Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служба охраны труда в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Запросите в отделе кадров штатную расстановку. По ней составьте список работников, которых нужно направить на обучение в учебный центр. В этот список войдут руководители и специалисты, на которых впоследствии возложите обязанности по охране труда. Например, директор, руководители подразделений, технические руководители, главные специалисты, а также сотрудники, которые выдают наряды-допуски, проводят стажировку, занимаются осмотром инструмента (п. 2.3.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр.
Комментарий к ст. 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры
Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).
Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.
Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.
Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).
Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.
Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.
Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствуют разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена. Все, что вы заметите при визуальном осмотре, — потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.
Пример. Специалист по охране труда заметил, что при выходе из цеха № 13 три дня подряд скользкие ступеньки. Чтобы предотвратить потенциальный несчастный случай в организации, постелили резиновый коврик и поставили предупреждающий знак «Осторожно: скользкая поверхность!»
В организации нужно проводить оценку профессиональных рисков (ст. 209, 212 ТК). На данный момент нет четких требований, как именно работодатель должен организовать управление профрисками, поэтому порядок процедуры и методы определяют на локальном уровне. Оценка рисков входит в компетенции специалиста по охране труда на основании профстандарта (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н).
Оценку рисков проводит оценочная группа, в ее состав входит не только служба охраны труда, но и представители других отделов. Это комплексная процедура, объясните работодателю, что участвовать в ней должны линейные руководители, работники производственно-технического отдела и представители трудового коллектива.
Качественная оценка профессиональных рисков и корректирующие мероприятия после нее помогут снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Кроме того, важно научиться оценивать риски, так как это основная процедура, вокруг которой законодатели планируют выстроить охрану труда будущего.
После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Какие документы по охране труда подготовить
Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.
Таблица. Охрана труда: документы 2020
Положения | Положение о СУОТ
Положение о службе охраны труда Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки Положение об обеспечении работников СИЗ |
Приказы по охране труда | · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда
· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда · Приказ об утверждении инструкций по охране труда · Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств · Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом · Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки · Приказ об утверждении графика проведения СОУТ · Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда · Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности · Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей |
Журналы | · Журнал регистрации вводного инструктажа
· Журнал регистрации НС · Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу · Журнал инструктажа на рабочем месте · Журнал инструктажей по пожарной безопасности |
Программы | · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ
· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте · Программа производственного санитарного контроля · Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям · Программа действий по улучшению условий и охраны труда |
Перечни и списки | · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа
· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам · Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств · Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям · Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности · Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ |
Инструкции | Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда
Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность |
Прочие документы | Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств
Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты |
Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.
Принципы разработки системы по охране труда
Выполнить задачу такой сложности способен только специалист с опытом не меньше нескольких лет. Новички могут допустить критические ошибки, которые в итоге могут привести к серьезным последствиям.
При организации охраны труда на предприятии нужно опираться на действующее законодательство, в том числе:
- Федеральный закон № 52 от 30 марта 1999 года, устанавливающий условия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 года, в котором прописаны основы охраны здоровья населения в РФ;
- Федеральный закон № 116 от 21 июля 1997 года, касающийся вопросов промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- Федеральный закон № 426 от 28 декабря 2013 года, где даны понятия, принципы формирования и другие положения о СОУТ;
- постановление Министерства труда России № 14 от 8 февраля 2000 года с рекомендациями по созданию и работе службы по ОТ.
1) Разработать внутреннее положение по охране труда. В локальный нормативный акт должны войти разделы Приказа Минтруда № 438 от 19 августа 2016 года, возможна адаптация текста.
2) Провести оценку профессиональных рисков. Выполняется специалистами по ОТ, работодателем либо независимыми экспертами.
3) Закупить смывающие средства, средства индивидуальной защиты, специальные машины и другие необходимые товары и приборы. Перечень конкретных позиций определяется спецификой деятельности предприятия и выявленными факторами негативного воздействия.
4) Составить график обслуживания и осмотра машин, выдачи СИЗ, выполнения планово-предупредительного ремонта. Ответственный за каждый вид работ назначается приказом.
5) Организовать специальную оценку рабочих мест.
6) Рассказать специалистам и руководству о методах и приемах безопасного ведения работ, провести инструктажи и стажировки, проверить знание требований по охране труда.
7) Обучить персонал навыкам первой помощи.
Важно: соответствующие занятия с руководителями и специалистами желательно проводить хотя бы каждые 3 года, а с рядовыми сотрудниками — ежегодно.
8) Подготовить локальные нормативные акты по охране труда.
В дальнейшем необходимо контролировать надлежащее функционирование системы и соблюдение установленных требований, а также своевременно подавать отчеты в проверяющие органы.
Ответственный по охране труда в организации — кто это?
Ответственным по охране труда в организации назначается работник, который прошёл в установленном порядке обязательное обучение (и проверку знаний) по охране труда в размере 40 часов. Такой работник будет следить и руководить организацией и проведением необходимых мероприятий по охране труда в организации. Что касается назначения ответственного, здесь есть пара нюансов:
- если в организации штат насчитывает более 50 работников, то ответственным по охране труда автоматически становится специалист по охране труда (штатная единица которого в этом случае должна быть введена в обязательном порядке), или руководитель службы охраны труда;
- если же штат организации насчитывает менее 50 работников, и ответственный по охране труда не назначен, то им автоматически становится руководитель организации.
Приказ о создании службы охраны труда
В приказе о создании службы по ОТ фигурируют следующие понятия:
- в правом углу прописывается наименование организации, дата утверждения распорядительного документа и дата подписания;
- в преамбуле прописывается в связи с чем или с какой целью издается приказ, а именно: «На основании требований трудового законодательства и исполнения иных нормативных актов Минтруда»;
- отступив, по центру, пишется слово: «Приказываю»;
- далее пишется текст непосредственного документа: «1. Создать службу по охране труда в количестве 5 человек. 2. Структура службы определена в Приложении»;
- контроль за созданием возложить на главного инженера Матанцева Е.Н.
После согласования документа со всеми заинтересованными лицами, необходимо ознакомить сотрудников, указанных в приказе и иных работников предприятия с созданием службы.
Планирование мероприятий по охране труда
Этот вид планирования является важнейшим элементом охраны труда на предприятии и представляет собой организационный процесс, осуществляемый руководством с целью обеспечения безопасности труда работников. Разработка плана позволяет равномерно распределить необходимые мероприятия во времени, а также определить примерный объем финансовых затрат, необходимых для их реализации.
План по охране труда на предприятии образца 2021 года представляет собой таблицу следующего вида:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственное лицо |
Стоимость реализации |
1 |
Аттестация рабочих мест |
1 раз в год |
Генеральный директор |
100 000 руб. |
… |
… |
… |
… |
… |
В штат данного подразделения входят квалифицированные специалисты в данной области. Приказы по охране труда в основном издаются для формирования службы из лиц, имеющих квалификацию инженера по данной специальности, а также людей с высшим профессиональным или техническим образованием, при этом могут набирать даже экспертов без какого-либо стажа работы. Помимо этого, могут набирать людей со средним техническим образованием, если их опыт работы на посту техника первой категории составляет как минимум три года, или же он как минимум пять лет проработал на других должностях, которые замещаются специалистами с подобным образованием. При этом стоит отметить тот факт, что вне зависимости от категории указанных лиц, до того как они непосредственно приступят к своим обязанностям, должны проводиться специализированные обучающие мероприятия, а также выдаваться журналы по охране труда.
Перечень документов по охране труда
В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:
-
приказ о создании службы охраны труда;
-
положение о службе охраны труда;
-
должностные инструкции работников;
-
комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
-
перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;
-
инструкции по охране труда;
-
журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
-
журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.
-
протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;
-
личные карточки учета выдаваемых СИЗ;
-
журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
-
сведения о прохождении медицинских осмотров работников;
-
материалы по специальной оценке условий труда;
-
другие.
Структура службы охраны труда
Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:
- численности работников;
- условий труда;
- имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
- иных факторов.
Нормативной базой, которая определяет структуру, численность и другие вопросы, связанные с организацией рассматриваемой службы, являются Межотраслевые нормативы, выработанные постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 №10. Кроме этого документа существует и другой – Рекомендации по организации службы охраны труда (постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 №14).
Рекомендации предусматривают положение, в соответствии с которым в структуру службы входит начальник единицы и специалисты, которые прямо подчиняются руководителю.
Численность специалистов определяется на основе положений, предусмотренных Межотраслевыми нормативами. Нормативная численность персонала, из которого формируется охранная служба, устанавливается из расчета, учитывающего функции, которые будут выполнять «охранники» труда, а также иных параметров, в числе которых:
- численность (среднесписочная) работников в организации;
- численность работников, трудящихся во вредном производстве, или сопряженном с вредными и опасными факторами.
Основные функции службы охраны труда
В обязанности сотрудников службы охраны труда входят самые разные функции, основные из которых предусматривают:
- осуществление контроля за исполнением положений нормативных требований Минтруда РФ, а также локальных нормативных актов в рассматриваемой области;
- осуществление аттестации рабочих мест в срок не реже, чем один раз в 5 лет;
- расследование происшествий на производстве;
- систематические проверки соблюдения основных правил по охране труда на производстве;
- расчет графиков, по которым осуществляются медосмотры работников по профессиям и должностям;
- руководство работой вновь поступающих, а также учащихся и студентов, приступивших к производственному обучению по приказу руководителя учебного заведения;
- обучение работников правилам безопасного труда на производстве, осуществление вводных, внеплановых, повторных инструктажей;
- ознакомление работников с положениями инструкций, учебной литературы по вопросам охраны труда на производстве;
- озвучивание рекомендаций и демонстрация практических приемов в области оказания первой медпомощи пострадавшему на производстве.
Для осуществления порученных им основных функций, работники службы охраны труда, помимо обязанностей, должны обладать и соответствующими правами. Так, для надлежащего выполнения своих основных функций работник имеет право свободного доступа в любые производственные, бытовые, служебные и прочие помещения организации.
Он имеет право предъявлять обязательные для руководства предписания, необходимые для устранения существующих недостатков. Кроме того, сотрудники службы имеют право получения от руководителей различных документов, инструкций, положений по охране труда и нормативных материалов Минтруда РФ по интересующим их вопросам.
Организация охраны труда
Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.
Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.
Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.
Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.
Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.
Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.
Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответст��ующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.
Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.
В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.