать и внедрять новые методы проведения КЛ исследований и медизделий для диагностики in vitro,
- Проводить внутрилабораторную валидизацию исследований,
- Вести документацию и организовывать работу подчинённого персонала.
Какое образование должен иметь врач КЛД – 8-го уровня квалификации
Врачи клинической лабораторной диагностики могут заниматься профессиональной деятельностью после получения специализации:
1 способ: иметь высшее медицинское образование по направлениям:
- Лечебное дело
- Педиатрия
- Стоматология
- Медико-профилактическое дело
- Медицинская биохимия
- Фармация
Современная лабораторная медицина имеет множество направлений. Среди них основными являются исследования полимерных цепочек ДНК-диагностики (ПЦР), электронная микроскопия возбудителей, создание лабораторных биомаркеров для оценки риска заболевания и профилактики. Кроме того, судебно-медицинские лаборанты получили инновационные методики идентификации биоматериалов, позволяющих однозначно установить виновника преступления.
Работает направление космической лабораторной диагностики, выполняемой на орбите космического корабля.
Выпускники могут устроиться на лабораторную работу не только в поликлиники. Специализация востребована и в других сферах:
- санитарно-эпидемиологических службах;
- лабораториях образовательных учреждений;
- станциях переливания крови;
- фермерские хозяйства;
- исследовательских центрах;
- профильные лаборатории при диспансерах, женских консультациях, санаториях;
- центрах стандартизации и метрологии.
Размер заработной платы зависит от многих факторов. Средние показатели по России – 30 000 рублей. В столице зарплата может достигать отметки в 140 000 рублей. Наибольшее число вакансий открыто в регионах:
- Московском;
- Ленинградском;
- Ростовском.
Для чего нужен общий анализ крови. Почему этот анализ так важен?
Кровь – это особая ткань, которая является транспортом для различных веществ между другими тканями, органами и системами, обеспечивая при этом единство и постоянство внутренней среды организма. Таким образом, большинство процессов, затрагивающих состояние разных тканей и органов, так или иначе, отражаются на состоянии крови.
Кровь состоит из плазмы (жидкая часть крови) и форменных элементов – лейкоцитов, тромбоцитов, эритроцитов. Каждый вид форменных элементов имеет свои функции: лейкоциты отвечают за иммунную защиту, тромбоциты – за свертывание крови, эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.
У здорового человека состав крови довольно постоянен, а при заболевании он меняется. Поэтому с помощью анализа крови можно установить, что заболевание имеет место. Иногда общий анализ крови позволяет обнаружить болезнь на ранней стадии, когда основные симптомы заболевания еще не проявлены. Именно поэтому ОАК проводится при любом профилактическом обследовании. При наличии симптомов клинический анализ помогает разобраться в природе заболевания, определить интенсивность протекания воспалительного процесса. Клинический анализ используется для диагностики различных воспалительных заболеваний, аллергических состояний, заболеваний крови. Повторный общий анализ крови даст врачу возможность судить об эффективности назначенного лечения, оценить тенденцию к выздоровлению и при необходимости скорректировать курс лечения.
Как сдавать общий анализ крови. Подготовка к ОАК
Кровь для общего анализа крови могут брать как из пальца, так и из вены.
Желательно сдавать анализ натощак. Если анализ сдается днем, то после последнего приема пищи должно пройти минимум 4-5 часов. Впрочем, это требование не жесткое.
Обязательно следует исключить употребление накануне жирной пищи. Нельзя сдавать анализ пока в крови находится алкоголь, а также после проведения рентгеновского обследования, физиопроцедур, солнечных ванн.
Если Вы принимаете какие-нибудь лекарства, обязательно скажите об этом врачу: некоторые препараты могут повлиять на состав крови.
Женщинам, проходящим плановое обследование, желательно повременить с анализом до окончания месячных. Если общий анализ крови назначен в ходе лечения заболевания, можно сдавать кровь, не взирая на месячные, – врач учтет это при интерпретации результатов.
Как подготовиться. Как к СОЭ
На что обратить внимание при выборе лаборатории. Нормальный уровень СРБ зависит от метода, которым определяли белок. Если метод стандартный, то у всех людей СРБ должен быть в пределах 0-10 мг/л. А если метод высокочувствительный (hs-CRP), то уровень белка должен быть меньше 3 мг/л. Высокочувствительный анализ стоит дороже, но нужен не всегда. Поэтому, если врач назначил это исследование, имеет смысл уточнить, какой именно анализ нужен.
Как понять результат анализа. В норме СРБ не должен быть высоким. Однако понять, почему он повысился, можно только вместе с врачом. Например, СРБ может держаться на уровне от 3 до 10 мг/л при беременности, малоподвижном образе жизни и курении — а может из-за диабета, пародонтита или наследственных заболеваний.
Уровень от 10 до 100 может говорить и об инфаркте миокарда, и о бронхите. А если уровень больше 100 — это могут быть и обширные травмы, и бактериальные и вирусные инфекции.
Однозначно об острых бактериальных инфекциях говорит только очень сильное повышение уровня СРБ — больше 500 мг/л. Но это не означает, что, если уровень СРБ меньше, то бактериальной инфекции нет. Понять, так это, или нет, могут помочь дополнительные обследования: например, бактериальный посев. Без дополнительной информации и консультации с врачом сказать что-то определенное о причине повышения СРБ очень тяжело.
Поскольку терапевтическое окно для лечения острого инсульта ограничено во времени, то крайне важно как можно быстрее провести диагностику. Обследование пациента специалистом и диагностические тесты (учитывая нейровизуализацию) проводятся практически одновременно. Выбор метода нейровизуализации базируется на данных неврологического статуса и состоянии пациента, например, около 40% пациентов с ОНМК невозможно провести МРТ из-за противопоказаний.
Клиническое обследование остается важной частью диагностики. На этом этапе происходит сбор анамнеза, общий осмотр, неврологическое обследование. Особенно важна информация о времени начала проявления симптомов и ранее перенесенном инсульте. Неврологический осмотр призван не только установить ОНМК и его причины, но и исключить заболевания, имитирующие его, дифференцировать от патологий со схожей клинической картиной.
Людям с подозрением на инсульт или ТИА рекомендуется экстренное проведение компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга.
КТ головного мозга сегодня считается международным стандартом при диагностике инсульта, точность диагностирования кровоизлияния при КТ почти 100%. Проведение спиральной КТ надежно идентифицирует большинство состояний, имитирующих инсульт (опухоль, субдуральная гематома и др.) и отличает острый ишемический инсульт от геморрагического.
МРТ чувствительнее и разрешает выявить четкие изменения мозгового вещества, ствола мозга и мозжечка, невидимые при обычной КТ. Процедура особенно эффективна при диагностике ОНМК на территории вертебробазилярного бассейна, лакунарного инсульта, острой ишемии. Но МРТ менее информативна при кровоизлияниях.
В диагностике стенозирующих процессов помогают ультразвуковые методы. Дуплексное сканирование соединяет УЗ-визуализацию в режиме реального времени для оценки анатомического строения артерий с импульсным допплеровским анализом кровотока на любом участке просвета сосуда. Это позволяет на ранней стадии выявить тяжелый стеноз сонной артерии, при котором показана катетеризационная ангиография и операция – каротидная эндартерэктомия.
Также, настолько быстро, насколько возможно, должна быть осуществлена сосудистая визуализация, включающая:
- КТ-ангиографию;
- МР-ангиографию;
- катетерную ангиографию;
- дуплексную ультрасонографию.
Лабораторная диагностика тоже должна выполняться в экстренном порядке, основные анализы включают:
- общий клинический анализ крови с подсчетом тромбоцитов, гематокрит;
- определение группы крови, резус-фактора;
- биохимический анализ крови: сахар, мочевина, креатинин, билирубин, холестерин и пр.;
- электролиты (калий, натрий);
- клинический анализ мочи.
Какими личностными качествами должен обладать лаборант
Главный критерий, определяющий настоящего специалиста – у сотрудника лаборатории должен присутствовать интерес к науке. Несмотря на то, что он выполняет менее сложные или углубленные лабораторные работы, чем технолог, и не проводит самостоятельно исследования как таковые, ему необходим достаточный запас знаний в области химии, биологии, биохимии, микробиологии и физики.
Компьютерная грамотность включает знание соответствующего программного обеспечения (программное обеспечение электронных медицинских записей, лабораторная информационная система), умение пользоваться базами данных, электронными таблицами и программами обработки тестов.
Лаборанту, которому приходится работать с мельчайшими веществами и сложным техническим оборудованием, необходимо хорошее зрение, ловкость и физическая выносливость. Он должен обладать сильными аналитическими способностями, навыками критического мышления, ориентированностью на детали (небольшие изменения в показаниях теста могут повлиять на его интерпретацию). Поскольку в лабораторных условиях работают и другие специалисты, эффективные коммуникативные навыки – очень важное качество.
Пункция верхнечелюстной пазухи
Практически не применяется в современной оториноларингологии. При остром бактериальном синусите показаны системные антибактериальные препараты широкого спектра действия, которые успешно справляются с бактериальным процессом без пункций и «кукушек».
Пункции при бактериальном процессе в верхнечелюстных пазухах в основном показаны, если нужен посев содержимого пазухи — как правило при неэффективности 1-2 курсов антибактериальной терапии.
Очень редко такие пункции проводят с диагностической целью, когда нет возможности выполнить рентгенографию или компьютерную томографию околоносовых пазух. Еще одним показанием является выраженный болевой синдром, связанный с давлением содержимого на стенки пазухи. Пункция при этом делается однократно на фоне основного лечения. Несколько пункций показаны только в случае нестихающего бактериального процесса при двух и более курсах антибиотиков, при этом возможности провести эндоскопическое хирургическое вмешательство на пазухах нет.
Доказано — пункция верхнечелюстной пазухи не ускоряет процесса выздоровления.
Важно знать: пункция, как и любой инвазивный метод, может иметь осложнения, среди них — травма медиальной стенки орбиты, носослезного канала, мягких тканей щеки, носовое кровотечение.
Специальность 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
На базе: 9 или 11 классов
Срок обучения: очная форма – 3 года 10 месяцев (после 9 класса) / 2 года 10 месяцев (после 11 класса); очно-заочная – 3 года 4 месяца.
Квалификация выпускника: Медицинский лабораторный техник
«Qui bene diagnoscit – bene curat»
(Кто хорошо диагностирует – тот хорошо лечит)
врач Гален
Специальность «Лабораторная диагностика» интересна по двум причинам. Во-первых, отнюдь не каждое медицинское училище или колледж готовит таких специалистов. А во-вторых, на рынке труда медицинские лаборанты – в большом дефиците, а потому их работа неплохо оплачивается.
Ни один диагноз не может быть поставлен без проведения лабораторных исследований. Любая ошибка может стать роковой, поэтому лаборант просто обязан обладать хорошими знаниями, быть точным, аккуратным и уравновешенным. Спокойствие, терпение и собранность – главные качества лаборанта.
Интересный факт: в процентном соотношении на «Лабораторной диагностике» юношей учится значительно больше, чем на других специальностях. Дело в том, что лаборант скорее мужская профессия, требующая полной концентрации внимания.
Медицинский лабораторный техник проводит все виды лабораторных исследований:
гематологические – изучение состава клеток крови
биохимические – исследование обмена веществ
общеклинические – анализ биологических жидкостей
иммунологические – анализ крови на наличие ВИЧ и других инфекций.
Часть анализов проводится вручную, часть – на современной компьютеризированной технике.
В учебном плане для студентов специальности «Лабораторная диагностика» выделено 440 академических часов для проведения производственной практики, целью которой является систематизация знаний студентов, закрепление и совершенствование ими практических навыков, полученных на занятиях в колледже.
Из 100% студентов, опрошенных в колледже, 97% утверждают, что они не разочаровались в своей будущей профессии. Студентам особенно нравятся практические занятия проводимые в лечебно-профилактических учреждениях, т.к. здесь они не посредственно могут применить полученные ими теоретические знания, осознать важность и необходимость своей профессии.
Цели и задачи клинической химии и лабораторной медицины, по определению IFCC, состоят в применении химических, молекулярных и клеточных концепций и методов для понимания и оценки здоровья и заболеваний человека.
В основе дисциплины лежит предоставление результатов измерений и исследований вместе с интерпретацией и клиническими рекомендациями, касающимися поддержания здоровья, выявление причины заболевания, установление правильного диагноза, прогноза течения болезни и мониторинга реакции пациента на терапию, назначение дополнительных исследований. Дисциплина направлена на углубленное понимание здоровья и болезней посредством фундаментальных и прикладных исследований [9].
Несмотря на четкое определение области интересов, между странами существует много различий в отношении самых разных аспектов профессии. Гармонизация была важной задачей и имеет свою историю. В 1958 г., через год после подписания Римского договора, представители, делегированные профессиональными организациями медицинских специалистов из 6 стран-членов очень молодого Европейского сообщества (ЕЭС), собравшиеся в Брюсселе, создали Европейский союз медицинских специалистов (Union Européenne des Médecins Spécialistes — UEMS). Основными задачами UEMS являются: продвижение образования медицинских специалистов на самом высоком уровне, проведение медицинской практики и здравоохранения в рамках ЕС и поощрение свободного передвижения врачей-специалистов по территории ЕС. UEMS представляет медицинских специалистов в государствах-членах ЕС, органах ЕС и любом другом образовании, касающемся вопросов медицинской профессии.
В 1988 г. была создана FESCC (Федерация европейских сообществ клинической химии), соединившая различные национальные общества клинической химии и лабораторной медицины. Главной задачей с самого начала была гармонизация и признание лабораторных специалистов, в том числе с немедицинским и фармацевтическим образованием. EC4 был создан с целью гармонизации образования и создания европейского реестра для специалистов с высшим образованием.
Между европейскими странами существует много различий: наличие в основном специалистов с медицинским или немедицинским образованием; значительная доля фармацевтов или незначительное их число; широкая профессиональная область интересов, включая многие аспекты лабораторной медицины или более ограниченная специализированная область; включение в функциональные обязанности лечения пациента или отсутствие клинических задач; официальное признание и строгое регулирование по закону или отсутствие признания и регулирование всех профессиональных аспектов специалистами самостоятельно; регламентированная специализация с национальной экспертизой или отсутствие официальной учебной программы; основополагающее или второстепенное применение системы качества, основанной на нормах ISO.
Ситуация в нашей профессиональной области в странах ЕС достаточно неоднозначна. Различиями между странами иллюстрируются некоторыми примерами. Во Франции профессия медицинской биологии (biologie médicale) регламентируется и предназначена для врачей и фармацевтов. Профессия охватывает области микробиологии, паразитологии и вирусологии, биохимии, гематологии и иммунологии, ЭКО и генетики. В Португалии быть заведующими лабораторий разрешено только врачам и фармацевтам. В Великобритании клиническая химия является одновалентной специальностью, которая охватывает биохимию, в том числе эндокринологию, и осуществляется как врачами (химическими патологами), так и специалистами с немедицинским базовым образованием (клиническими биохимиками). В Хорватии клиническая химия включает биохимию, эндокринологию, гематологию, иммунологию и молекулярные методы, но исключает микробиологию. В настоящее время в Хорватии есть только специалисты, имеющие немедицинское базовое образование, но программа образования для врачей была инициирована, когда эта страна вошла в Е.С. Нидерланды — единственная страна, не имеющая специализации для врачей, желающих стать сотрудниками медицинских лабораторий, обучение было прекращено в 2001 г.
В некоторых странах нелегко полностью задокументировать характеристики и различия между специалистами с медицинским и немедицинским базовым образованием. В Германии поливалентная лабораторная медицина должна практиковаться врачами, так как включает в себя микробиологию и трансфузиологию с важной диагностической и консультативной задачей для клиницистов. Лабораторная медицина в Словацкой Республике является общей (поливалентной) медицинской дисциплиной с учебной программой, соответствующей программе UEMS, введенной в 2003 г., когда в учебную программу для врачей были включены гематология, микробиология и трансфузионная медицина. Специалисты с немедицинским базовым образованием обеспечивают моновалентную дисциплину клинической биохимии. Учебная программа в обеих дисциплин схожа на 65%. С момента введения этой новой учебной программы специализацию прошли 10 врачей и 30 специалистов без медицинского образования. В Испании новый закон вступит в силу в этом году. Моновалентная специальность bioquímica clínica и поливалентная специальность anitis clínicos исчезнут, и в лабораторной медицине будет только один вид поливалентных специалистов. Для такой специализации останется допускаться студенты с медицинским, фармацевтическим, биологическим и (био)химическим базовым образованием.
Сделано много усилий по гармонизации профессии лабораторной медицины в Европе. Одним из примеров этого процесса является проведение данного исследования о сходствах и различиях лабораторной медицины в странах Е.С. Многие коллеги по лабораторной профессии ставили перед собой ту же задачу [10, 11]. EFLM присвоила название специальности «специалист в области лабораторной медицины» [3]. Ожидается, что таким образом лабораторная профессия станет более узнаваемой. EC4 опубликовал обновленную версию руководства к реестру EC4, в котором приведены минимальные стандарты теоретической и практической подготовки по направлению клинической химии [6].
В то же время Секция лабораторной медицины UEMS/клиническая биопатология работала над стандартами обучения, которые описывают различные направления в Секции (клиническая химия, гематология, иммунология, трансфузионная медицина, генетика и общая/поливалентная лабораторная медицина) [7]. Другие медицинские специальности также успешно трудились над гармонизацией в ЕС [12]. Лабораторные врачи подчиняются тем же уставам UEMS и директивам ЕС, что и другие медицинские специалисты: Устав о подготовке медицинских специалистов [13]; Устав о непрерывном медицинском образовании [14]; Устав об обеспечении качества в медицинской практике [15]; Устав о посещении учебных центров [16]. Эти правила и положения могут представлять особую проблему в гармонизации всех лабораторных специальностей.
Недавние события на уровне ЕС открыли новые возможности для гармонизации. Была пересмотрена директива ЕС о признании профессиональной квалификации, что позволяет согласовать «Общие рамки обучения» для взаимного признания профессий в ЕС при выполнении некоторых условий [1, 2]. Одним из таких условий является признание профессии специалиста в одной трети стран Е.С. Европейское признание специалистов в области лабораторной медицины с биологическим или фармацевтическим образованием может быть достигнуто, начиная с определения общих характеристик профессии и гармонизации образования по меньшей мере в 10 странах. Лабораторные специалисты, имеющие немедицинское и медицинское образование, работают в одной профессиональной области, однако имеют различные профессиональные возможности в отношении оказания помощи пациентам. Соответствующие учебные программы показывают значительное совпадение, а в некоторых странах даже идентичность. По этой причине гармонизация не может считаться самодостаточным процессом в будущем.