Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как органам МСУ исполнять новые полномочия в сфере лесоустройства с 1 января». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лес – это комплексный ресурс, являющийся источником древесины, пищи и других востребованных в обществе компонентов экосистем, образованных деревьями, растущими сомкнутым пологом. Редколесье, то есть экосистемы, сформированные деревьями, растущими на большом расстоянии друг от друга, могут считаться или не считаться лесом. Всё зависит от точки зрения.
Комментарии к ст. 20 ЛК РФ
В соответствии с Лесным кодексом РФ леса, расположенные как на землях лесного фонда, так и на иных категориях земель, могут использоваться для разных целей (виды использования лесов). Это заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 25 ЛК РФ).
Комментируемой статьей устанавливается, что независимо от того, о каких лесах идет речь, во всех случаях их возможного использования при законном изъятии лесных ресурсов из окружающей природной среды, эти добытые ресурсы, в том числе древесина, поступают в режим права собственности лица (физического или юридического), использующего соответствующий лес. При этом речь может идти только о законном использовании соответствующей части лесного участка, поскольку, во-первых, только лесной участок может быть предметом лесопользования, а во-вторых, это использование должно носить законный характер. Так, например, если вам предоставлен лесной участок для осуществления рекреационной деятельности, а в договоре (правоустанавливающем документе) не оговорено право рубки лесных насаждений, формулировка п. 1 ст. 20 ЛК РФ в отношении приобретения вами права собственности на древесину не действует. Право собственности является институтом гражданского права, поэтому все правомочия собственника на этот счет содержатся в Гражданском кодексе РФ. Законодателем предусмотрен порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, особенности которого также являются предметом регулирования гражданского законодательства.
Так, в соответствии со ст. 221 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водных объектах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Из общего правила п. 2 ст. 20 ЛК РФ устанавливает исключение, говоря о том, что право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 — 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации. Статья 43 касается использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; ст. 44 — использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; ст. 45 — использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; ст. 46 — использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Древесиной является основная масса ствола, ветвей и корней древесных растений, состоящая из тканей, выполняющих проводящие, механические и запасающие функции в дереве:
деловая — круглые и колотые лесоматериалы, кроме дров, пневой осмол, а также технологическая щепа;
дровяная — древесина, используемая для топлива (дрова) и технологической переработки (технологические дрова);
ликвидная — древесина, которая может быть использована в хозяйственных целях; включает в себя деловую древесину и дрова;
неликвидная — древесина, которая не может быть использована в хозяйственных целях вследствие утраты технических качеств из-за повреждений гнилью, а также в результате пожаров и других стихийных бедствий .
———————————
См.: Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002. С. 85.
Виды разрешенного использования ЗЛФ
Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.
Согласно классификатору видов разрешенного использования (ВРИ), утв. , на ЗЛФ можно вести деятельность, которая зашифрована под кодами 10.0-10.4:
- рубка, заготовка, первичная обработка, хранение и вывоз древесины;
- создание лесных дорог, помещений для переработки/хранения ресурсов, прочих объектов хозяйственной инфраструктуры;
- выращивание насаждений и их частичная переработка;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, дикорастущих растений и кустарников, их переработка и вывоз;
- охрана лесов и так далее.
Помимо указанных ВРИ, ст. 25 ЛК разрешает использовать леса для таких целей как:
- строительство и эксплуатация линейных объектов;
- научно-исследовательская деятельность;
- обустройство водохранилищ и гидротехнических сооружений;
- геологическое изучение недр и поиск полезных ископаемых;
- религиозная деятельность.
Перевод участков из лесной категории
Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:
- ходатайство;
- акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
- решение от уполномоченного органа власти;
- справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
- выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
- проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
- результаты экспертизы, если таковая была проведена.
В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.
Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.
Нормативное регулирование использования лесных земель
При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.
В ЗК РФ включены нормы, определяющие:
- принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
- каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
- правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.
В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:
- правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
- порядок использования и охраны лесных земель;
- на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
- какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.
Допускается ли оформление в собственность лесного участка
Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.
Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.
Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:
- обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
- акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
- выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
- одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
- справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
- экспертное заключение в случае проведения экспертизы.
Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.
Можно ли оформить земли лесного фонда в частную собственность
Может ли юридическое лицо или гражданин России оформить в частную собственность земли лесного фонда? Ответить «категорически нет» можно, однако это неверно. Способы получить во владение земельный участок, де-юре принадлежащий к неотчуждаемым лесным угодьям, – существуют.
К лесному фонду принадлежат не все земли, покрытые лесной растительностью. Уточним: участки лесных массивов, которые находятся в черте города, относятся к землям населенных пунктов. Но лесфонд составляют около 97% общей площади российских лесов – абсолютное большинство.
Однако и лесфонд – это не только лесные участки. В нем найдется немало земель, которые к лесному хозяйству имеют отношение чисто формальное.
Но даже такой земельный участок взять и приватизировать нельзя. По российскому законодательству ни один гектар из лесфонда не может быть отчужден. Эти земли принадлежат государству, являются федеральной собственностью, и исключая их приватизацию, власть заботится об интересах народа, для которого леса представляют огромную ценность.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Пункт 10 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2022 года.
4. Положения частей 3 — 5, 7 и 8 статьи 631 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
5. Положение части 6 статьи 631 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения проведения агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, совершенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).
В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.
Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, со дня вступления в законную силу Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции Закона), статей 50.4-1 и 50.4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;
Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.
1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
5. На основании и во исполнение наст��ящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 455-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ)
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 02.07.2021 N 302-ФЗ)
1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
С 1 января 2021 года вводятся в действие новые правила использования лесов
По новой редакции статьи 50.1 ЛК РФ, учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечень которых определяется правительством РФ.
Определены виды древесины, подлежащей учету:
- древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению;
- транспортируемой древесины и продукции ее переработки;
- древесины, размещенной в местах (пунктах) складирования древесины;
- древесины, поступившей для переработки;
- продукции переработки древесины;
- древесины и продукции ее переработки, являющихся предметом сделок с древесиной.
ВАЖНО! Учет древесины осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем внесения в государственный лесной реестр сведений.
Изменилась редакция статьи 50.3 ЛК РФ «Общие положения о транспортировке древесины, хранении древесины, производстве продукции переработки древесины и об учете сделок с ними».
По новой редакции статьи 50.4 ЛК РФ, транспортировка древесины, хранение древесины, производство продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр, не допускаются.
Такие требования не применяются к транспортировке древесины:
- заготовленной гражданами для собственных нужд;
- заготовленной лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;
- в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.
ВАЖНО! Порядок определения характеристик древесины и учета древесины устанавливает правительство с учетом положений национальных, межгосударственных и международных стандартов.
В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом.
В статье 50.2 ЛК РФ установлено, что определенная, в соответствии с частью 1 статьи 50.1 ЛК РФ, древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством РФ, подлежит обязательной поштучной маркировке при вывозе из РФ осуществляющими такой вывоз:
- юридическими лицами;
- индивидуальными предпринимателями.
Форма и состав сведений отчета о древесине и продукции из нее, требования к его подготовке в электронном виде устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В статье 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, отнесено:
- осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда;
- внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.
Статьей 96 ЛК РФ вводится новый вид федерального государственного надзора — надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Предметом такого надзора являются:
- соблюдение юридическими лицами, ИП, гражданами требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;
- соблюдение гражданами требований в сфере перевозки древесины.
При организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, ИП о начале проведения такой проверки не требуется.
Новой редакцией статьи 96.1 ЛК РФ установлено обеспечение должностных лиц органов государственного надзора. Должностные лица органов государственного надзора в сфере оборота древесины, государственных учреждений имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Должностным лицам, осуществляющим государственный надзор, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца. Они имеют право осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.
Новой редакцией статьи 96.2 ЛК РФ определен порядок федерального государственного надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
Статья 97 ЛК РФ утратила силу с 01.07.2021.
Новой редакцией статьи 98 ЛК РФ пределен предмет муниципального лесного контроля, которым является соблюдение юридическими лицами, ИП и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений.
По действующему сегодня законодательству к валежнику относятся сухие, трухлявые, гниющие стволы деревьев, кусты, ветки. Если по естественным причинам дерево или куст сгнило, засохло и упало, то они считаются валежником. К таким причинам можно отнести природные явления в виде града, урагана, сильного ветра или снегопада. Нагрузка на растение приводит к его падению.
До первого января 2021 года граждане имели право вывезти из леса ветки в диаметре не более четырех см.
В 2021 году входят в силу новшества касаемые валежника. Новый закон гласит, что валежник перестал считаться платным ресурсом. С первого января гражданам разрешается собирать в лесу и рядом сухие ветки, лежащие на полу, так же остатки от стволов деревьев, кустов и сучьев. Так же стоит помнить, что количество заготовленного валежника не должно быть огромным, иначе не избежать ответственности перед властями. Количество вывозимого древесного мусора во многих регионах лимитировано. При перевозке могут проверить, правда ли везете валежник или же это спиленный лес. Законодательством РФ россиянам разрешено для собственных нужд выносить из леса орехи, грибы, ягоды, так же можно использовать не древесные отходы — бересту, мох, ветки. Сухостой причислили к недревесным отходам с первого января 2021 года.
Закон, принятый в Российской Федерации это еще не все, нужно рассматривать закон для каждого региона отдельно, по-разному трактуются региональные поправки. Где-то можно будет собирать валежник только после уведомления местного министерства природы, где-то в отведенных для этого местах, а где-то без ограничений:
- Московская область выбрала очень лояльный подход, в Подмосковье можно собирать валежник везде, кроме охраняемых территорий, складов древесины или мест, где ведутся лесосечные работы.
- В Пензенской области завалившееся дерево распиливать уже нельзя, собирать валежник разрешено только вручную, без пил и сучкорезов.
- В Краснодарском крае необходимо предупредить учреждение, подведомственное Минприроды. Будет указано место, в котором разрешено собирать валежник и учтен объем заготовленного сухостоя. Органом исполнительной власти будет установлен порядок учета и порядок подачи уведомления гражданами, которые хотят произвести заготовку.
- В Пермском крае разрешено собирать валежник весь год в бесснежный период без ущерба лесным насаждениям и с использованием ручных инструментов.
- Во Владимирской области сбор валежника может производится везде, без ограничений, граждане вправе собирать поваленные деревья и сухие ветки безлимитно, та же ситуация в республике Коми. А вот в Тамбовской области вывоз регламентирован.
- В Ханты-Мансийске в 2021 году с января месяца необходимо оповещать лесничество о планируемом сборе сухого леса. Части леса, находящиеся в пешей доступности к поселкам (не далее пяти километров) или возле дорог можно использовать для заготовки валежника.
- В Башкирии составлен список мест, где разрешено осуществлять безвозмездный сбор сухих веток, на региональных ресурсах есть официальная информация. Информационные стенды находятся в каждом лесничестве. Гражданин обязан оповестить лесника за сутки до планируемого сбора заготовок.
- В Вологодской области предельный объем собранного сухостоя не устанавливается, разрешается жителям региона собирать валежник весь год, соблюдая пожарную и санитарную безопасность.
- Жителям Удмуртии, остро нуждающимся в отоплении своих домов, разрешили собирать лежащие на земле деревья и их части бесплатно, чем очень обрадовали селян. Собирая старые трухлявые деревья, они освобождают лес, там станет чище и приятнее. Валежником самим по себе люди могут отапливать и дома, и бани. На отопление своих жилищ, хозяевам приходилось тратить большие средства, на отопление дома уходит примерно телега дров (10 кубов), примерно 15000 руб., на баню еще 4000. Для селянина, у которого нет газа в доме, это большие деньги. Поэтому закон восприняли на ура!
«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.
Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.
Представление сведений оператору ЕГАИС учета древесины
Изменения в лесном законодательстве с 2021 года устанавливают обязанность представлять определенные данные оператору Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины. Представить информацию обязаны лица:
- владеющие местами (пунктами) складирования лесоматериалов;
- владеющие объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Они должны направить следующие данные о себе:
- юрлица: наименование, организационно-правовая форма, адрес, информация о госрегистрации, ИНН;
- ИП: данные о госрегистрации в качестве ИП, фамилия, имя и отчество, данные паспорта, ИНН.
Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд. Виды лесопользования
Лесной фонд находится в собственности Российской Федерации. Гражданам и юридическим лицам предоставляются в пользование участки лесного фонда. Право пользования лесным фондом может быть общим и специальным. Примером права общего пользования лесным фондом служит публичный сервитут, выраженный в праве граждан на свободное пребывание в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах и предусмотренный в ст. 11 ЛК РФ. Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется в ЛК РФ и законодательством Российской Федерации о животном мире. Право общего лесопользования может быть ограничено в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах: аренды, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды или безвозмездного срочного пользования; подписания протокола о результатах лесного аукциона.
До 1 января 2010 г. допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. После 1 января 2010 г. запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам; в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам в порядке, предусмотренном в ЗК РФ, если иное не предусмотрено в ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные в ГК РФ, если иное не установлено в ЛК РФ. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных в ст. 25 ЛК РФ.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Поправка в Лесной кодекс об обязательности биржевой торговли древесиной является прецедентом — это первый опыт в России, когда на законодательном уровне закрепляются продажи конкретного товара на биржевых торгах. Ранее биржевая торговля развивалась по алгоритму Совместного приказа — Федеральная антимонопольная служба и профильное ведомство устанавливали нормативы биржевых продаж. Но такой алгоритм хорошо работает в отраслях, где так или иначе есть доминанты. В лесной отрасли их нет.
Важно сразу подчеркнуть — обязательность биржевой торговли никоим образом не коснется древесины, реализуемой населению. В законе есть специальное уточнение, что лес для нужд физических лиц будет по-прежнему продаваться напрямую. Поэтому население может не переживать — без древесины никто не останется. Также продажи на бирже не будут обязательными для частных предприятий лесной отрасли.
Законодательство определило, что с 1 января 2022 года на бирже будет продаваться 100% древесины, заготавливаемой государственными и муниципальными подведомственными учреждениями. Эти организации — бывшие лесхозы времен СССР. Сейчас на их долю приходится порядка 12 млн куб. различного вида рубки лесов, плюс примерно 4 млн куб. м. лесной аренды. Итого около 16 млн куб. древесины с 2022 года выйдут на биржу.
По приблизительным официальным оценкам, заготовка древесины в России составляет порядка 200 млн куб. м. Таким образом, на биржевых торгах будет реализовываться около 8% древесины страны. Этот объем вполне можно назвать ликвидным, позволяющим сформировать рыночные ценовые индикаторы на данный товар. К примеру, в Совместных приказах о биржевой торговле нефтепродуктами норматив продаж бензинов — 11% от производства, для удобрений — 10% от объема продаж на внутреннем рынке.
Законодательные нововведения представители лесной промышленности встречают по-разному: от полной критики и неприятия до быстрого внедрения в биржевую торговлю и перенастройки бизнеса.
Так, управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group (входит в АФК «Система») Николай Иванов в комментарии «Интерфаксу» высказал мнение, что нововведение о биржевой торговле рынок древесины России не почувствует.
«Для нас новость нейтральная, мы с бюджетными учреждениями не работаем. Рынок это не почувствует. Это давняя инициатива СПбМТСБ. Причем изначально планировалось всю древесину и продукцию из нее продавать в обязательном порядке через биржу. Вот здесь мы против категорически, это не биржевые товары в принципе. Биржевой механизм по лесоматериалам в мире практически не используются, кроме случаев, когда обеспечена полная стандартизация товарных позиций (строганные доски одинаковых длин и сечения). Биржевым товаром лесоматериалы могут стать лишь в силу административных решений. И это не будет работать как рыночный механизм, а как обязанность продавца и покупателя регистрировать сделки на бирже чисто формально, но с уплатой комиссии. Мы с биржей работаем, но по другим, реально биржевым направлениям, например, горюче-смазочные материалы», — сказал он.
Между тем, в Удмуртии, которая участвует в биржевых торгах лесом с 2018 года, уже продано более 460 тыс. куб. м. древесины на сумму более 550 млн руб. Председатель правительства региона Ярослав Семенов, комментируя «Интерфаксу» развитие республики в этом направлении, подчеркнул, что важным моментом реализации древесины через биржу является рост средневзвешенной цены. Так, по итогам 2019 года средневзвешенная цена составила 1040 руб./куб. м, что на 7,7% больше, чем в 2018 году. В 2020 году данный показатель варьируется от 846 руб./куб. м до 2065 руб./куб. м.
«Биржевые торги — это в первую очередь организация для лесопользователей республики дополнительного доступа к лесному ресурсу, прозрачная структура торгов, которая свела вероятность коррупционных составляющих до абсолютного минимума. Внедрение биржевых механизмов позволило участвовать в приобретении лесных ресурсов неограниченному кругу лиц, что подтверждается ростом количества участников биржевых торгов, которые лишились административных и информационных барьеров, а рост конкуренции привел к росту цен на древесину и увеличению налоговых отчислений в бюджет», — сказал Семенов.
Он отметил, что покупателями древесины на бирже являются не только малый и средний бизнес, но и ведущие предприятия республики — ТПК «Восток-ресурс», «Увадрев-Холдинг», «Орион», «Продпромснаб» и АОр МДНП «Красная звезда». Они реализуют крупные инвестиционные проекты в области освоения лесов и имеют соответствующее оборудование для глубокой переработки древесины.
Какие территории принадлежат к землям лесного фонда
В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят как собственно леса, так и нелесные земли.
К лесным землям относятся участки местности, большая часть территории которых занята густой древесной растительностью, а также участки, на которых лесной ландшафт должен быть восстановлен. К данной подкатегории земель относятся:
- территории лесничеств и лесопарков, занятые деревьями и кустарниками;
- участки лесов и прилегающих к ним местностей, лишенные сплошного покрова из древесных растений в результате неблагоприятных природных условий или деятельности человека (выгоревшие леса и зоны санитарных вырубок);
- редины и прогалины;
- пустыри.
Нелесные земли предназначены для осуществления хозяйственной деятельности на занятых лесами территориях. Также к ним принадлежат участки, которые малопригодны для использования. Сюда относятся:
- проложенные через лес дороги;
- просеки;
- участки с постройками хозяйственного назначения;
- покрытые каменистыми россыпями участки, болотистые местности и другие неудобные для применения в хозяйстве земли.
К лесному фонду принадлежат участки местности, которые расположены в пределах границ лесничеств.
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.
Чаще всего лес оформляется во владение заключением арендного договора, поэтому этот вопрос следует рассмотреть более подробно. Аренда земель, принадлежащих лесному фонду, осуществляется в соответствии с правилами, определенными гл. 6 ЛК РФ. В ст. 72 ЛК сказано, что участок леса может быть получен в аренду на период от 10 до 49 лет.
Арендатором земли становится победитель аукциона, проведенного в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минсельхоза № 75 от 04.05.2009. Если на территории участка располагается принадлежащая заявителю постройка, его в виде исключения можно арендовать без аукциона.
Прежде чем взять надел с лесом в аренду, соискатель должен подать заявку организатору торгов. При этом будет выполнена проверка, не числится ли заявитель в реестре недобросовестных арендаторов. Строгих требований к форме заявки не установлено, но в нее обязательно следует включить:
- Ф.И.О. гражданина или название организации, являющихся претендентами на аренду;
- паспортные данные гражданина или сведения об организации либо ИП (в последних двух случаях требуется приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
- координаты участка с лесом;
- адрес проживания или место регистрации заявителя.
Заявителю также стоит подготовить документ, удостоверяющий личность, а также квитанцию, подтверждающую уплату задатка (его размер может находиться в пределах от 10% до 100% первоначальной цены аренды). Начальная цена устанавливается согласно рекомендациям Правительства, итоговая – в зависимости от результатов торгов.
На арендатора возлагается обязанность по созданию проекта по освоению участка леса. Перед началом его использования необходимо добиться получения положительного заключения.
В процессе использования надела арендатор обязан:
- рационально пользоваться лесными ресурсами, обеспечивая сохранность лесов;
- заботиться об улучшении породного состава леса и состояния почвенного покрова;
- принимать меры, направленные на сохранение биологического многообразия вверенной территории;
- соблюдать условия, необходимые для сохранения объектов природного, культурного и исторического наследия.