Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий с полисом ОСАГО при ДТП в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
Ремонт с доплатой можно заменить на выплату
Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».
Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.
Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.
Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.
Лимит за вред имуществу – 400 тысяч
Его регулирует статья 7 ФЗ Об ОСАГО:
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:
…
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
Максимальный размер 400 000 рублей выплаты за вред автомобилям не лимитирован такими нюансами, как:
- число страховых случаев в течение срока действия полиса ОСАГО – вы можете хоть каждый день попадать в ДТП, и за каждое происшествие страховая компания обязана будет оплатить до 400 тысяч,
- количество потерпевших лиц в ДТП – их может быть хоть 10, и эта сумма максимальной выплаты не делится на всех, а полагается каждому потерпевшему.
Эти положения вытекают по смыслу цитируемой статьи 7 ФЗ-40.
Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО
Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.
В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:
- название страховой компании;
- персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
- адрес регистрации пострадавшей стороны;
- номера полисов ОСАГО;
- информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
- сведения о виновной стороне;
- данные по ТС обоих участников ДТП;
- информация о понесённых в результате аварии расходах;
- подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.
Что делать виновнику?
Человеку, причастному к происшествию, следует действовать по схеме. Вызвать офицеров ГИБДД, если есть пострадавшие, позвонить по номеру 112 в службу спасения. При незначительных повреждениях транспортных средств можно оформить Европротокол, о нюансах этого документа будет написано ниже. Автомобиль должен оставаться на той точке, где произошла авария. Переставлять его нельзя, водитель должен обезопасить себя и всех окружающих дорожными знаками. Транспорт убирают с проезжей части, только когда полицейские зафиксируют особенности аварии. В период ожидания полицейского наряда делают видео- и фотосъемку поврежденного автотранспорта. Фотографии и видео впоследствии послужат доказательствами невиновности того или иного лица. Одновременно для получения страховки ОСАГО при ДТП записывают контактные данные всех его участников. Контролируют наличие в комплекте документов ГИБДД: извещения по форме ОСАГО, справки об аварии, протокола об административном нарушении. Если кто-либо из автовладельцев не соглашается с выводами представителей инспекции, об этом в протоколе делается запись. После подписания всех бумаг нужно не забыть поставить в известность о произошедшем своего страховщика. Теперь немного о Европротоколе. Этот документ был разработан для упрощения формирования документов об автомобильном происшествии без вызова автоинспекции. Европротокол экономит время и сокращает усилия на подписание кипы бумаг. Если автовладельцы согласны оформить протокол, то его после подписания в течение 5 рабочих дней отправляют в СК. Оттуда должен прийти вызов на технический осмотр ТС, далее принимается решение о возмещении трат на ремонт. Европротокол можно оформлять в следующих случаях: отсутствие жертв и пострадавших; сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей; в инциденте приняли участие не более двух машин; имущественного ущерба кроме причиненного автомашине нет; обе стороны согласны подписать протокол. Европротокол составляется от руки, обстоятельства излагаются в свободной форме, проставляются подписи сторон.
Как действовать, если попал в ДТП и не виноват?
Рассмотрим действия гражданина, уверенного в своей невиновности в произошедшем инциденте. Вызвать сотрудников госавтоинспекции. До прибытия наряда сфотографировать и снять на видеокамеру телефона место столкновения ТС, узнать у другой стороны контакты его страховщика. По приезду офицеров можно требовать проведения медицинского освидетельствования гражданина, причастного к аварии, если в этом имеются подозрения. После составления официальных бумаг и покидания места ДТП обращаются в страховую компанию, чтобы оформить денежные переводы или сертификат на ремонт по ОСАГО. Далее должна последовать экспертиза ТС, ее лучше проводить в присутствии виновной стороны, особенно, если машины слишком сильно разбиты. Проверить правильность заполнения всех бланков документов. Проверить число, проставленное в протоколах, от него будет отсчитываться срок переводов установленных СК сумм, период составляет 20 дней. В итоге владелец ТС дожидается поступления денег или сертификата на ремонт и отправляет машину в автосервис. Часто компенсационный платеж не окупает затрат на ремонт. Тогда собирают чеки, чтобы в дальнейшем требовать от страховой доплаты за проведенные в сервисе ремонтные работы. Все действия необходимо подкреплять официальными заявлениями.
Можно ли получить возмещение при ДТП по ОСАГО, если авария произошла во дворе либо на паркинге
Транспортное средство может быть повреждено не только в ДТП. Далеко не каждый водитель знает, что делать при небольших повреждениях автомобиля на автостоянке либо во дворе. Если оно произошло из-за столкновения с другим автотранспортом, случай является страховым, а на него распространяется ОСАГО. В случаях, когда повреждение было вызвано действием пешеходов, посторонних предметов (ветка дерева, сосулька и т.п.), а также действий своего хозяина, страховое возмещение не осуществляется.
При дорожно-транспортном происшествии по автогражданке возмещение положено лишь пострадавшим лицам. Для этого они обязаны зафиксировать факт инцидента. Для этого можно использовать упрощённую процедуру европротокол либо путём вызова инспектора ГИБДД. Документы по аварии должны быть направлены страховщику виноватого водителя, закон отводит организации 20 дней на выполнение возмещения. Законодательство устанавливает максимальные ограничения по величине компенсации. Если нарушитель откажется признать собственную вину, другая сторона должна обратиться в дорожную полицию либо в суд.
Какие документы необходимо при обращении за выплатой по ОСАГО
При отсутствии согласия между участниками ДТП либо величина ущерба превышает 100000 рублей необходимо вызвать инспекторов ГИБДД. На их действия будет влиять то, был ли причинён вред здоровью физических лиц либо нет.
Для получения возмещения в общем порядке следует представить страховщику такой пакет документов:
- Справка об аварии на дороге либо европротокол
- Протокол об административном правонарушении
- Документ, который подтверждает право собственности на автомобиль
- Полис гражданского автострахования
- Извещение о дорожном инциденте
- Схема ДТП
- Водительское удостоверение
- Реквизиты банковского счёта (если требуется денежное возмещение)
- Доверенность на транспортное средство (в случае необходимости)
В случае проведения экспертной оценки необходимо предоставить заключение специалистов и квитанцию об оплате. Если автомобиль будет эвакуирован, необходимо подать документацию, которая это подтверждает.
При причинении вреда здоровью физическим лицам работники ГИБДД обязаны оформить такую документацию:
- Протокол осмотра и схема дорожно-транспортного происшествия
- Определение о возбуждения административного дела против виновного автомобилиста
- Пояснения каждой стороны
- Справки о дорожно-транспортном происшествии (должны быть предоставлены каждой стороне)
Чтобы страховая произвела возмещение вреда, важно, чтобы в документации дорожного полиции была чётко обозначена причина случившегося. В бумагах должно говориться, что страхователь был вменяемым и не нарушал правила дорожного движения. Для этого необходимо получить расширенную справку ГИБДД. Её в будущем необходимо приложить при обращении в свою страховую по ОСАГО.
Внимание! Не стоит подписывать пустые схемы дорожно-транспортных происшествий и бланки с пояснениями. Это нужно сделать даже в тех ситуациях, когда работник дорожной полиции убеждает в отсутствии необходимости и времени. Иногда инспекторы обещают, что в будущем они самостоятельно заполнят бумаги. Карта происшествия и все измерения следует выполнить в присутствии каждого водителя.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Что делать пострадавшему при аварии
После аварии в числе потерпевших могут оказаться не только сам водитель, но и его пассажиры, а также проходившие поблизости пешеходы. Как быть и что делать при аварии автомобиля пострадавшему автовладельцу? Перечень действий будет напрямую зависеть от состояния водителя после столкновения. Если он в сознании и отделался парой ушибов, то сможет вызвать госавтоинспектора для оформления дорожного происшествия.
Покидать место аварии до приезда полицейских нежелательно. Перемещать машину тоже запрещено. Если понадобится все же освободить трассу, чтобы не создавать пробку на дороге, прежде следует подробно заснять на видео или камеру мобильного телефона место столкновения.
Пострадавший должен взять контактные данные и реквизиты полиса ОСАГО у виновного в ДТП водителя. Можно потребовать, чтобы инспектор ГИБДД направил виновного на освидетельствование в медучреждение, если у того присутствуют все признаки алкогольного опьянения.
При получении от другого участника ДТП только материального ущерба поступать следует так:
- Если пострадавший чувствует себя нормально и в помощи медиков не нуждается, то после звонка в ГИБДД он должен отключить зажигание и поставить на дороге аварийный знак по всем правилам.
- Найти свидетелей произошедшего, опросить их, по возможности записать показания и взять номера телефонов, чтобы иметь возможность при необходимости связаться с ними, если возникнут какие-то вопросы и потребуется проводить судебное разбирательство.
- Поставить в известность страховую фирму нарушителя дорожных правил об аварии. Позвонить и своему страховщику, выдавшему полис ОСАГО, ответить на вопросы агента.
Представитель страховой компании должен будет осмотреть машину. Процедура проводится обязательно в присутствии виновного водителя. При наличии масштабных повреждений понадобится проводить экспертизу для расчета суммы возмещения вреда.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Влияние одного дорожно-транспортного происшествия на цену
Сколько действует повышающий коэффициент?
Положений Гражданского кодекса Российской Федерации далее ГК РФ ;. В процессе вычисления цены договора обязательного страхования автомобилей и иных ТС используются основные тарифы, которые регулируются государственными органами, а также коэффициенты, влияющие на цену полиса. Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.
Кбм определяется на основе класса владельца авто.
В процессе вычисления цены договора обязательного страхования автомобилей и иных ТС используются основные тарифы, которые регулируются государственными органами, а также коэффициенты, влияющие на цену полиса.
От чего зависит цена страховки?
Порядок возмещения ущерба
скрытие информации об аварии при изменении страховой компании. УТС относится к реальному ущербу , а страховые компании обязаны производить соответствующие выплаты пострадавшей стороне, о чем говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 58 от 26. Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:
Однако он должен получить скидку в размере 5 при продлении страхового полиса на следующий год.
Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.
Как зависит стоимость полиса от КБМ
Важно учитывать, что стоимость обязательного полиса ОСАГО напрямую зависит от КМБ. Чем ниже его значение, тем меньше стоимость защиты.
Рассмотрим простой пример, как меняется стоимость ОСАГО для автолюбителей, при изменении КБМ.
Расчет:
БТ |
КБМ | Кт | КВС | КО | КМ | КС | КП |
Итого, рублей |
4118 |
2,45 |
1,8 |
1 |
1 |
1,4 |
1 |
1 |
25 424,53 |
1,55 |
16 084,90 |
|||||||
1 |
10 377,36 |
|||||||
0,90 |
9 339,62 |
|||||||
0,80 |
8 301,88 |
|||||||
0,70 |
7 264,15 |
|||||||
0,60 |
6 226,41 |
|||||||
0,50 |
5 188,68 |
Благодаря таблице вы можете сами посмотреть, как зависит стоимость бланка ОСАГО от размера КБМ.
Порядок действий при ДТП
Последнее изменение в части правил поведения водителей, попавших в ДТП, датировано 01.07.2016 г. Благодаря этому порядок действий по ОСАГО в 2017 году стал более простым. С этого года к сотрудникам ДПС при аварии можно не обращаться, если:
- нет погибших и пострадавших людей;
- столкнулись только 2 ТС;
- размер ущерба не превышает 25 000 рублей;
- у водителей нет противоречивых мнений по установлению вины;
- водители могут сами заполнить европротокол.
При вышеперечисленных условиях водители могут действовать так:
- Сфотографируйте место ДТП во всех ракурсах. Фото будет достаточно, поэтому свидетелей можно не привлекать.
- После этого уберите машину с проезжей части.
- Заполните извещения со схемой ДТП.
- Отнесите извещение в страховую фирму.
- Выждите время рассмотрения заявления.