Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС

Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.

Сходства

В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.

Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.

Различия

Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.

Вывод

Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.

По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.

Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.

Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:

  • Первая — до 3 ч;
  • Вторая — максиму 9 ч.

Какие изменения будут в приказе Минтранса No424

  • Автомобилистов, относящихся к сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, не коснутся требования, затрагивающие режим труда и отдыха, прописанные в приказе Минтранса No 424.

  • Приказ предусматривает принятие решения об увеличении продолжительности учётного периода времени водителя только работодателем.

Учёт рабочего времени для водителей, работающих как Индивидуальный Предприниматель, и управляющего транспортом без привлечения водителей (самостоятельно), так же рассматривается в Постановлении. Данный случай предусматривает фиксированное количество рабочих часов за полный месяц, и его превышение не допустимо.

  • Пояснения коснулись и водителей, работа которых, подразумевает вахтовый метод. Прежде выдвинутый регламент, касающийся увеличения времени работы работодателем до 12 часов, утратил свою силу.

Это коснётся водителей, совершающих рейсы для медицинских учреждений, а также организаций, предоставляющих коммунальные услуги, телефонную связь, телевидение и радио, аварийную помощь. Также, подобное нововведение коснётся автомобилистов, которые занимаются перевозками груза на служебных, легковых, и инкассаторских автомобилях.

  • По правилам разделения рабочего дня введено уточнение, теперь имеет право внести данные изменения только работодатель. В ситуациях, когда у водителя руководителя нет, и он сам является Индивидуальный Предпринимателем, право на разделение рабочего дня остаётся за ним.

  • Формулировка, касающаяся ежедневного периода, исходя из которого рассчитываются нормы времени управления и нормы периода отдыха, будет изменена. Ежедневный период теперь исчисляется 24 часами. Временной интервал управления автомобилем в течении суток составляет 9 часов, однако, предусматривается увеличение времени управления до 10 часов, но с периодичностью не более двух раз в неделю.

Читайте также:  Признание права собственности в порядке наследования

Вышеупомянутое разъяснение термина ежедневного периода, влечёт ряд положительных аспектов. Например, это гарантирует корректный расчёт данных тахографом. Соотношение норм времени управления и отдыха, а также их соблюдение, исходит из ежедневного периода управления ТС. Это позволяет тахографу выявить нарушения, относящиеся к нормам времени управления и отдыха.

Норма времени ежедневного отдыха уже заложена в график ежедневного периода управления ТС. Что касается нормы управления, то она должна соответствовать периоду времени, оставшемуся после вычитания нормы времени отдыха из продолжительности ежедневного периода.

  • Для индивидуальных предпринимателей, управляющих самостоятельно транспортом, время перерыва, а также его продолжительность, предусмотрены самостоятельным расчётом времени. Однако и оно опирается на 424 приказ и его положения и параметры.

  • Водители, работающие вахтовым методом в условиях Крайнего Севера, или в районе близ лежащих областей, а также лица, эксплуатирующие автомобильное средство за пределами населённых пунктов и их границ, предусмотрена возможность уменьшения часов на еженедельный отдых. Оно может составлять не менее 24 часов за каждую неделю и компенсироваться между вахтами.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей в 2021 году

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.

Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.

Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 – 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;
  • для остальных водителей – 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьёй 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

Читайте также:  Как снять с машины арест, наложенный судебным приставом

9. Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учётом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

Как разрешат делить смены водителей

С 01.01.2021 при разрешении водителя его рабочий день допускается делить на смены:

Условия Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Начало первого междусменного перерыва Не позднее, чем через 5 часов с момента начала работы
Время междусменных перерывов за день
  • 3 часа — при регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — в остальных случаях
  • 5 часов;
  • один из перерывов — не менее 2 часов
Разделение смен на части разрешалось только при перевозках автобусами на регулярных рейсах и при передвижении госслужащих на служебных машинах
Где предоставляется междусменный перерыв В местах, дающих водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению
Место должно было соответствовать расписанию движения

Сколько по норме должен проезжать водитель в сутки

Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять грузы по назначению в междугородном сообщении в следующие сроки:

  • Свыше 250 км — на каждые полные или неполные 250 км прибавляется полсуток
  • До 250 км включительно – одни сутки

Сроки доставки грузов исчисляются с 24. 00 ч дня приема грузов к перевозке.

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону доб. 504 (консультация бесплатно)

Ответственность за нарушение режима труда водителей

Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:

Нарушение Кого накажут Санкция
  • Управление ТС без тахографа, если он обязателен;
  • неправильное использование тахографа водителем;
  • выпуск работодателем ТС на линию с неисправным тахографом
Водителя Штраф от 3 000 до 5 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.
Несоблюдение норм времени управления автомобилем и времени отдыха Водителя Штраф от 1 500 до 2 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.

Изменения в режиме труда и отдыха водителя

Основной нормативный акт, изменяющий требования к законодательно закрепленному режиму труда и отдыха водителей в 2020 году — выпущенное Правительством РФ постановление № 1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД — добавляется отдельный раздел, посвященный оптимизации времени управления ТС для снижения аварийности.

Основное назначение всех изменений — синхронизация действующего в РФ законодательства с нормами ЕСТР. Требования ЕСТР по режиму труда и отдыха водителей используются в качестве базовых при планировании международных рейсов. С выходом постановления европейские нормативы стали обязательными также для водителей, выполняющих внутренние рейсы.

При этом, как и было сказано выше, обновленные нормы касаются только физических лиц. Управляющих грузовым транспортом. Это значит, что водитель должен перевозить грузы, находящиеся в личной собственности, и не получая при этом оплату за выполненные рейс.

Нормативы режима труда и отдыха для коммерческих перевозок не меняются. При планировании все также нужно ориентироваться на цифры из приказа №15 министерства Транспорта Российской Федерации (2004 год).

Пользователи спрашивают – юристы отвечают

Что подразумевается под термином водитель-международник?

Такого понятия ни один закон Российской Федерации не содержит. В обиходе и на биржах по трудоустройству под водителями-международниками понимаются, как следует из самого названия, водители, совершающие рабочие поездки, перемещения за официальные границы Российской Федерации.

Каков режим труда и отдыха водителя международника? Определяется ли он приказом Минтранса №15?

Как указано в самом приказе в п. 2 утверждаемое им Положение распространяется только на лиц, осуществляющих перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Таким образом, при перемещении вне границ РФ водителю следует руководствоваться нормами труда и отдыха, принятыми на территории государств, где происходит поездка.

Исходя из текста этой же нормы Положение регламентирует режим работы водителей-дальнобойщиков при нахождении в границах РФ, а вне границ России следует исполнять правила соответствующей страны (или, например, Европейского союза при осуществлении поездки по территории стран-участниц ЕС).

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2019 году — работа России, дальнобойщика

  • При осуществлении грузовых перевозок по Российской Федерации и других странах, необходимо обязательно учитывать требуемый режим труда и отдыха водителей грузовиков.
  • Это позволяет не перерабатывать сотрудникам и исключает возникновение аварийных ситуаций вследствие усталости.
  • Поэтому крайне важно становится знать, какой режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в России в 2019 году существует, и каковы его значения на данный момент.
  • Работодатели нередко заставляют своих сотрудников перерабатывать, и это касается и водителей, которые для того, чтобы быстрее довезти груз, вынуждены не спать днями.
  • Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия.
  • Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения.
Читайте также:  Перенос ежегодного отпуска. Разделение его на части, вызов из отпуска

Чтобы не получать штрафов и не становиться виновником ДТП, следует рассмотреть, какой режим работы будет оптимальным для водителей.

Все требования к нормативам труда и отдыха прописаны в законодательных актах, включая количество часов в зависимости от режима работы водителя, а также учитывая перерывы в работе.

Если будет выявлено, что тахограф зафиксировал нарушение, то штраф будут платить как водители, так и их начальники, ведь безопасность на дорогах — одна из главных проблем России.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Основная суть нововведений

Теперь жестко регламентируются временные рамки работы и отдыха водителей автобусов. Нарушение данных правил влечет за собой повышение риска возникновения аварий на дороге и административное наказание в виде взимания штрафов.

Нахождение за рулем шофера ограничивается 56 часами в неделю и не должно превышать 9 часов в день. Причем суточное вождение не должно быть непрерывным, может продолжаться не более 4-4,5 часов, после которых следует перерыв на отдых.

Кроме того, трудовое время за 2 недели не должно превышать 90 часов, но такое ранжирование не статично, возможно вырабатывать по 45 часов в неделю или перераспределить работу в соответствии с правилами — 56 ч одна семидневка, 34 ч другая.

Особенности выполнения норм при наличии двух водителей

Положение о выполнении норм режима водителей имеет некоторые особенности, если управление ТС осуществляет два человека:

  • Устройство, при помощи которого осуществляется контроль за соблюдением существующих норм (тахограф), должно быть рассчитано на двух водителей. Такое требование соблюдается установкой 2 шайб или 2 карточек;
  • При выполнении движения тот водитель, который находится в транспортном средстве, но не осуществляет управления им, также выполняет свои рабочие обязанности и, соответственно, такое действие включается в режим работы;
  • При установке на тахограф двух шайб каждый из водителей ведет учет времени по выполнению обязанностей отдельно;
  • Полноценный отдых водителям может выставляться только тогда, когда транспортное средство не движется;
  • Общая рабочая смена двух водителей должна составлять не более 30 часов. В данное время входит управление транспортным средством, полноценный отдых, кратковременный перерыв, погрузка, разгрузка и т.д.;
  • Минимальное время отдыха, в течение которое транспортное средство не должно передвигаться – 9 часов – только в таком случае оба водителя имеют право проставить себе период отдыха по тахографу;
  • На протяжении суток общее время управления транспортным средством не должно превышать 18 часов, при этом каждый из водителей отдельно управляет машиной не более 9 часов.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.


Похожие записи:

Добавить комментарий